Адрес: Cathédrale Notre-Dame de Paris 6 Parvis Notre Dame - Place Jean-Paul II, 75004 Paris, France.
Как добраться: станция метро "Cité".
Стоимость посещение: посещение собора бесплатное;
Стоимость посещение сокровещницы собора: взрослые - 3 € , студенты - 2 €, дети до 12 лет - 1 €.
Время работы сбора: понедельник - пятница с 08:00 до 18:45, выходные дни с 08:00 до 19:15.
Время работы сокровещницы: понедельник - пятница с 09:30 до 18:00, суббота с 09:30 до 18:30, воскресенье с 13:30 до 18:30.

Собор Парижской Богоматери - духовный центр Парижа

Вселенная держится на гармонии, любви и взаимопонимании. Созданный Творцом мир уникален, прекрасен, непостижим. Человек - венец творения, находится в центре всего сущего на Земле, но далеко не всегда осознает свое предназначение. Часто не благодаря любви к окружающему, а через горечь, страдания, боль идет тернистой дорогой к Богу, моля о защите, прося помощи. Ищет посредника, умеющего возвести мосты понимания между ним и Отцом Небесным. И тогда самой близкой, дорогой становится женщина, мать, сумевшая объять необъятное, вместить невместимое, преподнести неоценимый подарок человечеству - родить сына Господа. Не зря по всей планете выстроены храмы в ее честь. И один из них, овеянный таинственностью и романтикой, располагается в Париже – собор Парижской Богоматери, привлекающий к себе потоки верующих и неверующих, праведников и грешников.

Нелегкая судьба кафедрального собора

Окутанный изысканными каменными кружевами, из-под которых выглядывают жутко-фантастические фигуры химер, насмешливо наблюдающие за толпами паломников и туристов, гордо возвышается на острове Сите легендарный собор Богоматери - сакральное сердце Парижа.
Во времена Римской империи там стоял храм Юпитера. На его месте возвели две базилики, посвященные Пречистой и Св. Стефану, но в XII ст. они обветшали, как и скромная часовенка Архангела Михаила (в ее честь нарекли проспект Сен-Мишель). В ней в 1165 г. епископ Морис окрестил будущего французского монарха Филиппа-Дьедоне-Августа, сделавшего все возможное, чтобы Париж стал столицей.
Выходец из очень бедной семьи Морис де Сюлли, глубоко верующий человек, ведя праведную жизнь, добился назначения в 1160 г. сана епископа. Этот пост он занимал 36 лет. Глядя на удручающий вид церквей в центре города, задумал вместо них воздвигнуть дом Божий, превышающий величием все святыни, построенные до этого. Он понимал, что на осуществление грандиозного плана потребуется не одно столетие, и ему не доведется увидеть результат, но это не пугало, ведь хотелось установить его во славу Пресвятой Девы. Пригласили десятки архитекторов, но история упоминает нескольких, внесших наибольший вклад в великое дело: Жана де Шеля, Жана Рави и Пьера де Монтрея. План строения в форме латинского креста выбран не случайно, он служит напоминанием о том, что распятый на кресте Иисус избавил человечество от власти дьявола. В 1163 г. в столицу приехал папа римский Александр III для заложения с самодержцем Людовиком VII первого камня в фундамент будущего величественного строения.
Деньги собирали всем людом, их жертвовали даже местные куртизанки, попросив разрешения у духовных лиц. Люди, не имевшие возможности помочь финансово, принимали непосредственное участие, трудясь столярами, плотниками, каменотесами. Работали по 12 часов, только в зимнее время рабочий день сокращался до 9.
Могущественные сооружения, как высокие горы - творения веков. На строительство, завершившееся в 1345 г., ушло практически 2 столетия. Пятинефная церковь, вмещающая до 9 тыс. человек, возведенная в стиле готики, где вертикальные линии преобладают над горизонтальными, была наибольшей постройкой того времени.
Если бы камни умели говорить, они бы поведали о великих событиях и множественных потрясениях, переживших собором за свою многовековую историю. Его стены помнят крестоносцев, взывающих молитвой к Богу перед отбытием на священную войну, коленопреклоненных королей и озверевших бунтарей, видели похороны, блестящие свадьбы. В 1422 г. здесь венчался Франциск II с Марией Стюарт, а через полтора века (1572 г.) - Генрих Наваррский с Маргаритой Валуа, восходил на трон Генрих VI.
Нотр-Дам всегда был в гуще всех событий Франции. Никакие природные катаклизмы не действуют настолько разрушительно, как человеческая злоба и ненависть. Здание сильно пострадало в 1789 г. во время французской революции. Обезумевшие от вдохновленных речей революционеров парижане, ворвавшись в храм, громили все на своем пути. Полетели головы статуй библейских царей, которых приняли за французских королей, разноцветными слезами осколков разлетались витражи, опустела сокровищница. Бунтовщики хотели взорвать Божью обитель, но, очевидно, высшие силы не допустили: у мятежников закончился запас пороха. Растерявшись, затем, поостыв немного, оставили затею взрыва, решив обустроить здесь склад для хранения провиантов.

Лишь при Наполеоне в1812 г. церковь возвратили приходу, освятив повторно. 2 декабря 1804 г. здесь короновался Наполеон Бонапарт. Находящийся в Лувре огромный холст Давида знакомит с коронацией Жозефины, проводимой Бонапартом. Но все течет и меняется. Спустя несколько лет произошло торжественное бракосочетание императора с Марией-Луизой, подарившей ему в 1811 г. сына – наследника престола.
Развернувшееся строительство в наполеоновский период не помогло Нотр-Даму, он выглядел запущенным и жалким. Разоренная революцией страна не имела средств на его возрождение. Написанный 28-летним прозаиком Гюго замечательный роман "Собор Парижской Богоматери" задел струны души тысячи людей. Молодой писатель хотел замечательным произведением вызвать у народа любовь к своей архитектуре, о чем писал он в предисловии. И это получилось. В 1832 г. власти создали комиссию по реставрации, поручив ее талантливому архитектору Виолле-ле-Дюку. Возрождение длилось на протяжении 23 лет. За эти годы заменили уничтоженные скульптуры, возвели высокий шпиль, полностью восстановили разбитые витражи. Расчистив территорию от примыкающих строений, выложили небольшую площадь перед центральным входом. На верхней площадке в знаменитой галерее поселили химер.

Впечатление от внешнего облика

Вызывает трепет в душе уникальность архитектуры здания, не зря его ежегодно посещают порядка 14 млн. человек, не иссякает сюда поток паломников. Внушительное, громоздкое сооружение одновременно кажется невероятно воздушным, легким, напоминая, по словам Гюго, "огромную каменную симфонию". И это, действительно, так. Оно, подобно египетским пирамидам или Парфенону в Афинах, своим величием открыло новые изумительные странички в культуре французской нации. Глядя на это чудо, начинаешь невольно верить в причастность к его созданию потусторонних сил. Чего стоят одни только створки ворот, находящихся перед входом, сложно поверить, что этот шедевр - результат творения рук человеческих.

Загадка, ушедшая с мастером

Легенда гласит, что ворота поручили выполнить кузнецу Бискорне. Они должны были по красоте соответствовать величию постройки. Взявшись за столь ответственное задание, он с ужасом понял, что для его реализации недостаточно одного имеющегося мастерства. И тогда в отчаянии он обратился за помощью к сверхъестественным силам.
Каноник, пришедший проверить утром, как продвигается дело, застал его лежащим в кузнице без чувств. Увидев готовую работу, человек не мог поверить глазам: филигранная тонкая работа из витиеватых замысловатых орнаментов представляла собой нереальную, сказочную композицию. Очнувшийся автор отказался от объяснений, только стал мрачнее тучи, ушел в себя.
Неладное заподозрили лишь после установки. Закрепив ворота на замки, оказалось, что никому не под силу их открыть. Не смог справиться с этим даже Бискорне. Служители, испугавшись, окропили их святой водой. Тогда они смогли зайти в храм. А сотворивший их гений, лишившись речи, вскоре умер, навеки унеся с собой тайну.

Величественная архитектура собора

Величавый западный фасад шириной 41 м, смотрящий на площадь, по вертикальной линии разграничен пилястрами. По горизонтали разделен на три части. Вверху - башни в форме прямоугольника, возвышающиеся на 69 м. Средний ярус сделан в виде галереи с 28 изваяниями иудейских царей высотой более 3 м и окон-розеток (XIII в.). Нижний состоит из 3 разных порталов. Скульптурное оформление центрального входа изображает картину Страшного Суда. На престоле восседает Иисус, под ним - град небесный. Справа - праведники и Архангел Михаил. Слева – безбожники, направляемые чертями в пекло к последнему возмездию. Внизу - сцена Воскресения. С обеих сторон окружают Господа ангелы с орудиями Страстей и Пречистая с Иоанном Крестителем, молящиеся за грешников. Выступ, разделяющий створки двери, декорирован статуей Христа, по бокам – по 6 апостолов. Под ними – медальоны с человеческими пороками.
Левая часть портала посвящена Св. Деве. Ее украшают скульптуры XII - XIII вв. В центре - Мадонна с младенцем на руках. Здесь можно познакомиться с завершением ее земного пути. Возле умирающей женщины стоят 12 апостолов. Показана сцена коронации после воскресения. Боковые пилястры отделаны символическими фигурами 12-ти месяцев.
Правая сторона, посвященная матери Богородицы, отображает жизнь Анны и Иоакима. Родительница восседает на троне в окружении Св. Мориса и коленопреклоненного императора Людовика VII. Его склоненная фигура подчеркивает превосходство небесного над земным.
Находясь здесь, вспоминается сюжет из замечательного романа Гюго. Невольно перед глазами всплывают ясла, стоящие у входа, куда нерадивые мамочки подбрасывали нежеланных рожденных детей. Именно в них Клод Фролло, заметив, подобрал подкидыша - горбатого, кривоногого уродца, названного Квазимодо, которого сложно было назвать человеком, хотя человечности в изуродованном теле оказалось больше, чем у многих других.
Ярким цветом привлекают внимание красные врата, позволяющие быстро проходить в собор каноникам и хористам, их восстановили в 2012 г. Над ними видится картина коронования Марии, которую наблюдают монарх Людовик IX и королева Маргарет Прованская. Здесь же воспроизведены детские годы Творца. На дуге, обрамляющей арочный проем, - чудеса, происходившие с Марселем и Феофилом.
В южном направлении, смотрящем на Сену, - портал великомученика Св. Стефана, защитника собора, некогда стоявшего на этом месте. Пройдя мимо заступника, можно было легко попасть в резиденцию епископа. На тимпане - жизненные страдания праведника: его проповеди христианской морали, избиение камнями, суд, похороны.
Основание остроконечного шпиля, устремленного ввысь на 90 м, украшены изваяниями божьих посланников, которые будто бы спускаются с небесной обители на грешную землю, пристально всматриваясь в нее. Только один обернулся в направлении небес.

Чудо-окна

Установленный с юга оконный проем диаметром 13 м напоминает розу, состоящую из 84 лепестков. На них можно разглядеть эпизоды Нового и Ветхого Заветов, 20 ангелочков с венками и свечками, Христа, окруженного святыми, великомучениками. По центру – сюжет второго пришествия. Цветок лежит на поясе, оформленном стрельчатыми окошечками (автор Альфред Жерент 1861 г.).
В северной части фасада, поднятый на высоту 21 м, расположен настоящий готический шедевр - окно-розетка диаметром 13 м, сохранившее после перенесенных бед 85% мозаичных рисунков. По центру - юная Мария с новорожденным, слугами Божьими, судьями, пророками, королями, написанными на многочисленных медальонах. Лиловый и фиолетовый тон, преобладающий в цветовой гамме, говорит о тревоге в ожидании рождения Мессии.
Центральное витражное окно со скульптурой Девы с маленьким сыном в окружении серафимов, самое старинное(1220 г.), находится с запада. Хоть оно и кажется громадным, но его диаметр всего 9, 6 м. Состоит из трех кругов. В ближайшем от центральной части - 12 пророков, далее показаны сезонные виды сельскохозяйственных работ, соответствующие зодиакальным знакам. За ними располагаются воины-добродетели с копьями, выступающие против пороков.

Внутреннее убранство

Зайдя в собор, захватывает дух от грандиозности размеров (130 х 50 х 35 м). Цилиндрические колонны 5-ти метрового диаметра, поддерживающие свод, облегчены резными капителями с лиственным орнаментом, напоминающим Эдемский сад. Они делят церковное пространство на 5 нефов. Помещение освещается бронзовыми люстрами, через витражные окна проникают солнечные лучи, посылая серым стенам радугу оттенков, горят свечи, но и этого не вполне достаточно для такой громадной территории. Присутствующий внутри полумрак придает ощущение таинственности.
В глубине главного нефа обустроен алтарь с целой цепочкой резных фигурок, представляющих некую перегородку, отделяющую хоры от нефа (работа Жана Рави). 9 сцен из Библии (XIV в.), разделенных между собой столбиками, представлены на южной стороне. На них изображено явление воскресшего Иисуса пред Марией Магдалиной, женами-мироносицами, Петром, Иоанном, Фомой, встреча с последователями на Тивериадском озере.
В северной преграде - 14 резных картин (XIII в.), подробно рассказывающих о жизни сына Божьего от рождения, не включая трагические события, происшедшие после окончания Тайной вечери. Это 50-ти летний труд гениальных резчиков: Жана Рави, непревзойденного Пьера де Шеля, талантливого Жана Ле Бутейлера.
Невозможно пропустить уникальное творение, принадлежащее Н. Кусту - "Пьету". Резной цоколь делал Франсуа Жирардон. На руках Богоматери лежит бездыханное тело ее единственного ребенка - сына, снятого с креста. В материнских глазах застыла нечеловеческая боль.
Ее взгляд направлен в небеса, ища там поддержку, надежду на воскрешение, обещанное высшими силами. Рядом стоят два самодержца - Людовик XIII, предлагающий королевские регалии, и его наследник. Их окружают 6 вылитых из бронзы ангелов, удерживающих орудия, которыми убили Христа.
Страстно мечтавший о продолжении рода Людовик XIII взывал молитвой к Деве, послать ему наследника, обещая в благодарность произвести украшение Пьеты. Молитвы были услышаны. В 1635 г. родился его первенец. Однако, через 5 лет монарх скончался, не успев исполнить обещанное. Прошло 60 лет, прежде чем преемник смог исполнить волю отца. .

Основная сокровищница

Толпы паломников прибывают сюда преклонить колени перед святынями, находящимися в капелле рыцарей Гроба Господнего: священного венца из веток терновника, лежащего ныне в хрустальном кольце с золотой оправой, одного из гвоздей, пронзившего тело Спасителя. В период соблюдения Великого поста (по пятницам) их выносят к верующим, чтобы те имели возможность поклониться. Реликварий расположен в сердце прославленного костела, открыт официально в 2009 г. Позади него - изваяние Девы Марии, держащей гвозди, изранившие ее сына.

Музыка, проникающая в душу

Кого оставляют равнодушным звуки органа, наполняющие все естество возвышенными чувствами? Он состоит из нескольких клавиатур, мануалов. Их количество зависит от величины инструмента. Первый орган установили в 1402 г. Не единожды его перестраивали, реконструировали. Нынешний снабжен целым рядом рычагов и 5-тью мануалами. Его полностью компьютеризировали в 1992г. Сегодня служба сопровождается видеоэффектами: на прозрачном экране появляется молитвенный текст на английском и французском, проплывают медленно библейские сюжеты, через которые просматриваются изумительные витражи. Все это сопровождается чарующими звуками наибольшего во Франции органа.

Необыкновенный голос Нотр-Дама

Ежедневно утром и вечером разрывает тишину колокольный перезвон, зовущий к службе. Сначала соборные башни вмещали 4 колокола, в честь 850-летия костела к ним прибавились еще 9. Каждый колокол звучит своим неповторимым голосом, имеет собственное имя. Самый старинный из них - Белль (1631 г.), наибольший наречен Эммануэлем. Вес его составляет 13 т, язык весит 500 кг. Огромнейшее везение услышать его прекрасный звон, раздающийся только в особо торжественных случаях. Раскачать его не так просто, нужна немалая сила. Романтик Гюго описывает, как легко справлялся с этим Квазимодо. Он до безумия любил все колокола, относясь к ним трепетно и нежно, а ведь именно они сделали его глухим. Но звучание главного он все же слышал, обожая его больше всех. Горбун наполнялся неистовым восторгом, когда надо было его разбудить. Минутку он с благоговением на него смотрел, что-то шептал, нежно поглаживая. Когда раздавался удар медного языка о могучие стенки, его тело начинало вибрировать в унисон с гигантским колоколом. Звонарь купался в этом звуке, подобно птице в ласковых лучах солнца.

Молчаливые стражники храма

Никому не удается избежать соблазна побывать на галерее, преодолев при этом 387 ступеней. Мистические существа, прописавшиеся здесь, притягивают посетителей невероятной силой. Автор наделил их туловищем обезьяны, крыльями летучей мыши, змеиной головой. Страшно и интересно, хочется понять, зачем они здесь, от кого охраняют, кого отпугивают. Заселили их сюда в разное время, наделив различным предназначением.
Сначала, еще в Средневековье, появились горгульи - стражи тьмы, похожие на драконов, означающие в переводе с французского желоб. В их обязанность входит извергать из чудовищных пастей потоки воды во время дождя, уберегая таким способом от разрушения фундамент и стены здания.
А вот присутствие химер на христианском храме вызывает удивление. Но все объяснимо, ведь еще в старину люди были уверены, что всякую нечисть может отпугнуть лишь подобное. Вот и поселились здесь эти необычные каменные создания, но гораздо позже горгулий, при реконструкции, проводимой Виоллем-ле-Дюком для воссоздания загадочной атмосферы средних веков.
При входе в галерею, обращает на себя внимание фигура химеры, которая как бы задумалась о чем-то. Опершись головой на лапы, наблюдает за переменчивой столицей, вечно суматошной толпой, удивляясь людской суете.
Особый интерес вызывает ночной крылатый демон Стрикс - полуженщина-полуптица. Согласно преданию, основной ее пищей есть кровь новорожденных, которых она похищает, унося в лапах с длинными когтями. Древнеримским писателем-эрудитом Плинием Старшим в "Естественной истории" описан миф об этих монстрах, отравлявших младенцев во время кормления, ибо молоко их было ядовито. Римлянам, боявшимся этих чудовищ, они напоминали вампиров.
Находясь наверху, поражаешься, как одно и то же место могло соединить в себе несочетаемые вещи: добро со злом, святость с пороком, святую обитель со злыми духами на колокольне. И все это, сливаясь в единой архитектурной симфонии, представляет застывшую в камне музыку.
Оказавшись здесь, теряешься, не понимая, чему отдать предпочтение: каменным чудовищам или расстилающейся внизу ошеломительно красивой панораме Парижа, представшего во всем великолепии. Отсюда прекрасно просматривается Гревская площадь, где, по описанию Гюго, на брошенном под ноги персидском ковре танцевала под бубен юная цыганочка ангельской внешности. Огненный, взрывной, безудержный и в то же время такой грациозный танец завораживал. Разинув рты, смотрела на уличную плясунью восхищенная толпа. Не отрывая взгляд, с разных сторон наблюдали за ней три пары глаз, принадлежащих мужчинам, готовым продать душу дьяволу за ночь, проведенную с ней, но только один из них любил ее больше жизни.
Пронизанный тишиной столетий собор обладает неземной энергетической силой великой женщины, Богоматери, не дрогнувшей перед тяжелейшими испытаниями, посланными ей Небесами. Поклонитесь ей, от всего человечества попросите прошения. И пусть ее божественная искра разгорится в вашем сердце огнем любви ко всему сущему на земле.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

Видео
Карта
Новости
Во Франции принято решение отменить проведение Фестиваля света 2015-11-30

Трагические события ноября 2015 года стали причиной этому

Читать
В Париже возобновили работу туристические объекты 2015-11-20

Жизнь столицы мирового туризма приходит в норму.

Читать
Статьи
Дворец Фонтенбло

Это официальная резиденция 34-х французских королей!

Читать

Яндекс.Метрика