...

Музей Лувр

Адрес: Palais Royal, Musée du Louvre, 75001 Paris, France.
Как добраться: станция метро "Palais Royal - Musée du Louvre" (пересечение 1-ой и 7-ой линий метро).
Время работы: ежедневно с 09:00 до 18:00; по средам и пятницам с с 09:00 до 22:00; вторник - выходной день.
Стоимость посещения: взрослые - 10 EUR. с 18:00 до 22:00 - 6 EUR, дети до 18 лет - бесплатно;
каждое первое воскресенье месяца вход бесплатный.

Путешествие в мир искусства – Лувр

Жужжание шмеля над цветущим полем клевера, пение цикад, разнотравье лета, музыка небес, когда не разобрать: то ли озеро вознеслось ввысь, то ли небо упало в воду… Душа испытывает неописуемую радость, блаженство, катарсис. Не зря писал Достоевский: “Красота спасет мир”. А собранная в едином месте, представленная во всем великолепии, она поражает, вызывает чувство эйфории, восторга, дарует наслаждение. Все это можно испытать, посетив один из наибольших и лучших музеев мира – Лувр.

История создания

16 королей, более 20 талантливейших архитекторов, множество декораторов, каменотесов, плотников, подсобных рабочих на протяжении 8-ми веков строили, потом перестраивали, достраивали, украшали красивейший дворец, раскинувшийся на 18 га земли.

Изначально в 1190 г. Филипп II Август решил возвести цитадель на правом берегу Сены с целью безопасности государства и трона от “любимых” родственников, претендовавших на престол. 20 лет продолжались работы: выросли круглые смотровые башни (10 шт.), мощные стены с навесными бойницами, стрельчатыми окнами. Глубокий ров, наполненный водой, контрэскарпы делали крепость неприступной. Гордо, величаво стояла она над рекой, грозя ретивому неприятелю и алчному соседу. В центре высился 30-метровый дожон.

Музей ЛуврСюда перевезли королевскую казну, отвели помещения под тюрьму, арсенал. Название форпост получил от наименования местности, бывшей обиталищем волчьих стай. Имеются и другие версии: из старофранцузского – это сторожевая башня, из древнегреческого – укрепление. Так рождался Лувр.

Карл V разместил здесь свою резиденцию. Франциск I поручил Пьеру Леско и Жану Гужону обустроить дворец в духе Ренессанса. Екатерина Медичи, Генрих IV, Людовик XIII облагораживали внешний вид, украшали апартаменты каждый на свой вкус.

Король-Солнце переехал в Версаль, но по желанию сюзерена, обращенный к городу фасад здания, обязан был отличаться уникальностью и шармом. Работы доверили Клоду Перро, брату известного сказочника, сумевшего дополнить экстерьер попарными колоннами, позволившими увеличить окна, через которые потоки света, проникая внутрь, освещали богатое убранство. Грандиозная реконструкция приостановилась, поскольку Луи полностью охладел к Парижу, помня, как в детстве пришлось бежать из города от восставшего народа.

Музей ЛуврНа галерее поселились мастеровые люди, изготовлявшие ковры, мебель, ювелирные изделия. Работали в поте лица резчики по дереву, пильщики, позолотчики, бронзовщики, часовщики, мастера по инкрустированной мозаике, стекольщики.

Первый министр короля напоминал повелителю в письме о том, что потомство всегда будет оценивать правителя по военным достижениям и сооружениям. Считавший себя государством Людовик XIV методично опустошал казну, тратя деньги на войну и стройку. Финансовые проблемы не смогли преодолеть пришедшие на смену преемники, они закончились лишь революционным переворотом.

Людовик XVI попытался задобрить взбунтовавшийся люд, отдав приказ не стрелять, сбежал. Проведение нашло его через 195 дней: труса казнили привселюдно. После Французской революции был издан декрет от 27. 07. 1793 г., согласно которому в здании было велено основать Центральный музей искусств. Его воплотили в жизнь 10. 08. 1794 г.

Наполнение сокровищами

Сильным мира сего не чужда любовь к прекрасному: они собирали ценнейшие произведения, выкупая их в разное время. Эпидемия коллекционирования, начавшаяся еще в XV в., надолго охватила страну. Свозили все, что могли добыть в военных походах, не упускали любой возможности пополнить шедеврами замок.

Музей ЛуврМонограммы великих основателей нашли достойное место среди венков из лавра, витиеватых орнаментов, вплетенных в отделку строения. 70 величественных статуй лучших представителей Франции установлены во дворе Наполеона: Абеляр, Вольтер, Пуссен, Рабле, Ришелье, Кольбер, Мазарини. Молчаливыми свидетелями возвышаются они над суетностью дней. Мужи, могущественные при жизни, сейчас напоминают потомкам о том, как сильно нужно любить страну, быть мудрыми и дальновидными, делая все возможное и невозможное для ее процветания.

Но особой вехой в истории Лувра стало правление Наполеона Бонапарта, желавшего сделать его центральным музеем Европы. Обозы, груженные бесчисленными сокровищами, тянулись из Германии, Австрии, Италии. Под звучание “Марсельезы” шел грабеж завоеванных земель, преумножая богатство “дворца народа”. Наполеон назначил директором Вивана Денона, начавшего приводить в определенный порядок экспонаты, размещая их по хронологии, географическому расположению.

Когда император пошел в поход на Египет, вместе с армией отправились ученые-археологи. О. Мариэтт, произведя раскопки в далеком Мемфисе, отправил на родину до 6 тыс. предметов древности. Работая в Двуречье, пополнили собрание богатствами ушедших цивилизаций, принадлежавшими Персии, Вавилону, Палестине, Урарту, Финикии, Ассирии. В результате падения империи Бонапарта I многое из награбленного возвратили владельцам (Аполлона Бельведерского, Лаокоона и др.), но большинство осталось.

Зал кариатид

Одним из первых сформировали отдел древнегреческих и римских скульптур, открытый для обзора еще в 1800 г. Подлинники греческих статуй, начиная со времен эллинов, окружают вошедших. Беломраморные изваяния, пережившие тысячелетия, восхищают мастерством исполнения, поразительной пластикой тел. С достоинством и презрением взирает на людишек Гера Самосская (VI в. до н. э.). Стремительная Диана, богиня охоты, запечатлена в порыве, движении, кажется, сейчас переступит постамент и помчится рядом с ланью. Склоненные головки с изящными прическами, гордо возвышающие головы патрициев сменяют друг друга.

Музей ЛуврПроходя сквозь этот парад совершенства, отдайте дань античным умельцам. Все вокруг завораживает: 4 огромные кариатиды Гужона подпирают балкон, где некогда играли музыканты, вереница Афродит в разных позах, боги Эллады и Рима. А в самом конце этого представления обнаженных и едва прикрытых натур в туманной дымке – эталон женской красоты – Венера Милосская. Стоит одиноко в круглом помещении из серого мрамора, завершая знаменитую анфиладу. Шероховатая поверхность тела представляется теплой и живой плотью.

В 1820 г. писатель Оливье Вутье увидел на острове Милосс, что в Эгейском море, на виноградном поле чудесное творение. Решил купить его у крестьянина, но тот заломил баснословную цену. Филэллин бросился к французскому консулу, рассказав об уникальной находке, просил помощи. Деньги получили, но предприимчивый виноградарь успел продать ее османам. В порту за большую взятку удалось перехватить ценный груз. Завязавшаяся драка лишила богиню рук, навечно оставшихся там, да так и не отыскавшихся. Говорят, первоначально Афродита, слегка склонившись, одной рукой поддерживала соскользающие одежды, второй держала яблоко, врученное Парисом. Вокруг изумительного божества туристы толпятся бесконечно, фотографируются, пытаются изобразить изначальную позу.

Неподалеку, на матрасе Бернини – спящий гермафродит (копия оригинала II в. до н. э.). Сын Венеры и Гермеса попал под власть Салмакиды, охранявшей священное озеро. Увидев пловца, воспылав страстью, она обвилась вокруг юноши, как змея, не желая отпускать, моля соединить их тела навеки. Так и появился этот парадокс природы. Если мужчины хотят усилить свое “достоинство”, непременно должны прикоснуться к почивающему.

Музей ЛуврВ других залах – фрески Помпеи, Геркуланума, мозаика из Малой Азии, керамика, стеклянная посуда, фрагмент Парфенона, метопы фриза храма Зевса из Олимпии (460 лет до н. э.). В галерее Аполлона – самый большой на планете алмаз – “Регент”, имеющий 137 карат, принадлежавший принцу Орлеанскому, доставленный из Индии как подарок. Здесь же – вычурные короны, шпаги с эфесами, украшенные каменьями, перстни высокого художественного мастерства.

На саркофаге Черветори возлежит супружеская пара (500 лет до н. э.). Трудно поверить, что они не просто прилегли после любовных утех, а давно почили, настолько натурально выполнены детали. Здесь можно залюбоваться Алтарем мира, когда-то стоявшим на Марсовом поле в Риме (XIII -XIX в. до н. э.), созданным в честь триумфа над галлами Октавиана Августа.

В мозаике “Суд Париса”, возвращающей к мифологии, рассказывается об оценке красоты смертным бессмертных созданий. Взглянув вверх, нельзя не восхититься амурами, психеями, вычурной лепниной, непревзойденной потолочной росписью. На лестнице Доре – великолепная Ника Самофракийская, некогда стоявшая на крутом берегу Родоса, расправив крылья, готовясь к полету. Дерзкий ветер развивает тончайший хитон, подчеркивая грацию тела. Ее находили частями, реставрировали. Богиня Победы, хоть и обезглавленная, полна величия и гордости. Вице-консул Шарль Шампуазо преподнес ее в дар императору.

Нет возможности остановиться, поклониться каждому экспонату. Выставка постоянно обновляется. Бродя по залам, переходя через лабиринты коридоров, попадаешь в отдел итальянской живописи.

Богатства эпохи Возрождения

После белоснежных мраморных изваяний в глазах рябит от обилия красок. Работы Рафаэля, Леонардо да Винчи в первую очередь влекут к себе ценителей. Все спешат увидеть и понять таинственную улыбку итальянки. Франческо ди Бартоломео дель Джокондо, купец из Флоренции, заказал художнику небольшой портрет своей третьей жены, ибо место ему определил на стене столовой, чтобы ежедневно любоваться супругой. Заказ не был закончен вовремя, и скряга отказался платить.

Франциск I, используя любую возможность приобрести полотна гениев (особенно представителей Италии), выкупил его. Техника написания шедевра – сфумато, доведена здесь до безупречности. Великий мастер любил экспериментировать с красками, в результате видим тающую дымку, окутывающую фигуру молодой женщины, устроившейся, скорее всего, в кресле на балконе. Удаленность пейзажа подчеркивает верховенство живого над неживым. Спокойствие позы, плавность линии рук, едва уловимая завораживающая манящая улыбка.

Музей ЛуврВспоминается одноименный рассказ Рэя Брэдбери: деградирующая, злобная толпа, перекатывая слюну, дожидается часа, чтобы со всей силой ненависти плюнуть в нежное женское лицо, а потом уничтожить полотно, разорвав на мелкие кусочки. Возникает в памяти мальчик Том, принесший домой фрагмент с устами Мадонны, рыдающий над попранной красой.

Чем же отличались от вандалов писателя якобинцы, следовавшие принципу “мир хижинам, война дворцам”, ворвавшиеся в музей с саблями наголо? Недавний печатник, генерал Бержере, полковник Бено (бывший мясник) рассекали картины, крича, что, если люмпены не могут иметь у себя Пуссена и Рембрандта, их нужно уничтожить. Подогнав 5 громадных фур с нефтью, битумом, порохом подожгли, уничтожили замок в 1871 г. Проявляя чудеса мужества, стойкости, преданности, хранителю Барбэ де Жуи удалось спасти многое.

Ничто не отличает современных дикарей от их предшественников. В 1956 г. обезумевшая россиянка, не сумевшая обуздать низменные чувства, плеснула на шедевр кислотой, повредив низ. В том же году неуравновешенный боливиец швырнул камень, оставив след на сгибе руки красавицы. Такие неадекватные действия вынудили администрацию укрыть уникальные произведения за пуленепробиваемым стеклом.

Недалеко от “Джоконды” – “Святая Анна с Марией и младенцем” кисти гениального Леонардо. Словно живые, застыли они в покое и неге, играя с ребенком Иисусом на берегу ручья. Глубина пространства, тающие светотени передают состояние покоя, радости божественного семейства.

Восток – дело тонкое

Музей ЛуврКрасочная выставка представлена сокровищницами царя Ассирии, Саргона II, переданными в 1847 г. консулом Франции Ботта. Они положили начало коллекции. Крылатые быки – “шеду”, исполинские 6-метровые статуи, пугают своим грозным видом. Отступив от них, можно увидеть 11 из 30-ти существующих изображений правителя Лагаша Гудеа из черного диорита. Стела Хаммурапи из Персии, лучники Дария, изделия из драгоценных металлов доносят через века умелое владение резцами, эмалями, ракушками.

Легко растеряться среди впечатляющих размерами каменных великанов. Существует большая вероятность пройти мимо крошечной (12 см) статуэтки из железа (2 – 3 в. до н. э.). Маленький печальный человечек, отмеченный шрамом через всю щеку – возможно, символ давнего ритуала. Туловище покрывает змеиная чешуя, коротенькая юбочка и обреченность во взгляде. Обязательно посмотрите уникального демона из Бактрии, которому уже более 5 тыс. лет.

Экспонаты Древнего Египта

Музей ЛуврОдной из самых больших по праву считается древнеегипетская коллекция, только в Каире существует немного превышающая ее. Здесь особая атмосфера, запах, цвет. В 1826 г. Ф. Шампольон раскрывает тайну иероглифов, много делает для обустройства выставочного зала. Здесь находится кремниевый нож с рукояткой, инкрустированной человечками, надгробная плита царя-змея Джета (3-е тысячелетие до н. э). Фигуры чиновника с супругой из Мемфиса, сельский староста, знаменитый писец с алебастровыми глазами с вкраплением горного хрусталя. Сидя в напряжении, он сосредоточенно слушает повелителя, готовый в любой момент сделать запись.

Базальт, слоновая кость, песчаник служили материалом для египтян. Копия неразгаданного Сфинкса, Нефертити, божества с орлиными головами очаровывает. Возносятся стелы, славящие Тутмоса III и фараона-реформатора Эхнатона, стоящего рядом с покровительствующей ему богиней неба, женственности и веселья Хатор. Саркофаги, мумии, восстановленные благодаря прогрессивным технологиям лица умерших, поражают. Ушедшая в небытие цивилизация напоминает о себе. Призывает разгадать сокрытые тайны, ищет пылкие сердца, неуспокоенные, непокоренные комфортом и бытом.

Культура Ислама в предметах быта

Она изобилует количеством выставленных украшений, символами ханской власти, вещицами обихода: персидские ковры, вычурные сосуды, блюда из лазурита и, безусловно, картины. Остановитесь у портрета шаха Аббаса и его пажа (автор Мухаммад Касим). Одной рукой падишах обнимает подчиненного с утонченными женскими чертами лица, другой принимает от него чашу с вином. Основатель Ирана запечатлен в момент интимных отношений под раскидистым деревом с подневольным. В кроне листьев спряталась фамилия художника, надпись красноречиво гласит: “Пусть жизнь вам даст то, чего вы желаете от трех уст: вашего любовника, реки и кубка”. Нам, нынешним, не имеющим запретов и ограничений, понятен интерес солнцеподобного владыки.

Отдел декоративно-прикладного искусства

Если вас интересует украшение стен – отправляйтесь сюда. Основанный в 1893 г. зал поразит бесподобными гобеленами: сцены охоты царственных особ во всевозможных ракурсах, своры собак, травящих, загоняющих диких зверей; придворные, трубящие в рога. Немалые размеры, натуральность вводят в транс.

Предметы убранства, изысканная меблировка обставленных тематических помещений навевают воспоминания из романа Дюма. В такой уютной комнате Анна Австрийская, тайно встречаясь с герцогом Бекингемским, подарила ему злосчастные подвески, за которыми мчался на туманный Альбион храбрый д’Артаньян. По рисункам Лебрена создавался известнейший “высокий стиль”, помпезно выставленный для обозрения, способный огорошить любого сноба.

Галерея Денона

Она привлекает внимание множественных поклонников живописи. 40 картин, расположенных на стенах пурпурного цвета восхищают невиданными размерами. Давид, Герен, Прюдон, Жерар, Друа, Лефевр, Пейрон, Лебрен, Энгр – дух захватывает только от произношения прославленных фамилий.

Музей ЛуврКто не помнит “Илиаду Гомера?” Перед взором посетителей – иллюстрация к поэме – “Андромаха, оплакивающая Гектора” (275 х 203). Вдова скорбит о смерти любимого мужа, убитого Ахиллесом. Достоинством и тоской веет от замечательного изображения.

“Клятва Горациев” (330 х 425) вселяет гордость, восхищение доблестью, честью, самоотверженностью героев. На полотне “Парис и Елена” юноша получает обожаемую чужую жену, из-за которой разразится небезызвестная Троянская война. Давид сумел передать чувства в мимике, жестах, умело подобранных красках.

Его огромный цикл работ, посвященных Наполеону, восторгает. Чего стоит только коронация императора! В лавровом венке стоит он на возвышении перед коленопреклоненной Жозефиной, возлагая ей на голову золотой венец. Папа Пий за его спиной шлет благословение. До 200 персонажей написаны автором в разных позах, с удивительной натуральностью переданы эмоции. Каждый из них мог бы быть отдельным портретом.

“Пигмалион и Галатея” Жироде-Триозона воспроизводит эпизод оживления изваяния. Очаровательная Галатея, созданная талантливейшим мастером, прямо с пьедестала попадает в его объятия. На застывшем лице ваятеля – удивление и восторг, а красивое молочно-белое тело девушки можно рассматривать часами.

В противоположной стороне (крыло Ришелье) гурманов от живописи встретят работы короля художников и художника королей – П. П. Рубенса. Жизнь Марии Медичи от рождения проходит перед глазами. Вот юная Мария приезжает к жениху, в порту ее, уставшую, торжественно встречает сама Франция. Вот она держит первенца. А дальше – смерть Генриха, регентство, совершеннолетие сына…

Музей ЛуврХолсты Тициана, Дюрера, Рембрандта, Делакруа просто осыпают водопадом впечатлений. Не редеет толпа у “Турецких бань” (Жан Огюст Доминик Энгр), любующаяся многочисленным собранием в одном помещении соблазнительных обнаженных женских фигур. Стены пестрят дамами в пышных кринолинах, мужчинами в париках, кухарками в чепчиках. С улыбкой, наивностью, цинизмом рассматривают пришедших: “Цыганка”, “Паяц”, “Выпивоха”, “Гадалка”, красотка за туалетным столиком.

Среди всей пышности, помпезности оголенных тел, изумительных композиций легко пропустить миниатюрный шедевр Питера Брейгеля Старшего “Калеки” (18, 5 х 21, 5 см). Изуродованные безногие тела инвалидов, опирающиеся на деревянные подпорки, культи, палки изображены художником. Они ряжены в маскарадные уборы, на плечах – накидки с лисьими хвостами. Очевидно, крикливая одежда должна задерживать проходящих мимо людей. На заднем плане – незаметный “двуногий” в надвинутой шляпе, широкополом плаще держит в протянутой руке миску. Его действия становятся понятней, если прочесть надпись на обратной стороне: “Калеки, не отчаивайтесь, и ваши дела могут процветать”. Милосердие удержит вас, частое сердцебиение напомнит, что мир далек от совершенства.

Сегодня в музее трудятся более 2 тыс. сотрудников под руководством Анри Луаретта. Они не просто следят за чистотой и порядком. В обязанности входят чтение лекций, проведение занятий в разных кружках для детей и взрослых. Это не просто место собрания самого ценного наследия человечества, это еще и кропотливая воспитательная работа, умение дать мудрый совет, пояснить скрытое, растолковать явное.

Лувр все время в движении, реконструкции, перестройке. Некоронованные короли, избираемые народом, по-прежнему управляют людьми и странами. Не важно, что живут не в роскошных апартаментах, не носят корон, их желание, приказы выполняются беспрекословно.

Музей ЛуврТак в конце прошлого века Франсуа Миттеран решил увеличить пропускную способность музея. Для этого архитектор Йо Минг Пей спроектировал и построил грандиозную пирамиду, повторив египетские. Конструкция из металла в модернистском стиле вызвала споры среди французов, многие и сегодня воспринимают ее, как бельмо на глазу. Специально изготовленный рецепт стекла создает эффект свечения. Она сияет снаружи, давая освещение нижним этажам. Три меньшие, находящиеся рядом, служат своеобразными окнами, дарящими свет подземным нижним коридорам. Бьют струи фонтанов, а бассейн треугольной формы из темного камня, слегка выступая над поверхностью земли, принимает отражение замысловатого творения Пея.

К зданию на улице Риволи приезжают туристы, около 9 млн. ежегодно посещает дивный городок в центре Парижа. Идут, выстаивают очереди, стремясь увидеть воочию великолепие ушедших эпох. Приобщиться к прекрасному, обрести себя и вспомнить слова классика о незыблемом предназначении красоты – стать спасительницей мира.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий