...

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Среди сооружений Троице-Сергиевой Лавры особенно выделяется белокаменная колокольня. Появилась она взамен обветшавшей деревянной в середине XVIII века. Строение по тем временам – очень неординарное, ведь такую высоту каменного сооружения архитекторы еще долго не пытались повторить или преувеличить.

История Колокольни Троице-Сергиевой Лавры

В XVII веке на территории Троицкого монастыря произошли внешние изменения: она была дополнена несколькими новыми строениями. В 1738 году по приказу Святейшего Синода, находившегося в Петербурге, начались работы по разбору старой колокольни, которая была настолько обветшалой, что представляла опасность для монастырских жителей.

После этого был разработан новый план Троицкого монастыря. Над ним работал архитектор Мичурин И.Ф., известный своими проектами застройки Москвы.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Казалось бы, ничто не могло помешать началу строительства новой звонницы. Однако, разгорелись жаркие споры. Мичурин убедил руководство монастыря в том, что нельзя строить новую колокольню на месте прежней, т.к. она не должна закрывать главный собор.

Архитектор выбрал более подходящее место для строительства – с северной стороны площади. Власти монастыря сочли мнение опытного архитектора правильным, но своего одобрения не дала императрица Анна Иоанновна. Вопрос оставался открытым до ее смерти. Новая правительница Анна Леопольдовна сразу издала приказ о начале возведения звонницы Троицкого монастыря там, где посчитал верным Мичурин.

В 1740 году началось строительство под руководством И.Ф. Мичурина и И. Жукова. Первые два яруса возводили в течение 7 лет. Такой долгий срок был обусловлен необходимостью “оседания фундамента” сооружения для устранения риска повреждения.

В 1747 году руководить строительством стал московский архитектор Д.В. Ухтомский, т.к. Мичурина отозвали на другой объект. В 1753 году монастырь посетила императрица Елизавета Петровна, которой был представлен новый план дальнейшего возведения звонницы.

Ухтомский предложил сделать ее самым высоким сооружением – выполнить не два яруса, а четыре, возвышающихся на двухэтажном постаменте.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Проект был одобрен и к 1770 году на территории монастыря возвышалась 88-метровая колокольня. На постамент в виде двухэтажного яруса поставили четыре яруса, каждый следующий меньше по размерам, чем предыдущий. Необычный золоченый купол с коронами удивительно гармонично сочетается с белоснежным цветом стен.

Параллельно с завершающими работами по строительству звонницы пришлось выполнить возвышение купольных барабанов Успенского собора, чтобы не потерять целостного вида строений на территории монастыря.

Последние 15 лет выполнялись работы по художественной обработке здания. А через 15 лет после завершения стройки были внесены некоторые изменения. В частности, закрыли два входа, оставив два из четырех. А еще позднее – покрыли железной кровлей открытое пространство первого яруса.

Колокольня стала замечательным творением архитекторов и строителей, еще сильнее увеличивая ценность Троице-Сергиева монастыря (а к окончанию строительства – Лавры) в развитии русской православной церкви.

Колокола

Колокольня неслучайно была сооружена такой высокой. Звон, раздающийся с высоты, слышен за много верст, ведь звучному шуму ничего не преграждает путь. Созвучие колоколов Лавры с самого начала славилось своим уникальным звоном. В начале ХХ века суммарно на всех ярусах колокольни находились 42 колокола, из них в полной мере действовали 25. Сегодня сохранились всего 17. Судьба остальных сложилась по-разному.

Самый древний из сохранившихся на третьем ярусе звонницы был изготовлен в далеком 1420 году. Его вес составил 20 пудов. Называют его “Чудотворцев”. Отлитые колокола того времени не имели излишнего декора. Для них характерны широкие юбки и 2-3 ряда вкладного текста.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

На рубеже XVI XVII веков на звоннице появились еще два колокола известного мастера литейного дела Андрея Чохова. Первый имел вес 625 пудов, называли его “Лебедь”, второй – почти 2000 пудов веса с названием “Годунов”. Оба отлиты по указу Бориса Годунова, который и профинансировал проект. Декор их предельно прост – несколько строк вкладного текста и травяной орнамент. “Годунов” дополнен узором в виде трилистника. Именно таким украшены почти все работы мастера Чохова.

