Площадь Синьории во Флоренции

Адрес: Piazza della Signoria, 50122, Флоренция, Италия

Пьяцца-делла-Синьория – исторический центр Флоренции

Ошибочно думать, что после посещения священного Рима, всей земли повелителя, ничто уж больше не сумеет задеть тонкие струны души. Опрометчивое мнение легко развеет знакомство с Флоренцией – дивным цветком Тосканы, выросшим посреди объятой высокими холмами долины в 59 г. до н. э. благодаря Юлию Цезарю. Вечно цветущий древний град, где творили Данте и Петрарка, Рафаэль и да Винчи, сосредоточил в себе почти 23% мирового культурного наследия. Его неугомонное сердце бьется на главной площади, именуемой итальянцами piazza della Siqnoria, представляющей, скорее, огромный музей под открытым небом.

От античности до наших дней

Согласно археологическим раскопкам во времена древнеримской империи на этом месте располагались мастерские по пошиву одежды, термы, театр, где проходили не только пьесы, но и решались важные политические вопросы. Ранние христиане в V ст. отстроили там храм. Спустя пару столетий его снесли. Вместо него возвели церквушки в честь святых Ромула и Цецилии. С X в. вокруг них в роскошных имениях поселились представители влиятельного аристократического рода Уберти, поддерживающего императора. Вскоре бразды правления удалось захватить сторонникам папского режима, относившимся к партии гвельфов (1260 г.). Расправившись с противоборствующей династией аристократов, они уничтожили их жилища. Несколько десятилетий руины, символизирующие триумф Папы Римского, не трогали. Затем территорию очистили, заложив там пьяццу.
В 1310 г. за счет собранных пожертвований купечества на ней вырос дворец Синьории (сейчас палаццо Веккьо), где прописался правящий орган Флорентийской республики. Почтенные мужи величали себя синьорами, отсюда и наименование административного сооружения, доставшееся и прилегающей площади. Постепенно она обрастала домами, изваяниями божеств, призванными воодушевлять членов правительства, была свидетелем празднеств и судьбоносных драматических событий.
Здесь по приказу понтифика Александра VI, обвинив в ереси, сначала повесили, потом сожгли аббата монастыря Сан-Марко Джироламо Савонаролу с верными сподвижниками (май 1498 г.). Еще в 20-летнем возрасте священнослужитель написал поэму "О гибели мира", выкрыв несправедливость существующего общества, где счастливы только те, кто, пренебрегая добрыми нравами, грабят, толкая к пропасти бедняков.
Кем был на самом деле доминиканский нищенствующий монах, провозгласивший себя пророком: мракобесом или великомучеником за веру Христову, фанатичным безумцем иль героической личностью, коварным властолюбцем или искренним слугой Спасителя? О чем мыслил, обводя прощальным взглядом толпу, стоящую под эшафотом? Народ, считавший его духовным наставником, получавший не единожды утешение, слушая проповеди в часы невзгод и страданий, с насмешкой вымогал сотворения чуда. Последовав примеру Учителя на Голгофе, пастырь ответил молчанием на злорадствующие окрики, жестом указав палачу накинуть на шею петлю. Когда снятые с виселицы трупы бросили в костер, испуганный люд с ужасом отпрянул, не веря в реальность случившегося. Налетевший сильный ветер вначале отклонил от тел языки пламени, потом миряне заметили руку бунтаря-проповедника, как бы благословляющую, приподнятую взметнувшимся внезапно ввысь огненным столбом.
Все хорошее и плохое давно кануло в лету. Сегодня здешнее пространство, ставшее "Меккой" туристам, напоминает обширную театральную сцену, где на фоне декораций, созданных в седую старину, основными действующими лицами являются история, искусство, жизнь. Чтоб рассмотреть все знаковые объекты, нет необходимости бегать. Их настолько много, что достаточно лишь переводить взор или объектив камеры.

Palazzo Vecchio

Массивное грозное строение в форме куба, лишенное каких-либо архитектурных изысков, производит впечатление неприступной средневековой цитадели. По сути, так и задумывалось. Дабы защитить власть имущих от нежданного нападения, архитектору Арнольфо ди Камбио, автору Кафедрального собора и пантеона Санта-Кроче, поручили выстроить надежную оборонительную крепость (1298 г.). Со сменой владельцев здание меняло название. Нынешнее, означающее в переводе "Старый дворец", появилось в 1550 г.
Фортификационная постройка, выложенная из грубо отесанного коричневого руста, по горизонтали разделена на 3 яруса. Строгий фасад прорезают два ряда двухстворчатых арочных окон, украшенных барельефами, изображающими кресты и геральдические лилии. Декор придает экстерьеру богатый светский вид. Чуть выше в нишах – повторяющиеся гербы главенствующих тосканских гильдий. Верх фасадной части венчает нависшая зубчатая галерея с окошками, выполнявшими роль бойниц, откуда в случае опасности можно было поливать противников расплавленной смолой, кипятком.
Суровый внешний облик правительственной резиденции смягчает устремляющаяся в небеса 94-метровая сторожевая башня, достроенная позже (1314 г.), с колокольней, ажурной верхушкой. Ранее ее использовали, как тюрьму. Теперь есть возможность, поднявшись по ступеням на смотровую площадку, осмотреть чарующую панораму округи. Установленные в 1667 г. внизу башенки старинные круглые куранты, сделанные аугсбургским часовщиком Г. Ледерле, как ни странно, до сих пор идут исправно. С 1867 по 1871 г. здесь заседала палата депутатов.
На сегодняшний день одно крыло первого этажа занимает муниципалитет, о чем свидетельствуют развевающиеся на балконе флаги. Остальное помещение отдано под музейные экспонаты, распределенные по множественным тематическим залам с расписными потолками, стенами, изобилующими фресками, полотнами именитых живописцев. Среди многочисленных ценностей здесь хранятся знаменитейшие скрипки, изготовленные виртуозами Николо Амати и его учеником Антонио Страдивари, громадный глобус – модель Земли (XVI в.), серия географических карт, составленных иноком Игнато Данти.
Над порталом – декоративный фронтон с медальоном в центре. Под ним – табличка с высеченной на латыни монограммой Иисуса "Rex Regum et Dominus Dominantium", значащей "Король правит, но Бог властвует". Ее охраняют разместившиеся по бокам позолоченные львы. А слева от центрального входа – шедевр непревзойденного гения.

"Давид" – символ республиканской свободы

Взирая на 5-метрового царя иудейского, застывшего на пьедестале, вполне соглашаешься с Джорджо Вазари, писавшем, что увидев его, исчезает смысл искать как в минувшем, так и в настоящем что-либо более совершенное. Обнаженный атлетически сложенный златокудрый юноша с перекинутой через левое плечо пращей поражает идеальными пропорциями фигуры. В могучем торсе, ногах, кулаке, зажимающем булыжник, ощущается физическая мужская мощь, хотя ни единый мускул не напряжен. Сдвинутые брови, глаза, бесстрашно высматривающие противника, залегшие у рта складки говорят о гордом непреклонном духе, готовности сразить великана Голиафа. Мужественный и одновременно чувственный, возвышенный и невероятно земной, наполненный благородством и внутренней решимостью всеобщий любимец гипнотизирует. Он прекрасен, как античный бог. Не зря миллионы называют его "Мистер Вселенная".
Статуя библейского героя совместно с персонажами Ветхого Завета должна была украсить собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Ее заказало объединение торговцев шерстью, отвечающее за оформление святыни (1501 г.). Предоставленный заказчиками материал – 9-тонная мраморная глыба, изрядно подпорченная насечками, сколами, оставленными предыдущим ваятелем Агостино ди Дуччо. Даже находившийся в зените славы Леонардо, оценив повреждения, отказался работать с ней. Микеланджело 26 лет, закончивший "Пьету" ("Оплакивание Христа"), согласился, стремясь поставленной задачей не только испытать свое мастерство, но и превзойти соперников. Он отчаянно жаждал всеобщего признания.
Закрывшись от любопытных забором, 2 года и 4 месяца, как одержимый, Буонаротти трудился в одиночку, выстаивая на строительных лесах под обжигающими солнечными лучами, моросящим дождем, падающим снегом, часто спал возле любимого детища. Разметку делал точно, буквально до сантиметра. Малейший промах, неточность означали полное поражение. Испытывая пред мрамором практически любовный трепет, он добился, казалось бы, невозможного – вдохнул в мертвый камень душу.
Изначально заказанная скульптура имела чисто религиозную значимость, но период ее создания совпал с изгнанием деспотичного семейства Медичи, и она стала олицетворением республики, освободившейся с божьей помощью от тиранов.
Четверо суток 40 рабочих чрезвычайно осторожно тянули ее на бычьей повозке к пункту назначения, определенному создателем. Рядом с Гигантом, выставленным на суд зрителей, поставили ящик, куда опускали отзывы. Читая их, слезы благодарности катились по щекам гениального мастера, получившего звание "божественный". Горожане писали, что потрясающим бессмертным творением он вернул им чувство гордости за родину, помог обрести собственное достоинство. Такова величайшая сила искусства, достигшего совершенства.
Ради сбережения бесценного ветхозаветного исполина от разрушительного воздействия природных стихий его заменили идентичной копией, перенеся оригинал на сохранение в Академию художеств (1873 г.). В XX ст. к празднованию 3000-летия Иерусалима отцы Флоренции хотели подарить израильтянам выполненный в натуральную величину гипсовый слепок статуи. Израильские раввины отклонили подарок, ибо он противоречил еврейской традиции: Давид абсолютно гол, к тому же не обрезан.

"Геракл и Какус"

Скульптурная группа, находящаяся справа от входных ворот мэрии (работа Баччо Бандинелли 1534 г.), указывает на то, что любое злодеяние наказуемо, справедливость обязательно восторжествует. Однажды сын Зевса, перегнав коровье стадо Гериона через реку Тибр, прилег отдохнуть. Живший поблизости в мрачной пещере отпрыск Гефеста, пожиравший местных жителей, воспользовавшись благоприятным моментом, похитил некоторых коров. Здесь запечатлен миг кары над огнедышащим злодеем, глазища коего выражают недоумение: неужели за пустяковую кражу его ждет столь жестокая расправа? Кровожадный лиходей, очевидно, подзабыл о жутком пристрастии к людоедству.
Сзади на дворцовой стенке – довольно необычный рисунок, носящий чудаковатое имя "Назойливый". Его приписывают титану эпохи Возрождения Микеланджело. Поговаривают, что некий человек постоянно докучал ему пустыми разговорами. И он нарисовал профиль болтуна, держа резец за спиной, не глядя на то, что изображал.

Лоджия Ланци

Изящный, легкий, кажущийся воздушным трехарочный павильон, построенный в стиле поздней готики к концу XIV в. по проекту Андреа Орканьи, предназначался для проведения официальных приемов, публичных мероприятий и народных сборов. Мощные коринфские колонны с капителями подпирают широкие арки. Над ними – рельефные изображения Добродетелей, датируемые 1384 – 1389 гг.
Название произошло от наемных пехотинцев (Lanzichenecchi, сокращенно Lanzi), размещенных здесь по воле Казимо I для личной охраны. Впоследствии на крыше устроили изумительную террасу, откуда высокопоставленные вельможи наблюдали за происходящим на пьяцце. Знатных особ укрывал от палящего солнца разбитый вверху пышный висячий сад, увы, не сохранившийся. Будучи большим ценителем красоты, властный герцог заполнил низ галереи 15-ю уникальными произведениями. Какие наиболее яркие сокровища стерегут сидящие с обеих сторон каменные львы?

"Персей, победивший Горгону"

Пожалуй, это единственный представленный здесь подлинник, сотворенный Б. Челлини – ювелиром, музыкантом, самобытным писателем, стрелком, артиллеристом и великолепным скульптором, обладателем безудержного темперамента. Бронзовое чудо-изваяние – предупреждение недругам Медичи о том, что их ожидает та же участь.
Увековеченный образ мифического греческого героя с поднятой отсеченной головой Медузы, у которой волосы заменяет клубок змей, не просто хорош – восхитителен. Каждая мышца на теле мужчины, будто бы дышит, живет. Такое ощущение, что еще чуточку и раздастся громогласный победный клич над поверженной жертвой. Не все замечают скрюченную у его ног обезглавленную девичью фигурку, а не чешуйчатого монстра.
Фактически Бенвенуто сделал целый ансамбль. На основании можно разглядеть Юпитера, держащего молнии, Минерву, подарившую храброму воину щит, мать Данаю с младенцем-Персеем, танцующего Меркурия, наградившего его крылатыми сандалиями. На фронтоне – барельефная иллюстрация освобождения Андромеды. А в завитушках шлема победителя нельзя не распознать автопортрет творца.
Непросто ему было отлить полое диво из бронзы. Сложная технология отливки требовала нечеловеческих усилий. Он чуть было не сжег студию. Для обеспечения равномерной плавной текучести металла по канальцам пожертвовал оловянными чашками, блюдами тарелками (более 200 шт.), кидая их в горн. Для поддержания незатухающего огня в печи швырял туда мебель. Порой приходил в отчаяние, бросал и вновь возвращался. Соотечественники уверяли, что без потусторонних сил здесь не обошлось, пораженные неимоверной творческой энергией Челлини, утверждали, что он сущий дьявол, осуществивший то, что не подвластно никакому объяснению.

"Похищение сабинянок"

Малогабаритная беломраморная композиция (авторство принадлежит Джованни да Болонья 1583 г.), возвышающаяся на 4 м, признанная искусствоведами эталоном маньеризма, иллюстрирует критический фрагмент из легенды, окутанной ореолом загадок и недосказанности о Сабинской войне, показывая наглядно причину возникновения военного конфликта. Нагая прелестная дева безнадежно пытается вырваться из цепких объятий могущественного римлянина, вознамерившегося ее унести. Протянутая вперед женская ручка, как бы призывает помочь. Перепуганный бородач, вероятно, супруг, согнувшийся в позе побежденного у стоп похитителя, прикрываясь от ударов, не способен отбить ее у силача. От увиденной сценки веет трагизмом и чудовищной безысходностью.

"Юдифь и Олоферн"

Кто не наслышан о легендарном подвиге иудейской героини, спасшей родной городок Ветилуй от вторжения ассирийцев? Когда старейшины готовы были после 5-дневной осады сдаться, она, проникнув во вражеский лагерь, обезглавила главнокомандующего, вернувшись невредимой. Оставшись без полководца, захватчики в панике бежали. Красавице-вдове посвятили картины множество художников: Густав Климт, Питер Пауль Рубенс, Лукас Кранах, Ван-дер-Неер, и это не полный перечень.
В бронзовой скульптуре, созданной Донателло (1456 – 60 гг.), олицетворяющей победу над врагами, показан последний эпизод перед свершением преднамеренно задуманного убийства. На постаменте слились в смертельном дуэте две фигуры – полуобнаженный, прикрытый лишь набедренной повязкой сидящий мужчина и нависшая над ним очаровательная хрупкая женщина, вознесшая над супостатом его же меч, коим снесет ненавистную опрокинутую назад голову. В ее лице – отрешенность. Чувствуя скорую утрату человеческой жизни, оцепенев на миг, все же она исполнит свой долг.
Скульптор настолько был удовлетворен результатом своей деятельности, что оставил подпись "DONATELLIOROUS", хотя делал это предельно редко. Сюжет вызывает различные эмоции. С одной стороны, благая цель оправдывает любые средства – вдова спасала родимый край, хитроумный план сработал, героический поступок достоин восхищения. С другой – она убила безоружного, полусонного, захмелевшего от выпитого вина человека, который, не догадываясь о приближающейся смерти, даже не пытался сопротивляться. Пленившись женственностью, утонченностью, не обидел, пригласил на трапезу, желал любоваться ее неземным очарованием. Положив противоположные суждения на весы, какая чаша перевесит?

Фонтан Нептуна

Возведенный прямо посреди площади в 1570 г. зодчим Бартоломео Амманати, он одаряет прохожих приятной прохладой. Вода поступает по специально проведенному сюда водопроводу. Резво бьет копытами о бортик восьмиугольного резервуара четверка экспрессивных лошадей, будто старается вырвать из пучины морской разукрашенную причудливыми мраморными ракушками колесницу, явив на свет божий Владыку морей. Расположился он меж Сцилой и Харибдой. Чудовища, обитавшие по разным берегам узкого пролива, разделяющего Италию с Сицилией, губили проходящие мимо корабли. Стоящие подле него три тритона трубят в раковины. Нижний ярус облюбовали многочисленные сказочные существа: нимфы, фавны, улыбающиеся сатиры.
К сожалению, флорентийцы не оценили по достоинству Повелителя подводного царства из молочного каррарского мрамора, сочтя его чрезмерно громоздким, грубым и мускулистым. Поговаривают, в древности, дабы не смущал он своей наготой набожных жительниц, церковники приказывали надевать на него облачения. Не так давно (2005 г.) подвыпивший турист, попытавшись влезть ему на плечи, свалился, сломав бедняге кисть. Восстановили в 2006 г.
Как ни парадоксально, но когда-то горожанки относились к замечательному фонтанчику без надлежащего почтения, предпочитая полоскать белье, как в гигантском корыте. Пришлось по периметру его оградить железными столбиками с перилами, повесив предупредительную табличку с запретом использовать для бытовых потребностей (1720 г.). За нарушение – штраф. Ныне его обожают все. Студенты перед сдачей экзаменов обходят против часовой стрелки дважды, чтоб поймать ее величество удачу.

Конный памятник Козимо I

Его воздвигли по указанию Франческо, наследника князя (1594 г. автор Джамболонье). В боевых доспехах с крестом Св. Стефана на груди великий правитель восседает верхом на борзом коне. Твердо удерживая поводья, как бы наслаждается, гордится процветающим градом. Немало приложил он стараний для превращения его в настоящую "жемчужину": жертвовал на общественные нужды, культуру, материально поддерживал талантливых самородков, в неурожайный сезон раздавал хлеб голодающим, за что и чтят его потомки. На надгробии в базилике Сан-Лоренцо – надпись "отец Отечества". Хотя и за его спиной – интриги, пролитая кровь в жестокой борьбе за престол.
Рельефы на пьедестале, увенчанном знаком козерога, рассказывают о значимых жизненных фактах: въезд на бричке в захваченную Сиену, коронация Пием V, прибывшим намеренно для проведения торжественной 
церемонии, присвоение герцогского титула.

Атмосфера здесь завораживающая! Когда опускаются сумерки, на небосводе зажигаются мириады звезд, мерцающих, как дрожащие язычки свечей, включается подсветка, из наплывающей темноты выглядывает "ожившее" далекое прошлое. И, кажется, разум уже просто не в состоянии воспринять ошеломительное количество прекрасного, сконцентрированного на маленьком участке. Надо признать: пока существуют подобные города на планете, человечеству не грозит упадок.

Видео
Карта
Комментарии