...

Мавзолей Хумаюна в Дели

Адрес: Mathura Road, Nizamuddin, Opp. Dargah, New Delhi, Delhi 110013, Индия.
Телефон: +91 11 2435 5275.
Время работы: с 08:00 до 18:00.
Как добраться: ж/д станция Хаджрэт – далее 10 мин. пешей прогулки, автобусами № 274, 418А, 418ЕХТ, 429СL, 894СL, 966В до остановки “Delhi Public School”.

Мавзолей Хумаюна – предшественник Тадж-Махала

Мавзолей Хумаюна в Дели

Для индийцев, свято веривших в реинкарнацию, смерть – не более чем слово. Они не предают покойника земле, сжигают, считая, что душа, плохо понимая произошедшее, теряется, не знает, куда направиться. Привязанная к телу, она может попытаться вернуться в него. Для индийского народа усыпальницы – новое явление, появившееся при мусульманах, завоевавших Индию к концу XII ст.

Множественные монументы – безмолвное напоминание о бурных событиях прошлого. Не все занесены песком времени. Особенно примечателен мавзолей Хумаюна в Дели. По его образцу спланирован легендарный Тадж-Махал. Оба они – увековеченный в камне реквием супружеской любви. 

Второй падишах Великих Моголов

Преемник Бабура, взошедший на престол 22-летним юношей (1530 г.), изначально столкнулся с немалыми трудностями. Доставшаяся по наследству обширная, раскиданная империя имела весьма нестабильное положение. Сберечь ее мог виртуозный стратег, умелый военачальник, молодой правитель таковым не был. Смелый, образованный, интеллигентный, обаятельный, где-то по-детски легкомысленный, но излишне мягкий, особенно к нерадивым кровным братьям, жаждущим захватить трон любой ценой.

К тому же, нездоровое увлечение опиумом, гашишем снижало четкость его суждений, хотя на Востоке худшим пороком считалось употребление спиртного. Его решения воспринимались верноподданными нереальными, утопическими, окрашенными фантастическими переливами кальянного дыма.

Он ввел необычные правила при дворе, поделив подчиненных на группы: политические деятели, духовники и творческие личности – литераторы, актеры, живописцы. Установил правительственные ведомства, дав им название основных стихий: Земли, Воды, Огня, Воздуха. Первое управляло земельными наделами, строительством, налогообложением, второе отвечало за запасы винных погребов, орошение, третье занималось проблемами военными, четвертое заведовало историографией, духовенством.

Мавзолей Хумаюна в Дели

Император намеревался сделать столицу культурным центром наподобие Самарканда. Приглашенные им талантливые зодчие, художники, ювелиры заложили основу искусства эпохи прославленного рода.

В целях расширения сферы влияния он постоянно воевал. После внезапного нападения опытного воина, старше его на 36 лет, коего звали Шир-хан – “Лев-повелитель”, фактически потерял 40-тысячную армию (1539 г.). Потерпев очередное поражение под Канауджем весной 1540 г., преданный родными братьями, он вынужден был бежать в Персию, доверившись милости чужеземца.

Прошли годы. Противник, изгнавший его из страны, ведя активные боевые действия, погиб при осаде раджпутской цитадели от ядра своей же пушки, отскочившего рикошетом. Хумаюн, воспользовавшись раздором между наследниками погибшего, возвратился из15-летней эмиграции.

Овладев Лахором, Агрой, разгромив Сикандар-шаха III, восстановил былую власть (июль 1555 г.). Это был уже совершенно другой человек: зрелый, решительный. Учтя прежние ошибки, создал ясные, разумные планы по укреплению владений, но применить их, к сожалению, не успел. Судьба-злодейка распорядилась по-своему.

24 января 1556 г., сидя в открытой беседке, расположенной на крыше библиотеки, властитель слушал речи прибывших из Мекки пилигримов. В тот злополучный день думал подобрать с астрологами наиболее подходящую дату для проведения государственного совета, но этому не суждено было случиться. Спускаясь в библиотечное помещение по крутым ступеням, услышал муэдзина, призывавшего к молитве. Набожный владыка, преклоняя колени, запутался в одеждах. Дальше – потеря равновесия, падение, удар виском об острый угол, спустя трое суток наступила смерть. На тот момент ему было всего 47.

Листая странички истории

Мавзолей Хумаюна в Дели

Хумаюн сам планировал построить семейную усыпальницу на берегу священной речки Джамна, берущей начало под самыми облаками – в леднике Ямунотри, но трагический случай оборвал замыслы. Реализовать затею решила овдовевшая Хамида Бану Бегум, как память о том, с кем разделяла счастливые и горестные минуты, сопровождала в изгнании, мужественно переживая лишения, подвергая себя опасности. Осуществить задуманное помогал матери сын усопшего Акбар 13-ти лет.

Мирак-мирза Гийас, перс по происхождению, используя композицию чахар-бак (4 сада), разработал проект, и работы стартовали (1562 г.). Занимаемую территорию обнесли с трех сторон высокой изгородью, внутри разбили живописный парк. Возведение мавзолейного ансамбля из красного песчаника длилось долгих 8 лет, до 1570 г.

Затраты составили 1,5 млн. рупий. Архитектору не посчастливилось полюбоваться завершенным детищем. Он скончался задолго до окончания стройки. Достраивал его сын, Саид Мухаммад.

Никто тогда не догадывался, что спустя почти столетие изысканное строение станет прообразом ослепительно красивого шедевра – Тадж-Махала, а в 1857 г. будет немым свидетелем краха могольской династии. Последний из них – Бахадур Шах пытался здесь, среди бездыханных предков, найти спасение от захвативших город англичан.

В обмен на обещанную безопасность он сдался, но британцы обманули, расстреляв детей, внука, затем остальных родственников. Его же, предав суду, сослали в далекую Мьянму (Бирму), государство Юго-Восточной Азии, где и помер. Он запомнился, как талантливейший стихотворец, сочинявший на урду, высказавший безутешную скорбь по утраченному безвозвратно господству: “Я – Зафар, мой корень подрублен. Край, который навеки загублен, безнадежно разрушенный кров…”

Погребальный комплекс сегодня – это великолепно сохранившийся архитектурный памятник, пополнивший список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО (1993 г.), куда спешат туристы, приехавшие с разных уголков земного шара. По выходным сюда любят приходить семейством делийцы. Разместившись на изумрудных лужайках, расслабляются, отдыхают от тяжелых рабочих будней, заряжаясь на природе позитивом.

Бегает детвора, отовсюду доносится радостный звонкоголосый детский смех, мелькают ракетки бадминтона, все, как в строчках Пушкина: “И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть…” Правда, здешняя картина не так мрачна, как у русского поэта: императорская постройка вовсе не походит на гробницу, скорее, выглядит прелестным замком, замечательно вписавшимся в окружающий пейзаж.

Экстерьер мавзолея

Мавзолей Хумаюна в Дели

В центре прекрасного парка, среди буйства зелени, возвышается на квадратной платформе здание высотой 47 м, поражая торжеством идеальной симметрии. Его восьмиугольная форма тесно связана с древней исламской философией, астрономией, суфизмом.

Восьмиугольник олицетворяет “Звезду пророков” – “Хатам”, являющуюся балансом между материальным и духовным, выражением творчества, искренней веры.

Крыша-терраса, куда можно подняться по одной из четырех лестниц, окружена кружевными перилами, покоится на стенках с полукруглыми нишами. По углам, словно свечи, устремляются ввысь тоненькие минареты. Корпус увенчан маленькими башенками и громадным (38 м) двухслойным беломраморным куполом, заканчивающимся шпилем.

Вход в центральной части фасада оформлен в виде айвана. По краям арочного проема начертаны гексаграммы – символ обретения гармонии между человеком и Богом, олицетворение гуманности и мудрости в делах правосудия, коими обладал царь Соломон. Это – дань уважения к знаниям, терпимости, справедливости повелителя.

Нижний ярус обрамлен ожерельем изящных остроконечных арок. Многочисленные окошки прикрыты ажурными каменными решетками, защищающими от проникновения прямых солнечных лучей. Искусная резьба по камню, геометрические орнаменты из белоснежного мрамора и черного сланца, контрастирующие с пурпурным тоном стен, – все это придает сооружению нарядность, элегантность.

Внутреннее убранство

Мавзолей Хумаюна в Дели

Огромнейший зал поднимается на вышину двух этажей. Вокруг стоит такая леденящая душу тишина, что эхом отдаются шаги пришедших, отчетливо слышится долетающее с улицы воркование голубей, но навечно уснувшим мирские звуки безразличны, как и душевные эмоции живых.

Под купольным сводом – снежно-белый кенотаф императора. Когда-то подле него лежали личные вещи покойного: Коран, роскошная чалма из дорогой ткани, обувь. Напротив – ложный склеп обожаемой супруги. Пол вокруг них был устелен пестрыми ворсистыми коврами. Все это похищено. Теперь по ночам ложатся “коврики” из лунных зайчиков, четко повторяющие рисунок ажура оконных решеток.

Настоящие саркофаги венценосной четы находятся непосредственно под надгробными плитами, в крипте. Согласно мусульманской старинной традиции, женщину положено хоронить глубже, дабы в Судный день, восстав из мертвых, ей не удалось предстать пред взором Аллаха раньше мужчины.

В соседних 124-х сводчатых комнатах, соединенных коридорами, обрели вечный покой многие жены из гарема, члены дома Тимуридов, представители сановников. Здесь упокоился старший сын Шаха-Джахана, убитый младшим, беспощадным Аурангзебом, ревностным насадителем исламской веры. И ныне исследователи ведут спор о том, какой путь избрала бы могучая империя, если бы в борьбе за трон победил благородный интеллектуал Дара Шукох.

Садово-парковая зона

Мавзолей Хумаюна в Дели

Прилегающий пышный сад с зелеными газонами, благоухающими цветниками, экзотическими деревьями, где звучали птичьи трели, расхаживали диковинные животные, сулил умершему бесконечное наслаждение в райских кущах. Главный пруд, называемый “Озеро Вечности”, представлял собой место встречи с Господом.

Водные каналы, символизирующие молочные реки рая, рассекают гигантскую площадь на квадраты, обеспечивая неувядающее великолепие растительности. После набегов захватчиков все пришло в полное запустение: умолкли хрустальные фонтанные струи, исчезли звери, многие деревца вырубили. Садовый участок вновь обновили (1999 – 2003 гг.), высадив около 2500 саженцев, украсив цветочными клумбами, звенящими фонтанами. Гуляя по ухоженным аллеям, окаймленным подстриженными кустами, любуясь стройными пальмами, возникает безмятежное чувство спокойствия, умиротворения.

Прохаживаясь, можно встретить царственных павлинов, копошащихся в листве, словно домашние куры. Привлекают внимание заклинатели змей, демонстрируя невиданные чудеса. Старцы всего за 10 рупий предлагают провести небольшую экскурсию по территории, где еще есть на что посмотреть.

Другие захоронения

Нашедших здесь свой окончательный приют – большое количество. Справа от ворот в окружении аркады – восьмигранная гробница из серого кварца влиятельного вельможи Иса Хана и его близких (1547 г.). Мозаичные узоры, закругленные зубчики, вершины куполов в форме перевернутого лотоса придают ей красочный облик. Поблизости – миниатюрная мечеть.

Влечет к себе могила основателя могущественной империи, отважного полководца, лирика – Бабура. Он умер, заразившись от собственного ребенка дизентерией. Тяжело больной сутками молился за свое дитя, умоляя Всевышнего забрать его жизнь, сохранив сынову. Так и произошло. И сейчас читаются бессмертные лирические стихи человека, убежденного, что “проживешь ты 100 лет или всего день, все равно придется уйти из этих чертогов, радующих сердце”. Недалече – надгробие его персонального парикмахера Нила Гумбада.

Мавзолей Хумаюна в Дели

Оказавшись здесь, непростительно пройти мимо места поклонения знаменитому суфию Низамуддину Чишти, находящемуся чуть западнее пантеона. Суфизм – религиозное течение, зародившееся в лоне ислама. Оно практикует достижение просветления путем сострадания, бескорыстной любви, считающейся духовной алхимией, способной трансформировать низшие человеческие качества в высшие.

О магической силе чудотворца, объявленного святым, ходят легенды. Говорят, что на чистосердечные усердно возданные молитвы он откликается из потустороннего царства, даруя излечение от болезней, исполнение благих желаний. Поэтому тысячи паломников тянутся к дарге. Делийские султаны стремились быть похороненными рядом, почитая его, но не все.

Однажды гуру проигнорировал повеление Кутубуддина Мубарак Шаха незамедлительно явиться во дворец, ведь колодец не идет к желающему утолить жажду. В тот день отдавшего приказ убили во время дворцового переворота. Переступив через гордыню, приди сам, возможно, избежал бы гибели.

На дух не переносил выдающегося Учителя Гийасуддин Туглак. Собираясь приехать из загородной резиденции, строжайше наказал Низамуддину покинуть пределы столицы за считанные часы. Тот, призадумавшись ненадолго, произнес: “Дели далеко…” Они не встретились, государь погиб в своей крепости. Прорицатель предвидел это наперед.

Рядышком захоронена примерная ученица суфийского мудреца, любимая дочь Джахана – Джаханара Бегам, разделившая скорбную отцовскую участь в заточении. Обычная, простенькая ее могилка покрыта сверху густой сочной травой. Предсмертное девичье пожелание – никакой роскоши.

Мавзолей Хумаюна в Дели

Можно долго бродить извилистыми дорожками, вдыхая пьянящий аромат цветов, разглядывая величественную архитектуру, собирать по крупицам разбросанные исторические частицы со времен правления Хумаюна. Его нарекли неудачником: короткая жизнь, совсем не похожая на восточную сказку, нелепая смерть, нереализованные надежды, несбывшиеся мечты. Это так. Но он оставил после себя Индии бесценное сокровище – Акбара, признанного всеми историками одним из величайших правителей мира.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий