Адрес: Бавария, Восточный Альгой р-н, ул. Neuschwansteinstraße, 20.
Как добраться: с главного вокзала Мюнхена (München Hauptbahnhof) доехать на поезде до города Фюссен (Füssen) - это займет примерно два часа. За платформой находится автобусная остановка, где к приходу мюнхенского поезда уже стоят автобусы № 78. Остановка, на которой надо выйти, называете "Хоэншвангау", время в пути минут десять.
Время работы: с апреля по 15 октября ежедневно с 9:00 до 18:00, с 16 октября по март ежедневно с 10:00 до 16:00. Выходные - 1 января, 24-25 и 31 декабря.
Стоимость входного билета: взрослый - 12 EUR, льготный - 11 EUR, дети до 18 лет - бесплатно.

Лебединая песня Людвига II – замок Нойшванштайн

"Стоял над озером утес, природу зорко охраняя, а мимо – белых лебедей летела стая. Один устал, отстал, от братьев он отбился, в бессилье на скалу упал и в замок превратился…". Трогательная легенда буквально растворилась в нереально сказочном дворце, возведенном эксцентричным баварским правителем Людвигом II, где вместо дворцовых интриг, пушечных залпов звучала дивная мелодия. Величественный, гордый, расположился он на горе Югенд в Альпах среди грозного безмолвия ущелий, кристально чистых вод. Будто хрустальная обитель феи Морганы, мираж, выплывший из туманной дымки, паря над могучими вековыми соснами, привлекает миллионы.

Немного о загадочной судьбе короля

О нем и сегодня живет миф в окрестностях построенного им Нойшванштайн. С младенчества, играя с кубиками, проявился талант к архитектуре. Наследник рос романтиком, мечтателем, чему способствовало лишенное родительского внимания детство, проведенное в родовом поместье Hohenschwangau в спартанских условиях. Главный воспитательный метод Максимилиана II – порка. Уединяясь, цесаревич погружался в волшебство сказок, находил утешение в настенных росписях. Разглядывая подолгу мифологические сюжеты, представлял себя героическим персонажем. Посетив в 16 лет оперу Вагнера "Лоэнгрин", кронпринц ушел потрясенный. Его мысли всецело совпадали со старинными сказаниями и чарующей музыкой. С того момента боготворил сочинителя, сделавшись восторженным поклонником, в дальнейшем другом и меценатом.
Студент Мюнхенского университета, преемник был слишком молод, когда внезапно скончался отец. В марте 10 числа 1864 г. пред народом предстал новый самодержец: высокий (1м 91 см), стройный, красивый, с копной темных вьющихся волос, выразительными огромными глазами. Обожавший внука дед сравнивал их со страстными очами Адониса. Психоаналитик Morel усмотрел там огонь грядущего безумия.
18-летний властелин, клятвенно обещал делать все возможное ради счастья соотечественников. История знавала имена многих юных прославившихся государей, но королевское господство нельзя сравнить с вызубренным, отлично сданным экзаменом. Страна переживала непростые времена, втянутая в европейские склоки, требовала властного, решительного, мудрого стратега. Неопытный помазанник Божий, не владея тонким дипломатическим даром, экономическими знаниями, не готов был взвалить на свои плечи тяжкое бремя. Может, со временем он приобрел бы опыт, но политическая деятельность, скорее, раздражала. Подтверждением служит высказывание теолога Игнаца фон Деллингера: "Живя в мире фантазий, венценосец не интересуется прозой жизни".
С неимоверным рвением он относился к культуре, считая ее основополагающей для развития державы. Надеялся искусством преобразить души людские. Взойдя на трон, незамедлительно пригласил почитаемого маэстро. При отсутствии музыкальности, но, обладая безупречным вкусом, нашел в гениальных творениях юношеские романтические грезы. Вызвав бурю негодований, протестов в светских кругах, вытащил кумира из долговой ямы, отдал в распоряжение загородную виллу, взяв на себя финансовые заботы, чтоб великий гений мог беспрепятственно расправить крылья мастерства. После знакомства умудренный жизненным опытом музыкант проронил пророческую фразу: "Его Высочество настолько проникновенен, благороден, чрезмерно хорош для этой жизни, что будет большим чудом, если останется жив".
Несмотря на то, что женщины обожали красавца-короля, флиртуя с миловидными актрисами, радости любви не познал. Пожалуй, единым увлечением была старшая его на 8 лет австро-венгерская императрица Елизавета, более известная, как Сисси. Любя его, как брата, решила женить на младшей сестре, герцогине Софье. Опрометчиво предложив девушке руку и сердце, он вскоре пожалел о содеянном. Поданные с нетерпением ждали женитьбы, государь обязан заботиться о продолжении рода. Не чувствуя влюбленности, откладывая дату свадьбы, несостоявшийся жених настроил против себя семью невесты, местную знать. Расторжение помолвки ему показалось избавлением от кошмара. По городу поползли слухи о его нетрадиционной ориентации. Прохладные и без того отношения с матерью усугубились. Вдовой предшественника называл ее и никак иначе.
Он все чаще замыкался в себе, отгораживаясь от реальности. Хотел понимания – не нашел, искал любви, гармонии – тщетно. Уделом стало одиночество. Увлекшись возведением резиденций (Линдерхоф, Херренкимзее), мечтал построить замок неприступный, как чаша Грааля, где бы чувствовалось божественное дыхание небес, ощущал бы себя абсолютным монархом придуманного им иллюзорного мира, а Вагнер смог писать неземные произведения.

Строительство Neuschwanstein

Для осуществления задуманного выбрал живописное местечко в Альпах на руинах отцовской крепости Шванштайн. Вокруг – громадины-горы со снежными вершинами, сверкающими непорочной белизной. К заблудившимся низким облакам, кажется, можно прикоснуться рукой. Выше – лишь небо.
Кристиан Янк, художник-декоратор, отвечавший за художественное оформление, подключив богатое воображение, нарисовал сказочные эскизы. Задачу "сделать сказку былью" поручили архитектору Эдуарду Риделю, избравшему редкостный архитектурный стиль псевдоготики.
Задействовали более 200 рабочих: каменотесы, плотники, крановщики, подсобники. Для площадки под застройку взорвали часть скалы, опустив плато на 8 м. Его Величество показал себя опытным управленцем, приверженцем передовых технологий. Сначала проложили дорогу, провели коммуникации, выстроили столовую для строителей. Наконец, 5 сентября 1869 г. заложили краеугольный камень в фундамент. Под пристальным наблюдением строгого заказчика закипела работа.
Основной материал – кирпич. Его облицовывали известняком, доставленным из местных каменоломен. Из Зальцбурга везли мрамор, из Нюртингена – песчаник. Стройматериал подавался краном, использовали локомобили. Заболевшие, пострадавшие получали пособие в размере 65% от зарплаты.
По причине разразившейся Франко-прусской войны (1870 г.) стройку временно пришлось заморозить. Возобновили ее спустя 3 года, продолжив в ускоренных темпах. Когда заканчивались личные средства, кесарь опустошал казну, торопил, призывая завершить начатое дело к 1881 г. Сменил прежнего зодчего на Георга Дольмана. Однако, частенько лично тормозил процесс, меняя принятые ранее решения.
Весной 1884 г. отшельник-монарх заселился. Для комфортного проживания было все: наличие водопровода, центрального парового отопления, туалеты со сливом, электрические звонки для вызова слуг, даже телефоны, хотя многое требовало завершения. Отдалившись от чуждого общества, наполненного предательством, ложью, лицемерием, кознями, чувствовал себя очень одиноким, тосковал, впадал в меланхолию. Подобно заколдованному принцу из "Аленького цветочка" Аксакова ночами бродил по владениям, подолгу созерцал освещенные таинственным лунным сиянием заснеженные пики, слушал шум водопада, будто ждал от безмолвной компании понимания.
Прожив в апартаментах всего 172 дня, так и не дождался окончания постройки. Правительству надоели полеты его фантазий. Медицинский консилиум во главе с психиатром Бернхардом Гудденом без осмотра, заочно зафиксировал письменно выявленную у него неизлечимую болезнь – паранойю (июнь 1886 г.). Городской совет обвинил в чрезмерной растрате бюджета на бесполезные строения, самоустранении от управления страной, гомосексуальности, воспользовавшись врачебным заключением, признал психически нездоровым, поэтому руководство передал его дяде Луитпольду.
Со слов полковника Дюркхайма, все это – наглая ложь, спланированный сговор, возглавляемый премьер-министром Лутцом. Кесарю однажды предлагали уступить корону монарху Пруссии. Желая видеть Баварию свободной, категорично отказался. Отто Бисмарк, канцлер Германии, знавший осужденного близко, утверждал: "Этот человек достоин преклонения". Советовал обратиться за защитой в парламент, но кто прислушался? Действующая власть признавала коварство и бесчестие. Людвиг, верный собственным идеалам, предпочел честь.
Под охраной 12 числа того же месяца его отправили в имение Берг. Он мог избежать затворничества, сбежать. Как объяснил сам: "Лишение правления – мелочи, не могу пережить того, что меня сделали сумасшедшим". На следующий день тела "больного" и доктора, объявившего его таковым, выловили на мелководье озера Штарнбергер-Зе.
Полиция не углублялась в детали расследования. Официальная версия – самоубийство. Король мертв. Да здравствует заговор! Простой люд долго оплакивал любимца, коему было всего 40. Поэт Франции Поль Верлен назвал его единственным подлинным правителем XIX ст. В память о нем выступает из водной глади крест. Мало кто знает, что рядом с ним на дне покоится обручальное колечко, брошенное13 июля того же года, как любовное признание "безумцу"16-летней Марией Мейн, матерью Марины Цветаевой, о чем рассказала в "Воспоминаниях" Анастасия (младшая сестренка поэтессы).
Через 5 недель после смерти мечту, воплощенную в камне, открыли для посещения, чтобы быстрее возместить затраченные деньги (6 млн. золотых марок). Фантастическое строение, получившее название уже после гибели владельца, превратилось в визитную карточку Баварии, сполна окупив израсходованную сумму, принося баснословный доход (около 6 тыс. посетителей ежедневно).

Великолепие экстерьера

Сначала автобус может доставить к платформе возле подвесного мостика, пересекающего ущелье Пеллат, нареченного именем родительницы, королевы Марии, Marienbrücke. Ажурная металлическая конструкция появилась в 1886 г. Отсюда открывается такая панорама, что начинаешь сомневаться в реальности видимого. Не зря здесь часами простаивал коронованный затворник, любуясь сине-изумрудными горными хребтами, упирающимися в лазурь радостного неба, восхищаясь мощной стихией воды. Бурлящий поток с грохотом и ревом падает вниз с 45-метровой вышины, касаясь утеса, разбивается на мириады брызг, приближаясь к земле серебристой пылью.
Наслаждаясь еще не законченным белокаменным шедевром, он говорил: "Когда нас не будет в живых, наши произведения не перестанут вдохновлять потомков". И это, действительно, так. Сооружение служило вдохновением для создания дворца в волшебном королевстве Диснея, Чайковскому для написания прославленного "Лебединого озера". Окутанное Альпийским густым туманом оно, словно зависло в пустоте… Фантастика!
Потребуется 15 минут, чтоб пешком спуститься к мощным, въездным вратам. Ярким контрастом стене, выложенной из красного кирпича, являются светлые поверхности боковых резных башенок, фронтонов, портала. На карнизах – зубцы, переламывающие свистящий ветер. Над арочным входом красуется государственный герб.
Войдя, попадете во внутренний двухуровневый двор. Внизу – четырехгранная башня (45 м), выполняющая декоративную функцию. Южная сторона не застроена, отсюда великолепно просматривается заколдовывающий пейзаж: изумрудные склоны округлых холмов, бурные речки, луга, покрытые зеленым ковром разнотравья.
На верхнем уровне должна была располагаться небольшая церквушка с 90-метровым донжоном. Трехэтажный рыцарский дом предначертан прислуге и хозяйственным помещениям. Напротив, как необходимый элемент, – женские покои, хозяин никогда не был женат.
Завершает ансамбль вытянутое громадное пятиэтажное господское здание с двумя разными по величине башенками с конусообразными шпилями и навесными бойницами, накрытое двускатной (щипцовой) крышей. Вдоль периметра – многочисленные окошки, стилизованные под бифории, трифории с утопленными вглубь стеклами. Фасад украшают балконы, эркеры, множественные скульптуры, фрески. Слева изображены херувимы, над ними – Богородица с малышом Иисусом, справа – Св. Георгий верхом на коне, побеждающий дракона. Западный фронтон увенчан фигурой доблестного рыцаря с копьем.
Гете однажды сказал: "Архитектура – это онемевшая музыка". Она перед вами – Нойшванштайн, кажущийся ирреальным. Там никогда не проводились пышные балы, не было подземелий, где томились узники, не подписывались важные соглашения, не вершились человеческие судьбы. Он похож на вызывающий благоговение театр, сцену для одного актера, сыгравшего трагическую и прекрасную роль.
Поговаривают, что при процветании нацизма обосновавшееся здесь подразделение третьего рейха занималось изучением оккультизма. К концу Второй мировой Гитлер прятал предназначенные для домашней коллекции награбленные драгоценности, уникальные полотна, эксклюзивные предметы.

