Храм Неба Тяньтань в Пекине

Адрес: Tiantan Beilu, Chongwen District, Пекин 100050, Китай
Время работы: парка — 6.00-22.00, сам храмовый комплекс открыт для посещения с 8.00 до 17.00
Цена билета в зависимости от сезона составляет 30-35 юаней

В юго-восточной части столицы Поднебесной и к югу от Гугуна, на территории общей площадью храмового комплекса в 270 Га, что в несколько раз превышает размеры Запретного города, в окружении дворцов и павильонов посреди роскошного парка раскинулся грандиозный алтарный комплекс – Храм Неба (Тяньтань), возведенный по уникальной технологии без использования гвоздей и цемента. В отличие от множества других храмовых построек величественный объект имеет круглую архитектуру, в которой черепица выполнена в синем цвете, олицетворяющим небо. Более того есть в планировке Тяньтань нумерологические и акустические диковины.
В те далекие времена сюда входили только представители императорских семей. Теперь же побывать здесь может любой желающий. Впервые такая возможность появилась у простых граждан лишь в 1918 г. Помимо всего прочего, в настоящее время храм превратился в парк. Количество людей, приходящих сюда уже с наступлением рассвета просто поражает. Необычное зрелище!

Как добраться до Храма Неба

Перед тем как обозначить оптимальные способы, чтобы добраться до храма, для начала стоит отметить, что на территорию святыни можно попасть через четыре входа: Северные, Южные, Восточные и Западные ворота.
Так вот, самым быстрым и удобным способом добраться до пункта назначения является метро: 5-я линия, движемся до станции TianTan Dongmen Station и через выход A направляемся к восточным воротам Храма.
До объекта можно доехать и на автобусе. И от того, на какой из его многочисленного множества номер вы сядете и будет зависеть, к какой остановке и воротам комплекса вы прибудете:
- Тяньтаньбэймэнь (северные) и Тяньтаньдунмэнь (восточные) - No6, 34-36,707,743;
- Тяньтаньнаньмэнь (южные) - 53,525,800,958;
- Тяньтаньсимэнь (западные) - 15,20,105,707.

Нумерология и символы в архитектуре Храма

Есть в строениях комплекса нумерологические загадки. Вот к примеру, некоторые из них: в алтаре насчитывается 9 плит, а как известно "девятка" считается могущественным числом в Китае. В зале Молитв представлено 28 колонн, внутренний ряд которых символизирует месяцы, внешний же - часы. Все эти колонны разделены на 4 группы, каждая из которых олицетворяет время года.
Не обошлось тут и без символов. Древние китайцы представляли Землю в форме квадрата, а небо круглым. Видимо, не случайно, территория объекта, изначально носившего название Храма Неба и Земли, имеет квадратные очертания, то же самое прослеживается и с южной стороны храма. А вот северная стена имеет закругленные формы.

История

В Поднебесной император считался посланником небес, поэтому особая связь между ними осуществлялась путем торжественных ритуалов-молитв в этом священном месте, построенном практически одновременно с Запретным Городом в 1420 г. одним из императоров династии Мин. Здесь владыка Поднебесной обращался к Богам и духам предков с мольбами о хорошей погоде, урожайном годе, благополучии народа, покое предков.
За несколько дней до церемонии Сын Неба готовился к ней во Дворце Воздержания, не употребляя при этом ни мяса, ни вина, не развлекался со своими наложницами. За сорок пять минут до восхода солнца в день ритуала Сын Неба, облаченный в священные одежды, поднимался по каменным ступеням в Храм Неба в сопровождении своих придворных. Стоит отметить, что простым смертным запрещалось не только участвовать, но и даже наблюдать за этим действом. В это время в печи с тушей жертвенного быка разводился огонь. Владыка совершал 9 ритуальных действий, читал молитвы. Завершался обряд когда в жаровне догорало мясо. Это означало, что Небо приняло данную жертву. После чего вся империя с трепетом предвкушала благоприятных примет.
В 1530 г. одиннадцатый по счету император династии Мин достроил Тяньтань, возведя Зал Императорского Небосвода, Алтарь Неба, Стену Эха. Стоит отметить, что за период своего существования святыня не однократно видоизменялась.
В 1752 г. реконструкция коснулась и Зала Императорского Небосвода. Но спустя лишь немного больше столетия, главное его строение - Зал Молитв об Урожае было уничтожено пожаром, возникшим в результате удара молнии. Через несколько лет объект был отстроен заново.
В период оккупаций и грабежей, всему комплексу и прилегающим к нему территориям был причинен колоссальный урон. А после падения династии Цин храм и вовсе настолько был заброшен, что его некоторые строения просто разрушились.

Архитектура комплекса

Ранее мы уже упомянули о четырех входах на территорию святыни. Так вот императоры проходили свой путь в дни наиважнейшей церемонии через Западные Ворота. Предлагаем и нам с него начать свое знакомство с объектами комплекса.
При входе расположилось здание квадратной формы площадью 40 тысяч кв.м, в окружении двух рядов стен. Это тот самый Дворец Воздержания, где Императоры Поднебесной готовились к проведению религиозного обряда. В целях безопасности Владыки вокруг Дворца и внутренней стены были вырыты рвы и заполнены водой. Справа от главных ворот Дворца высится Башня Колокола. Ранее он оповещал, издавая при этом достаточно резонирующий звук, о моменте вхождения императора в Храм Неба.
В зеленой черепичной крыше его Центрального павильона отсутствуют поддерживающие балки, а посему и носит достаточно незамысловатое название - Зал без Перекрытий. Внутри пятикомнатного строения находится императорский трон. Здесь Сын Небес во время подготовки к жертвоприношению принимал министров. Остальные помещения здания были предусмотрены для самих министров. Перед тем как войти в Зал, обратите внимание на здания по обеим сторонам от него: справа разместился Павильон Времени, служащий ориентиром для определения времени совершения жертвоприношения и молитв, справа – Зал для Сна.
С 1986 г. во Дворце были выставлены жертвенные экспонаты.
К западу от Дворца Воздержания расположен павильон  Небесной музыки, где во время молитв Небесам исполнялась церемониальная музыка. Несмотря на культовость места, оно никогда не было спокойным, поскольку количество учеников доходило до 3000.
Перед тем, как направиться в сторону храмового комплекса, прогуляемся по парковой его части. Сделать это можно благодаря галереям, расписанным видами Поднебесной, а так же ее историческими эпизодами и образующим определенные маршруты среди огромного пространства, картин, созданных самой природой и открывающимися отсюда великолепными видами на садовые павильоны и прекрасные цветники.
Перемещаемся к южным воротам и к дороге, ведущей к Алтарю, представляющему пятиметровую трёхъярусную основу-подиум:нижний, символизирующий Ад - 70, средний, Мир Мертвых-50 и верхний, Небеса-30. Каждый со своим мраморным парапетом.В двух рядах краснокирпичных стен, окружающих объект, насчитывается 24 стилизованных под облако Линсинмэнь. Как вам кажется, какое название имеют эти конструкции? Все очень просто: ворота Поднимающихся Облаков. Сверху они украшены ударными музыкальными инструментами - Юньбань - маленькими гонгами, подвешенными на деревянной раме .В центре Алтаря установлен Камень Небесной Души, к которому преклонял свое колено Владыка Поднебесной. К слову об акустических диковинах, как и было обещано выше, с камнем связан следующий феномен: встаньте в самый его центр и скажите что-нибудь, и вам ответят, даже несколько голосов. Считается, что это разговаривают Боги.
В пределах внешней стены Алтаря в юго-восточной части установлена кирпичная Жертвенная Печь. К ней ведут 3 лестницы. С одной из них в процессе ритуала сжигания Повелитель наблюдал и молился. Аналогичные, только чугунные 8 печей установлены в северо-восточной части (число "8" символизирует количество императоров Цинской династии).
На юго-западе от Алтаря возвышается 33-метровый столб. На него подвешивались сигнальные огни, поскольку зимой ранним утром - время начала церемонии было еще очень темно.
На востоке от Алтаря разместилось еще несколько построек, задействованных в подготовке к церемонии: в первых двух подношения готовились и хранились - Небесные Кухня и Хранилище, третья - Дом Жертвенной посуды с церемониальной утварью и, наконец, Дом мясника.
