...

Богоявленско-Анастасиин монастырь

Адрес: 156000, г. Кострома, ул. Симановского (Богоявленская), д.26.
Как добраться: автобус №2, остановка “Богоявленско-Анастасиин монастырь”; троллейбусы №2 и №7, до остановки “ул. Пятницкая”.

История основания Богоявленско-Анастасиин монастырь

Богоявленско-Анастасиин монастырь

В былые времена на костромской земле было известно много монастырей. Сегодня один из основных, дошедших до наших времен, – это Богоявленско-Анастасиин. История его сохраняет память о трех старинных обителях – Богоявленской, Анастасииной и Крестовоздвиженской.

Особую значимость имеет Богоявленский мужской монастырь, который был обустроен в 1426 г. стараниями ученика Преподобного Сергия Радонежского, одновременно бывшего ему родственником, – Преподобным Никитой.

Все постройки были изначально из дерева, в том числе церковь, освященная в честь Богоявления. В ней основатель и был впоследствии погребен.

Первой каменной постройкой здесь стала новая пятиглавая церковь Богоявления, возведенная в конце 50-х – середине 60-х гг. XVI в. с благословения митрополита Московского, святителя Макария.

Богоявленско-Анастасиин монастырь

Главным инициатором строительства выступил игумен Исайя (Шапошников). Она, как и большинство других подобных сооружений, создавалась на пожертвования, куда значительную лепту внес Владимир Андреевич Старицкий, приходившийся двоюродным братом государю Ивану Грозному.

С его именем связана одна из трагических страниц жизни монастырской братии. В 1569 г. князь вместе с дружиной направлялся на защиту Астрахани и останавливался в обители. Жители Костромы и монахи с игуменом с почетом встретили его, что стало причиной оговора Владимира Старицкого перед царем.

В том же году по приказанию государя князь был убит, а в 1570 г. казнили многих богоявленских монахов вкупе с игуменом Исаией. Последний был погребен в подклете храма во имя Богоявления.

Тяжелые испытания пережил этот оплот монашеской жизни и в Смутное время. Перед окончанием 1608 г. он был осажден польскими войсками, руководимыми Лисовским. 30 декабря они прорвались за монастырские стены. При погромах и грабежах, учиненных ими, убиты были 13 иноков, почитаемых теперь как местночтимые святые, и 38 крестьян.

Богоявленско-Анастасиин монастырь

XVII столетие стало эпохой расцвета, когда развернулись обширные работы по строительству из камня. Были выстроены храмы – посвященный Иоанну Богослову и в память трех святителей (позже – Сретенский).

Собор Богоявления дополнили Никольским приделом. На освященной земле возвели колокольню и храм в честь преподобного Сергия Радонежского.

В 40-х гг. XVII столетия территория была обнесена каменными стенами с шестью башнями, превратившись в настоящую крепость. К сожалению, большая часть этого великолепного архитектурного ансамбля до нашего времени не сохранилась.

В 1667 – 1672 гг. храм в честь Богоявления был украшен стенной росписью, которую выполнили артели под руководством известных мастеров – Гурия Никитина и Силы Савина.

Примерно в это же время исполнена Смоленская икона-фреска Пресвятой Богородицы, расположенная в юго-западной башне, переделанной позже в небольшую часовню.

Богоявленско-Анастасиин монастырь

Это изображение, которое впоследствии прославилось чудотворениями, удивительным образом сохранялось при неоднократных пожарах, которые наносили большой вред.

В XVIII в., с началом правления Петра I, положение религиозной святыни значительно ухудшилось. Из строений, возведенных в этот период, можно назвать лишь Никольскую церковь с приделом во имя Архистратига Михаила.

Костромичи называли одноглавый храм Салтыковским, так как исполнен он был на пожертвования Е.М. Салтыковой, овдовевшей жены генерал-майора М.П. Салтыкова, над местом его захоронения. Очередной разрушительный пожар, произошедший в Костроме в сентябрьские дни 1847 г., уничтожил значительную часть монастырских строений, и долго еще они оставались в запустении.

Монастырь официально закрыли в 1848 г., многие сооружения здесь были разобраны. Даже главному Богоявленскому храму грозила та же участь, но местные жители сумели отстоять святыню. В 1863 г. по решению Святейшего Синода Богоявленская обитель обрела свое второе рождение, но теперь она стала женской, поскольку здесь поселились монахини Анастасииной Крестовоздвиженской обители.

Большую роль в возрождении монастыря, теперь уже с двойным названием – Богоявленско-Анастасиин, сыграла его первая игумения Мария (Давыдова). Ее стараниями были восстановлены многие прежние постройки и сделаны новые. Храм Богоявления приобрел обновленный оригинальный облик.

Богоявленско-Анастасиин монастырь

Он с трех сторон был обнесен строениями другого храма из кирпича красного цвета. Прежняя белоснежная церковь теперь стала алтарной частью Богоявленско-Анастасиина собора.

К ХХ столетию монастырь являлся не только религиозным оплотом, но и играл большую роль в общественной жизни. Здесь были курсы по обучению сестер милосердия, училище для девушек из небогатых семейств, больница для крестьян, впервые открытая в российском государстве.

Богоявленско-Анастасиин монастырь в современной истории

С приходом советской власти монастырь упразднили. Основной храм оставался действующим до 1924 г., а позже сюда поместили губернский архив. Большинство зданий и мощные стены были разобраны, оставшиеся постройки и новые, возведенные на этой территории, отдали под жилые квартиры.

Решение о возрождении обители было принято летом 1990 г., несмотря на протесты тех, кто хотел в здании Богоявленско-Анастасиина собора, сильно пострадавшего от пожара 1982 г., устроить зал органной музыки.

В 1991 г. собор стал кафедральным, и сюда из Воскресенской церкви на Дебре был перенесен особо почитаемый чудотворный Феодоровский образ Пресвятой Богородицы.

Икона эта, по преданию созданная евангелистом Лукой, появилась на русской земле в XII в. Ею был благословлен брак Александра Невского с полоцкой княгиней Параскевой (образ мученицы Параскевы расположен на обратной стороне иконы). Хранилась святыня в Городце, но бесследно исчезла во время татарского нападения.

Богоявленско-Анастасиин монастырь

В 1239 г. князь Василий Ярославович во время охоты в местных лесах увидел святой образ висящим на дереве. Просто снять икону не удалось, она поднялась в воздух, как только к ней приблизились.

После молебна, отслуженного священниками в присутствии жителей окрестных мест, образ был перенесен в Успенский храм, а на месте его обретения князь выстроил церковь Спаса на Запрудне.

Название Феодоровская было дано иконописному изображению потому, что перед его чудесным обретением в Костроме случилось видение воина, походившего на великомученика Феодора Стратилата.

Сегодня на территории возрожденной обители размещаются управление епархии Костромской области и семинария, богадельня в честь святой Марии Магдалены и приют, где живут девочки, оставшиеся без родителей, во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Богоявленско-Анастасиин монастырь

Несчетное число паломников и туристов приезжают в эти места, чтобы поклониться великим реликвиям – Феодоровскому образу Божией Матери, которому молятся о семейном благополучии и рождении детей, и Смоленской-Костромской фресковой иконе Пресвятой Богородицы.

Татьяна Матыцына специально для lions-guides.ru

 

Видео

 

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий