...

Костел Девы Марии Победоносной в Праге

Адрес: Karmelitská 385/9, Praha 1.
Как добраться: трамваи № 12, 20, 22; 57. до остановки “Hellichova”.
Время работы: с 08:30 до 19:00, ежедневно.
Координаты: 50.08567483382644; 14.404052495956421.

В безграничном пространстве космоса несется Млечный Путь, рождаются, умирают звезды, образуются черные дыры, угрожающе смотрят вокруг красные карлики. Ускоряя вращение, движется Солнечная система, украшенная голубой жемчужиной – планетой Земля. На ее поверхности ярко сияют точки, отмеченные Божьей милостью, притягивая к себе паломников, одаривая великой духовной силой. Очищают от скверны, вселяют в измученные сердца веру, надежду, любовь. Одним из таких мест является храм Богородицы Торжествующей в Праге.

История создания костела

Костел Девы Марии Победоносной в Праге

В далеком 1613 г. немцы-лютеране выстроили церковь Пресвятой Троицы, главным входом смотрящую на Петршин холм. Во времена великого мора, унесшего более 30 тыс. пражан, здесь располагалось кладбище с небольшим костельчиком Яна Гуса, ставшим основанием нового великолепного строения. Недолго радовались немцы обретенному покою, благолепию. Битва у Белой горы (1620 г.) решила их участь. Жестоко подверглись гонению иноверцы: закачались виселицы на площадях, заполыхали костры. Император Фердинанд II отдал здание Ордену босых кармелитов, получившему название благодаря горе Кармель, упоминаемой Библией. Желая подчеркнуть победу Девы Марии над поверженными в прах протестантами, новые обитатели переименовали его в честь Богоматери. Для ублажения венценосца добавили к названию имя Антонина Падуанского, личного покровителя Фердинанда.

Спустя годы Йозеф II издал указ о закрытии монастыря кармелитов, изгнав монахов. Церковь ушла под патронат другого прихода. На данный момент обитель передали Министерству по делам образования, молодежи, спорта.

Барокко – ведущий стиль экстерьера

Орден занялся кардинальной перестройкой: замуровали входную дверь, стараясь уничтожить даже упоминание о прежних владельцах. Новую прорубили с противоположной стороны. Достроили башню, разбили огромный сад с тенистыми аллеями, искусственными прудами, где разводили лягушек и рыб для постных яств. Открыли примыкающий к нему монастырь, проповедуя простоту, тяжелую ручную работу, духовность.

Костел Девы Марии Победоносной в Праге

Высоко над основным порталом установили скульптуру Пречистой, держащей младенца, символы власти. Регалии, одежда выполнены в позолоте; победоносный взгляд оправдывает название костела. Ниже красуется герб мецената, финансировавшего стройку, Бальтазара Маррадаса, мальтийского рыцаря, дворянина из Испании, занимавшего пост губернатора Богемии.

Более 6 тыс. золотых флоринов было выделено идальго на обновление фасада. Так потихоньку вкрадывалось в сердце Праги ханжество испанцев. Присвоив себе имущество повешенных, бежавших, желая утереть нос всем, выросло роскошное здание в стиле барокко, символом которого стало не только Езулатко, но и фельдмаршал Римской империи Бальтазар де Маррадас.

На звоннице три колокола звали к службе мирян. Самый большой, имеющий дивно глубокий звук, именуется Яном Гусом. Два других поменьше, хотя позднее переливались, сумели сохранить свою оригинальность до наших дней. Под полом – захоронения монахов, знатных прихожан, детей. Этот громадный склеп, выстроенный подобно римским катакомбам, вмещал более 200 саркофагов.

Микроклимат пещер позволил усопшим мумифицироваться, прекрасно сохранившись до сегодня. Среди них – Мария Барбара Вальдштейн, Хелена Дитрихштейн, первая красавица Малой Страны Тереза Фрелихова, умершая перед алтарем во время венчания. Здесь нашел последний приют и меценат.

Поднявшись, грунтовые воды затопили помещение, и сейчас в стеклянных гробах там лежат только три мумии. Посещение туристам запрещено.

Внутреннее убранство храма

Костел Девы Марии Победоносной в Праге
Просторное светлое помещение принимает верующих со всех уголков Земли. Слева от двери высится мраморный баптистерий в готическом стиле. Центральный алтарь, выполненный в черном, золотом тонах, украшает статуя Мадонны, автора Генриха Чапки. Вдоль стен замерли изваяния святых, изготовленные Иоганном Георгием Бендлом.

На стенах в роскошных рамах – картины кисти Петра Брандла, написанные около 1700-го г. в технике импасто. В чувственных жизненных позах застыли святые: Иохам, Иосиф, Анна, Шимон Стилепа. Широкий густой мазок, ярко звучащий контраст синего и алого цветов, динамика сюжетов – все выбрано мастером не случайно. Персонажи композиций изображены в момент наивысшего эмоционального напряжения. Редкое мастерство использования световых эффектов делает образы объемными, в полной мере передает их пластичность. Запоминающимся мощным аккордом выделяются эти полотна несравненного художника, чьи произведения резко отличаются от собратьев по цеху.