В XVII веке в Лавре открылся литейный амбар, где и отливали колокола местные мастера. Единственный сохранившийся колокол был изготовлен иноком Игнатием. Внешне он очень скромен, лишен изысканного декора.

В литейной мастерской Лавры были отлиты несколько знаменитых колоколов. Основная их масса, к сожалению, не сохранились до наших дней.

“Корноухий” был изготовлен в 1693 году мастером Федором Моториным. Такое название он получил потому, что его уши были выполнены не из меди, как у других колоколов, а из железа. Вес составлял 1275 пудов.

“Царь-колокол” – самый большой в стране, имел вес 4065 пудов (по достоверным данным – 4000 пудов). Его язык весил около 90 пудов. Изготовили его неподалеку от Лавры в специально созданном заводе с литейной ямой в 1748 году. Работы продолжались долгие 4 года. В качестве материала был использован предыдущий главный благовестник, который изготовлен в конце XVII века и, прослужив около 30 лет, был испорчен.

Поврежденный колокол весил чуть больше 3550 пудов. Изготовленный огромный царь-колокол удалось водрузить на звонницу лишь в 1759 году. Существуют сведения, согласно которым “Царь-колокол” участвовал в колокольном перезвоне лишь по большим православным праздникам.

В 1780 году на четвертом ярусе появился еще один уникальный колокол. Название “Переспор” он получил не случайно: его звон отличался от других, перебивая их. Отливали его в Москве под руководством мастера Михаила Крючкова. Используя материал двух поврежденных колоколов – “Барана” и “Голодая”. Вес “Переспора” – чуть больше 315 пудов. Сегодня – это один из немногих благовестников, сохранившихся на своем месте. Его соединили с часовым механизмом Лавры.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

К сожалению, годы советской власти нанесли колоссальный ущерб: осенью 1929 года поступило распоряжение о том, что необходимо снять с колокольни 6 колоколов, в том числе “Годуновский”, “Царь-колокол”, “Корноухий”. Через несколько месяцев трагедии было суждено произойти. За тем, как беспощадно сбрасывали колокола с колокольни, следили многие. Это были не простые зеваки, а люди, понимающие весь ужас происходящего и искренне сопереживающие огромному горю. По свидетельствам очевидцев, колокола вели себя, как живые.

Царь-колокол, не чувствуя подвоха, довольно быстро “сел” на рельсы и покатился вниз. С огромной скоростью он врезался в землю и практически наполовину скрылся. “Корноухий” долго сопротивлялся – сначала его не могли подцепить, затем сломался домкрат, порвался канат. С огромным трудом удалось его водрузить на рельсы. Скатившись по ним, колокол разбился на мелкие осколки.

Особенно люди, ставшие свидетелями расправы, переживали гибель “Годунова”. Многие отмечали, что это был акт публичной казни, как будто действия палачей были направлены на убийство одушевленной личности. С болью в сердце народ принял действия Советской власти.

Особенно удручало то, что никаких объяснений в целесообразности содеянного не мог дать никто. Были уничтожены уникальные во всех смыслах реликвии, подобия которым не было и никогда не будет.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

На рубеже XX-XXI веков колокольню отреставрировали и специально для нее изготовили 3 новых благовеста. “Первенец” (вес 27 тонн) и “Благовестник” (вес 35,5 тонн) украсили один из ярусов звонницы в 2002 году. А через год был отлит новый “Царь-колокол” с гигантским весом в 72 тонны. Он действительно стал Царским, ведь сегодня – это самый большой действующий колокол во всей православной среде.

На протяжении всей человеческой истории колокольный звон был символом счастья, прекрасного будущего. Все колокола не только несут благую весть, они имеют свой характер, свою судьбу. Не случайно издавна каждому присваивали имя, олицетворяя с живым существом.

Колокольный звон разносится далеко за пределы Троице-Сергиевой Лавры, извещая о важных событиях и приглашая паломников, туристов, верующих людей посетить это чудесное место. И люди, словно завороженные прекрасной музыкой, спешат посетить святые места, ожидая чуда и свершения всех благих намерений.

Видео

 

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий