Пражский град – резиденция пражских правителей

Старина… Манит и притягивает. Увитая мифами, легендами, сказаниями она поражает воображение, рождает диковинные образы, обволакивает тайной. Из-под вуали веков приоткрывается жизнь, давно ставшая сказкой; обряды, волнующие современников; великие творения, внушающие уважения. Одно из сооружений далекого прошлого, бережно охраняемое сегодня, – Пражский Град. Возведенный на неприступном, высоком холме он полностью оправдывает название и назначение.

История Сердца Праги

Древние славяне, строя дом, прежде всего, устанавливали порог, служивший оберегом от всякой беды. Он защищал, охранял от злобы, ненависти, зависти. Насыпанная под ним соль не позволяла появиться в жилище какой-либо нечисти. В переводе с чешского слово "Прага" звучит как "порог". Действительно, город, страна стали своеобразным переступьем между хорошо знакомым Западом и неизвестным, вызывающим страх Востоком.
Первое поселение датируется VI веком. На высоком утесе, омываемом бурной Брусницей, вдоль всего Градчанского хребта, на важном торговом перепутье основали предки свое селение. Холмы, впадины, серпантины тропок давали возможность построить укрепление. Князь Богемии Борживой I из рода Премышловичей в 880 г. решил обосноваться на этой благодатной земле, приказав возвести крепостную стену. Ее выкладывали из камня и глины, вокруг вырыли глубокий ров, через который перекинули мост.
В центральной части на ровной площадке выросла церковь Святой Марии, чуть поодаль – Св. Георгия. При Вратиславе I к храму Георгия Победоносца добавилась ротонда, ставшая основанием для кафедрального собора Св. Вита. При церквушке располагалась женская монастырская обитель. Городище стало излюбленным местом пребывания чешских правителей, римских императоров. Даже Епископ нашел здесь убежище, обосновавшись на территории твердыни с 973 г.
Стены ее укреплялись, дополнялись башнями. Пережила она взлеты, расцвет, популярность, не обошли ее грабежи, пожары, упадок. Над реконструкцией укреплений работали тысячи людей, подчиняясь воле то одного правителя, то другого: Собеслав, Владислав, Карл, Рудольф, Мария-Терезия. Каждый старался привнести нечто новое, свое, уникальное. Отсюда изобилие архитектурных стилей: ренессанс, барокко, рококо, готика - все присутствует, трепетно сохраняемое потомками.
Признание в близлежащих землях получила местность в XIV в. при Карле IV. Его амбициозным планам – превратить Прагу в крупнейший центр Европы - не удалось осуществиться в полной мере. Именно при нем начато возведение собора Св. Вита, видного со всех уголков города, Королевского дворца, апартаментов императоров Рима. Во времена бушевавших гуситских войн много строений было разрушено. Сигизмунд, напуганный восставшим народом, в 1421 г. бежал спешно в Венгрию, прихватив с собой немало драгоценностей, уворованных по его приказу из усыпальницы князя Вацлова, и все регалии для коронации.
Владислав Ягеллонский, продолжая задуманное Карлом, сделал дополнения к уже имеющимся постройкам в стиле поздней готики. А Рудольф Габсбург, короновавшийся на престол в 1526 г., разбавил строгость готики вкраплениями ренессанса. Королевский замок превратился в центр науки, искусства, всевозможных коллекций.
Пожар 1541 г. уничтожил ряд великолепных строений, но правитель интенсивно боролся с бедствием, ликвидировав его последствия. Велись работы по расширению городища.
Начало XVII в. продолжило перечень несчастий, свалившихся на Град: 1618 г. - тотальный грабеж после Пражской дефенестрации; 1631 - оккупация саксонцами; 1648 - захват земель шведами. Нестабильность, неуверенность в грядущем дне в течение ряда веков делали невозможным завершение грандиозного замысла Карла.
Умница и красавица Мария-Терезия, занимавшая трон с 1753 по 1775 годы, охотно взялась за обновление "сердца" столицы. В дворцовых комплексах начинают проступать черты неоклассицизма, рококо: просторные окна, дающие много света, роскошь интерьера. Престарелые самодержцы Австрии обожали пребывать здесь, доживая обласканными в тиши и благодати Чехии.
Но недолго продолжалось их блаженство, в 1918 г. распалась одна из самых сильных европейских империй: Австро-Венгрия прекратила свое существование. На ее останках возродилась, воссияла старинная многострадальная Чехословакия. Самой большой в мире правительственной резиденцией стал Пражский замок. Началась фундаментальная реставрация под руководством Йосипа Плечника, известного талантливого архитектора.
Но XX ст., сулившее богатство и процветание, обернулось бездушным "волкодавом", набросившимся на юную державу. В период Второй мировой войны Рейнхард Гейдрих, будучи протектором Моравии и Богемии, соратник Гитлера, кровавый диктатор и садист, поместил свой штаб в старинной местности. Ощущая себя венценосцем, он обожал надевать себе на голову корону великих богемских королей, любуясь отражением в зеркале. Его не остановило предостережение: самовольный правитель, надевший сей символ власти, осужден на скорую и наглую смерть. Не пройдет и года, как осквернитель реликвии будет убит.
Человечество пережило ужасы Второй мировой. Чехословакия, к счастью, практически не пострадала в этот смутный период, вновь приобрела статус одной из красивейших стран континента. Не нарушая традиций, глава государства избрал своим офисом старинные апартаменты. Пройдет еще немного времени, государство распадется на Чехию и Словакию, а неделимый, нерушимый Пражский Град по-прежнему останется любимым уголком чехов и символом государства. Площади, дворцы, церкви, фонтаны манят сюда туристов, ибо тут находится начало начал, святая святых целого народа, его гордости и славы.

Первый двор

Со стороны Градчанской площади можно войти во внутренний дворик. Посетителей встречает у главного входа статуя Томаша Гаррига Масарика, первого президента. Врата украшены изваянием титанов. Играя мышцами, блестя на солнце совершенными телами, они застыли в вечности, поразив противника. Под ними – караул. Невозмутимые лица стражей вызывают восхищение – как же, наверное, трудно выстоять в позе "смирно", когда вокруг столько разнообразно одетых людей и веселых лиц.

Второй дворик

Врата Матфия проведут в следующий двор. Посредине переливаются в солнечных бликах струи фонтана, работы Коля. Один из самых старых памятников - Капелла св. Креста, построенная над Оленьим рвом еще в XVI ст. Через северные врата можно попасть к Пороховому мосту и к Королевскому саду, в котором так любили отдыхать сильные мира сего: площадки для игры в гольф, восхитительный бельведер, картинная галерея. Собирал и пополнял коллекцию Рудольф II. Он не любил заниматься политикой, государственными делами, но слыл покровителем алхимиков, живописцев. Подолгу занимался оккультными науками. При нем радикально изменилась местность: достроено крыло с северной стороны дворца, внизу сделали стойла для лошадей. Повелитель, большой любитель породистых жеребцов, имел их немало, позже конюшни переоборудовали под зал, дав название "Испанский". Объемы впечатляют: 43 м в длину, 21 – в ширину, 12 – в высоту. Потолок укрепили колоннами, стены украсили изумительными фресками кисти Ври. Позднее опоры убрали, сделав потолок сводчатым, декорировав богатой лепниной.Мария-Терезия добавила для оформления 8 больших зеркал, чудесный дубовый паркет. Установили статуи Винье - символы промышленности, науки, торговли, искусства.
Призамковый зоосад
Меценат Рудольф II, кроме увлечений алхимией, живописью, астрологией очень любил животных. Он увеличил существующий зоопарк, пополнив его экзотическими хищниками. Величаво возлежали 4 льва со своими прайдами, огромный амурский тигр бил себя по бокам, глядя, как в отдельном вольере мечутся леопарды. Черная пантера прилегла на ветке, злобно посматривая в сторону глупого орангутанга. Смешно облизывал лапу медведь. Волки, лисы, рыси, дикие коты свободно прогуливались за мощными решетками. Монарх проходил тайным ходом на смотровую галерею и часами наблюдал за повадками хищников.
С гордостью демонстрируя турецкому дипломату "живой уголок", Рудольф ожидал восторга, а в ответ получил ироническую усмешку со словами: "Если есть львы, пусть ваши подданные доказывают свою любовь к вам, войдя в клетку. Турецкий султан поступает именно так". Не успел ответить растерявшийся монарх, как рыцарь из свиты попросил позволения войти к зверям. Репутация и честь были спасены.
Кроме львиного дворика у императора была удивительная коллекция, которой завидовали многие: до 3 тыс. различных экспонатов включала она в себя. Среди раритетов достойное место занимал "волшебный фонарь", предшествующий кинопроектору и Библия от Сатаны, единственный в мире экземпляр. Но беспощадно время, меняющее нравы, взгляды людей. Мельчают представления о прекрасном. На аукционе наследники Рудольфа, растягивающие его собрания, продают по смешной цене то, к чему так бережно относился предок: "Праздник четок" Дюрера уйдет с молотка за 1 гульден, "Мадонна" Тициана будет продана за 2. Тащили, что могли утянуть, остальное вывезли жадные шведы в 648 г.
Правда, в 650 г. Эрцгерцог Леопольд Вильгельм, пожелав нивелировать алчность предшественников, подарил своему брату Фердинанду II 500 драгоценных полотен, но их участь была решена - все вывозилось в Вену. Нетронутыми остались лишь подпорченные, неликвидные произведения искусства. К XVIII в. стены Испанского зала опустели, их заменили рельефами, в нем стали проводить балы. Золотые люстры спускаются с 15-ти метровой высоты, светлые стены, огромные зеркала увеличивают помещение еще больше.
Сейчас галерея открыта для гостей. Оставшиеся 107 картин порадуют любого вошедшего. Словно живая, застыла с гребнем в руках молодая женщина - шедевр Тициана. "Собрание богов Олимпа" Рубенса задержит подольше: припомнятся мифы, появится желание назвать всех присутствующих поименно: восседающий на возвышении Зевс, за его спиной - Гера, а дальше - многочисленные дети божественного семейства. У "Бичевания Христа" Тинторетто приходят мысли о вечности, бессмертии души, обретенном через страдания и кровь Иисуса. В помещении проходят концерты классической музыки, разные мероприятия.

Достопримечательности третьего двора

 

На этом пространстве располагаются многочисленные музеи, хранящие древность, ожившую в артефактах историю, легенды и мифы Старого Града. За один день не увидишь всего. Чтобы проникнуться чувствами горожан, бережно относящихся к своему наследию, надо, не спеша обходить и осматривать все памятники.

Собор Святого Вита

Это самый значимый памятник Чехии. Выполненный в стиле готики, он восхищает, подавляет своим величием, притягивает некой необъяснимой магией. От начала постройки до завершения прошло тысячелетие. Сотни каменщиков, столяров, художников и архитекторов трудились над его возведением. Войны, пожары, грабительские набеги всякий раз на столетия "замораживали" стройку. Огромную роль в его становлении сыграл князь Вацлов, убежденный христианин, приложивший немало усилий к переубеждению чехов в принятии христианской веры, сбрасывая идолов, за что и поплатился жизнью. Императоры Рима Рудольф II и Карл IV делали все для воплощения своей мечты – создания самого помпезного в мире храма, где бы проходили коронации, венчания, где бы могли найти покой их души после окончания жизненного пути.
Внешний вид собора восторгает стрельчатыми проемами, поражающими воображение витражами, трехнефной аркой, над которой имеется мозаика, изображающая страшный суд. Башенки, увенчанные куполами и шпилями, устремляются вверх на 96 м в высоту. А венчает все петушок. Это одна из тайн страны, которую предстоит разгадать каждому желающему. Водосточные трубы заканчиваются фигурами жутких демонов с распахнутыми пастями и выпученными глазищами. Они посажены для отпугивания своих сородичей из потустороннего мира.
Вокруг здания можно ходить не один день, находя все новые уникальные элементы, но пора войти внутрь. Кажется, что огромное пространство заливает солнечный свет: эффект производят вставленные витражи. Модернист Муха полностью выложился, создавая это стеклянное чудо. На первый взгляд все очень скромно. Может быть, действительно, Божий дом должен привлекать посетителей, но внутри ничто не должно мешать общению души с Отцом Небесным.
В восточной части находится усыпальница королей, состоящая из Мавзолея и Крипты. На верхней части мраморной плиты саркофага - рельефы, изображающие Фердинанда I, его жены и сына. На стенах – портреты Карла IV, Вацлава IV и других венценосных особ.
Только при поверхностном знакомстве внутреннее убранство разительно проигрывает внешнему совершенству и пышности. Заглянув в капеллы, которых насчитывается более 20, и сокровищницу, понимаешь, как умели хранить свои тайны архиепископы и самодержцы. Многие часовни принадлежат отдельным знатным семействам. Особое место занимает молельня, принадлежащая монархам и их семьям. Сюда ведет тайный ход, по которому королевские особы приходили к службе, не желая встречаться с простым людом. Здесь находится засохший кустарник, ветви которого изготовлены из человеческих ребер. Он вызывает чувство негодования и восторга одновременно: оксюморон "страшная красота" становится понятна. Над головами, высоко под сводом – буква «V» – стилизованный на фоне висящего замка логотип Св. Вацлава.
Актуальные на сегодняшний день - темы добра и милосердия, помощи голодным и обездоленным, больным и беззащитным проступают в красных и фиолетовых тонах витражных окон капеллы Гроба Господня. Маленькая Дева и ее родители с жалостью и всепрощением, любовью и лаской взирают на прихожан с картины, украшающей стену. Если удастся послушать органную музыку, то ее звучание многократно усилит впечатления от увиденного дива.

Церковь св. Георгия

Пройдя немного вперед, нельзя не заметить базилику Победоносца. Построенная в 920 г., она хранит под своей сенью могилы Премыслидов в главном нефе. Со временем преобразовалась в женский монастырь бенедиктинов. Выдержала пожар, разрушения. В XIII в. ее расширили, увеличили, дополнили новой галереей и капеллой св. Людмилы. Спустя столетия появилась капелла Иоанна Непомуцкого.
К сожалению, войска Йозефа II в 1782 г. опустошили, надругались над святыней. Пережив целый ряд реставраций, базилика стала пристанищем для произведений Богемского готического искусства. Она – древний и мудрый свидетель дней минувших. Ныне восхитительная акустика помещения вдохновляет музыкантов и певцов на проведение здесь концертов, а каменная скульптура, изображающая мертвую девушку, устрашает. Глядя, как из-под ребер скелета выглядывают ящерицы и змеи, лягушки сидят на бедрах, становится нехорошо.
Скульптор, поверив наговору, убил из ревности свою невесту, бросив тело под кустами в лесу. За содеянное его приговорили к казни, но перед свершением ее, выполнили последнюю волю осужденного: дали кусок камня, из которого он изваял любимую в таком виде, в каком девичье тело было найдено. Статуя – напоминание ревнивцам и чрезмерно вспыльчивым юношам, во что может превратиться любовь. От нее до ненависти всего лишь шаг, а расплата за убийство - жизнь, которую отдал автор, спокойно склонив голову на плаху после окончания работы, раскаиваясь в своем злодеянии.
Справа от храма – маленький домик Старого Провоста (XI в.), а рядом - монолитная изящная плита из гранита. Она служит грустным напоминанием о тех, кто пал жертвой Первой мировой войны, а св. Георгий на коне – символ справедливого наказания и силы, подчеркивает: кара ждет всех неправедных, нераскаявшихся, погрязших в грехах и ереси.

Старый Королевский дворец

Заложенный в IX в. он решительно изменился благодаря императорам Себеславу, Карлу, Венчеславу, Владиславу Ягеллону. Монархи любили жить среди чарующей природы Чехии: здесь короновались, вершили государственные дела, охотились на благородных животных, прекрасно проводили досуг. Ягеллон нанял архитектора Бенедикта Риеда, поручив ему достроить верхний этаж. Вышло огромное помещение, предназначенное для балов, роскошных ярмарок, коронаций, рыцарских турниров. Латники верхом на лошадях въезжали в зал по Лестнице Всадника.
В период Второй мировой войны он служил тайником сокровищ. Сегодня тут проходят выборы президента. Выйдя на открытую террасу, можно созерцать завораживающий вид столицы: на фоне палевого неба – дымчатые, полувоздушные часовни, красные черепичные крыши, лабиринты узких улочек. Трудно поверить, что среди этой красоты вершились нелицеприятные дела. В 1618 г. во время 2 Пражской дефенестрации из правительственных комнат, расположенных в крыле Людвига, разъяренная толпа выбросила двух правителей вместе с секретарями. Им удалось выжить благодаря куче удобрений, в которую они угодили.

Новые королевские покои

Это искусно декорированное здание использовалось многими монархами, постоянно его перестраивающими. Имеет 4 крыла – северное, южное, западное, центральное. В большом Тронном зале проходят наиболее значимые государственные события: назначают членов правительства, университетских профессоров.
Впечатляет огромная картина с изображением коронации Фердинанда V. Ноги утопают в ворсе персидских ковров, а хрустальные люстры ослепляют блеском. Глава государства занимает апартаменты воистину достойные королей.

Дворец Лобковица

Он возвышается на месте первой жилой постройки на Йиржской улочке. Сначала им владели лорды Пернштейны, благороднейшее семейство Богемии. После Тридцатилетней войны он перешел в наследство Лобковицу, в чьей собственности остается и сегодня. Представляет собой интерес как постройка раннего барокко, украшенная фресками мифологического содержания. Здесь проходят различные передвижные выставки.

Замок Главного Бургграфа

Наискосок от дворца - дом с привидениями. Сущности не появляются перед людьми, но швыряются стаканами, переворачивают мебель. Построенный в готическом стиле, он тоже подвергался реконструкции. Ворота украшают геральдические знаки, гербы, четырех живших там представителей власти. Необыкновенно красив фасад здания, расписанный итальянским сграффито. Утраченная технология росписи, специальные объемные краски оживляют узоры, делают их зрительно выпуклыми, надолго задерживают возле себя. На одной из печных труб установлены песочные часы, рядом расположились мудрая сова - царица ночи и петух - предвестник рассвета. Надпись напоминает: "Время мчится". Потолочная роспись третьего этажа восхитительна: герои Гомера, запечатленные на холсте, натянутом на деревянные рамки, напоминают о подвигах древнегреческих героев. Шекспировский театр под открытым небом оживляет прилегающую площадь, собирая толпы зрителей.

Музей игрушек

Он расположился в крыле дома королевского наместника. Содержит удивительную экспозицию разнообразных забав для детей и взрослых, начиная с античности до современности. Создал этот волшебный мир детства пражский режиссер Иван Штайгр: плюшевые мишки, оловянные солдатики, Белоснежка и гномы, роботы и машины.
Все времена и народы в миниатюре заняли здесь свое место. Но больше всего поражают предметы с тысячелетней историей: вылепленные индейцами поделки из хлеба, опасные каменные игрушки. Атмосфера радости и сказки переполняют посетителей, воздух насыщен волшебством и ностальгией по детству.

Башни форпоста

 

Всего их 20, но лишь 4 овиты легендами старины: Белая, Черная, Мигулка, Далиборка. Вначале, выполняя свою главную роль - сторожевой крепости, они возвышались над стенами, устремляя взгляды постовых на околицы. Позднее каждая приобрела дополнительную функцию: стали тюрьмами для страны. В потолке прорезали дыры и на самое дно опускали на веревке провинившихся, обрекая на голодную мучительную смерть.
Рыцаря Далибора за доброе сердце и поступки, спасшего от наказания людей, обрекли на гибель. Бросили на дно ямы, не давая пищи и воды. Заключенный попросил об одном: принести скрипку. Просьба была невинна, желание осужденного выполнили. Вначале округу переполняли звуки стона, воя, писка – рыцарь учился играть.
Прошли месяцы - инструмент подчинился несчастному: голос сердца и измученной души понеслись над околицей. Люди, жалея горемыку, приносили еду, питье, ставили в подвешенную на веревке корзинку. Спуская ее в тюремные нетри, произносили слова сожаления и поддержки. Когда музыка умолкла, все узнали, что узник отстрадал, ушел в другой, счастливый мир. С тех пор башню стали называть его именем. В своей опере Сметана увековечил страдания и имя героя.
Белая с 1584 г. - острог для высокопоставленных господ. Тут за свои злодеяния умерла на самом дне Катерина Бегинова из Лозанны, жена наместника короля в Карлштейне, самая жестокая женщина страны. Вечный покой нашел в ней известный алхимик Келли и другие.
В Мигулке или Пороховой находилась алхимическая лаборатория, в которой искал философский камень Эдвард Келли. Томас Ярос занимался изобретением оружия. Талантливый инженер создал для сада повелителя поющий фонтан и отливший Зикмунд – знаменитейший пражский колокол.
С 1649 г. это стало хранилищем пороха, однажды взорвавшегося. Потом нашли там пристанище ризничные кафедрального собора. С1972 г. башню открыли для посетителей. В старинных стенах разместился Институт военной истории. Вид из бойниц и окошек открывается на охотничьи угодья.

Олений ров

 

Ложбина прячет в своих глубинах остатки доисторических селений. Когда-то густая непроходимая чаща, скрывающая стада благородных оленей, служила своеобразным полигоном для знати. Пробираясь сквозь дрему, загонщики гнали животных на заклания азартных владык. Ров в сочетании с Брусницей использовали в качестве естественной природной защиты от неприятеля. Речушку осушили, оленей уничтожили, угодья превратили в мусорную свалку, но "Пороховой мост", соединяющий Королевский сад с градом, оставался нетронутым.
Минули века, очистили от сора тропинки, поставили скамеечки, и былое ожило вновь. В живописных уголках приятно отдохнуть, помечтать, постараться в шорохе листвы услышать древние сказания.
Поднимается над городом туман. Ветер странствий зовет в дорогу. Собраны чемоданы, но со сказками Чехии, замками, парками, мощеными улочками трудно расставаться, хочется протянуть сердце на раскрытой ладони – бери, оно твое! И кокетка-Прага снова приподнимает вуаль, интригует, завлекает. Словно женщина-вамп, предлагает многое, скрывает еще больше, обещая нечаянную радость от новой встречи.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

Видео
Карта
Новости
10 февраля в Праге открывается выставка Титаник 2016-01-25

В выставочном центре в Летнянах ожидается аншлаг!

Читать
Успейте посетить Длоуге до 28 октября этого года 2015-10-15

Экскурсии на гидроэлектростанцию - незабываемые впечатления!

Читать

Яндекс.Метрика