...

Еврейское кладбище

Адрес: Praha 1, Široká 23/3.
Время работы: с ноября по май с 09:00 до 16:30; с апреля по октябрь с 09:00 до 18:00; ежедневно, кроме субботы.

Еврейские кладбища – напоминание живым
Поднимается над Влтавой утренний туман, окутывая молочной дымкой, укрывая от глаз таинственность мирского бытия. Медленно ползет по узким чешским улочкам, цепляется за деревья, кусты, шпили ратушей, неспешно добирается до старого еврейского кладбища, стекает слезинками с тесно прижавшихся друг к другу надгробий. А их здесь тысячи среди угрюмой тишины, которую изредка нарушает кружащаяся стая воронья, будто зорко наблюдая за ушедшим миром еврейской Праги.

Особенности многовековых захоронений

Еврейское кладбище

Евреям запрещалось хоронить усопших за пределами гетто. Почти три с половиной столетия (с 1439 по 1787 г.) на крошечном участке квартала Йозефов, на берегу Влтавы, предавал земле народ умерших. Религия иудеев не позволяла уничтожать старинные могилы, надгробия. Свободные участки заканчивались. Чтобы похоронить покойников, люди вынуждены были насыпать на существующие захоронения новый слой грунта, размещая сверху вынутые плиты. Людей бросали, словно кирпичи, по дюжине в одну могилу.

На этом кладбище евреям тесно (порядка 100 000 похороненных, 12 тыс. надгробий), но не нашлось для них другого места. Это своеобразный небольшой некрополь, где могилки размещены одна на другой. Жуткое зрелище.

Здесь отсутствуют помпезные памятники. Вместо роскошных букетов – камешки, таков обычай евреев, странствующих в поисках Земли Обетованной по пустыне, где не было цветов. На каждом сантиметре – чья-то память, глубочайшая скорбь, мудрость народа, сохранившего, несмотря на многовековые гонения, величайшую волю к жизни, наполненную юмором и оптимизмом. Садом Воспоминаний называют они погост. Уснули навечно богачи и бедные, вместе с ними – реалии их судеб, заветные мечты.

Время успело стереть с камней имена, но по сохранившимся символам можно многое узнать о тех, кто обрел вечный покой. Изображенная скрипка указывает на музыканта, ножницы – на портного, взметнувшиеся к небу благословляющие руки говорят о почившем пасторе, цветущие каменные розы – напоминание о роде Розен, изображенная сцена из обитания в раю знакомит с местом, где уснула навеки под обелиском, обвитым каменными виноградными лозами, Ева.

Отдельная кладбищенская зона отведена младенцам, не дожившим до годика, на вершине холма погребены малютки, которым не исполнился и месяц.

Самые древние надгробия выполнены из обычного песчаника. К XVII в. их дополнили мраморные, чуть позже украшением служит декоративная лепнина, пользующаяся особой популярностью в эпоху ренессанса. Помимо выбитых имен просматриваются философские цитаты о смысле земного пребывания. Под многими земляными шарами скрывается целая история, привлекающая многочисленных туристов, желающих прикоснуться к ней.

Кровавый период Второй мировой войны

Еврейское кладбище

Захвативший Чехию Гитлер хотел уничтожить, стереть с лица земли ненавистную нацию и все, что с ней связано, даже синагоги. В результате из 92 тысяч иудеев, проживавших в Чехии, 74 тыс. замучили в Треблинке, Майданеке.

Что породило ненависть к тем, чья кровь текла и в его жилах? Бабка по отцовской линии – жена Йогана Георга Хидлера, выходца из богатого рода чешских евреев, этой же национальности лучший товарищ Ханши. Именно эта нация привела его когда-то к власти. Откуда же столько злобы?

Причины накапливались с юных лет, в молодости Адольф мечтал быть художником. Возможно, мир не узнал бы мстительного диктатора, если бы его приняли в художественную школу, где провалил экзамен учителю-иудею. Ненависть подогревалась деспотичным отношением отца к матери. Негативных эмоций добавила болезнь века – сифилис, которым заразила девушка-еврейка; усугубила эмоциональное состояние гибель матери от низкоквалифицированного врача-еврея.