Направляемся к северу от Алтаря и перед нами предстает 19-ти метровый округлый павильон с конусообразной крышей - Зал Императорского небосвода. Внутри установлено восемь колонн, поддерживающих трёхъярусное основание потолка. Диаметр каждого последующего уровня уменьшается снизу вверх. Поднимите голову вверх! В углублении потолка извивается золотой дракон. Яркое внутреннее убранство объекта пестрит образами фениксов и драконов. Надо сказать, что эти два императорских символа доминируют в украшениях большинства павильонов, и не только этого комплекса. Тут представлены мемориальные доски Богам Стихий, а также Богу Луны и Звезд. Накануне дня совершения обряда их перемещали на Алтарь, причем в строгой последовательности.
Еще один акустический парадокс связан с Шепчущей стеной, окаймляющей двор с Императорским Небосводом. Если с одной ее стороны произнести что-то, даже очень тихо, то с другой - все будет отчетливо слышно. Этот эффект достигается благодаря большому радиусу изгиба и гладкости стены, минимального количества швов в ее кирпичной кладке. И это не последний звуковой парадокс, который можно обнаружить здесь. Так на дороге, выложенной мраморным панно и ведущей к Императорскому Небосводу есть Камни Тройного Эха. Стоит встать на первый из них и хлопнуть в ладоши, послышится одно эхо, на втором - уже два, на следующем – все три.
Выходя за пределы Шепчущей Стены, не обделите своим вниманием древний кипарис, коему насчитывается около 1000 лет. Ствол его выглядит словно устремляющиеся ввысь драконы. Продолжаем свое путешествие на север и перед нами предстают Ворота Совершенного Целомудрия, за ними следует широкая дорога длиной в 360 метров с завораживающим названием - Мост Алых Ступеней. Складывается впечатление, что идя по нему, словно поднимаешься к Небу. Центральная его Священная дорога предназначалась только для Бога. Справа от нее – императорская, левая полоса – Дворянская, использовалась придворными.
И вот мы у стен Алтаря Молитв за Хлеб. На мраморной трёхъярусной платформе курганного типа расположился 38-метровый в высоту Зал Молитв о Хорошем Урожае. Кстати, ее  архитектура схожа с основой Круглого Алтаря: отдельный ряд основания огражден столпами, украшенными все теми же символами императорской власти, ну, и конечно же, облаками. Вершину купола венчает позолоченный шар. Павильон не только построен без использования гвоздей и цемента, но и сама крыша вовсе не имеет перекрытий и балок. Их функцию выполняют деревянные стволы. Центральные четыре таких колонны - самые большие, а остальные 24 установлены в два круга. В северной части в красном ограждении установлена статуя Будды, к которой ведут лестницы с табличками имен императорских предшественников и сосудами с подношениями в виде нефрита, шелка.
Во дворе расположены пара строений: музей с экспозициями событий, связанных с историей павильона, а также с предметами церемонии и сувенирный магазин.
Затем следует Зал Императорского Неба, куда за день до ритуала приходил владыка, зажигал благовонья и молился. После чего он возвращалсяс во Дворец Воздержания. От восточных ворот ведет длинный коридор ровно с теми же сопутствующими постройками, что присутствуют на территории Круглого Алтаря. Неподалеку от них среди зеленой поляны находятся Камни Семи Звезд, представляющие собой резные валуны, напоминающие по форме облака и горы. Ими согласно древнекитайскому учению "фен шуй" была заполнена пустота для восстановления стабильности императорской власти и процветания государства.

Для того, чтобы не спеша осмотреть все красоты комплекса Тяньтань, выделите не менее четырех часов. Собираетесь в Китай? Тогда вам во что бы то ни стало, стоит побывать в этом месте, чтобы никогда не забыть его!

Видео
Карта
Комментарии