Необычность интерьера

Зайдя внутрь, забудете, что за окошком XXI век. Как на машине времени, перенесетесь внезапно в эпоху рыцарства, шальной отваги, прикоснетесь к утонченной красоте, окунетесь в атмосферу всепоглощающей любви, когда на защиту справедливости вставало воинство священного Грааля. Над обустройством господских покоев, занявших третий ярус, трудился живописец Юлиус Гофман (1880 г.). Здесь нет традиционных семейных портретов, холстов, отображающих военные успехи, охоту, торжества, зато поселились персонажи старинных сказаний, вагнеровских опер. Повсюду присутствует лебединый мотив. Царственная птица – геральдический знак древнего графского рода Щвангау, к которому причислял себя еще Максимилиан II. В просторной гостиной, разделенной арками, трудно не заметить массивную вазу в форме белоснежного лебедя – символ и Лоэнгрина, с коим Людвиг себя соотносил. Здесь все посвящено легендарному рыцарю.

Дворцовая кухня

Она разместилась внизу: печи, жаровни, столешницы для разделки продуктов со стоящей до блеска начищенной посудой. Можно только поразиться функциональности и тогдашнему техническому оснащению: наличие горячей и холодной воды, автоматически вращающиеся вертела для приготовления мяса, бассейн для рыбы. Кажется, что прислуга просто ненадолго отлучилась, так все великолепно сохранилось. Здесь для хозяина готовили яства. Через люк в полу с помощью ручного лифта пищу поднимали наверх, где он в уединении трапезничал. Его характер усложнялся: стал замкнутым, круг общения свелся к минимуму, даже со слугами не пересекался. Стены столовой в бордово-алом тоне декорированы дубовыми панелями, на них – панно с жизненными моментами воспевателей любовных песен Вольфрама Эшенбаха  и Готтфрида Штрассбурга.

Монаршая опочивальня и прилегающие горницы

Прямоугольное помещение оформлено в насыщенном синем цвете, украшено ковровой живописью, где изображены сценки с главными действующими лицами лирического эпоса "Тристан и Изольда". В целом спальня повествует о драме несчастных влюбленных. Мебель, выполненная из дуба, изобилует резными украшениями. На протяжении 4,5 лет над ними "колдовали" 14 резчиков. Доминирующая роль принадлежит роскошной кровати с балдахином, башенками, увенчанными фигурками взлетающих лебедей, фигурными кружевными элементами. У изголовья – икона Богоматери, у подножия – рельеф со сценой Распятия. Подле стоит гранитный столик с устроенной раковиной, где лежат умывальные принадлежности. На портьерах, кресле вышиты гербы, медальоны с царем зверей – львом.
К спальной комнатке примыкает крошечная молельня со стрельчатым сводом усыпанным звездами. Владыка ежедневно, преклонив голову пред трехстворчатым алтарем с ликом Св. Людовика на триптихе, в честь коего был наречен, вел беседу с Господом, прося благословения и поддержки. Его почитатели и сегодня несут сюда живые цветы.
Рядом находится гардеробная, повествующая о знаменитостях: замечательном, первом национальном поэте Германии Вальтере фон дер Фогельвейде, творившем одновременно с неизвестным сказателем древнерусской поэмы "Слово о полку Игореве", и мейстерзингере Гансе Саксе. Три большущих арочных окна, пропуская солнечные лучи, делают ее светлой. Мягкая мебель, обтянутая пурпурным шелком, перекликается с такими же шторами, по которым золотыми нитями расшиты замысловатые узоры. Благодаря расписному потолку, зрительно увеличивающему площадь, создается иллюзорное впечатление нахождения в беседке, увитой виноградными гроздями. Подняв голову, можно очароваться порхающими в небесной синеве птичками.
Личный кабинет в романском стиле смотрится просто и экстравагантно за счет искусно подобранной зелено-золотистой цветовой гаммы. Лишнего ничего нет: камин, громоздкий книжный шкаф-библиотека, стулья, пуфики. В центре – большой рабочий стол с малахитовым верхом, где сохраняются светильники, письменные приборы из золота, слоновой кости, инкрустированные драгоценными каменьями. Гобелены Иосифа Айгнера знакомят с мифом о миннезингере Тангейзере.

Тронный зал

Он, как никакой другой, отражает мировоззрение затворника. Умелое планирование и богатые фрески создают ощущение присутствия Всевышнего. Сакральное двухъярусное помещение в византийском стиле (20х12 м) с длинными рядами колонн, оштукатуренными под мрамор, заканчивается венчающей куполом апсидой. Ее территория занята под подиум. Туда ведут 9 мраморных ступеней, ограниченных по бокам балюстрадами. На их основания планировалось поставить скульптуры ангелов в полный рост, держащие гербы: баварский, Виттельсбахов и Швангау. Возле лестницы – носители воли божьей – 12 апостолов. Средина помоста предназначалась царскому трону, но, увы, он так и не появился.
Под голубым купольным сводом восседает Христос в окружении Богородицы, Иоанна, ниже – цепочка, состоящая из коронованных особ, возведенных в ранг святых: Генриха, Эдуарда, Людовика, Казимира, Стефана (Вильгелм Хаусшильд). На мозаичном полу, выложенном из 2 млн. плиток – земной шар с животными и растениями. Оконные проемы дают много дневного света. Когда опускался на землю вечер, зажигали 96 свечей на канделябре в форме венца, покрытого позолотой.
Привлекает внимание огромнейшее изображение Георгия Победоносца. Тематика победы над змеем встречается здесь слишком часто, служа напоминанием о постоянном внутреннем сражении. Согласно давнишней европейской традиции страшное чудище – олицетворение низменных людских инстинктов и вожделений, которые нужно стремиться перебороть. Победить дракона – значит превзойти свое низшее "Я".

Палата певчих

Как у любого человека бьется в груди маленький физический и духовный центральный орган – сердце, так стучит оно и в Neuschwanstein в зале певцов (27х10 м). Он предназначен основному герою драматической мистерии Рихарда Вагнера – Парсифалю, прошедшему тернистый путь от наивности к постижению идеалов благородства, бесстрашия, доказав право служения добру, прежде чем обрести желанный Св. Грааль. Последний эпизод и запечатлен на гигантской картине. Здесь непроизвольно рождается желание не только глядеть вверх, рассматривая бесчисленные детали, но и заглянуть в глубину собственного естества, чтобы разобраться в себе самом.
Это – любимейшее место Людвига, освещенное подсвечниками, множественными люстрами из позолоченной латуни, спускающимися в виде переплетенных корон вестготского периода. На кессонированном потолке – зодиакальные знаки. С западной стороны – отделенная трехпролетной аркадой возвышенность, где обязано было стоять королевское кресло. Сзади – декорация леса. Сценической площадкой является оставшееся обширное пространство. Скамьи для зрителей, гостей расставлены под стеночкой и на верхней галерее, протянувшейся в северном направлении. Здесь при восхитительной акустике должны были проходить оперы почтеннейшего маэстро, но осуществилось это только с 1933 г.
Зато они звучали для единственного слушателя – венценосного отшельника в разместившемся прямо под певческой светлицей искусственном гроте (ваятель Август Диригл 1881г). Он выглядит естественно, словно специально оставленная неприкосновенной при строительстве, сотворенная природой каменная пещера с мини-водопадом. Лампы подсвечивали свисающие сталактиты, сталагмиты. Фантазер частенько удалялся в сумерки благородного горделивого одиночества.

Когда завораживающий диск луны, выплывший на ночной небосвод, озаряет серебристым сиянием замок, он, действительно, становится похож на белого лебедя, устало опустившегося на скалу, да так и замершего навек. Жаль, что остался он недопетой песней странного "сказочного короля", так и не подарив ему счастья. "Пройдут столетья чередой. На всем оставит след свой вековое бремя. И лишь над тем, что создано мечтой, не властно время".

Тamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

Видео
Карта

Яндекс.Метрика