По правую руку от алтаря – часовня с уникальной копией Богородицы со святой Апаресиды из Бразилии. По левую сторону – украшенная статуями библейских пророков, изготовленная из искусственного мрамора часовенка Святого Креста. В серебряном шкафчике за стеклом – основная реликвия – восковое изображение Иисуса-младенца.

Судьба пражской реликвии

Молва о целительной ее силе пронеслась по планете, из разных государств едут сюда просители. Застыв в поклоне, обращают просьбы к сыну Господнему. Он не отказывает никому: высушивает слезы страждущим, немощным; дает надежду разочаровавшимся, растерянным; осеняет верующих; лечит тело и душу несравненный маленький лекарь.

Очень давно испанский монах увидел его во сне. Проснувшись, решил создать статуэтку из воска. Фигурку вытесал из дерева, обтянул тканью, облил наиболее податливым материалом, становящимся эластичным, послушным благодаря теплу человеческих рук. Однако, работа продвигалась медленно, вскоре вовсе остановилась. Человек не мог вылепить лицо, черты ускользали, не поддавались воплощению. Послушник молился ежедневно, жил в трудах, благочестии, постоянно думал о таинственном сне, явившемся ребенке, незаконченном деле. На склоне лет, перед смертью, оглохшему и ослепшему ему снова привиделся малыш, сказав, что пришел еще раз, чтобы старик завершил начатое.

Пробудившись, со священным трепетом, испытывая невероятную радость, приступил к выполнению задания. Мягкий воск таял, застывал, создавая необыкновенное личико малютки. Чудом назвал свое изделие старец, завершив его почти с последним вздохом, последней молитвой.

Костел Девы Марии Победоносной в Праге

История восковой скульптурки походит на человеческую жизнь, полную приключений, горечи, разочарований, счастливых моментов. Герцогине Марии Манрике де Лара она досталась от матери как свадебный подарок в день бракосочетания с дипломатом Вратиславом из Парнштейна.

Мария передала дочке Поликстене в качестве оберега семейного очага. Овдовевшая Поликстена, не имевшая дочерей, подарила ее храму.

Во времена 30-летней войны церковь выстояла, хотя жадные саксы грабили, тянули все, что попадалось под руку. После изгнания осквернителей каноник костела, отец Кирилл, случайно обнаружил за алтарем валяющуюся в куче мусора, пыли фигурку с отбитыми ручками. Небогатый священник заплатил золотой за восстановление статуэтки. С тех пор она стоит, подняв правую ручонку для благословения, в левой держит золотой шар с крестом вверху – символ Вселенной.

Езулатко – так нежно, уменьшительно, ласково зовут его горожане. Он защитил город от нашествия шведов (1639 г.), эпидемии чумы (1651 г.). Сам чешский епископ короновал святыню. Одного прикосновения к нему было достаточно для исцеления. Жена местного аристократа Йондржиха Липштейнского тяжело болела: потеряла слух, ослепла. Приложив руку к босым ножкам маленького Иисуса, она выздоровела: полностью восстановились возможности слышать и видеть.

После явленного чуда мадам Коловрат захотела поместить уникальную ценность в своем дворце для охраны, отправляясь в дальние путешествия, но запряженная четверкой лошадей повозка не сдвинулась с места. Лишь после возвращения реликвии в родную обитель кони тронулись в путь. Долго графиня раскаивалась в греховном поступке. Несут дары младенцу и сегодня. Создан целый музей подношений.

Гардероб малютки

47-сантиметровую куколку переодевают 10 раз в году. Этот обряд приближает ее к людям, оживляет, делает родной. В одеяниях преобладает несколько расцветок. Белые одежды означают непорочность, чистоту, святость, праздничность. Расшитые жемчугом и серебром рубашечки, плащик надевают на большие праздники: Рождество, Пасху. Красный – королевский, цвет огня, крови, власти. Его используют на Святой Неделе, во время почитания Св. Духа и Св. Креста. Лиловый оттенок ассоциируется с покаянием, поэтому, чаще всего, применяется в пост. Зеленый – цвет надежды, жизни. Он виден на младенце в будни.

Костел Девы Марии Победоносной в Праге

Более 150 кружевных рубашонок, бархатных кафтанчиков, узорчатых плащей выставлено на стеллажах. Ценнейшим считается платье, собственноручно вышитое Марией Терезией золотом по зеленому бархату. Вся одежда – из дорогих тканей, декорирована драгоценными камнями. Великолепные потиры, дароносицы, богато украшенная корона, усыпанная бриллиантами и перлами, восхищают.

В 2009 г. папа Бенедикт подарил золотой венец, инкрустированный жемчугом, агатами, гранатами. При этом он провозгласил статую первой остановкой на “апостольской дороге” Чехии. Поднявшись по винтовой лестнице, находящейся в южной апсиде, можно полюбоваться подношениями с Вьетнама, Китая, Бразилии, Филиппин и многих других держав.

Даже ребенок, особенно ребенок, чистотой своих помыслов, добротой, бескорыстием может растопить самое черствое сердце, разрушить стену непонимания между народами, объединить в благородном порыве ненавистников, соединить обломанные крылья.

Маленького Езулатко знает мир – восковая игрушка, куколка, но не марионетка в чьих-то грязных алчных руках.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий