Латинский квартал в Париже

Интеллектуальный центр Парижа - Латинский квартал

Что может быть лучше молодости? Она - сам вызов на кончике рапиры: дерзость, но не наглость, авантюризм, но не аферизм, напористость, но не ханжество, порывистость, максимализм, возможность заявить о себе. Это романтика, пылающее сердце, желание любить и быть любимым, когда краски ярче, небо выше, цветы ароматней, а жизнь - бесконечная, поставленные цели близки и доступны. Прочувствовать себя таковым можно в Латинском квартале с его кривыми улочками и тупиками, библиотеками, барами, кафе, магазинами и свободолюбивым, особо озорным духом, витающим в воздухе.

Никогда не стареющий район

Расположившись на левом берегу Сены, схожей с изящной женской рукой, увитой диковинными браслетами-мостами, он объединил в себе всю столичную богему: музыкантов, художников, литераторов, и, безусловно, школяров. Задорная, жизнерадостная атмосфера непостижимым образом сливается с многовековыми строениями, от которых до сих пор исходит энергетика людей, проживавших в нем ранее.
Разве забудешь Ф. Вийона - магистра искусств, отчаянного хулигана и поэта? Нищий, больной и знаменитый, вхожий в резиденцию принца Карла Орлеанского, он состязался с ним в стихотворчестве. Священнослужитель Тибо д’Оссиньи упрятал его на полгода в "каменный мешок", держа на хлебе и воде. С аббатисой монастыря Пор-Руаль с удовольствием делил ложе, у палача Анри Кузена была припасена для него веревка, а в кабачке "Жирный баран" его с нетерпением поджидали воришки и сутенеры. Таким он был, написавший в "Большом завещании": "Куда бы ни пошел - везде мой дом. Я знаю все, я ничего не знаю". Не менее удивлялись внезапно объявившемуся здесь в 1842 г. щеголю - Шарлю Бодлеру. Выходец из буржуазной семьи одевался, словно истинный денди, придавая волосам шокирующий зеленый оттенок, в разговорах острил, с легкостью обзаводился новыми приятелями, недурно рисовал и тайком от всех сочинял.
Здесь можно в полной мере почувствовать себя счастливым, восхититься выступлением бродячих артистов, заслушаться незамысловатыми песнями уличных певцов, заглянуть к букинистам, отведать в ресторанчике национальные блюда: улитки, лягушачьи лапки, запивая отменным бургундским вином.Находящиеся достопримечательности восхищают, оставляя неизгладимые воспоминания. Но доминирующим среди них является мозговой центр города - Сорбонна.

Самый старинный европейский ВУЗ - Сорбона

Студенческую пору считают счастливой вехой, хранящейся в памяти пожизненно, окруженной романтическим ореолом и особой дружбой "до конца дней", нежной влюбленностью и рационализмом - серьезнейшей подготовкой к избранной профессии.
Элитный университет обязан появлением духовнику короля Людовика IX, Роберу де Сорбону, основавшем в XIII в. коллеж для детей из малообеспеченных семей. Начиналось всего с 16 учащихся, среди них были немцы, англичане, итальянцы, ну и, конечно же, местные. Армия желающий получить здесь образование быстро росла, насчитывая вскоре около 300 человек. Не прошло и полстолетия, как о колледже заговорили и за пределами страны. Расширившись, он дал название всему учебному заведению.
Изначально лекции читались только на латыни, велись прямо из окошек за неимением помещений. Однажды нидерландский гуманист, весельчак по натуре, начитавшись о пражских поселенцах античных времен, воскликнул, смеясь: "Это же настоящий латинский квартал!" С его легкой подачи название прижилось.
Много сделал для Сорбонны общеизвестный Ришелье, возглавивший ее в 1627 г., завещавший личные библиотечные собрания, значительную сумму денег. Благодаря ему здание увеличилось, пристроили в 1642 г. первейшее купольное сооружение с четырьмя колокольнями и двумя классическими портиками - часовню Св. Урсулы, защитницы студенчества (работа архитектора Жака Лемерсье), где кардинал обрел вечный покой. Кстати, он признан успешным драматургом, издавали его пьесы, по ним ставили спектакли, был неплохим кулинаром: ему благодарны за изобретение майонеза.
Любая революция порождает жестокость, кощунство и аморальность. В период мятежа подвыпившие якобинцы, вытащив из гробницы кардинальский прах, в пьяном угаре отрубили палец с сияющим перстнем, а голову, надев на пику, носили по улицам. Затем просто выбросили. Когда проходивший аббат увидел, как мальчишки пинают ногами череп вместо футбольного мяча, остолбенел от ужаса, выхватив его, скрылся, сохранил, отдав для перезахоронения спустя годы.
В 1791 г. прославленное учреждение закрыли. Оно радушно распахнуло двери вновь с 1821 г., оставаясь наиболее престижным. В 1972 г. его реформировали в 13 самостоятельных блоков. Эти стены помнят гениальных преподавателей Гей-Люссака, Пастера. Здесь обучалась Марина Цветаева, закончили его супруги Кюри, Н. Гумилев и М. Волошин, Оноре де Бальзак, многие выдающиеся личности. Выпускником был и президент - Франсуа Миттеран.
Получить здесь диплом - заветная мечта, волшебная сказка, вполне осуществимая для юных талантов. Не зря придумана песенка, превратившаяся в популярный гимн, где поется: "Во французской стороне, на чужой планете, предстоит учиться мне в университете…"
Приоритетными показателями выступают высокие интеллектуальные способности, готовность грызть гранит науки, не щадя времени и сил. Отличительной чертой методики обучения - знания, копающие не вширь, а вглубь. Зачисление абитуриентов, включая иностранцев, проходит без сдачи экзаменов, но отсев после первой сессии серьезный, лень не признают, папин кошелек не имеет значения.
Конечно же, одного дня недостаточно для знакомства со всеми уникальнейшими местами. Постараемся посетить запоминающиеся надолго, кажущиеся неприметными, такие, как уютный лесопарк, скрывающий в себе много интересного.

Уникальные старожилы сквера Рене Вивиани

Наименовали его в честь бывшего премьер-министра. В тени раскидистых деревьев чудесно отдыхать, любуясь сказочным собором Нотр-Дам де Пари, прекрасно просматривающимся отсюда. По инициативе профессора Жоржа Жанкло установили бесподобный фонтан (1959 г.), посвященный городскому епископу Ле-Ману, раздавшему беднякам накопленные денежные сбережения, получившему за это прозвище Юлиан Бедный. На скульптурном фрагменте написаны многочисленные отрывки из Библии.
Здесь растет древнейшее дерево ложной акации, высаженное в далеком1601 г., привлекающее чародеев. По их утверждению, мимо него в старину тащили к костру ведьму, осыпавшую проклятиями все вокруг, одно из них пало на древо. Когда наплывают черные тучи, грохочет гром, молния всегда ударяет в ствол, накренившийся от старости, подпираемый бетонными плитами. Говорят, наделено оно невероятной энергией, щедро даря ее прикоснувшемуся.
Жемчужина парка - скромная церквушка Сен-Жюльен-ле-Повр, принадлежащая мелькитской общине, выполненная в готическом стиле. Построили ее в 1220 г. Одного того, что в храме воздавали хвалу Господу Данте, Вийон, а службы проводились Пьером Абеляром и Фомой Аквинским достаточно, чтобы не пройти мимо. Она - пристанище бессмертного Дария из известного сериала о Дункане Маклауде. Использовалась в качестве приходской церкви, но после очередной смуты, погрома, разорения, учиненного безрассудством молодых, проявивших таким способом протест против назначенного ректора, хулиганов отлучили от нее навсегда.
Внутри отсутствуют орган, статуи, настенные картины, их заменяют множественные иконы. Великолепно смотрится деревянный иконостас с изображением сюжетов Евангелия, вырезанный в 1890 г. Пройдя вперед, стоит посмотреть святыню, хранящую множество секретов.

Церковь Святого Северина

Это диво попросила возвести жена правителя Кловиса - Клотильда в V в. по причине непонятного, необъяснимого заболевания мужа. Монарх угасал с каждым днем. Лекари, не сумев вылечить, посоветовали пригласить посланника божьего, жившего тогда в далекой Швейцарии, слава о его чудесах распространилась эхом по Земле. Это была последняя надежда.
Прибывший Северин, которому привидевшийся ангел повелел спешить к самодержцу, пылко молился, но облегчение наступило лишь, когда набросил на плечи заболевшего свой плащ. Повелитель был спасен от недуга, свалившего его. Обрадовавшись происшедшему чуду, благодаря выздоровлению он выпустил на свободу всех узников.
Храмовая постройка - образец ярко выраженной готики. Украшение фасада - старый портал, взятый из базилики Сен-Пьер-о-Беф. Часть витражных окон относится к эпохе средних веков, нижний неф ими украсили в XIX ст. (мастер Эмиль Хирш). Три пролета второго яруса показывают земное житие апостолов, следующие изображают мирские страдания мучеников. Росписями занимался живописец Ж. И. Фландрин. В апсиде на витражах - сцены деяний Христа. С высоты взирают любопытным взглядом горгульи, у входа на барельефе - Св. Мартин, встречающий прихожан. Здесь часто проводят органные концерты.
Тайнами окутан дворик. Раньше на нем размещалось кладбище, о чем свидетельствуют оставшиеся могилы, потом оперировали пациентов будущие хирурги из медицинского факультета, располагавшегося неподалеку. Разрешение на проведение подобных экспериментов дал Людовик XI. В большинстве случаев опыты заканчивались удачно, умерших же сразу хоронили. Здесь впервые провели удаление почки заключенному, приговоренному к смертной казни. Счастливчик выжил, избавившись одновременно от виселицы и болезни, заработав материальную компенсацию.

Бесценные сокровища музея Средневековья

Замок, расположенный в центре Парижа, поражает импозантностью. Глядя на него, создается впечатление, что его не коснулся суетливый XXI век. Овитый необыкновенной аурой, он один из любимейших, наиболее посещаемых приезжими.
Раньше был резиденцией аббатов Клюни, но грянула французская революция, особняк отняли, спустив с молотка. Купил его археолог, страстный любитель старины Александр де Соммерару. Человек он был небогатый, но после революционных событий легко было за бесценок приобрести уникальные экземпляры искусства. Увлеченному коллекционеру удалось заполучить эксклюзивное собрание эпохи Возрождения.
Когда хозяин поместья умер, имуществом распорядились наследники, продав государству дом вместе со всеми собранными за годы экспонатами. Так и появился музей (1844 г.), состоящий из двух частей. Первая знакомит с древними, сохранившимися до наших дней руинами, осколками римских терм, возведенными еще, когда Париж назывался Лютецией.
Двухэтажная постройка - застывшая история в камне с прекраснейшей часовенкой, средневековыми каминами - великолепное обрамление для хранящихся редчайших экспонатов (более 23 тыс.). Ее неоднократно перестраивали. Восхищающий и сегодня облик придали в XV в.
Забываешь о времени, рассматривая изумительные гобелены нижнего этажа. Перед газами - сцена воскрешения Иисуса. Почивают мирно охранники в рыцарских доспехах, сверкающих в солнечных лучах. За ними - грозные леопарды (XIV в.), вышитые золотыми и кроваво-красными нитями. Комната №4 представляет взору эпизоды жизни дворянства: за прялкой - юная мирянка, рядышком - помощник, подающий нитки. С нежностью смотрит на труженицу поклонник. На следующем рисунке показана прелестная девушка, нежащаяся в ванной, находящейся у небольшого озера с плавающими утками. Собралась группа мужчин, видимо, уходящих поохотиться, на что указывают ружья, висящие за плечами.
На размещенных в 6-ом зале разноцветных окнах с подсветкой, ранее бывших в часовне Сент-Шапель, изображена расправа над великомучеником, которого лишают глаз. Спустившись по ступеням вниз, увидите скорбные ряды, отбитых голов от статуй иудейских королей (21), случайно найденных в подвале банка (1978 г.). Поврежденные эрозией лица и разбитые венцы - вечный укор безнравственности, жестокости, богохульству. Сначала нашли их обезглавленные торсы. Изваяния украшали ранее фасад собора Парижской Богоматери.
Но основное сокровище - наверху. Это цепочка уникальнейших гобеленов, показывающих "Даму с единорогом" в разных ракурсах. Приглушенный свет создает эффект таинственности. Встреча с загадочной богато одетой незнакомкой, одной и той же, приводит в неистовый восторг даже самого придирчивого скептика. Аллегорическая серия из различных эпизодов знакомит с обворожительной дивой, появляющейся на острове среди тысячи крошечных цветочков, ягод, птиц, невообразимых животных и растений под охраной царя зверей – льва и единорога. Ручная работа, произведенная искусным ремесленником по эскизам неизвестного автора, околдовывает, разжигая сильнейшее любопытство, незаметно захватывая в сети эстетического совершенства.
Каждый сюжет символизирует какое-то человеческое чувство, где главным персонажем выступает таинственная женщина. Вот на ее узкой руке, затянутой перчаткой, сидит сокол, которого она подкармливает из чаши. На длинном шлейфе роскошного платья - крошечная собачонка, устремившая преданный взгляд на госпожу, надеясь, что и ей что-то достанется. ("Вкус"). Красавица приближается неспешно к органу, льются чарующие звуки. Заплетенные косы приподняты вверх, соединенные концы рассыпаются над милой головкой фонтаном. ("Слух"). Вот расположилась она на полянке, окруженная четвероногими друзьями. Подставленное животному зеркальце отражает его лик. ("Зрение"). На новом ковре - гувернантка с цветами. Задумавшись, хозяйка выбирает гвоздики, сплетая из них прелестный венок. К корзинке с розами подобралась обезьянка ("Обоняние"). Следующий рисунок непонятен. Что-то случилось? Почему у ног мечется маленький зайчонок, но лев при этом выглядит спокойным? Ухватившись за стяг, повелительница держится и за рог. Может, беда? Но разве выглядит она так горделиво? ("Осязание").
Вереница картин интерпретируется по-разному, приобретая философский оттенок. Они повествуют о сложном длительном пути души человека в образе Дамы. Находясь между материальным (львом) и духовным (единорогом), душа, учась управлять эмоциями, связывающими ее с земными страстями, приближается к гармонии, цельности в потоке бытия.
Если это так, то становится понятным завершающий эпизод, именуемый "Моему единственному желанию", где служанка держит шкатулку, в которую возвращаются драгоценности. Начертанная фраза рассматривается, как "Согласно воле моей", проясняя смысл последнего гобелена, говорящего об окончательной победе над плотскими устремлениями, соблазнами.
Верхний ярус удивляет обилием предметов роскоши: разукрашенными витиеватой резьбой скамеечками, принадлежащими когда-то певчим, замысловатыми вещицами, сделанными из слоновой кости и меди, витражами, драгоценной церковной утварью. Восхищает дивный цветок на длинном стебле - золотая базельская роза, изготовленная в 1330 г. специально авиньонскому папе, и сногсшибательные вестготские короны. Фантастические впечатления! Разве такое забудешь? Но следует продолжить путешествие.

Мавзолей почитаемых граждан

Невероятно красивое сооружение своим появлением обязано Людовику XV, болезни, свалившейся внезапно на государя во время сражения в 1744 г. с австрийцами. Тогдашняя медицина, оказавшись бессильной, не сумела венценосного правителя поставить на ноги. Монарх неустанно взывал молитвой к заступнице парижан Св. Женевьеве, обещая в случае выздоровления возвести в ее честь величественный храм.
Чудо случилось. Он поправился, в мир иной отошла заразившаяся от него фаворитка, герцогиня Шатору. Трагическое событие послужило причиной затянувшейся жуткой депрессии короля, забывшего об обете. Увлекшись Ж. Антуанеттой Пуансон, запомнившейся под именем мадам Помпадур, унылость прошла.
Спустя годы самодержец приступил к строительству церкви, поручив создание проекта архитектору Суффло, пожелавшему воплотить в нем "гармонию легкости готической конструкции и великолепия греческой архитектуры". Лишь в 1764 г. Людовиком был заложен краеугольный камень. Стройка длилась более 20 лет, закончившись в 1789 г. Жаль, что скончавшемуся зодчему не довелось увидеть во всей красе собственное детище, как и умершему коронованному заказчику. Завершили начатое дело сподвижники Ронделе и Бребион, внеся небольшие коррективы.
Грандиозное здание размерами 110 х 82 х 83 м по плану должно было напоминать греческий крест, однако это не пришлось по вкусу католическому духовенству. В результате прибегли к изменениям. Так подле хора появилась апсида и пару скромных башенок, длину увеличили за счет портика с колоннадой у западного фасада.
Огромнейший купол, устремленный ввысь на120 м, окружают 32 мощные колонны 20- метровой высоты, выставленные в три ряда. На наружных стенах не видно окошек. Увитый гирляндой фриз делает ансамбль похожим на некрополь. У центрального входа - легендарное изваяние "Мыслитель" (работа О. Родена).
Над интерьером работали выдающиеся живописцы Кабанель и Гро. На полотнах отображен жизненный путь небесной покровительницы, Орлеанской Девы, великомученика Деонисия. Восхитительной мозаикой поражает апсида. Мастер Эрнст Эбер изобразил Христа, справа - ангел и аллегорическая фигура Парижа, слева - бесстрашная Жанна д’Арк и Св. Женевьева.
Нельзя не заметить под сводом маятник (вернее его копию), вращением которого Ж. Фуко в 1851 г. доказал Наполеону, что Земля все же вращается. Император предложил ученому продемонстрировать эксперимент пред широкой публикой.
Начавшийся бунт вызвал в стране страшные беспорядки, мятежники беспощадно все разоряли, грабили. Но готовый к тому моменту собор выстоял благодаря тому, что революционеры захотели использовать его в качестве Пантеона, удалив культовые религиозные предметы. При входе возникла вывеска "Великим людям благодарное Отечество". Правительство не единожды менялось, а с ним и предназначение архитектурного шедевра, с которым никак не могли определиться французы. Закончилось все со смертью писателя Виктора Гюго, тело которого в 1885 г. внесли в эти стены. С тех пор базилика выполняет функцию мавзолея.
Она сделалась усыпальницей Эмиля Золя, Вольтера, супругов Кюри и многих выдающихся личностей. На надгробной плите Жан-Жака Руссо нарисован факел, зажатый в руке – символ света, который распространял он среди людей. Рядом - фраза "Здесь спит человек природы и истины". Нашел в склепе вечный покой и Дюма-отец. Когда он умер, поклонники его таланта пришли попрощаться с кумиром в костюмах мушкетеров. Среди знаменитостей обрел последнее пристанище создатель возведенного чуда Суффло.
Когда опускаются ночные сумерки, созданное творение - гордость нации, приобретает фантастический вид благодаря удивительной подсветке, появляющейся будто бы из-под земли, уходящей далеко в небеса. Незабываемое зрелище! Но надо поторопиться, впереди ждет встреча с настоящей изюминкой.

Бывшая резиденция Марии Медичи

Роскошный Люксембургский сад - романтический уголок, называемый горожанами нежно "Люко", обязан рождением королеве. Вторая жена Генриха IV, никогда не любившая Лувр, после смерти супруга решила построить дом, напоминающий родное поместье в солнечной Италии, где прошло ее счастливое детство.
В 1612 г. на выкупленной территории в 26 га был разбит бесподобный парк - настоящий живописный рай, где через несколько лет вырос помпезный дворец, завораживающий несравненной грацией, с террасы которого вдова, вдыхая аромат свежего парижского утра, наслаждалась прелестными лужайками, красочными цветниками, искусственными водоемами, правда недолго. Через несколько месяцев родное дитя, сын, выгнал мать за пределы Франции за антагонистический настрой к кардиналу Ришелье.
В смутный революционный период здесь обустроили тюрьму, но особенную, предназначенную "сливкам" общества: аристократам, депутатам, изгнанным из Парламента и прочим известным людям. Схватили и Жозефину Богарне, будущую супругу Бонапарта, оставшуюся в живых только благодаря Наполеону, пришедшему к власти. До казни узники разгуливали по просторным коридорам галерей, любуясь полотнами Рубенса, развлекались игрой в гольф, коротали время в обществе герцогини Орлеанской, такой же заключенной. Теперь здесь расположен Сенат с музеем.
Находясь в изумительной зеленой зоне, овитой необычайной аурой, где под каждой травинкой скрывается история, понимаешь, почему ей досталось почетнейшее местечко в сердцах не только парижан, но и многих туристов, преодолевших тысячи километров, чтобы оказаться здесь. В воздухе безумно вкусно пахнет обилием разнообразнейших цветов. Не зря, прогуливаясь по уложенным гравием тропинкам среди более 180 видов всевозможных растений, получали вдохновение художники, писатели: Оноре де Бальзак, Жорж Санд, Ги де Мопассан, Хемингуэй. Лесопарк использовал Гюго для отображения событий в романе «Отверженные».
Здесь вспыхнула страстная любовь между Модильяни и Ахматовой, отразившаяся в строках: "Но может этот сад, невольно, вспомнит имена двоих, что здесь сидят". Не сложно представить уединившуюся парочку, прикрывшуюся от любопытных глаз зонтиком.
Любила прогуливаться по здешним дорожкам Марина Цветаева. Возможно, на одной из скамеек написала она: "Склоняются низко цветущие ветки, фонтана в бассейне лепечут струи…", посвятив их этой природе. Горожане говорят, что никакая сила не может отменить свидания возле фонтана, посвященного Марии Медичи в стиле барокко, иллюстрирующего миф о кентавре, набрасывающемся на Галатею, лежащую в объятиях пастуха Акида, или подобной водной симфонии, названной "Четыре части света". В центре - скульптурная композиция из 4 обнаженных девушек, олицетворяющих материки - Африку, Евразию, Северную и Южную Америку. Они поддерживают нашу планету, окруженную небесной сферой. Яростно бьет копытами, пытаясь вырваться из воды, четверка лошадей. (Ж. Б. Карпо).
Углубившись в аллеи, хорошо затеряться среди множественных статуй (106), в основном женских. Порядка 20 из них окружают небольшой пруд. Вот застыла на постаменте Анна Австрийская, небрежно обращавшаяся с подвесками. Помните, как отправляла она за ними в Англию храбрых мушкетеров по Дюма? Стоит скульптура самой хозяйки, неподалеку - ее свекровь, Жанна д’Альбре, скончавшаяся при довольно странных обстоятельствах. В тени грустного каштана затаилась в уголке каменная фигура Марии Стюарт, чья жизнь была весьма драматичной. Дальше - гордая дочь графа Фландрии - королева Матильда с интересной судьбой. Здесь увековечены Бланка Кастильская, Анна Бретонская, Берта де Лаон, Маргарита Прованская и другие, являющиеся не только декоративным украшением, но и частичками наследия Франции. Очаровывает упрощенный вариант двухметровой статуи Свободы. Хочется задержаться у изваяний Шопена, Бетховена, Флобера.
Детишки с удовольствием проедутся на старинной карусели, или прокатятся верхом на пони, запустят кораблик в пруду перед дворцовым фасадом. Здорово присесть или даже полежать на газонах, предавшись мечте, как привыкли делать парижане. Мало для просмотра одного дня, но это и хорошо, ведь останется загадка, которую непременно захочется разгадать, а это повод вернуться.
Как много человеку надо для счастья? Порой достаточно однажды проснуться с первыми лучами восходящего солнца, выскочить босиком на балкон, окинуть взглядом окутанную легкой туманной дымкой столицу и воскликнуть: "Здравствуй, Париж, мой любимый город! Возьми меня за руку и пригласи погулять, как прежде. Только держи меня крепче и больше не отпускай. Никогда!"

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

Видео
Карта
Новости
Во Франции принято решение отменить проведение Фестиваля света 2015-11-30

Трагические события ноября 2015 года стали причиной этому

Читать
В Париже возобновили работу туристические объекты 2015-11-20

Жизнь столицы мирового туризма приходит в норму.

Читать
Статьи
Дворец Фонтенбло

Это официальная резиденция 34-х французских королей!

Читать

Яндекс.Метрика