Адрес: Панаджи, Индия.
Как добраться: Старый Гоа находится в 9 км от Панаджи, оттуда легко добраться на автобусе или такси.

Старый Гоа – музей под открытым небом

Гоа – жемчужина индийского побережья, обласканного солнцем. Крошечный штат, благословенный богами, где воды Аравийского моря сливаются на горизонте с безоблачным небом, а легкий ветерок шаловливо играет с ветвями стройных пальм и густых мангровых зарослей – изумительно красив. Как только не называли его прежнюю столицу: Восточный Рим, маленький Лиссабон, миниатюрный Амстердам. Современники зовут ее городом храмов за их множество. Безмолвными свидетелями драматичного и, несомненно, богатого прошлого застыли на улицах святыни – магнит для туристов и паломников.

Вехи истории

Сложно представить, но на фантастически красочном кусочке плодородной земли поселенцы появились впервые в эпоху неолита, о чем свидетельствуют наскальные рисунки, обнаруженные в пещерах Каджур и Усгалималь. Около 200-го г. до н. э. взморьем владела династия Маурьев, достигшая расцвета при императоре Ашоке, правившем 50 лет. После его кончины не одно поколение правителей боролось за право контроля над гоанской территорией. Шли годы, миновали века, рождались и умирали империи. В XIV ст. Гоа попал под власть Делийского султаната. Несметные богатства края привлекали внимание многих заморских гостей. Кстати, первый европеец, посетивший Индию, был тверской купец Афанасий Никитин (1471 – 1474 гг.), оставивший после себя рукописный труд в форме путевых записей "Хождение за три моря". Ему воздвигли памятник в Ревданде (2002 г.). Приблизительно через 20 с лишним лет после русского путешественника до Индостана добрался легендарный мореплаватель Васко да Гама. После чего португальцы, разгромив войско султана Юсуфа Адиль-Шаха, превратили лакомое прибрежье, приносившее баснословную прибыль, в свою колонию. Корабли, груженные доверху невесомым шелком, фарфором, слоновой костью, драгоценностями и, конечно же, специями, отчаливали от пристаней.
Old Goa объявили духовной метрополией. Для насаждения христианства сюда хлынул поток миссионеров. Вначале иноверцев просвещали убедительными доводами, ласковыми, вовремя произнесенными речами. Больше всех преуспел прибывший неутомимый проповедник Франциск Ксаверий (1542 г.). Все же местные жители обращались в чужую веру неохотно, поодиночке. Полномочный посол Ватикана попросил Иоанна III (Папу Римского) срочно ввести инквизицию для искоренения ереси. Усилия увенчались успехом. На площади запылали инквизиторские костры, куда бросали еретиков. Признавшихся в греховности перед сожжением "милосердные" палачи душили, облегчая их муки.
Запрещалось свершать национальные свадебные обычаи, носить традиционную одежду, завязывать нити, указывающие на принадлежность к касте. Детишек крестили насильно, без согласия родителей, сирот определяли в колледж, воспитывая в христианском духе. Разрушили более 500 индуистских святилищ. К XVII в. сменили веру 175 тыс. гоанцев, преимущественно бедняков. К концу того же столетия обрушилась беда, принеся разорение. Страшные эпидемии малярии потом холеры собирали немалую жатву. Перепуганные люди массово бежали, покидая родные жилища. Мор вынудил администрацию заняться строительством нового городка, отдаленного от болот, кишащими комарами – переносчиками болезней. Так родился стольный град Панаджи. Свобода от европейцев-колонизаторов наступила 30 мая 1987 г., когда регион официально провозгласили 25-ым штатом Индии.

Сегодняшний день

Португальское господство не минуло бесследно: сейчас 40% населения – католики, причем истинно преданные. Словно в калейдоскопе колоритно перемешались здесь индийские и европейские культуры. Нередко возле домов – кресты, статуи Богородицы. Удивляет внешний облик горожан, в чьей крови слились воедино изящество Востока и открытость Запада. Многие католички предпочитают носить современные стильные западные наряды. Замужние женщины заменили алые полоски в проборе прически (синдур-дана) обручальными колечками. Напоминающие о былых временах сакральные архитектурные шедевры – визитная карточка старого Goa.

Кафедральный собор С Е

Сердце наполняется благоговейным трепетом, глядя на столь величественное белоснежное сооружение, выстроенное с невообразимым размахом. Его считают наибольшей католической святыней в Юго-Восточной Азии (76х55 м). В честь Св. Екатерины возвели не зря. В марте 1510 г. знаменитый воевода Афонсу ди Албукерки, прорвав оборону мусульманской армии, ворвался в город. Но торжествовать было рано. Защитники стояли насмерть и уже через пару месяцев вытеснили неприятеля. Окончательная победа чужестранцам досталась нелегко, лишь после повторного ожесточенного штурма удалось захватить цитадель. Знаменательное событие совпало с празднованием памяти Св. Катерины (25 ноября). Решив, что это – знамение свыше, приняли решение построить храм, посвятив его великомученице. Костел, выросший из камня и соломы с глиной, выглядел весьма скромно.
В 1562 г. вместо него дон Франсишку Коутинью (вице-король Индии) велел построить намного грандиознее здание, призванное олицетворять непобедимое могущество колонизаторов, господствующих на территории от Атлантического до Тихого океана. После освящения (1640 г.) его достраивали на протяжении 12-ти лет.
Асимметричность фасадной части за счет одной 33-метровой башни производит странное впечатление. Непроизвольно возникает вопрос: "А где вторая?" Оказывается, она рухнула от попавшего грозового разряда (1776 г.). Восстанавливать не стали, постройка приобрела оригинальный асимметричный вид. Резные детали, витражные стрельчатые окна подчеркивают вертикаль.
На колокольне – "золотой колокол", отлитый в Кандолиме (1652 г.), нареченный так за великолепнейшее звучание. Он все еще звучен и по-прежнему громок. Когда-то раздававшийся мелодичный перезвон, слышимый на расстоянии 14 км, пугал индусов неимоверно, оповещая о начале публичной казни, проводимой прямо пред фасадом на рыночной площади, где зловеще полыхал огонь, стояли орудия пыток, ожидая очередных жертв.
Сейчас здесь радуют взор благоухающие цветы, растущие посреди сочной зеленой травы, кустарники, раскидистые кроны деревьев-долгожителей, под которыми мог бы укрыться целый супермаркет. Пред входом расположена прославленная восьмигранная купель, где проводился обряд крещения новообращенных. Напротив ворот возвышается на постаменте фигура Иисуса, раскрывшего объятия всему человечеству.
Над порталом – пятиконечная звезда, символ Рождества Христова. Внутреннее убранство, выполненное в античном стиле, смотрится роскошно. Вызывают чувство восторга высокий свод, ровные ряды колонн, украшенных вверху орнаментом из листьев аканта, похожих на медвежьи лапы. Восемь арочных капелл заполняют пространство центрального нефа. Главный позолоченный алтарь (всего 15) предназначен Екатерине. На шести панелях показаны сценки ее земного жития. По бокам – изображения праведников Петра и Павла. Рядышком – орган, датируемый XVIII в.
Самая ценная реликвия – чудотворный крест, помогающий избавиться от разных заболеваний. Как гласит легенда, его вырезал из дерева набожный пастух, установив на горе Боа-Вишта. В феврале 23 числа 1619 г. на распятии случилось явление Господа, после чего оно выросло в точности до голгофского. Пришлось расширять дверной проем, чтоб внести его. В специально приготовленном футляре, где поместили ценность, сбоку проделали небольшое отверстие, позволяющее проникнуть руке. Прикоснувшись, надо загадать желание, доброе непременно сбудется.
До сих пор здесь ведутся службы, собирающие толпы прихожан. В полу, стенах – захоронения священнослужителей и высокопоставленных знатных особ, на что указывают таблички с надписями. Живые и мертвые предстают пред Всевышним вместе. Одни воздают ему хвалу молитвой, другие спят вечным сном по соседству.

Сокровища археологического музея

Он разместился недалече, в бывшем монастыре францисканцев. У основного портала – вылитая из бронзы скульптура адмиралу Афонсу, достигающая вышины 3, 6 м. Выдающемуся воину при жизни дали прозвище "Португальский Марс". Здесь прописалось бронзовое изваяние лиссабонского лирика Луиса де Камоэнса, умершего 56-летним. Его именем назван кратер на Меркурии.
Взирает на пришедших с портрета Васко да Гама. Особый интерес у посетителей вызывает макет флагманского судна с поэтическим названием "Сан-Габриэль", на котором бесстрашный навигатор достиг "страны пряностей". Статуи индуистских божеств, лингам Шивы, старинные свитки, манускрипты, барельефы, морские карты, выставка оружий представлена на суд зрителей.
Верхний этаж занимает портретная галерея, где можно познакомиться с губернаторами и вице-королями Португалии. Разглядывая различные лица, написанные художниками под влиянием талантливых мастеров Италии, как бы соприкасаешься с историческими моментами, наполненными захватывающими приключениями и невероятной жестокостью при открытии загадочных неведанных земель.

Базилика Бом-Джесус

Пожалуй, не отыскать во всем государстве более намоленного, энергетически сильного места, чем находящееся через дорогу крестообразное в плане здание (56х17х19 м) в стиле барокко, известное всему римско-католическому миру. Возведение велось по проекту флорентийского архитектора, скульптора Джованни Баттиста Фоджини. В качестве стройматериала выбрали гранит и довольно распространенный для тропиков красный латерит. Строительные работы, стартовавшие в 1594 г., завершились в рекордные сроки, спустя 11 лет. Освятил церковь архиепископ Алексий де Менезес (май 1605 г.). Название ее означает в переводе "Благой Иисус".
Прорезанный шестью окошками фасад разделен на 3 яруса, имеет три двери. Декором служат колонны дорического, коринфского и ионического ордеров – классические элементы архитектуры Древней Греции.
Внутри царят умиротворение и покой. Интерьер поражает утонченной изысканностью. Пол, выложенный беломраморными плитами, инкрустирован полудрагоценными каменьями. Под хорами с правой стороны – алтарь Св. Антония, слева – деревянная фигура Ф. Ксавьера. У северной стенки – кенотафий благодетеля Херонимо Маскаренаса, погибшего в 1593 г. На завещанные им деньги производились работы. Напротив – резная кафедра с балдахином для ведения службы, разукрашенная обликами Сына Божьего, евангелистов, церковных учителей. В центральной части – барочный золоченый алтарь высотой 16 м, шириной 9, на возвышенности – очаровательный Божественный Младенец в неземном сиянии. За его спиной – трехметровое изваяние основоположника иезуитского Ордена Игнатия Лойолы. Взгляд заступника христианского учения обращен вверх, к солнечному медальону, где выгравирована аббревиатура "I H S" – монограмма иезуитов.
Миллионы верующих, даже из дальнего зарубежья, устремляются сюда с единственной целью: поклониться останкам Ксаверия, причисленного к лику блаженных (1622 г.). Падре Санто, как прозывали его, сумел направить на путь праведный сотни тысяч еретиков и язычников. Он грезил христианизировать Поднебесную, куда и отправился (сентябрь 1552 г.). Читая мессу на острове Шангчуан, потерял сознание. 48-летний апостольский нунций, недолго мучаясь лихорадкой, скончался 2 декабря этого же года. Верный прислужник Антонио, поместив покойного в сколоченный им гроб, заполнив известью, похоронил временно на чужбине.
Через два с половиной месяца, когда его перевозили на корабле, капитан приказал открыть надгробную крышку. Люди не верили глазам: тело превосходно сохранилось. По прибытию в Малакку, его перезахоронили в саване, как требовала тогдашняя традиция. В хрониках отмечено: свирепствующая на азиатском континенте чума прекратилась во время его похорон.
Доставленные в церковь мощи после 16 месяцев остались нетленными. Трое суток желающим разрешали к ним приближаться. Много чудес произошло. Казалось, сама смерть отнеслась с уважением к рыцарю-миссионеру, коего здешний люд считает покровителем.
Серебряный гроб установлен в усыпальнице из мрамора и яшмы. 10 лет над ней трудился ваятель Джованни Фоггини, получив в благодарность на вечное сохранение подушку, где некогда лежала голова Франциска. За длительный усердный труд щедро заплатил мастеру тосканский герцог Козимо III Медичи. Говорят, хрустальный колпак добавили после печального случая, когда прихожанка в порыве экстаза оторвала кусочек священной плоти. Единожды в десятилетие останки выносят на обозрение. Последний раз важное событие припало на 2014 г.

Церковь Св. Каэтана

Проходя по улице Ruo Direita, нельзя не задержаться возле снежной белизны чудо-здания, увенчанного двумя близнецами-башенками и огромнейшим куполом, видимым издалека. Оно единственное в своем роде. Появилось благодаря монахам-театинцам.
Основали орден К. Тиенский (заступник рожениц) из знатной дворянской семьи и архиерей Театинский, ставший в будущем понтификом Павлом четвертым. Их цель – через проведение реформ в среде духовенства спасти души человеческие. Священники, живя в обществе, должны были трудиться на пользу морального и религиозного совершенства, приняв строгие монашеские обеты: целомудрие, полное послушание, отказ от богатства. Их благородные деяния процветали в Европе, Америке, Персии.
Однажды по распоряжению Урбана VIII иноки приехали распространять истину Христа в Голконду, но их не пустили (1639 г.). Пораздумав, слуги божьи осели в гоанской местности. Решив возвести больницу, вновь столкнулись с препятствиями. Вице-губернатор категорически был против лечебницы, ультимативно потребовав немедленно убираться за пределы колонии. Один из братьев направился на аудиенцию к Его Высочеству Жуану IV с просьбой позволить продолжить начатое дело. Монарха настолько поразила решительная настойчивость пресвитера, что он согласился, а через пять лет дал добро на построение монастырской обители и церквушки. Так выросла красивейшая базилика, похожая на римский собор Петра не случайно: его и брали за образец (1661 г.). Вначале строение назвали в честь Богородицы Божественного Провидения, потом переименовали.
При входе, на порожке, написана фраза: Domus mea Domus Orationis, означающая в переводе с латыни "Дом мой – это дом молитвы". Во внутреннем убранстве гармонично соединились элементы причудливого барокко с изысканным рококо. На своде, пропускающем льющийся поток мягкого дневного света, – выдержка из Евангелия. Центральный алтарь предназначен Богоматери. Слева и справа – еще по три, расписанные растительными диковинными узорами, фигурками парящих ангелочков. Оформлением алтарных образов занимались выпускники итальянской школы живописи. В нишах – статуи святых.
Под нефом при раскопках обнаружили колодезь. Мнения о происхождении находки разделились. Одни исследователи утверждали, что зодчий умышленно предусмотрел водный источник, дабы муссонные ливневые дожди не подмывали фундамент. Другие указывали на находившееся там ранее языческое святилище. Родник – его частица.
Крипта – хранилище свинцовых гробов с забальзамированными телами иноземных чиновников. Отсюда их отправляли в последний путь на родину для погребения. Некоторые пробыли в склепе свыше 30 лет, пока уехали домой.
Среди ухоженного церковного сада застыл задумчиво на пьедестале каменный Каэтан, окруженный живой изгородью из подстриженных, как под линейку, кустов. На плечах – черная ряса, в руках – книга, четки. За ним виднеется семинария. Учебное заведение, готовящее пастырей, функционирует и ныне. В глубине видятся фрагменты королевских ворот, ведущих к некогда роскошному прекрасному дворцу, которого больше нет.

Это всего лишь маленькая крупица того, что можно здесь увидеть. XVIII век внес кардинальные изменения: правящие круги запретили любую миссионерскую деятельность. Культовые постройки опустели, паства разбежалась, кто куда, столица переехала. А жизнь продолжается, бьет ключом, и каждый в ней счастлив своим счастьем. Сегодня действующих храмов осталось единицы, большинство – немое напоминание о значимых фактах истории, канувших в вечность.

Видео
Карта
Статьи
Тадж-Махал

Тадж-Махал одно из чудес этого света!

Читать
Пляжи Гоа

Пляжи Гоа - единственные и неповторимые!

Читать

Яндекс.Метрика