Фюрер считал: уничтожая этот народ, оказывает неоценимую услугу христианству, о чем высказал католическим епископам спустя три месяца после прихода к власти. Но старинное иудейское кладбище решил не трогать, планируя создать здесь музей вымершей нации.

Сюда не доносятся звуки большого города, угнетающую тишину нарушает многоголосый птичий гомон. Пролетающий ветерок нашептывает о мифах, блуждающих призраках, множественных жизненных фактах, легендах, связанных с погребенными людьми.

Надгробия известных личностей

Еврейское кладбище

Неизвестно, в какой стороне печального сада произвели первые захоронения. Древней считается могилка, принадлежащая Абигдору Кара – популярному поэту, умершему в 1439 г., написавшему псалом о грабеже соотечественников и их циничном убийстве в 1389 г.

Здесь упокоилась душа сына Мойжиша Корефа – Давида. Будучи мясником, славился добрым сердцем. Рассказывают, что, не глядя на чужую веру, он всячески оказывал помощь сиротам, раздавая бесплатно в праздники мясо. Дальше покоится пани Гендела. Проявляя заботу о бедняках, она раздавала обувь, одежду обездоленным, делилась с собственного стола с нищими, голодающими, приветствовала ученых, оказывая им посильную помощь.

Неподалеку лежит в глубине земной мудрый Шломо бен Исаак по прозвищу Раша. После многочисленных странствий образованного человека судьба привела в Прагу. Всегда у мудреца найдутся завистники и враги. Не миновала эта участь и Рашу. Признав ересью его науку, назвали лжецом и лицемером, выдававшим себя за мессию, стремящегося вывести иудеев из Чехии. За это решили убить. Проникнув в жилище, убийца вонзил ему в сердце нож, но жене удалось беднягу спасти, приложив к ране чудодейственный бальзам.

Чтобы не подвергаться опасности, слуга божий захоронил пустой гроб, указав на надгробье свое имя, а сам покинул Прагу. Спустя годы, когда смерть его действительно призвала, тело заняло приготовленное заранее место. Но история имеет продолжение.

Когда в мир иной отошел преемник Исаака, Шимон, последователи подыскивали для него свободный участочек среди отошедших в вечность, могила Шломо открылась, предоставив взору надпись с именем его любимца. Так учитель из потустороннего мира подсказал, где захоронить лучшего ученика.

Еврейское кладбище

Под памятником с именем Гендель уснула вечным сном королева Польши, изгнанная супругом. Спасаясь, женщина бежала в Чехию, найдя убежище в еврейском поселении. Местные дорожили ею, поскольку ей дано было право отпечатывать монеты. После смерти на ее памятнике указали имя Гендель, чтобы не позволить полякам вернуть тело на Родину.

В тени ветвистого дерева нашел последнее пристанище Йосеф Дельмедиго, астроном, личный врач князя Радзивилла, писатель, автор множественных научных трудов. Скитаясь по свету, приобретая знания, посвятил себя философии, математике, медицине. Владел древнегреческим, латинским языками, занимался лечением, проповедовал в синагогах. Написал известнейшую книгу “Эйлим”, состоящую из многих частей на различные тематики. В одном разделе выразил поддержку системе Коперника, говоря, что лишь глупцы не понимают аргументы, доказывающие ее пользу. Сам Галилей помогал ему изучать астрономию.

На монументе выгравировано имя – Мордехай Майзел. Говорят, даже короли не владели таким огромным состоянием, как у него. Но что значат для костлявой старухи земные богатства? Не существует денег, за которые можно от нее откупиться. Кто жил в лачугах и в палатах, в злобе жил или любя, всех уровняла чешская земля.

Паломничество к останкам знаменитого раввина

Еврейское кладбище

Посетив Прагу, предоставляется уникальная потрясающая возможность увидеть собственными глазами, где покоится прах легендарного Йехуды Лива бен Бецалеля, он же рабби Лев, Махараль. По легенде, великому мыслителю и ученому удалось создать искусственного человека, оживив его.

Махаралю приписывают спасение библиотеки Рудольфа II., вынесенной из разбушевавшегося пламени. А на военном параде, остановив взбесившуюся лошадь императора, фактически спас его от гибели, став монарху близким другом. Его могила – место паломничества туристов со всех уголков планеты. Бытует древнее предание, гласящее, что любое загаданное желание сбудется, если положить камешек на надгробие гения.

Не единожды врывалась страшная чума в столицу, проявляя смертоносное действие. В период одного зловещего нашествия эпидемия забирала лишь детишек. Жители сутками взывали молитвой к Богу, не помогало. Как-то во сне предстал пред Махаралем оракул Илия, наказав пойти на кладбище. Дойдя до него, Бецалель поразился увиденному зрелищу: одетые в белые саваны дети, вышедшие из маленьких могилок, резвились, бегали между ними. Мудрец послал в следующую ночь ученика, приказав сорвать с любого ребенка одежду и наблюдать за тем, что произойдет.

Тот послушно выполнил задание. Забрав у маленького приведения рубашечку, присматривался за поведением малыша. Ребенок не смог вернуться вовремя в земные глубины без савана, стал умолять отдать рубашонку. Доверенный учителя обещал вернуть призраку одеяние при условии, что тот расскажет, почему костлявая забирает именно детей. Причина оказалась проста: проклятие вызвали две грешницы, убившие новорожденных. После свершенного правосудия мор прекратился.

Но Махараль не смог защитить себя от старухи с косой, хотя изготовил машинку, сообщающую о ее приближении. Слыша сигнал, мог убежать от хозяйки загробного мира, приходившей в разных обличиях. Однажды в день рождения близкие пришли его поздравить. Выйдя к гостям, он забыл взять чудодейственное изобретение. От самой младшей внучки получил в подарок красивейшую розу. Погладив малышку в благодарность по головке, склонился над прекрасным цветком, желая ощутить божественный аромат. Подарок выпал из рук, медленно опустившись на пол, священник умер. Напрасно в соседней комнате серебряным голосом звучала машинка, потом замолчала, будто лопнула в ней пружина. На лежащей розе никто не заметил капельку росы, в которой затаилась Смерть.

Даже мертвый Бецалель совершал чудеса. Его внуку Самуилу хотелось быть погребенным рядышком со знаменитым дедом. Когда умер, свободного пространства возле старика не оказалось. Тогда надгробие Льва само сдвинулось в сторону, освобождая внуку кусочек территории.

Неупокоенная душа

Еврейское кладбище

В заросшем травой и душистой сиренью саду, среди буйства цветущих акаций, роняющих обильно, словно слезы, лепестки на поверхность многочисленных обелисков, спят спокойно мертвые. Только одна душа не может найти покоя, покидая каждую ночь вечную обитель. Это капеллан собора св. Вита. Так уж случилось, что в молодости сделался он чужим собственному роду, приняв христианство, стал священнослужителем. В предсмертный час он просил похоронить его в этом саду, где давно лежит любимая девушка. Просьбу выполнили. Не имея особого покоя при жизни, не обрел его и в мире мертвых.

В 11 ночи он поднимается, направляется торопясь к реке, где поджидает сидящий в лодке скелет. Вместе плывут они на другой берег. Призрак священника спешит к храму. Присев за орган, исполняет привычную мелодию, пока колокольный перезвон не известит об окончании часа духов. Музыка смолкает, скелет, доставив музыканта обратно, растворяется во тьме ночной, а органист спешит возвратиться в подземное обиталище.

Иосиф II снял с иудеев незаслуженный унизительный знак тысячелетнего пренебрежения. Более зажиточные переселились в иные районы. Кладбище закрыли. Здесь остались лежать люди, отношение к которым нельзя было назвать человеческим. “Дикий голубь имеет крышу над своим гнездом, нора есть у лисы, а у Израиля – только могила”, – точнее не скажешь.

Дом вечности

Еврейское кладбище

На Израильской улице расположилось самое большое захоронение столицы – новое иудейское кладбище, ставшее охраняемым культурным памятником. Оно поражает грандиозными размерами, превышающими в 10 раз территорию старого захоронения. Площадь более 10 гектаров рассчитана на 1 млн. могил, четвертая часть занята, хоронят здесь и сейчас. Хотя евреи не допускают кремации тел, на территории отведен специальный участок, где устанавливаются погребальные урны, очевидно, предназначенные смешанным семьям.

При входе установлен памятник, посвященный пострадавшим в Первой мировой войне. Душевную боль вызывает монумент, выполненный из плит эллипсоидной формы, украшенный внутри сверкающей звездой Давида. Уникальная композиция – горькая память мученикам Холокоста. Над ней трудились мастер по скульптурам Зденек Водичка, талантливый архитектор Владимир Стеглик с каменотесом Ярославом Хамплом. Невозможно равнодушно смотреть на мемориальную доску, напоминающую о происшедшей в 1940 г. страшной трагедии, связанной с затоплением океанического лайнера “Патрия” в Хайфе. Погибло 267 невинных людей, беженцев. Нацисты способствовали высылке еврейского населения за пределы Европы. Участники организации “Хагана”, подложив бомбу, хотели вывести из строя двигатели, чтоб не допустить миграцию, но не рассчитали. Происшедший утром взрыв, пробил в днище огромную дыру. Корабль пытались спасти, но не удалось произвести разгерметизацию нижних трюмов. Среди обреченных было много женщин, детей, оказавшихся в ловушке. В течение 15 минут судно скрылось под водой. Долго в ушах спасенных звучали душераздирающие крики, мольбы о помощи.

Перекличка веков

На обширном участке расположены два церемониальных зала. Первый, выполненный в ренессансном стиле в 90-х г XIX в., находится за кладбищенскими воротами. Авторы поминальных сооружений Бедржих Мюнцбергер и Альфонс Вертмиллер. Следующий находится с восточной стороны, построен в 1933 г. в стиле функционализма, создатель – известный зодчий Леопольд Эйрман. На погребальных секторах перекликаются век нынешний и ушедший. В зависимости от вкуса, воображения, финансового положения здесь уживаются различные стили: классицизм, модерн, неоготика, пуризм, даже кубизм. Богатые декоративные украшения надгробий сделаны скульпторами Яном Котером, Яном Стурцем, Фрицем Леманном, Йозефом Вацлавом Мысльбеком, создавшим символ Праги.

Под охраной вечности

Еврейское кладбище

Богумил Бонди – акула бизнеса, успешный политик, упокоился в тени вечнозеленых деревьев.

Занимаясь предпринимательской деятельностью, исследовал историю родной нации, издав книгу. Внес немалую лепту в развитие пражского декоративного искусства, организовал в 1891 г. юбилейную выставку в Праге.

Недалеко расположена могила знаменитого чешского поэта Иржи Ортена. Его жизнерадостными стихами, написанными легко, просто, очарованы многие любители поэзии. Рано ушел из жизни, в 22 года, не успев создать свой шедевр. Теплым августовским вечером 1941 г. он гулял с любимой. Возможно, влюбленные мечтали, строили совместные планы на будущее, которым не суждено было осуществиться: немецкая машина скорой помощи сбила юношу. Иудея не стали спасать, бросив умирать. Бездыханное тело кремировали, откинув еврейские традиции.

Увитый плющом рядом находится могильный обелиск популярного прозаика Ота Павела, входящего в число писателей благодаря которым чешская литература приобрела популярность во всем мире. Полюбились читателям главные герои из сборника “Смерть прекрасных косуль”. Есть произведения с автобиографическим характером, описывающие ужасы концентрационного лагеря, через который прошли отец и братья. Большой любитель спорта, он был лучшим спортивным редактором. Скончался неожиданно в 1973 г.

Грозным напоминанием об ужасах Второй мировой, призывом не допустить подобное, служит датируемая 1943 г. надгробная табличка человека, работавшего в Освенциме в составе зондеркоманды. Пленные, принуждаемые комендантом лагеря, по 12 часов занимались сжиганием трупов людей, отравленных газом. Не преступников отбирали для этого фашисты, брали молодых, здоровых студентов. За отказ – смерть. Они помогали загонять несчастных в газовую камеру. Среди жертв встречались родственники. Порой вынужденные палачи психически ломались: увидев в идущей толпе родные лица, входили в камеру вместе с ними или, схватив эсесовца, бросались с ним в пылающий огонь.

На одной из нарядно оформленных плит, похоже не так давно установленной кем-то из родственников, новая табличка с надписью: Роза Прокуратор, дата смерти 1898 г. Больше 100 лет прошло, но среди потомков нашлись, обновившие надгробье 93-летней старушки, счастливой, не знавшей Холокоста, умершей по старости в 93 года.

Утопают в зелени памятники, напоминая чем-то угрюмых, приунывших мужчин, одетых в черные костюмы. Загадочно влечет к себе затянутый вьющимся плющом небольшой, довольно скромный надгробный обелиск. Кого скрывает под собой? Отодвинув цепкое растение, видится дата: 1889 – 1919гг., а под ней – Эмили. Ей было всего 30. Не долюбила… Но кто подскажет о том, что было? Не долетела… А так счастливою быть хотелось. Радости и невзгоды делила с добрым своим народом. Найдутся ли те, кто вспоминает, какой была, как жила?

Нельзя пройти мимо настоящего мини-замка с остроконечными башенками, устремленными в небеса. Кажется, сейчас появится у окошка очаровательная принцесса. Только она покоится мирным сном в земле, оставшись юной навсегда, а прекрасный замок подарили ей любящие родители. У нее было такое красивое имя – Адель.

На крошечном монументе выгравированы слова: “Незабываемая наша Верушка”. Видимо, у близких людей не было денег построить для нее роскошный дворец, и всю свою любовь, нежность они вложили в эту коротенькую фразу, выведенную аккуратным почерком. Живы ли те, кто пообещал не забывать?

Несметное количество туристов приходят в молчаливый печальный сад, чтобы увидеть кусочек земли, принявший в свои объятия известного всему миру писателя Франца Кафку, родители нашли упокой рядом с сыном. Ограниченное плитами место, расположенное на аллее напротив стены с множественными именами, усыпано всевозможными камешками, положенными посетителями. В центре возвышается шестигранный заостренный памятник, выполненный Леопольдом Эйрманном. Здесь всегда лежат живые цветы.

В личных записях Франц писал: “Я живу здесь так, словно уверен, что буду жить второй раз”. Фраза оказалась пророческой. В посмертной славе он обрел еще одну жизнь, обе связаны с любимой им чешской столицей.

Родители не видели в нем писателя, не принимая писательскую деятельность серьезным занятием. Отец, выходец из бедной семьи, тяжело трудясь, сумел вырваться из нищеты. Это дало возможность обеспечить детей всем необходимым, только не свободой. Деспот по характеру, не считавшийся с мнением семьи, часто упрекал сына в тунеядстве. Упреки жгли сердце, доставляли невыносимые душевные муки. Даже оказавшись на смертном одре, неизлечимо больным, он отказывался от помощи отца. Многие писатели современности мечтают дорасти до Кафки, но автор “Перевоплощения” – недосягаем.

За кладбищенской оградой шумит, живет город с беспрерывно снующими машинами, высотными зданиями, храмами, спешащей толпой. Здесь же совершенно иное измерение. Тысячи могил, столько же судеб, все они разные, объединенные вечностью.

Проходя мимо надгробий, понимаешь, как важно научиться ценить жизнь: каждый день проживать, словно последний, – ничего не упустить, не потерять, ведь один из них таким и станет. Все мы всего лишь гости в этом бренном мире. Кто знает, что будет после земной дороги, ведущей к Свету, ведущей к Богу…

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий