Дуомо - Миланский Кафедральный собор

Адрес: Duomo di Milano Piazza del Duomo, Milano, Italy.
Время работы: Собор - ежедневно с 08:30 до 18:00. 
Террасы: апрель - октябрь с 09:00 до 21:30 (лифт до 20:45);
                  ноябрь - апрель с 09:00 до 19:00 (лифт до 18:15).
Как добраться: станция метро Duomo (красная ветка метро М1).
Стоимость посещения: Собор - бесплатно;
Террсы - подъем на лифте 12 EUR (дети 6 EUR), по лестнице 7 EUR (дети - 3,5 EUR).
Касса прекращает работу за 1 час до окончания работы террас.

Беломраморное диво Милана – кафедральный собор Дуомо

Нанизывая на вселенскую нить памяти прошлое: рассветы без благословения, дни без покаяния, ночи без прощения, мы устремляем взор к небесам, надеясь отыскать понимание. Преклонив колени, опустив убеленную сединой голову, взываем о помощи, ищем посредника, умеющего найти слова утешения, приблизить к Творцу, донести наши неумелые молитвы. Тогда к больным, немощным, нуждающимся приходит чуткая, земная, понятная Мария, родившая Сына Божьего, пережившая его мучительную смерть, простившая всех, просящая за нас грешных. Ей посвящено немало церквей, откуда самый воинственный материалист, убежденный атеист, выходит очищенным, обновленным, растерянным, уверовавшим в единого Господа. Одна из них – Дуомо в Милане.

История создания Дуомо

По декрету, изданному в 1769 г., запрещалось строить здания, превосходящие высотой этот диковинный собор, видимый из отдаленнейших городских уголков. Все улицы неофициальной столицы Италии ведут сюда – к огромному божественному кораблю, спустившемуся на землю. 
Его возводили слишком долго. Заложили фундамент в период мрачного Средневековья (1386 г.), завершили не так давно – в безумном XX в. (1965 г.). На месте постройки, в давние времена, здесь молились своим богам кельты. Завоеватели римляне на древнем капище воздвигли храм Минервы, поднося пожертвования, воздавая хвалу мудрости воительнице.
В раннехристианские времена (IV – VI вв.) здесь стояла базилика Санта-Текла, позже – Санта-Мария-Маджоре. Замысел построить грандиозное сооружение требовал расчистки территории, поэтому мешавшее снесли. Практичные итальянцы оставили для фундамента отдельные блоки, при этом бережно сохранив баптистерий, датируемый 335 г. Его и теперь можно осмотреть, спустившись в подвал. Это одно из старейших в Европе помещений для свершения обряда крещения. Тут находится в качестве купели порфировая ванна из Египта (IVст.).
Джан Галеаццо, миланский герцог из рода Висконти, пожелавший усилить влияние Милана в религиозной сфере, начал форсировать строительство. Даже освободил от налогов стройматериал, предназначенный величественной постройке. Чума, недостаток финансов тормозили возведение божьего дома. В течение 10 лет менялись архитекторы, специалисты по готике, нехарактерной для страны. Французы, немцы чередовались, как в калейдоскопе, сохраняя первоначальный проект Симоне де Орсенига. Однако, дело продвигалось очень медленно.
Джунифорте Солари приглашает консультантами непревзойденных мастеров Возрождения: Браманте и мечтателя, инженера, конструктора Леонардо да Винчи (1470 г.). Они предложили разбавить готический стиль ренессансным, благодаря чему родился восьмигранный купол, улыбающиеся полнощекие ангелочки на фасаде. 
Функционирование недостроенного собора относится к концу XV в. Провозгласил о его открытии Карло Барромео, признанный святым (1572 г.). Базилика продолжительностью 158 м, шириной – 92, высотой – 106, вмещает 40 000 человек. XIX ст. принесло главному культовому сооружению серьезные потрясения, реконструкцию. К власти пришел Наполеон, пожелавший именно здесь короноваться. Будущий император поручил гениальному Амати доработать выходящий на площадь фасад ко дню торжественной церемонии, состоявшейся 20 мая 1805 г.
Здание претерпело множество изменений, реставраций. Завершающим штрихом, знаменующим окончание строительства символа государства, оказались пятые врата, открытые 6.01. 1965 г. Врожденное чувство прекрасного позволило амбициозным итальянцам полностью осуществить идею основателя строения. Взирая на барельефы, скульптурные композиции, трудно представить, что выполнили их в XX в., хотя работы продолжаются и ныне. Специализированная фабрика, насчитывающая до 500 рабочих, занимается чисткой, уборкой, поддержанием белизны стен. 

Необычность архитектуры

Никого не оставляет равнодушным непревзойденность шедевра: смотреть ли издалека или подойти вплотную, ощущение ирреальности не покидает. Им восхищались Достоевский, Герцен, Гейне. Однажды, увидев его, Марк Твен не смог удержать эмоций, назвав "Воздушным чудом, легким видением, гимном, пропетым в камне, поэмой в мраморе".
Пламенеющая готика с вкраплениями неоготики, ренессанса сотворила благодаря упорному, титаническому труду ваятелей, каменотесов, полировщиков, стеклодувов удивительное мистическое творение, парящее над зачарованным миром людей. 135 кружевных ажурных игл с невообразимой лепниной устремляются ввысь, пронзая синее итальянское небо. На вершинах возносятся легендарные герои, исторические личности, праведники, словно несущие требу Всевышнему. В их окружении, на центральном шпиле – покровительница города – Мадонна, 4-метровая бронзовая позолоченная скульптура, благословляющая горожан, приезжих, прихожан.
На балконе, расположенном над парадным входом – две мраморные фигуры. Одна увенчана лучистой короной, вторая держит факел. Стоит соединить воедино, получится нью-йоркская статуя Свободы. На стенах – 2300 изваяний, уйма композиций. Где еще есть возможность приблизиться и попасть под тень протянутой руки святого, дарующего благодать…
Нетленную Книгу Бытия можно читать воочию, до бесконечности вглядываясь в лица, рассматривая морщинки, губы, глаза, ощущая под переливами света трепетание ткани. Средние века без горгулий, фантастических животных, змей, не бывают, здесь их – изобилие. Раскрыв пасти, большинство служит водостоками, остальные – декорированием, изучать этот редкостный мир – огромнейшее удовольствие. Доступность прикоснуться, волшебство происходящего рождают иллюзию морозного узора на оконном стекле: неосторожное горячее дыхание – все растает, исчезнет, пропадет. Однако распахиваются врата, предлагая войти под сень. 

Роскошь интерьера

Страшно ступать на пол, состоящий из больших плит, выложенных замысловатыми узорами, воплотившими фантазии Пеллегрино Тибальди (производитель проекта). Укладка продолжалась на протяжении 5-ти сотен лет. Нежный бело-розовый мрамор доставляли из Кандолья, черный привозили из Варенны, красным славился Ареццо. Красота неимоверная! 
Громаднейшее пространство с потолком, теряющимся на немыслимой вышине (45 м) давит. Разноцветные лампочки, подсвечивающие его снизу, выхватывают из мрака многочисленные детали, придающие своду жутковатый вид. Дурманящий аромат ладана, сияние тысяч свечей, равномерный гул, делают человека маленьким, незаметным – пылинкой на дороге Вселенной.
52 изящные, стройные колонны стоят, как стражи вечности, напоминая о количестве недель в году. Через весь пол тянется металлическая лента-линейка с изображениями знаков зодиака. Солнечный луч, проникая через окно, ровно в полдень попадает именно на тот знак, коим отмечен данный месяц. Песочные часы у рукотворного меридиана – неоспоримое доказательство быстротечности времени. 1100 скульптур служат потрясающим украшением.
Пышные живописные алтари, оформленные сценами из Святого Писания, заставляют учащенно забиться сердце. Вот – малютка-девочка решительно поднимается высокими ступенями навстречу бессмертию, наверху ее ждут настоятель с послушниками – Введение Богоматери в Храм (XVI в.). Рядом – горельефы, представляющие иллюстрации к истории жития Пречистой Девы. 
Одно из сокровищ, находящихся внутри, – статуя Св. Варфоломея. "Не Пракситель тебя создал, но Марко д’Аграте", – написал создатель, гордясь анатомической идентичностью произведения с живым телом. Леденеет кровь, глядя на мученика, накинувшего на плечи свою собственную кожу, содранную с него живьем за проповедь христианской веры.
Мягкий многоцветный световой поток льется через витражи, создавая атмосферу таинственности, торжественности. Их изготовляли по-особому, используя расплавленное подкрашенное стекло. Технология помогла сохраниться древнейшим из них, подаренных коллегией нотариусов более пяти веков назад. На последних, презентованных благодарными прихожанами (1988 г.), запечатлены деяния архидиаконов Шустера, Феррари в годы мировых войн.
Жизнь Св. Катерины, Елены, Христа, эпизоды Ветхого и Нового Заветов, Апокалипсиса, проходят перед верующими на витражных окошках, стрельчатых с изумительными розетками. 5-метровый бронзовый с золотой отделкой канделябр Тривульцио (XII в.) покоится на 4-х драконах, ножку украшают множественные персонажи Библии. Он освещает призрачным светом эксклюзивный резной цикл из жития Св. Амвросия.
Если повезет, услышите звучание органа. Джакомо Антеньяти соорудил 2 инструмента, состоящие из 13 200 труб, 180 регистров (1552 г.). Посетив святыню в ноябре-декабре, получите наслаждение от созерцания ряда полотен, посвященных преподобному Св. Борромео. Ежегодно, в это время, внутри вывешивают 54 холста, выполненные темперой. 28 картин (4, 75х6 м) запечатлели бытие блаженнейшего, еще 26 (2,4 х 3,6 м) отображают чудесные исцеления, происходящие у его мощей. 
Во избежание распространения эпидемий почти все усыпальницы вынесли, осталось совсем немного. Гробница Медичи изумляет аллегорическими фигурами Войны и Мира. Между ними – сам Джакомо, величайший меценат, покровитель художников (автор Леоне Леони). Саркофаг Альберто де Интимьяно хранится в тумбе, опоясанной сотней тончайших медных пластинок, складывающихся в форме распятия. 
Драгоценная реликвия, лежащая в хрустальной вазе под потолком, – гвоздь из голгофского креста, найденный Св. Еленой, матерью Константина Великого. Она их нашла три: первый бросили в морскую пучину для усмирения бури, второй отдали Монсу, третьим подбили подкову императорского коня. Гвоздок потерялся, со временем обнаружен Амвросием, выкуплен у кузнеца, водворен в Дуомо. Только 14 сентября его выставляют на обозрение. Специальный механизм, созданный гением Леонардо, поднимает священника к апсиде с дарохранительницей, позволяя достать бесценный атрибут.

Небеса обетованные

Смятение чувств охватывает даже заядлого еретика. Притихший, просветленный он рискнет преодолеть еще 160 ступенек вверх, чтобы очутиться рядом с херувимами, невиданными зверями, побывать в другом измерении. С одной стороны – сияющие Альпы, с другой – шумный город, копошащиеся внизу, словно муравьи, малюсенькие человечки. Совсем близко – любимая всеми "Мадоннушка" (по-итальянски: Мадонина). 
Странно идти сквозь каменный лес витиеватыми переходами, дивными галереями, лестницами. Мифические чудища, птицы, загадочные живности вблизи поражают намного больше, чем издали, снизу. Лучшие европейские творческие деятели приложили немалые усилия, производя их, заселяя громадину, давая им новое существование – переход в бессмертие. Современность шагает рядом с минувшим, лелея, оберегая от разрушений и забвения. Сегодня у собора, когда сумерки опускаются на бренную землю, начинается светомузыкальное шоу с использованием 3D технологий. Не хватает сил уйти просто так, невозможно вырвать из памяти сердца это великолепие, грандиозность, красоту.
Сказать, что белопенное мраморное чудо – единственный христианский храм в готическом стиле, 4-ый по величине на континенте, 5-ый по помпезности, монументальности на планете – слишком мало. Лучше промолчать, непременно вернуться вновь, вбирая в себя таинство веры, впитывая мощь религии, укрепляя дух.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

Видео
Карта
Новости
В Милане откроют специализированный парк для кошек. 2016-01-28

Площадь парка составит 6 000 квадратных метров!

Читать
В Риме снова заработал знаменитый фонтан Треви 2015-11-07

После реставрации, которая длилась почти два года.

Читать
Статьи
Отели Ватикана

Узнайте об отелях на территории Ватикана!

Читать
Интересные места Рима

Описание самых интересных мест Рима

Читать
Метро Рима

Быстрый способ добраться до достопримечательностей города!

Читать
Трамваи в Риме

Самый простой способ перемещения по Вечному Городу.

Читать

Яндекс.Метрика