Адрес: Индия, Агра, State Highway 62, Tajganj, Uttar Pradesh (примерно 200 км от Дели).
Цена билета: вход в мавзолей стоит 750 INR, дети до 15 лет - бесплатно. 
Время работы: ежедневно 6:00 - 19:00, выходной - пятницы (в этот день здесь проходят молитвы). Также мавзолей можно посетить с 20:30 до полуночи, но только за два дня до и два дня после полнолуния. Билеты для ночного посещения нужно купить за 24 часа в специальной кассе Археологического общества исследований на Mall Road.
Как добраться: из Дели, Варанаси и городов Раджастана быстрее всего можно добраться на скоростном поезде Shatabdi Express до ж/д станции Agra Cantt. Также из Дели можно заказать специальный экскурсионный тур.
Съемка на территории мавзолея запрещена.

Увековеченная в камне песнь любви – Тадж-Махал

Лаура де Нов, Беатриче Портинари, Саския ван Эйленбюрх, Елена Фоурмен, Наталия Гончарова – ангелы, сошедшие с небес для утешения, вдохновения своих избранников, осветившие заревом прекраснейшего чувства их жизнь, наполнив ее смыслом. Читая сонеты Данте, Петрарки, стихи Пушкина, разглядывая картины Рембрандта, Рубенса, не перестаем изумляться силе женской магии, трепетному отношению к ней. Но никогда еще прах смертного не был возведен в святыню в подлунном мире. Это сделал более трех столетий назад Великий Могол, безмерно обожавший жену.

Трогательная история любви

В далеком XVII веке в сказочной Индии средь шумной суеты импровизированного праздничного базара по велению судьбы встретились двое: Хуррам Бахт Бахадур и Арджуманад Бану Бегам. Ему – 15, ей – на несколько месяцев меньше. Он – потомок Тамерлана, она – его кузина, племянница матери. Резвый легкомысленный Амур, весело играя, выпустил стрелу, пронзившую сердца молодых. Вспыхнула обоюдная страсть, поразившая с первого взгляда. Огнем прожгла юношу внезапная мысль: "Я женюсь на ней".
Свадебная церемония состоялась через 5 лет (1612 г.), поскольку астрологи велели ждать наступления благоприятного расположения звезд для союза сердец. Возмущался гарем: наложницы, жены пылали злобой к далеко не молоденькой по тем меркам избраннице принца, дразня соперницу за спиной старой девой, пытались отравить, плели паутины интриг – все было бесполезно. Пренебрегая их ревностью, властелин утратил к ним интерес, утонув навсегда в бездонных, как омут, глазах Бану, расцветавшей все ярче, выглядевшей даже 25-летней намного привлекательней многих юных. Ради нее устраивал приемы, пышные праздники. К ее ногам готов был бросить весь мир, даже заказал портрет, запечатлев девичью красу, хотя исламская религия запрещает изображать людей, животных. Признанный отцом наследник, образованный, немало сделавший для укрепления империи, одержавший множество побед в сражениях, вскоре стал "Повелителем Вселенной", возлюбленная – Мумтаз Махал, "Украшением дворца".
Они ни на минуту не расставались. Умная, невероятно очаровательная императрица, умеющая поддержать, утешить, помочь советом в делах государственных, разделяя невзгоды и радости, всегда была рядом с мужем: на важных приемах, в военных походах, мужественно перенося трудности. За 19 лет безумно счастливого брака подарила ему 14 прелестных детишек, не пережив в походных условиях осложненные роды последнего младенца. Практически беспрерывная беременность подорвала здоровый организм. Трагедия произошла в лагере, раскинувшемся под Бурханпуром. Измученная тяжелым переходом, в царском шатре она в муках родила девочку и, не преодолев инфекцию, умерла на руках самого близкого, родного мужчины, смелого, решительного, подавившего восстание мятежников, но не сумевшего вырвать ее из цепких объятий костлявой.
Падишах находился на грани самоубийства, за ночь волосы цвета воронова крыла побелели, а ведь к моменту ее кончины ему не исполнилось и 40-а. Утром перед воинами явился осунувшийся согбенный старик, раздавленный горем. Вернувшись домой, заперся в покоях, неделю не ел, не пил. Отныне навсегда затихла при дворе музыка, не слышалось пение – воцарился длительный траур. Страна оплакивала прелестную Арджуманад. Спустя год ее останки перевозили по реке Джамна под Агру при полном молчании. По мусульманским канонам покойника положено хоронить там, где почил, освободившуюся от тела душу нельзя беспокоить, но для повелителя не существовало никаких законов, кроме одного – безграничной, всепоглощающей любви.

Возведение жемчужины Индии

Забыв о детях, гареме, проблемах державы, вдовец задумал выстроить величественный мавзолей для любимой, аналогов коему не было на планете, как поклялся в предсмертные проведенные с ней минуты. Увидев в этом единственную отраду, кинул на достижение цели все имеющиеся ресурсы казны.
Песчаный берег не совсем подходил для грандиозного замысла: близость речки, высокие грунтовые воды, казалось, кричали о невозможности осуществления задуманного плана, но Шах не видел преград. Копались глубокие колодцы, заполнялись щебнем, заливались раствором, насыпалась земля, превращаясь в огромную строительную площадку (100 га).
Строительство началось в 1632 г. Тысячи слонов и мулов везли к месту назначения громаднейшие блоки мрамора из каменоломен Раджастхана. Около 20 тыс. рабочих на протяжении 22 лет упорно трудились над реализацией императорской мечты. Бухарские скульпторы, белуджистанские каменотесы, индийские декораторы, персидские и сирийские каллиграфы, восхищенные размахом запланированного, усердно строили гробницу. У мусульман не принято упоминать фамилии архитекторов, но одно имя история до нас донесла – Устад Ахмад Лахаури, принимавший непосредственное участие в разработке проекта, следивший за ведением работ. Не исключают, что соавтором являлся заказчик, обладающий незаурядным художественным вкусом, ведь только ему доступно, получив воодушевление свыше, "облачить бесформенную смерть в прекрасные одежды бессмертия".

Садово-парковая зона

Оказавшись тут, становятся понятными амбициозные намерения властителя, желавшего, не дожидаясь воли Аллаха, поселить рано покинувшую его половинку в райские кущи. Вдоль дороги, как свечи, стоят вечнозеленые стройные кипарисы – символ безутешной скорби. По центру разбили квадратный сад площадью 300 м кв., разделенный на равные участки бассейном, каналами, приподнятыми тропинками. На 10-ти утопающих клумбах распустилось обилие роз, нарциссов, распространяя сладкий аромат, выросло множество экзотических, плодовых деревьев, буйствующих зеленью, цветением, плодами. Летом и зимой эта пышность радовала взор: какие-то растения увядали, на смену им распускались другие. Если можно представить небесную обитель, она – здесь.
Чистейшая водичка из родников по гидросистеме поставлялась круглые сутки. Функционировало 85 великолепных фонтанов, преломляя звонкими струями солнечные лучи в царстве непрекращающейся весны. После ослабления власти внимание к посадкам утратились: садовники, охранники разбежались, колонисты превратили парк в обычную лужайку, характерную для Британии. Но и так он фантастично красив. В изумительном пруду отражается белоснежное чудо, которое "каждое утро ресницами своих глаз чистят нимфы".

Беломраморная незатихающая скорбь

Четверо входных ворот. Одни украшены 22-мя маленькими куполами, указывающими на затраченные для постройки годы. Вязь провозглашает суру из Корана, заканчивающуюся фразой "Войди в мой рай". Размер сооружения поражает – 580х305м. Комплекс высится на массивной платформе, окружен зубчатыми стенами из красного песчаника, толщина их достигает 9 м. Сам Архимед Сиракузский не справился бы лучше – все подчинено строгой математической логике, где центральная ось – гробница.
Традиции персидской, исламской, индийской архитектуры слились воедино, представив величественный памятник над кенотафом, уникальный, неповторимый. Возвышаясь на 74 м, на заре он кажется невесомым, молчаливо парящим в воздушном пространстве нежно-розовым дивом, отражающимся в зеркальной глади искусственного водоема.
Подойдя ближе, завораживает торжество гармонии, идеальная симметрия форм. Буквально ошеломляют творения каменотесов, использовавших технику "пьетра-дура", сотворивших немыслимое: на молочных плитах выдолблены вручную замысловатые узоры, выложенные яшмой, лазуритом, агатом разных оттенков, малахитом, завозимым из России. Под умелыми руками расцветали диковинные лепестки, цветочные гирлянды. В декоративных элементах использовались различные природные красители, абстрактные формы, резной ажур. Черным мрамором уложены цитаты из Корана, 14 полных глав, раскрывающих две темы: неизбежность Судного дня и прелести обещанного праведникам рая. Самоцветы отражают свет, наполняя все божественной энергетикой: хочется жить, творить, любить, искренне, безрассудно.
По углам – 4 симметрично расположенных минарета высотой 40 м. Слегка наклонившись в стороны, призывают верующих к молитве. Несколько молоденьких пар, не справившихся с житейскими проблемами, поднявшись на вершину, бросились вниз. Сейчас туда не пускают туристов во избежание повторения несчастий.
Главную башню украшает гигантский купол в виде луковицы вышиной 35 м. на верхушке – золотой полумесяц рожками вверх (заменен бронзовой копией). Придя в полнолуние, замрете от восторга, наблюдая луну, застывшую над зданием, серебристо-зеленоватым, ирреальным, неописуемо восхитительным. А падающая роса – горькая слезинка нескончаемой печали об утерянном навсегда счастье.

Внутреннее убранство

Только эмир мог входить внутрь со стороны Джамны. Он проводил здесь дни и ночи напролет, позабыв обо всем. Посетителям открыты двери с южного направления. Большущие стрельчатые арки (8 шт.) образуют правильный восьмиугольник. Половина из них плавно переходят в смотровые площадки. Купольный свод напоминает дневное светило. Через открытые всем ветрам окошки, отверстия под крышей льются потоки света, отбрасывающие от драгоценных каменьев десятки прыгающих разноцветных зайчиков. Цветочные фантазии, ползущие ветви, переплетающиеся листья, укрывающие ковром пол и стены – своеобразное продолжение сада, но застывшего в камне.
По центру – кенотаф Мумтаз. Асимметрию вносит лишь размещенный рядом ложный склеп супруга с начертанными словами "Строитель не был простым смертным, ибо план сооружения был дан ему небесами". Они отгорожены кружевной мраморной ширмой. На декор ушло 74 сапфира, 625 алмазов, 144 рубина, около 50-ти связок превосходного жемчуга, более 97 топазов, голубой бриллиант величиной с голубиное яйцо. Часами хочется созерцать потрясающую тончайшую ювелирную работу умельцев – это восточная сказка, мистика, услада очей.
Чарующая атмосфера царит в коридорах, переходах, залах. Настоящее захоронение супружеской четы пребывает в крипте, надежно спрятанное от любопытных взоров. Давно ушел из жизни потомок Тимура, скоротав в заточении 9 лет, свергнутый сыном, непонятый народом. Томясь в Красном форте, он постоянно приближался к окну, подолгу с тоской глядел на построенный храм, где покоилась милая, желанная, мать того, кто безжалостно сверг собственного отца. Сияющие блики на башенках напоминали озорную ее улыбку. О чем думал тогда? Заветная мечта – возвести на противоположном берегу черный двойник снежно-белому шедевру, символизирующий непреодолимую грусть, так и не сбылась. Отходя ко сну, шептал без конца ее имя.

Музейные экспонаты

До 30 тысяч человек ежедневно минуют врата, восхищаясь надгробьем, заходят в маленький музей, расположенный с запада от Таджа. Здесь можно разглядеть портреты влюбленных, выполненные из слоновой кости (XVII в.), полюбоваться тарелками, кои разлетались на куски или темнели, если в них подавали отравленную еду. Выставлены оригинальные могольские монеты, золотые и серебряные.

Нынешнее состояние мавзолея

Сегодня поверхность памятника тускнеет, приобретая желтоватый оттенок, появляются трещины. Причина тому – загрязнение окружающей среды, хотя правящие круги убрали отсюда заводы, фабрики. Защищая национальное достояние от вреда выхлопных газов, запретили приближаться машинам, пролетать над ним самолетам, но этого, очевидно, недостаточно. Реставраторы неутомимо стараются поддерживать внешнюю привлекательность монумента. Опытные мастера делают настенному покрытию специальные маски, состоящие из перемешанных в суспензию злаков, размолотых круп, лимонов, глины, молока, восстанавливая его первозданную белизну и прозрачность. Действенный рецепт переняли итальянцы, очищая архитектурные сокровища в Риме, Флоренции.

Рабиндранат Тагор поэтически назвал Тадж-Махал "слезой, сверкающей на лице вечности". Он занял достойное место в списке культурно-исторических мировых ценностей, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Не хватает слов, дабы выразить восхищение, необходимо увидеть, сняв обувь, пройтись босиком по прохладному полу. Очутившись в сумраке усыпальницы, прикоснуться к гладкой каменной поверхности, умилиться мерцанием драгоценностей, впитать энергию всепобеждающего чувства – вечно живущей, никогда не умирающей любви, пред которой бессильна даже смерть.

Видео
Карта
Статьи
Тадж-Махал

Тадж-Махал одно из чудес этого света!

Читать
Пляжи Гоа

Пляжи Гоа - единственные и неповторимые!

Читать

Яндекс.Метрика