Новодевичий монастырь в Москве

Aдpec: г.Mocквa, Hoвoдeвичий пpoeзд, дoм 1.
Как доехать: м. Cпopтивнaя, автобус 64, 132, троллейбус 5, 15. Или oкoлo 10 минyт пeшкoм - сначала идти по улице Савельева, потом пересечь сквер, затем по Учебному переулку выйти прямо к обители. 
Время посещения: 
- вход на территорию с 10:00 до 17:00 ежедневно. Вход свободный.
- музеи работают с 10:00 до 16:30 ежедневно, вторник - выходной день, первый понедельник каждого месяца санитарный день. Вход платный: 300 р. - взрослый билет,  100 р. - льготный (школьники, пенсионеры).

Москва по концентрации духовных ценностей и памятников архитектуры ничем не уступает ведущим европейским городам, а может даже и в чем-то превосходит. Во-первых, не нужно визы, чтобы посетить этот замечательный город – столицу Российской Федерации с многомиллионным населением и вековым наследием современности в виде архитектурных сооружений, построенных много веков тому назад. Во-вторых, только будучи в Москве можно по-настоящему понять, насколько красивой может быть архитектура XVI-XVII веков, сохранившаяся и дошедшая до наших дней и нашедшая отражение в церквях, соборах, монастырях и других не менее важных сооружениях. В экскурсионной программе по Москве обязательно должен присутствовать Новодевичий монастырь, один из самых старейших и красивейших действующих женских монастырей. 

История создания

Обет Василия III – начало пути строительства монастыря

Князь Василий Темный совместно с князем Казимиром заключили соглашение, согласно которому Москва отказывалась от владения смоленскими землями и Смоленском. Договор был заключен в 1449 году, но уже при властвовании Василия Третьего во время русско-литовской войны были совершены попытки присоединить Смоленск к Москве. Так как в это время город находился под управлением литовцев. Именно тогда в 1514 году Василий Третий дал обещание, что если присоединит к Москве Смоленск, возведет он в честь этого важного для него события женский монастырь. Взятие Смоленска началось 29 июля 1514 года, Литовский гарнизон не устоял перед напором русских солдат и уже 31 июля жители города давали присягу князю Московскому. Первого августа Великий князь приехал в Смоленск, где в честь этого события была вынесена чудотворная Смоленская икона. 
Свое обещание великий князь сдержал и уже 13 мая 1524 года был возведен Новодевичий Монастырь во главе с соборным храмом в ознаменование Смоленской иконы. Место для строительства было выбрано знаковое – на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, где в свое время москвичи возвращали в 1456 году икону Смоленску. Для строительства князем было выделено 3000 рублей, также обитель в будущем полностью освобождалась от поборов и податей в государственную казну. В 1525 году был организован целый крестный ход в честь переноса Смоленской чудотворной иконы из Кремля в монастырь. 
Сегодня однозначно сказать, что стало причиной строительства монастыря, сложно. По одной из версий - после отвоевания Смоленска у литвинов князь Василий исполнил данный ранее обет, что в случае взятия города, он возведет в честь этого события в Москве Монастырь. Однако есть и еще одна версия, согласно которой монастырь был построен как пристанище для жены князя Василия – Соломонии, с которым та расторгнула брак. Бракоразводный процесс, к слову, пришелся аккурат на период начала строительства монастыря. 
Сложно ответить, почему монастырь назвали Новодевичьим. По одной версии – у первой настоятельницы монастыря была фамилия Девочкина, по второй версии – обитель предназначалась исключительно для девиц, третья версия – в месте будущего строительства во времена правления Золотой Орды шел регулярный отбор самых красивых и титулованных девушек для главенствующих особ в качестве дани от Руси.
Первая версия - обитель была построена в ознаменование взятия Смоленска и названа в честь главной святыни города иконы Божией Матери "Одигитрия" - самая правдоподобная. Но исключать другие тоже не стоит. После возведения монастыря здесь часто можно было увидеть царских особ: дочери великих людей проходили в обители процедуру пострига, а Иван Грозный поселил здесь свою невестку – вдову старшего сына Ивана, а также вдову младшего брата. В свое время в Новодевичьем монастыре проживали Борис Годунов со своей сестрой – царицей Ириной Годуновой, которая переехала жить в обитель сразу же после смерти своего мужа. Некоторое время монастырь был своеобразной резиденцией царицы, где она отдавала приказы, подписывала грамоты, принимала бояр, иными словами выполняла царскую работу. Многие представительницы женского рода боярских, княжеских семей были послушницами монастыря. Правда, не все они приходили в это духовное место по своей воле. К примеру, сестра Петра Первого – сестра Софья - прошла процедуру пострига в монахини насильно. Брат принял такое решение в отношении сестры после прошедшего Стрелецкого восстания. Чуть позже в монастырь насильно были сосланы и остальные сестры Софьи. К слову, показательная казнь в отношении стрельцов проходила прямо у стен монастыря.  К слову, Софья активно участвовала впоследствии в строительстве и финансировании основных зданий духовной обители. На деньги царевны были возведены Успенская церковь, трапезная, церковь Преображения Господня и церковь Покрова Богородицы. 
Через два года после заточения Софьи была построена колокольня в стилистике московского барокко, которую многие называли и считали одной из самых красивых и выдающихся колоколен во всей Москве. 
Немалоизвестной монахиней была и Евдокия Лопухина -  супруга Петра Первого, которую насильно постригли в монахини и сослали в Суздаль в женский монастырь в 1698 году и только через двадцать девять лет она вернулась в Москву в Новодевичий Монастырь по разрешению своего внука Петра Второго. Палаты, где жила Евдокия Лопухина после ее смерти стали называться Лопухинским корпусом. Евдокии вернули звание царицы специально изданным указом и назначили годовое содержание в 4500 рублей, позже Петр Второй распорядился увеличить ей содержание и выплачивать в год около шестидесяти тысяч рублей. Умерла Евдокия Лопухина в 1731 году и была захоронена с южной стороны Смоленского собора. Там же захоронены царевна Софья и ее родная сестра – Екатерина. Пристанищем для представительниц царской семьи и местом их заточения монастырь служил практически двести лет.
Название "новодевичий" появилось не с проста. В момент появления обители на территории сегодняшней Москвы уже действовал Зачатьевский монастырь, который в те времена именовался Стародевичьим. Поэтому, с названием нового монастыря решили не мудрить и назвать Новодевичьим. 
Практически все строения датируются XVI-XVII веками. Изменений с момента возведения и до наших дней практически никаких внесено в архитектуру не было. Сохранность монастыря и построек, ему принадлежащих – исключительна, что было оценено международными ассоциациями и внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Самый богатый монастырь XVII века в России!

В XVII веке обитель считалась одной из самых богатых в России - на постриг приходили достаточно знатные по тем временам представительницы царских семей, вносящие в качестве пожертвований драгоценности, серебряные монеты, жемчуг и другие дорогостоящие вещи. Война 1812 года не сказалась на монастыре, который полностью сохранился во время наступлений наполеоновской армии. За сохранность обители рьяно боролись жившие в ней монахини. Предание гласит: Наполеон, отступая, установил в монастыре пороховые бочки и поджег фитили, однако женщины вовремя сумели затушить фитили и воспрепятствовать взрыву и уже начинающемуся пожару. Обитель действующая, поэтому посетить ее может каждый желающий. С 2010 года в монастыре работает церковный музей, а также располагается резиденция митрополита Ювеналия – митрополита Коломенского и Крутицкого, управляющего Московской областной иепархией с 1977 года. 

Икона Богородицы "Одигитрия" - как переходящий символ веры, надежды, силы

В переводе с греческого языка " Одигитрия" означает – наставница, путеводительница. Именно так назывался образ Божией Матери, написанный в древние времена Лукой и хранившийся долгое время в греческом храме Одигон. 
Впервые в Россию икону Богородицы привезла в XI веке царевна Анна - дочь византийского императора Константина Девятого. Именно этой иконой отец благословил девушку, вступающую в брак с князем Всеволодом Ярославичем. Впоследствии святыня стала переходить из поколения в поколение и служить оберегом для русских князей. Нередко икону отождествляли с символом преемственности поколений, родственной близости Руси и Константинополя. 
В XII веке Владимиром Мономахом святыня была перевезена в Смоленск и размещена в построенном соборе Успения Богоматери.  Именно с тех пор было принято решение называть икону Смоленской. А сам город считался городом Пресвятой Богородицы. Именно икона, по преданию и легендам, спасла город во время нашествия Батыя (1239 год).
В Москву икону "Одигитрию" перевезли в XV веке. На сегодняшний день существует целых три мнения (легенды) по поводу того, как икона оказалась в российской столице. По преданию, она была похищена в момент ограбления и привезена в качестве презента князю московскому Василию. Вторая легенда гласит, что эту икону передал своей дочери князь Витовт, которая была женой князя Василия. По третьей версии – последний князь Смоленска, убегая из города, забрал с собой самые ценные иконы, среди которых и оказалась небезызвестная сегодня "Одигитрия".
Икона была возвращена князем Василием Вторым Темным в Смоленск после просьбы Смоленского епископа Мисаила в 1456 году. После возврата в Смоленск икону поместили в Благовещенский собор и только практически через 80 лет она была перенесена в монастырь. 

Новодевичий монастырь сегодня

Монастырь был закрыт в 1922 году и преобразован в художественный, историко-бытовой музей. Внутри помещений и покоев собрана впечатляющая коллекция икон, древнерусской живописи, тканых полотен, сохранившихся и дошедших до наших дней с шестнадцатого века. Будет интересно ознакомиться с изделиями, изготовленными из драгоценных и полудрагоценных металлов, камней в XVI-XVII веках. В музейной коллекции присутствуют документы монастыря, архивные данные, а также целая библиотека старинных книг: как рукописных, так и старопечатных. Что еще обязательно привлечет в музее, так это собрание облачений XVII-XX веков, богослужебных предметов, вкладных икон и многое другое. В Смоленском соборе до сих пор сохранилась фресковая живопись, нанесенная на стены еще в XVI веке. А великолепие и величие резного иконостаса поражает воображение даже самых требовательных к достопримечательностям туристов. 
Монастырский комплекс окружен впечатляющими по высоте и мощи крепостными стенами, на которых сооружено более десяти башен. Каждая из башен отличается своей стилистикой и архитектурными особенностями. Всего в комплекс входит более двадцати пяти объектов, каждый из которых представляет особую архитектурную ценность. Большинство объектов сохранилось до наших дней в своем первозданном виде и практически не потребовало никаких реставрационных мероприятий.

Смоленский собор 

Центральная часть монастыря построенный в 1525 году пятиглавый Соборный храм Смоленской иконы Богоматери. Внешне он практически ничем не отличается от кремлевского Успенского собора. В Смоленском соборе сохранился до наших дней пятиярусный иконостас, покрытый позолотой и удивляющий своей искусной резьбой. Иконостас был сделан мастерами из Оружейной палаты. Помимо основной реликвии – Смоленской чудотворной иконы, в соборе хранятся старинные святыни, принесенные в дар храму Борисом Годуновым, Иваном Грозным и другими царями, правящими на Руси.

Колокольня

В непосредственной близости находится Колокольня высотой в 72 метра со стенами, украшенными "кружевом", построенная еще под руководством царевны Софьи. В те времена Колокольня считалась одной из самых высоких и славилась своим невероятно красивым колокольным звоном. Колокола отлиты в разное время, но самым старым считается колокол, сделанный еще во времена правления Ивана Грозного. Всего в Колокольне предусмотрено шесть ярусов, однако проведенные в недавнем времени исследования подтвердили - согласно имеющимся пропорциям объект должен был быть семиярусным. Последний ярус не был достроен в связи со свержением царицы. 
К Колокольне примыкает два храма: Святого апостола Иоанна Богослова и преподобных Варлаама и Иоасафа. Первый храм находится прямо под колокольней, второй – занимает средний ярус звонницы.

Преображенская церковь (находится над центральными воротами)

На сегодняшний день это действующий храм, однако, не предполагает свободного доступа туристов и прихожан. Причина проста – это домовой храм митрополита Крутицкий и Коломенский. Внешне очень красивое сооружение с большими дугообразными окнами-витражами. По стилистике храм напоминает украинский барокко и отличается торжественной "внешностью".

Лопухинские палаты

Являются продолжением Преображенского храма, возведены в конце XVII века по приказу царя Алексея для его дочери – Екатерины. Названы Лопухинскими в связи с тем, что в XVIII веке в палатах проживала Евдокия Лопухина. Палаты примечательны сохранившимися и дошедшими до наших дней в первозданном виде солнечными часами – самыми старинными в Москве. Украшением интерьера являются печи с изразцами. На сегодняшний день Лопухинские палаты являются резиденцией Ювеналия - митрополита Крутицкого и Коломенского.

Мариинские Палаты

Являются продолжением Покровской надвратной церкви, которая на сегодняшний день закрыта для посещения. Палаты отличаются белоснежными каменными стенами и возведены в XVII веке практически в тоже время что и Лопухинские палаты. Названы в честь царевны Марии – дочки царя Алексея, которая проживала в палатах в конце семнадцатого века. Первоначально палаты состояли из двух этажей, но позже был пристроен третий этаж с двухскатной крышей и напоминающий терем.

Амвросиевская церковь

Построена из белоснежного камня и сохранившаяся фактически в идеальном состоянии до наших дней. Изначально была посвящена Иоанну Предтече, затем объект прошел обряд переосвещения в честь Святого Амвросия. По историческим данным, строение неоднократно перестраивалось. Церковь совмещена с трапезной.

Палаты Ирины Годуновой

Являются продолжением Амвросиевской церкви, к которой примыкало два двухэтажных здания, одно служило в первое время трапезной. Затем после окончания строительства Успенской церкви, трапезная перебазировалась в другое здание. Другое предназначалось для проживания Ирины Годуновой. По сведению историков, два строения считаются самыми старейшими в монастырском комплексе.

Певческие палаты

Одноэтажные палаты, являющиеся самыми большими жилыми помещениями в монастырском комплексе. Изначально это были братские кельи. Чуть позже в палатах проживала наместница монастыря. В XIX веке строение было передано для проживания монахинь, которые пели в хоре.

Казначейские палаты

Здание, построенное в XVII-XVIII веках из камня. Изначально здесь находилась игуменская келья и само по себе строение было одноэтажным. Однако уже в начале XIX века была установлена деревянная надстройка с узорчатым украшением.

Палаты царевны Софьи

Сегодня в помещениях размещен музей, сам интерьер украшает печь с изразцами, выложенная еще в семнадцатом веке. В палатах очень маленькие окна. Можно сказать окошки, из которых в те далекие времена Софья наблюдала за казнью стрельцов, участвующих в Стрелецком восстании. Палаты выстроены в два яруса. Верхний – разделен на небольшие комнатки, нижний – не имеет перегородок и является одним большим помещением.

Часовня Прохоровых

Обязательно стоит посетить часовню, построенную в 1911 году архитектором В.А. Покровским. Здание является ярчайшим представителем неорусского стиля. Внутреннее убранство – очень красивые мозаики. 
В монастырский комплекс на сегодняшний день входит Филатьевское училище, где в свое время воспитывали и растили осиротевших девочек и обучали их кружевному плетению.  
Также в комплекс входила больница, где осуществлялось лечение и уход за русскими солдатами-ветеранами, богодельня и нескончаемые палаты царских особ: Евдокии Лопухиной, Ирины Годуновой и других величественных женщин.

Некрополь – старинное новодевичье кладбище

С момента строительства Смоленского собора он служил знаковым местом для царских особ женского пола, которые были острижены в монахини и похоронены после смерти у стен монастыря. Собор вообще служил местом, где хоронились насельницы, представители знати. В 1771 году был издан указ, согласно которому хоронить в городах было запрещено, поэтому на территории монастыря было выделено место, где городские жители проводили похороны своих усопших родственников. К началу двадцатого века свободных участков в разрешенных для захоронения местах практически не осталось, поэтому городские власти приняли решение выделить под кладбище территорию с южной стороны монастыря, которое стало называться Новым Новодевичьим кладбищем. А место прежнего захоронения – Старым. 
Уже в советские годы на Новодевичье кладбище был перенесен прах многих деятелей культуры, выдающихся личностей с территорий других некрополей, которые могли быть в скором времени уничтожены. В середине XX века кладбище становится фактически элитным с учетом того, кто хоронится на нем. Кладбище является особенной достопримечательностью Монастырского комплекса. Здесь захоронены Борис Ельцин,  Любовь Орлова, Никита Хрущев и многие другие небезызвестные российские личности. 

Новодевичий Монастырь – это яркий представитель московского барокко, идеально сохранившийся до наших дней. Даже сегодня кажется неприступной крепостью с высоченными стенами и башнями, сложенными из кирпича и отделанными белоснежным камнем. Большинство зданий, входящих в комплекс монастыря, возводились во второй половине семнадцатого века в барочном стиле.

Видео
Карта
Статьи
Что посмотреть в Москве (часть 1)

Достопримечательности, музеи и просто интересные места!

Читать
Что посмотреть в Москве (часть 2)

Достопримечательности, музеи и просто интересные места!

Читать
Что посмотреть в Москве (часть 3)

Достопримечательности, музеи и просто интересные места!

Читать

Яндекс.Метрика