...

Мусульманский квартал в Иерусалиме

Мусульманский квартал и его достопримечательности

Мусульманский или Арабский квартал – самая большая и по площади (31 гектар), и по численности населения (22 тыс. человек) часть Старого города Иерусалима. Как и в других исторических районах центра, практически каждая достопримечательность связана здесь с какой-либо сакральной легендой или именем из древних манускриптов. Но начать рассказ об интересных местах квартала хотелось бы с личности вполне реального человека.

Музей им. Джона Д. Рокфеллера

Меценат, благотворитель Джон Девидсон Рокфеллер (младший)… Израиль увековечил его имя не единожды. В Тель-Авиве есть бульвар, названный в его честь. В Иерусалиме это имя связано с археологическим музеем, построенном на пожертвования семьи Рокфеллеров в 1938 году. Музейное здание напоминает какое-то фортификационное сооружение: стены сложены из традиционного белого песчаника, и толщина их местами доходит до метра.

Коллекция музея – одна из лучших среди профильных. Да это и понятно: весь Старый город построен на многовековом культурном слое. Только копай – и доставай.

Интереснейших находок, рассказывающих о жизни и культуре народов, населявших эту землю раннее, столько, что с избытком хватило бы хоть на десяток подобных музеев.

Мусульманский квартал в Иерусалиме

Восхитительная керамика и архитектура Османского периода, деревянные панели культовой мечети Аль-Акса, мозаики талмудического периода, часть свитков Мертвого моря – любой из этих экспонатов составил бы честь самым знаменитым коллекциям. Один из музейных залов целиком заполнен находками из археологического парка Бейт Шеан.

Другие просторные помещения представляют артефакты ханаанского, израильского, византийского, римского, арабского и османского периодов. Находясь в музее, более отчетливо начинаешь представлять себе связь и последовательность времен и событий, произошедших когда-то на Эрец Израель. А если есть желание, можно усилить свои впечатления, посетив сокровищницы Иерусалима, расположенные глубоко под землей.

Каменоломни царя Соломона

Под словом “сокровищницы” имеются ввиду, конечно же, кладовые знаний об ушедших эпохах. Можно прочитать о подобных местах, посмотреть видео и получить какой-то определенный набор сведений. Но “попробовать” это подземелье на ощупь, на запах, на энергетику – честное слово – дорогого стоит.

Мусульманский квартал в Иерусалиме

Размеры пещеры Седекии (последнего иудейского царя рода Давида) впечатляют. Почти 9 тыс. кв. метров всевозможных залов, переходов, галерей. По преданию, во время осады Иерусалима вавилонскими войсками Седекия пытался через ходы этой пещеры выбраться из осажденного города, но был схвачен, ослеплен и угнан в неволю.

Эту же подземную рукотворную полость называют Соломоновыми каменоломнями. Пытался ли потомок Давида сбежать этим путем – неизвестно, но песчаник тут добывали. Это точно.

Здесь выбрано довольно много породы, ведь строительного материала для Храма нужно было огромное количество. Предполагается, что глыбы откалывали с помощью деревянных кольев. Сначала их забивали в трещины, далее длительное время поливали водой. Колья разбухали и «разрывали» камень. Это предположение не лишено логики и вполне возможно, что все так и было.

Но вот, каким образом потом эти самые глыбы вытаскивали на поверхность, транспортировали к месту постройки и поднимали на определенную высоту – до сих пор остается абсолютной загадкой. Ведь некоторые из каменных блоков весят несколько сотен тонн! Кстати, камень добывали здесь с умом. Чтобы не случилось обвалов, оставляли мощные опорные колонны. Эта рукотворная пещера выдержала несколько землетрясений и не обрушилась. Ее называют нижним ярусом Арабского квартала.

Выйдя из подземелья, хорошо бы совершить омовение, тем более в целебных водах.

Вифезда – чудесная купальня

Первоначально купель строилась для омовения жертвенных животных. Их приводили через ворота, которые так и называли – Овечьи.

Мусульманский квартал в Иерусалиме

Позже в Евангелии этому водоему приписывали славу места исцеления Иисусом какого-то “расслабленного” (очевидно, имеется ввиду парализованный человек). Вода здесь считалась чудодейственной: толпы страждущих всегда осаждали это место. В переводе с иврита Вифезда – это Дом милосердия.

Водоем выложен особопрочной древнееврейской кладкой. Он имеет прямоугольную форму и размеры 150*50*15 метров. При постройке огораживающей стены внуком Ирода Агриппой поступление воды в бассейн прекратилось. Теперь, к сожалению, невозможно проверить версию о целебных свойствах этих вод. Раскопки ведутся там и поныне и, несомненно, подарят нам еще не одно чудесное открытие.

Византийская царица Елена велела возвести у знаменитой купели Храм. Позже на его месте крестоносцы построили церковь. Сегодня это единственная сохранившаяся целиком постройка периода крестоносцев.

Церковь святой Анны

Это католическая церковь, но какой бы веры вы не придерживались, заглянуть сюда стоит.

Мусульманский квартал в Иерусалиме

Ведь даже османский завоеватель Салах Ад-Дин, уничтоживший большую часть следов христианского присутствия в Иерусалиме, был потрясен ее красотой и не стал разрушать. Он велел устроить в ее стенах мусульманскую духовную школу Медресе. По христианской легенде здесь жили Анна с Иоахимом, родившие Марию – будущую Богородицу.

Датой возведения церкви считается 1142 год. Меценатом и вдохновителем ее строительства была Мелисенда, правившая королевством Иерусалимским с 1131 по 1161 год. На период ее правления пришелся расцвет искусств этой земли, израильтяне не воевали. Кто знает, как сложилась бы судьба Эрец Израель, если бы среди ее правителей было больше таких мудрых женщин.

Церковь представляет собой бескупольную базилику, то есть прямоугольное здание, с рядами колонн внутри. Ее, конечно же, многократно реставрировали. Сегодня “Святая Анна” украшена резьбой, красивыми панно и мозаиками, в здании великолепнейшая акустика. В западном направлении от нее располагается еще одно культовое сооружение: монастырь сестер Сиона.

Нотр-Дам де Сион

Это второе название католического монастыря, возведенного в 1857 году священником иезуитом Мари Альфонс Ратисбонне. Там был основан приют для осиротевших девочек, позднее открыта бесплатная лечебница.

Мусульманский квартал в Иерусалиме

Но интересно это сооружение в первую очередь опять-таки раскопками непосредственно под ним. Вскрытую во время археологических изысканий площадь приняли первоначально за то место, где Понтий Пилат судил Иисуса, то есть за его временную резиденцию Преторию.

К сожалению, в дальнейшем ученые опровергли это предположение. Сейчас принято считать, что эти плиты составляли часть римского форума во времена строительства города Элия Капитолина.

Под плитами обнаружили также часть городского бассейна-водостока. Его описание можно обнаружить в трудах еврейского историка Иосифа Флавия, который жил в I веке. Этот бассейн называли тогда Струтиос.

От монастыря сестер Сиона, вернее от стен женской школы Эль-Омария берет свое начало печально известная Виа Долороза (в переводе – дорога скорби), по которой в последний свой путь отправился к месту казни Иисус Христос. Эта улица с ее “станциями” – остановками Христа, несущего на плечах свой крест, достойна отдельного описания.

Здесь же можно сказать, что на территории Арабского квартала располагаются 9 из 14 таких станций. Каждая из них связана по библейским преданиям с каким-либо моментом крестного пути и отмечена церковью, часовней или мемориальной доской.

У читателей этой статьи, обладающих пытливым умом аналитического склада, возможно уже накопилось удивление: “Как же так? Квартал мусульманский, а все достопримечательности здесь иудейские, христианские…. Где же местный колорит?”.

Спокойно… Будут и достопримечательности, и колорит.

Священный комплекс Харам Аш-Шариф

Комплекс на Храмовой горе состоит из двух святынь исламского мира – мечетей Аль-Акса и Купола Скалы. Первая из них – действующая мечеть, вмещающая для совершения намаза до 5000 человек; вторая, оставаясь почитаемой и священной, является сегодня великолепным образцом мусульманского зодчества.

Вход на территорию комплекса разрешен и представителям других вероисповеданий в определенное время и при соблюдении некоторых правил. Более подробно познакомиться с достопримечательностями в мусульманском стиле можно здесь.

Немного о местном колорите

А вот что касается местного “климата”, то нигде больше не ощущаешь так сильно разницу между Западом и Востоком. Стоит лишь перейти улицу с трамвайными рельсами, и из чистого и красивого европейского города в Еврейском квартале вы, как будто на ковре самолете, мгновенно переноситесь в сказку про какого-нибудь Алладина.

Мусульманский квартал в Иерусалиме

Тут вам и шумный базар, и дымящиеся вертелы с мясом для уличной еды, и ароматы специй в сочетании с непривычными и неприятными европейскому носу запахами. На обочинах кучи мусора, но это никого не смущает.

Здесь не увидишь парочек, целомудренно держащихся за руки. Даже и семейные пары не ходят тут “под руку”. Отец, муж или даже молодой сын всегда идут впереди, женщины семенят сзади.

С наступлением сумерек на улицах становится неуютно: освещение их весьма скупое, темные пугающие закоулки малолюдны. Мужчины разрешают себе вполне европейскую одежду: им очень удобно и не жарко в джинсах, майках, футболках. А вот женщинам непозволительно надеть что-то легкое: платья до пят из плотного материала и обязательный хиджаб (даже для девочек лет с семи). Такие вот сумбурные впечатления оставляет Мусульманский квартал.

Мы с вами прекрасно понимаем, что нельзя “со своей колокольни” осуждать образ жизни другого народа, его традиции и привычки. Но именно в этом месте становится до боли ясно, какие же мы разные. Наверное, при обоюдном желании эту “разность” со временем можно было бы как-то сгладить. Но, кажется, сегодня это никому не нужно.

Галина Антонова специально для lions-guides.ru

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий