...

Триумфальная арка Константина в Риме

Адрес: Via dell’ Arco di Settimio, Rome.
Как добраться: ст. метро "Colosseo".
Находится рядом с Колизеем.

Белопенное цветение садов, жужжание пчел, пьянящий аромат, порхание бабочек, завораживающие трели соловья – неоспоримый, совершенный, окончательный триумф весны над последней зимней слякотью, запоздалым морозом, прорывающимся сквозь серое небо снегом. Триумф пробуждающейся жизни над смертью – пик красоты природы.

Во славу победителям

Триумфальная арка Константина в РимеПочему же люди забывают, что вершиной жизни на земле есть продолжение рода, рождение нового человека в любви и радости? Зачем же кичатся победой над слабыми? Украшают землю не садами, цветами, лесами, а могилами, курганами, пирамидами, триумфальными арками: Москва, Париж, Нью-Дели, Нарва, Берлин и, конечно же, Вечный город. Арки Тита, Септимо Северо, Константина Великого.

Во славу себе любимому, на память потомкам, для посрамления и унижения врагов, менее могущественных, строили цезари величественные, поражающие воображение сооружения, где проходили победители, гордые и неприступные. Ржали кони под тяжестью латников, звенели копья, воинственно ударявшиеся в щиты, раздавался унылый лязг кандалов плененных.

Триумфальная арка Константина в РимеОдним из самых грандиозных сооружений, возведенных в начале IV века и дошедших до нашего времени практически не разрушенным, является Триумфальная арка императора Константина. Она помпезно возвышается на 21 м. в высоту, почти 26 м. в ширину и более 7 м. в глубину на самой древней дороге – “Via Triumphalis”. Именно по ней возвращались древнеримские воины, победоносно потрясая щитами. Встречавший народ стоял с обеих сторон, бросая под ноги коням цветы, величая цезаря.

Имя, прославленное в веках

Триумфальная арка Константина в РимеВеликий воин одолел своих противников, которые страшной ненавистью пылали к правителю Галлии за то, что он лояльно относился к христианам: не убивал их, не разрушал храмы, не изгонял из родных мест. Разрешал проповедовать и сам прислушивался к их речам.

Из глубины веков дошло воспоминание Евсея Кесарийского о чуде, которое помогло молодому незаурядному человеку, воителю, желавшему объединить империю, победить вражеские силы.

В 312 г. войска остановились на отдых у Мильвийского моста после опасного перехода через засыпанные снегом Альпы. Армия Максенция во много раз превышала воинство храброго полководца. Тогда он, воспитанный матерью в почтении к христианству, единому Богу, стал горячо молиться, прося о проявлении милости, каком-либо знамении.

А когда солнце склонилось к закату, объятые ужасом ратники и будущий властелин узрели знамение: солнечный диск пересекли лучи света, образуя крест, и проступила в небесах надпись: “Сим побеждай!” Не мог растерянный Константин найти объяснения чуду, страх и паника охватили воинов. А ночью к нему явился Христос: велел сотворить знамя в виде креста, идти с ним на Рим – оплот языческих идолов, восстановить истинную веру во всей империи. Сражение завершилось триумфом 30-летнего полководца. Гордо проследовал он до Палатинского холма и воссел на императорский трон.

Памятник победителю

Триумфальная арка Константина в РимеНа деньги сената и народа в честь славной победы началось строительство трехпролетной арки в 312 г., завершившееся довольно скоро – летом 315 г. Сооружение, во многом отличавшееся от других, ему подобных, собрано, как пазлы, из различных фрагментов других памятников. Одни рельефы имеют отношение к эпохе Адриана, на них лишь поменяли головы Адриана на головы Константина и его отца Констанция Хлора. Другие были взяты в форуме Траяна из базилики Ульпия, третьи – времен правления Марка Аврелия.

Что же произошло: не хватало денег для возведения нового уникального творения, поджимали сроки или хотелось показать цесаря добрым, справедливым, щедрым рядом с другими “добрыми” его предшественниками? Эта тайна до сих пор не разгадана. Однако, “пазлы” были собраны, картинка проявилась и привела в восторг жителей, и не устает поражать ныне живущих.

Это своеобразный, ни с чем не сравнимый музей на дороге, открытый всем ветрам и выхлопным газам, от которых так страдает удивительной красоты желтый нумидийский мрамор. Неспешно обходя трехпролетное чудо – последний памятник античного Рима, можно ознакомиться с историческими событиями тех времен, изучить застывшие в камне ритуалы, увидеть богов, постараться прикоснуться к вечному, отойдя от суетного мира.

История, застывшая в камне

Триумфальная арка Константина в РимеВосемь мраморных колонн украшают фронтоны, на цоколях – крылатая богиня победы Виктория. Расправив крылья, подняв высоко меч, замерла над побежденными варварами, на лицах которых застыл ужас пред гневом божества и победителя. История похода полностью отображена в рельефах над малыми пролетами. Если идти с запада на север вокруг конструкции, можно прочесть в камне всю историю похода полководца: сбор войск, выход из Милана, осаду Вероны, битву у Мильвийского моста, вхождение в столицу и, наконец, торжественную речь императора перед подданными в Римском форуме, раздачу денег и подарков. Цезарь изображен намного крупнее окружающих его фигур. Этим подчеркивается строгая иерархия: величие правителя и малость простого люда.

Колонны увенчаны статуями даков (поход Траяна). Искусно выполненные, они стоят с опущенными вниз мечами, склоненными головами, словно хотят передать историю порабощенного, но не побежденного небольшого племени, затерянного на Балканах. Их царь, Децебал, не желая сдаваться в плен, раненный, истекающий кровью, заколол себя и умер с улыбкой на устах. И то ли боль, то ли сожаление застыло на лицах варваров, обрамленных курчавыми бородами, длинными волосами. Между ними, застывшими в камне в ожидании приговора, на центральном аттике выбита надпись, гласящая о победе и величии Константина.

Восемь медальонов, относящихся ко времени правления Адриана, располагаются по четыре с каждой широкой стороны. Здесь сцены охоты, жертвоприношения и божества древних – Солнце и Луна на колесницах. Рядом находится полуразрушенный Колизей, а она стоит – удивительный памятник Вечного города. Он стал разделительной вехой между языческой и христианской религией. Уже близилось то время, когда император, получивший от народа прозвище Великий, утвердит христианство государственной религией империи. Примет крещение, оденет белые одежды – символ непорочности, чистоты и отойдет с миром в чине равноапостольного в день святой Пасхи. “Сим побеждай!”

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий