Собор Святого Сердца в Париже

Адрес: 35 Rue du Chevalier de la Barre, 75018 Paris.
Станция метро: Abbesses/Anvers.
Время работы: с 06.00 до 22.15.
Координаты: 48.886705, 2.3431040000000394.

Храм Святого Сердца - один из символов Франции

Сердце… Небольшая мышца в груди. Радостно трепещет, замирает от счастья в ожидании любви; пульсирует, бьется в преддверии беды; разрывается от боли, плачет кровавыми слезами, теряя близких. Но есть одно - всеобъемлющее, вмещающее в себя все человечество, бесконечно любящее, страдающее, утешающее - сердце Господа. Он так сильно полюбил людей, что отправил на распятие единственного сына, кровь которого открыла путь к спасению, возможность обрести жизнь вечную в мире, изобилии, покое. И именно этому Святому Сердцу возведен величественный храм в Париже.

История рождения собора

В самой высокой точке столицы (130 м), на холме Монмартра, высится молочно-розовое чудо, видимое из любого уголка столицы. Когда поднимается солнце, у горожан, привыкших ко многим величественным зданиям, разбросанным по всей стране, захватывает дух от восторга. Потоки света, обволакивающие со всех сторон строение, создают иллюзию полупрозрачности; неимоверного сияния изнутри, подчеркнутого белизной фасада.
Своим возведением здесь храм обязан глубоко верующим католикам, истовым поклонникам Творца, - торговцам А. Лежанти и Ю. де Флери. Они уверовали, что беды, испытания, трудности, выпавшие на судьбу народа, ниспосланы свыше за тяжкие грехи: жестокость взбунтовавшегося люда в дни Парижской коммуны, разрушения всего, что стояло на пути, проигрыш во время франко-прусской войны, безработицу, голод, рост преступности. Отсюда коммунары шли крушить Версаль.
Меценаты дали обет построить церковь во имя искупления мирских прегрешений. Идею поддержали сограждане, одобрил архиепископ Парижа Гибер, избравший площадку для строительства, мотивируя выбор тем, что тут, на высотах пригорода Бельвиль, принял смерть покровитель города - Святой Деонисий.
Национальное Собрание приняло вердикт: разрешить постройку. Решили возвести не просто храм - базилику, где паломники в любое время суток смогли бы возносить к небу молитвы за отечество, процветание, благосостояние, за возвращение падшего народа в благородное сердце Бога.
Поль Абади представил проект, победивший в состязании творческой мысли, полета фантазии, архитектурного мастерства. Для возведения стен выбрал удивительный минерал – травертин, добываемый в карьерах Шато-Ландон. Этот материал имеет свойство при воздействии влаги покрываться белым налетом. Поэтому белоснежное диво видно издалека: его ни с чем не спутаешь. Жаль, что Абади не дожил до завершения работ, не смог увидеть свое детище во всей красе. Пятеро его последователей трудились, добавляя какие-то детали, изменяя проект, но, в целом, придерживались первоначальной идеи. Закладывая краеугольный камень в июне 1875 г., под него положили французские медали в ларце, протокол церемонии начала строительства святыни на пергаменте, бронзовый медальон-эстамп, изображающий Францию, преподносящую Иисусу базилику на Монмартре. Стройка затянулась на 40 лет, и не от нехватки денег, собираемых всем миром с самых отдаленных провинций до больших городов. Оказалось, что под площадкой существуют пустоты, образовавшиеся после добычи гипса - возникла необходимость укрепления холма. Пробили 83 шахты 33-метровой глубины. Засыпали, трамбовали гравий, грунт, чтобы 93-метровый собор вознесся, став одним из символов столицы, не уступая Эйфелевой башне, Триумфальной арке. В 1914 г. закончили работы, освятив в 1919 г.

Изысканность экстерьера

Зыбким замком Фата-Морганы, тщетно пытающимся оторваться от земли, легким видением встает он перед глазами туристов, толпами идущих преклонить колени, поставить свечи, помолиться (до 2 млн. в год). Крестово-купольное здание выполнено в разных стилях: здесь византийский ренессанс перекликается с греческой античностью, объединяясь национальной темой. Все вместе придает ему некий особый шарм, делая уникальным, неповторимым. Слияние стилей становится символом согласия и терпения разноликой массы людей.
Множественные арки, полукруглые окна, колонны, орнаменты усиливают эффект невесомости, легкости. Центральный купол с множественными витражными окнами, поддерживают более 80-ти колонн. Со смотровой площадки виден весь Париж и его пригород, не зря Гитлер взирал на поверженную Францию именно отсюда.
Пять барельефов на фасаде напоминают пришедшим о деяниях Спасителя, описанных в Евангелии. В центре - ниша с вырезанным из травертина грандиозным изваянием Христа. Прижимая к пылающему сердцу левую руку, правой благословляет страну, град, идущих на поклон мирян.
С обеих сторон - медальоны с застывшими изображениями жертвенного пеликана и мистического феникса, многократно повторяющиеся и внутри. Феникс указывает на божественное происхождение Иисуса, воскресшего после физической смерти, дающего шанс жить вечно. Пеликан говорит о земной человеческой природе сына Божьего. По легенде, пеликан так любил своих детенышей, что, крепко сжимая их в когтистых объятиях, доводил до смерти. Увидев содеянное, расклевывал себе тело до крови, капли которой, падая в открытые клювы птенцов, оживляли их.
Отсюда и молва о священном Граале - чаше, наполненной потом и кровью Христа, собранной Иосифом Аримофейским после того, как копье центуриона пронзило ему грудь. Ангелы выточили ее из изумруда, оброненного Люцифером в момент свержения. Она долго находилась у Адама, но после грехопадения он утратил ее. Емкость - сердце, из которого "вместе с кровью истекает сама жизнь". Тайна Грааля до наших дней не дает покоя желающим обрести бессмертие.
Над главным входом - трехарочный портик, по сторонам, на высоких постаментах, - конные статуи. Орлеанская Дева с поднятым наголо мечом рвется в бой – справа, Св. Людовик IX – слева (автор Ипполит Жюль Лефевр). За массивными бронзовыми воротами, имеющими двухстворчатые двери, скрыто богатое внутреннее убранство. Каждую половинку створки украшает библейская сцена, находящаяся в полусфере свода.
За храмом - колокольня, поднимающаяся на 100 м в высоту. С гордостью и страхом созерцали парижане большущую повозку, запряженную 25-тью лошадьми, медленно тянущуюся по улицам к горе. На ней возлежал огромный 19- тонный колокол, язык которого весит 850 кг. Этот "звон" имеет свое имя - Савояр, в честь жителей Савойи, пожертвовавших средства на отливку. Внизу, в крипте, хранится сердце Александра Лежанти.

Особенности интерьера

Ощущение радости, душевного подъема не покидает вошедшего внутрь. Свет льется сквозь оконные проемы главного купола, преламываясь в разноцветных витражах. Мраморные изваяния, статуи святых: Вирджинии, Маргариты, Терезы, Антония, Йозефа, Богоматери - сопровождают присутствующих. Призрачное мерцание тысячи свечей безмолвно рассказывают о количестве молящихся и просящих.
Но более всего поражает потолочная мозаика площадью 475 м2, выложенная Люком-Оливье Мерсоном в 1922 г. Талантливый мастер отобразил "Благоговение Франции пред сердцем Господним", использовав оттенки основных тонов: лазурного - цвета неба, сияющего золотого. Высшие чины церкви стоят коленопреклоненные пред Иисусом. Жанна д’Арк, протянув к нему руки, просит благодати для народа, возвращение его в любящее сердце Спасителя. Мозаика, расположенная над алтарем - одна из самых больших в мире.

Суета вокруг собора

К нему можно подняться на фуникулере или по ступеням лестницы, находящейся в парке Виллет. Революционеры, понимая политический подтекст выбора места, возмущались. И, когда большинство кричало: "Ура!", приветствуя решение, один из коммунаров выкрикнул: "Да здравствует, дьявол!" Этим выскочкой был Виллет, чьим именем впоследствии назвали парк у подножия холма.
Идя по ступеням (237шт.), ощущаешь себя взбирающимся на Голгофу страдальцем, ведь второе название возвышенности – Гора мучеников, где некогда пострадали за веру Рустик Елевферий, Дионисий, причисленные к лику святых.
Многим снобам не нравились яйцеподобные купола, венчающиеся фонарями, напоминающими перечницы. Они скептически ухмылялись. Другие, глядя на воздушное, словно безе, сооружение, шутливо называли его "праздничным тортом". Зато современный житель не представляет себе Париж без Сакре-Кер.
Когда-то маленький городишко Монмартр – порочное гнездо богемы, принимал стекающихся отовсюду художников, писателей, музыкантов, соблазнявшихся дешевизной проживания в узеньких улочках. Более 200 лет селились тут разные личности, реже - гениальные, жившие и умиравшие в нищете, становясь известными, великими уже после смерти.
Молчаливо, с укором и скорбью взирает Христос на город и его окрестности, видимые со смотровой площадки (до 50 км дальность обзора в ясную погоду), на фривольные кабаре, многочисленные кабачки, где всегда услужливо подадут излюбленное блюдо французов - рюмочку абсента. Взирает и ждет, когда же образумившаяся паства, раскаявшись, припадет к его пылающему сердцу. Ведь Бог - есть любовь.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

Видео
Карта
Новости
Во Франции принято решение отменить проведение Фестиваля света 2015-11-30

Трагические события ноября 2015 года стали причиной этому

Читать
В Париже возобновили работу туристические объекты 2015-11-20

Жизнь столицы мирового туризма приходит в норму.

Читать
Статьи
Дворец Фонтенбло

Это официальная резиденция 34-х французских королей!

Читать

Яндекс.Метрика