...

Национальный археологический музей Рима

Национальный археологический музей Рима и его филиалы

Вглядываясь в туманное зеркало, зыбкую дымку, мерцающую в блеске свечи, хотим узнать, какое оно, будущее, что ждет за гранью неведомого. И слышим невнятный ответ: “Без прошлого грядущего нет”. 

В который раз возвращаемся к дням минувшим, роемся в музейной пыли, собираем по крохам забытые знания, чтобы не ошибиться, не споткнуться, не набить шишек впредь. Артефакты собраны в каждом городе, стране, но самые древние, манящие и будоражащие воображение, безусловно, в Италии. Рим – это место, где прошлое дышит, город, где мифы в камне живут, боги и ныне жертву приемлют: сердце изранят и в плен заберут.

Национальный музей Рима основали в конце XIX в. Начальной экспозицией стала коллекция антиквара Афанасио Кирхеу. Со временем артефактов находили все больше и больше: при строительстве дорог, зданий столицы. Было решено расширить музей, сегодня – это 4 исторические постройки в разных уголках Вечного града, радушно принимающие посетителей из разных стран.

Палаццо Мессимо

Адрес: Largo di Villa Peretti, 1.

Выйдя из поезда на платформу главного вокзала Рима, можно сразу же попасть во дворец Мессимо, некогда называвшийся Виллой Ливии или очень просто – “У белых кур”.

Давным-давно на колени жены императора Августа, Ливии, вдруг упала белоснежная курица, держащая в клюве веточку лавра. Орел, выпустивший добычу, долго клекотал в небе, паря над женщиной. Жертва была спасена, лавр, как знамение свыше, посажен в саду. Пройдет время, разрастутся лавровые кусты, станут рощей, а их вечнозеленые листья увенчают головы императоров.

Национальный археологический музей РимаДо сих пор не все еще найдено археологами, а извлеченное из недр земли заняло достойное место. В пиршественной зале (триклинии) собраны фрески, изумляющие посетителей. Высотой более 2 м. и почти 12 м. в длину они восхищают яркостью и достоверностью. Присев на мягкую скамью, можно ощутить себя патрицием в апельсиновой роще, рядом – цветущий олеандр, стройные кипарисы, могучие кедры, плодоносящие гранаты. Более 30 видов птиц выложено мастерами, а кусты из роз и хризантем хвастаются своей привлекательностью.

Национальный археологический музей РимаГлядя на античную мозаику, изображающую крокодилов и бегемотов у водоема (египетская коллекция), делается жутко от их раскрытых зубастых пастей. Оригинальные росписи создают эффект присутствия в экзотическом саду. Фрески из виллы Юлии, жены Агриппы, затейливые орнаменты из рыб, цветов и листьев поражают.

Дворец возведен в стиле XVI в. архитектором Камило Пиструччи. Его окружает дивный сад: лавровые, кипарисовые аллеи ведут на открытые террасы, в роскошные залы. Встречает статуя Афродиты, целомудренно прикрывающая интимные места, работы Праксителя (I в. до н. э.). А вот присела на корточки Венера (III в. до н. э.). Это самая первая бронзовая копия богини.

На неширокую постель прилег отдохнуть сын Гермеса и Афродиты – “Спящий Гермафродит”. Бернини решил поместить найденное в винограднике божество на кушетку из мрамора, подложить под голову подушку. Отвернувшись от любопытных взглядов, напряженное даже во сне дитя порока прячет свои изъяны.

Скульптура “Дискобол”, вернее мраморная копия бронзовой фигуры Мирона, напоминает об Олимпийских играх, о любви римлян к спорту.

Палаццо Альтемпс

Национальный археологический музей РимаАдрес: Piazza di Sant’Apollinare, 44.

Мраморный порт на Тибре… Какому современному архитектору взбредет в голову проектировать сооружение из такого дорогостоящего материала? А в античные времена могли позволить себе подобную роскошь. На его месте под руководством Мартино Лонги в 1570 г. построили дворец для Ситтикуса Альтемпса, кардинала из Австрии. С1997 г. это главное здание музея.

Экспонаты, выставленные здесь, считаются самым богатым и лучшим во всей Италии собранием. Людовик Людовизи, впоследствии Папа Римский Григорий XV, был страстным коллекционером. Шедевры, им собранные, стали украшением экспозиции. «Арес Людовизи» – это мраморная статуя юного бога войны. Устав от своих ежедневных дел, он присел, опершись на правую ногу (восстановленную Бернини), а левую поставил на шлем. Устремив взгляд на землю, опустив меч, с грустью изучает последствия своих деяний. Арес даже не замечает Амура, играющего с его щитом. Но стрела из колчана еще не выпущена. Он прячется за доспехами молодого бога. Предметом особого восхищения посетителей всегда было и остается это изваяние. Ни страха, ни боли, ни отчаяния – только грусть…

Особняком стоит скульптура “Самоубийство Галла” (ее создали по приказу Ю. Цезаря), но не восторг вызывает композиция – сожаление: красивый атлетически сложенный воин пронзает себя мечом. Национальный археологический музей РимаУмирает, но не сдается на милость цесаря.

Радуют глаз портреты античных красавиц: Клавдии – матери Цезаря, Катерины Сфорцо. Поговаривали, что великий Леонардо писал “Джоконду” именно со Сфорцо. “Тигрицей Романьи” называли ее в народе. Уцелела фреска, на которой изображена юная Катерина, сочетающаяся браком с Джироломо Риари. Взбунтовавшийся народ выбросил супруга из окна спальни.

А второго мужа, Джакомо Фео, зарезали у нее на глазах, наблюдая за ее реакцией. Ни единый мускул не дрогнул на лице “тигрицы”, жестоко отомстившей убийцам. Квартал, где они жили, был окружен. По приказу госпожи всех мужчин, женщин и детей умертвили, а она гордо восседала на коне, наблюдая предсмертную агонию обреченных.

Здесь находится и золотой трон Людовизи – поистине уникальное произведение эпохи Возрождения. Мраморная доска, изображающая рождение Венеры: богиня выходит из вод, опираясь на руки прислуживающих нимф, открывая присутствующим грацию и совершенство женского тела – идеал красоты.

Портреты кисти Гверчино, работы Бернини, Караваджо волнуют душу. Мы пытаемся скрыть тело, спрятать под модной одеждой, приукрасить себя косметикой, а великие гуманисты доказывают обратное: вершина творения Господа – человек, и его нагота достойна восхищения.

Крипта Бальби

Национальный археологический музей РимаАдрес: Via delle Botteghe Oscure,31.

В Древнем Риме крипта – это подземное или полуподземное помещение, имеющее сводчатый потолок. Крипта Бальбы найдена в результате раскопок в 1981 г. Удалось очистить от праха времени театр Луция Корнеела Младшего, знаменитого полководца, и часть дворца с массивными колоннами.

Уникальная нумизматическая коллекция, выставка ювелирных изделий – воистину жемчужина экспозиции. Ослепляет блеск сапфиров, изумрудов, рубинов, везде золото и тонкая работа мастеров. Отдельные комнаты наполнены фресками, мозаиками, изделиями из слоновой кости и стекла.

Демонстрируется поэтапная реконструкция города – от Средневековья до наших дней. Везде статуи и бюсты II – IVвеков. до н. э.: горожане, патриции, воины, мифические герои. Женские головки, увенчанные замысловатыми прическами, мужественные латники, горожане, а чуть поодаль – голова Медузы. Римский календарь в мраморе и богатый саркофаг – все переполняет эмоции. Невозможно переоценить совершенство созданных шедевров. В одной из комнат собраны декорации и костюмы к фильму-сказке Г. Х. Андерсена “Элиза и 12 братьев-лебедей”. Попав сюда, долго не хочется уходить, но на город опускается вечер, и музей закрывается.

Термы Диоклетиана

Национальный археологический музей РимаАдрес: Via Enrico de Nicola, 78/44.

Недалеко от площади Республики располагается последний из отделов Национального музея Рима. В 298 г. начали строительство столь любимых римлянами бань, где были залы для общения, занятий спортом, огромная библиотека. Умели же отдыхать горожане столицы! Купальни построены удивительно разумно: имели теплый пол за счет подземных коммуникаций, различных проходов и колодцев. Рабы без устали топили печи, нагревая воду и воздух, находясь под землей. (Вот откуда сегодня – теплые полы в ванных комнатах!)

Входишь на территорию и сразу же попадаешь в тенистый сад с фонтанами и павильонами. Среди яркой зелени и аромата цветов естественно выглядят мифические единороги, боевые слоны. Везде расположены фрагменты статуй, до 10 тыс. эпиграфов. Чуть в сторонке, в обворожительном восьмиугольном павильоне – четыре полукруглые ниши, а в них – чудеса литья и ваяния: мраморная Афродита из Кирены, Венера, выходящая из воды.

Но неизгладимое впечатление остается от бронзовой статуи “Кулачного бойца” (I в. до н. э.). Он сидит, сложив на коленях руки, очевидно, после боя. Мышцы напряжены, чувствуется усталость и боль. Для большего эффекта автор сделал по бронзе вкрапления меди в местах, отмеченных ссадинами, ранами, кровью.

Национальный музей Рима входит, впитывается в душу надолго. Для думающего человека, любящего красоту, черпающего в старине силу предков, стоит вспомнить слова Ф. Стендаля, говорившего, что каждый, желающий познать прекрасное, должен ежедневно ходить в музей. До свидания, Вечный город!

Путеводитель по Риму на нашем сайте.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

 

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий