Комплекс Мурдешвар

Адрес: Мурдешвар, штат Карнатака, побережье Аравийского моря, Индия
Как добраться: от Гоа на автобусе или такси

В наш безумный динамичный век с бешеным жизненным ритмом поездка в Гоа, где плещется океан, чувствуется пьянящий дух свободы, царит атмосфера безмятежности – бальзам для души. Можно мчаться на байке, улыбаясь встречному ветру, лежа на песке, наблюдать за проплывающими облаками цвета фламинго, забыв обо всем на свете. А вечерами, любуясь кроваво-красными закатами, слушать шепот прибоя, навевающий мысль, что все в этой жизни приходит и уходит, как наплывающие и отступающие волны. В райском уголке есть все для отдыха, но Индии, настоящей, не оевропеенной, здесь нет. Чтоб ее ощутить, следует, покинув курорт, посетить сакральный центр "Murudeshwar" в соседнем штате Карнатака – магнит верующим и туристам.

Место паломничества шиваитов

Придется преодолеть 280 км непростого пути через горную гряду Западных Гат, чтобы добраться из Панаджи, столицы Гoa, до Мурдешвара. Округлые заросшие джунглями вершины обступают извилистую трассу. Когда заканчивается асфальт, дорожная пыль пурпурным облачком окутывает экскурсионный автобус, оседая на траве, листьях ближайших деревьев. Постепенно дорога выравнивается, изменяется природный ландшафт. Взору открывается пейзаж, будто совсем иной страны. Фактически это так и есть.
Небольшой городишко напоминает, скорее, рыбацкий поселок, расположенный на побережье Аравийского моря. Образовался он благодаря поселившимся здесь давным-давно рыбакам. На заре мужчины отправляются на лодках за щедрым уловом. Женщины занимаются домашним хозяйством, продажей привезенной мужьями рыбы. Многие семьи ютятся в скромных хижинах, лишенных элементарных удобств: воды, газа, электричества. Казалось бы, здесь должны жить угрюмые люди с потухшими безрадостными глазами, но они излучают тепло, а на губах играет искренняя добрая улыбка. Весело бегает детвора. Родители, посматривая на ребятишек, усмехаются, выглядят вполне счастливыми, прозябая в нищете. Как такое возможно? Разве жизнерадостность совместима с беспробудной бедностью? Может, здешний народ знает что-то особое, неведомое другим? Если помогает выживать вера, заставляя бороться, не сдаваясь на волю обстоятельств, то даже представить сложно, насколько она сильна! Местные жители, как и подавляющее большинство многонационального населения государства (80%), исповедуют индуизм. Существует мнение, что индуистом стать нельзя, им надо родиться. Глядя на доброжелательных, радушных индусов, убеждаешься в правдивости слов. Они признают реинкарнацию, свято верят в преследуемые законы кармы. Главная их цель – разорвав цепь бесконечных рождений и смертей, достигнуть слияния с Абсолютом.
Больше всех любят Шиву, являющегося олицетворением Первичной Души, Чистого Сознания, Абсолютной Реальности. Его страшатся, как разрушителя. Но он беспощадно уничтожает исключительно невежество, иллюзии, очищая людские сердца от накопившихся пороков: злобы, агрессии, обид, ненависти, скупости, мешающих обрести естественную радость, истинное счастье. Божество, имеющее 108 имен, величают Махайогом (Великим Йогом), даровавшим смертным знания, способствующие продлить жизнь, сохранив молодость, здоровье. Веками горожане молились ему в древней индуистской церквушке, датируемой 1542 г., умоляя о ниспослании им милости. Пожалуй, маленький городок остался бы и доныне неизвестным, если б не старания 86-летнего бизнесмена Рамы Шетти, родившегося здесь, сделавшего много хорошего для родимой отчизны, построив мосты, отели. Всего за два года предприниматель сумел за собственные средства (50 млн. рупий) возвести на холме Кандука неимоверной красоты архитектурный ансамбль из культовых строений, скульптур, создав волшебную сказку. Очевидно, силы небесные благоволили создателю, ибо после открытия (2002 г.) храмовый комплекс притягивает миллионы приверженцев шиваизма, равняясь по значению Иерусалиму для христиан и Мекке для мусульман. Частное владение за день принимает более 1000 посетителей. Что их наиболее привлекает?

Гигантская статуя Шивы

Возвышаясь на 37 м, она вторая по высоте после непальской (43, 5 м), выстроенной в 2011 г. Сколько бы ни рассматривали фотографии, встреча "вживую" превзойдет всякие ожидания. Застывший в позе лотоса медитирующий четырехрукий кумир, величественный, необыкновенно спокойный, ошеломляет! Он как бы парит над грешной землей, вызывая благоговейный трепет.
Тело обнажено, как незапятнанная Истина, неприкрытая ничем. На нем – только набедренная повязка из тигриной шкуры, указывающая на подчинение животных инстинктов разуму. Пепельно-голубоватый оттенок кожи символизирует сожжение низменных страстей. Ниспадающая нить ожерелья из сухих плодов древа рудракши, названных "слезой Рудры", говорит о непреклонности в поддержании вселенских канонов. Шею обвивает кобра – символ проснувшейся внутренней энергии (Кундалини). Змеи на запястьях олицетворяют чистоту открытых энергетических каналов, проявленную мудрость. Полуприкрытые глаза свидетельствуют о непрерывности циклического процесса. Третьим он разрушает старое, отжившее, расчищая пространство для нового. Нанесенные на лоб пеплом (вибхути) три полоски значат избавление от эгоизма, иллюзорности, привязанности. Спутанные удлиненные волосы частично собраны наверху в пучок, где красуется полумесяц и вытекает священная река Ганг. Как гласит старинное предание, однажды, находясь у подножия хребтов, Верховный владыка, заметив падающий с поднебесья ревущий водный поток, принял его на свою голову, разделив на ручейки, речки, избавил земную твердь от разрушительного потопа.
Усиливает могущество божественного образа наличие атрибутов. Трезубец – грозное оружие творца, хранителя, крушителя. Ударяя в барабанчик (дамару), напоминающий солнечные часы, Бхудева велит проявиться творению. На ладони благословляющей правой руки – изображение знака ОМ (АУМ) – изначального звука, творящего Вселенную, знаменующего победу над Хаосом.
Со смотровой платформы, окружающей рукотворное чудо, куда ведет лестница, просматривается потрясающая панорама. За спиной Всемогущего – бескрайнее море, по склону возвышенности разбросаны покрытые позолотой изваяния персонажей, словно сошедших со страничек "Махабхараты". Безгранично преданно взирает на Садашиву лежащий напротив любимый ездовой бык Нанди, покровитель всех тварей. Вдалеке – роскошная золотая колесница, запряженная четверкой лихих лошадей, где двоюродные братья Арджуна с Кришной перед решающим сражением на Курукшетре ведут философскую беседу, получившую позднее название "Бхагавадгита". Битва ознаменовала начало Кали-юги – эпохи раздора, духовной деградации, когда утрачиваются моральные ценности, человеческим поведением управляют жестокость, зависть, честолюбие. Только четвертая часть землян выбирает позицию ненасилия.
Пребывая здесь, чувствуешь себя в совершенно другом измерении, где время остановило стремительный бег, ощущается дыхание вечности. Дабы узнать, почему именно тут олигарх осуществил строительство, нужно углубиться в ведические писания.

В гостях "ожившей" легенды

Исполинская статуя скрывает под собой интересный музей с поразительно яркими восковыми фигурами натуральной величины. Они представляют сценки из древнеиндийского эпоса, повествующие о Раване, злом повелителе острова Ланки, грезившем завладеть атма-лингамом для обретения беспредельной власти и бессмертия. Ради достижения цели, завоевания расположения Всеблагого демонический царь подносит ему в жертву отсеченные свои головы, неистово выполняя на горе Кайлас аскетические практики. Лингараджа, впечатленный преданностью, вручает ему лингам, но с условием: ежедневно до темноты свершать ритуальные поклонения милостивому дарителю.
Мудрец Нарада, уверенный, что, заполучив желаемое, демон разрушит бренный мир, повергнув его во мглу, решил хитростью изъять у него подарок. Сказка всегда имеет благополучный конец. Поторопив солнышко закатиться за горизонт, боги вынудили короля исполнить обещанный ритуал, но драгоценная ноша мешала. Слоноголовый Ганеша, перевоплотившись в обычного мальчика, встав у церковных дверей, предлагает подержать тяжелый груз, обещая, утомившись, трижды позвать хозяина. Если же тот не явится, опустит поклажу. Безусловно, Властитель тьмы не услышал окриков находчивого мальчишки. Вернувшись, обнаружил камень стоящим на земле. Попытки поднять потерпели неудачу, он намертво врос и не поддавался. Разоблачив обман, в порыве бешенства нечистый варварски разбил святыню на пять осколков, разлетевшихся в различных направлениях. Там, где упали куски, основали города. Один из них – Мурудешвар.

Дом Шивы

Чтобы в него попасть, нужно пройти через 20-ярусную надвратную пирамидальную гопуру. Монументальное сооружение, стилизованное под старину, изысканно декорированное несметным количеством религиозных скульптурок, резьбой, расписанное сюжетами из индуистской мифологии, считается наивысшим в Азии (75 м). Как живые, застыли у входа надежными стражниками пара каменных громадных слонов. Над порталом – барельеф, изображающий Сарвашиву с женой Парвати, их сыновей Ганеша и Сканду. Башня Раджа обустроена двумя скоростными лифтами. Сняв предварительно обувь, всего за 10 рупий можно в считанные минуты с помощью весельчака-лифтера взлететь на 18-ый этаж, чтоб осмотреть с обзорной площадки умопомрачительно красивую окрестность, сделать фантастические снимки. Затем, спустившись вниз, продолжить путешествие.
Сквозной проход приводит к площади, где разместились сказочные часовенки с сияющими золочеными крышами и основной гранитный храм. Внутри его зала прохладно, льется тихая медитативная музыка. Пришедшие касаются висящих колокольчиков, извещая мягким переливчатым звоном Всевышнего о своем визите. Вместо привычных икон, настенных росписей – множественные алтари с разными божками. Прихожане, обходя по кругу близкое им божество, читают мантры, украшают идола цветочными гирляндами. Заплатив определенную сумму, заказывают богослужение (пуджу). Присев удобно на пол, погрузившись внутрь себя, легко почувствовать, как священная вибрация магическим эликсиром обволакивает естество, успокаивая, расслабляя, оказывая благотворное гармонизирующее воздействие. Рождается способность увидеть то, что ранее ускользало, удается найти такой выход из затруднений, о существовании коего не подозревал.

Праздник Махашиваратри

Его называют "Благословенной ночью Шивы и Шакти" идеальной для медитации, трансформации, когда, согласно Ведам, усердно произнесенные молитвы будут услышаны, повторяющим многократно имя Господне даруется вечное блаженство, отпущение грехов. Торжественная церемония празднования осуществляется с невиданным размахом накануне весеннего равноденствия перед наступлением новолуния в феврале-марте. Тысячи пилигримов прибывают к намоленным местам воздать хвалу Дхутидхаре (лучезарному), поют в его честь гимны. Улицы оживают, становясь громкоголосыми, вычурно пестрыми. Лепестковым красочным ковром покрываются дороги, сжигаются килограммы благовоний, воздух наполняется утонченным сладковато-терпким ароматом сандала.
Храмовое помещение, озаренное огоньками сотней зажженных свечей, переполнено народом. Проводится всенощная служба со славословием. Святой лингам поливают нектаром, молоком, вином. Незамужние индианки, наряженные в изумительные шелковые сари, обращаются к Парвати, прося удачного замужества, прелестных здоровых детишек, семейного благополучия, процветания. Позабыв о пище, сне, отбросив мирские заботы, до рассвета почитают Космического Танцора. "Ом намах шивайа", – доносится отовсюду. Праздничное событие завершается утром шумной ярмаркой на берегу водоема.

Да, диковинный индийский край точно не позволит заскучать, вызывая самые противоречивые эмоции, кроме равнодушия. Понять его умом европейцу слишком трудно, практически невозможно. Если Западом правят деньги и жуткий страх их потерять, то Востоком – духовность. Без нее Индия – всего лишь экзотический кусочек планеты, контрастная картинка. По утверждению космонавтов, она смотрится из космоса, как огромное сердце, что дает повод призадуматься о значимости страны, где не оскудела любовь, в судьбе человечества.

Видео
Карта
Комментарии