Третьяковская галерея

Адрес: Москва, Лаврушинский переулок, д.10.
Проезд: метро "Третьяковская" или "Полянка".
Режим работы:
- вторник, среда, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход до 17.00);
- четверг, пятница, суббота - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход до 20.00);
- понедельник - выходной.
Входной билет: 400 р. - взрослый, 150 р. - льготный (студенты, пенсионеры и т.п.), бесплатно - дети до 18 лет.

Коллекция картин и объектов изобразительного искусства в Третьяковской галерее считается одной из крупнейших в мире. Создана Галерея благодаря стараниям и неиссякаемому желанию купца Павла Третьякова, который тратил для закупки живописных полотен огромные по тем временам деньги и отдал под создание художественной галереи купленный его семьей дом.

История возникновения Третьяковской Галереи

После посещения Санкт-Петербургского Эрмитажа у Павла Третьякова возникла идея создать нечто подобное в Москве. В возрасте двадцати лет он принял решение собрать собственную коллекцию картин.
Самыми первыми покупками живописи были одиннадцать графических полотен и девять картин, приобретенных в 1854 году у голландских художников. Однако основана Галерея была только в 1856 году 22 мая в период приобретения Павлом Третьяковым картин Худякова и Шильдера. 
Посещение Галереи всеми желающими было разрешено в 1881 году. И через девять лет после того, как умер родной брат Третьякова, Павел решил подарить собственную галерею Москве. 
Изначально Галерея расположилась в здании, купленном семьей Третьяковых в 1851 году. Растущее с каждым годом собрание экспонатов вынуждало делать дополнительные пристройки к основному дому, в которых произведения демонстрировались, хранились. Всего было сделано пять пристроек. Последние помещения достраивались в 1902-1904 годах. Именно в начале XX века появился новый фасад Галереи, за разработку которого взялся архитектор Башкиров. Воплощение дизайна фасада было осуществлено по ранее созданным рисункам Васнецова. Курировал обновление здания архитектор Калымов.
К моменту передачи Галереи в дар городу в экспозиции насчитывалось более 1250 произведений живописи, а также более пятисот графических произведений русской школы, семьдесят пять картин и восемь рисунков в графическом стиле европейской школы. Важными экспонатами считались пятнадцать скульптур и целая коллекция старинных икон. 
Распорядителем галереи вплоть до самой смерти был Павел Третьяков. После его кончины был создан попечительский совет, во главе которого стоял И.С.Сухоруков, а затем – И.Э. Грабарь. Галерея и ее экспонаты содержались за счет оставленной Третьяковым финансовой "подушки" в 125 тысяч рублей. Дополнительно для содержания Галереи Москва выделяла дотации в размере пяти тысяч рублей ежегодно.

Вынужденная эвакуация экспозиции во время военных действий 1941-1945 гг.

Во время Второй Мировой Войны всю коллекцию, хранившуюся в Третьяковской Галерее, было решено эвакуировать, чтобы немцы не вывезли столь важные для истории России и Москвы, в частности, художественные полотна. 
Во время Великой Отечественной войны большинство московских музеев эвакуировало свои экспозиции в удаленные уголки России. Работники Галереи очень тщательно подошли к демонтажу экспозиции: каждое полотно было накатано на деревянный вал, между картинами помещали специальную папиросную бумагу, затем укладывали аккуратно в заранее подготовленные и сооруженные для перевозки ящики, покрытые водонепроницаемым материалом. Перевезли коллекцию в Новосибирск на поезде. Для перевозки экспонатов потребовалось семнадцать вагонов. Обратно в Москву экспозиция была возвращена только в середине мая 1945 года.

Самые интригующие и яркие  экспонаты Третьяковской Галереи

Павел Третьяков был очень заинтересован в том, чтобы в его Галерее находились самые лучшие произведения русских и зарубежных художников. Его порывом было даже отправление за свой счет художников в своеобразные командировки за границу, чтобы те написали свои живописные шедевры. Так, Третьяков, чтобы иметь в своей коллекции портрет Антона Павловича Чехова, отправил Осипа Браза в 1898 году в Ниццу, где в тот момент находился писатель. Правда, портрет по итогу Чехову не понравился, так как писателю показалось слишком неестественным выражение его лица на полотне. 
Тайна Николая Ге, спрятанная в картине "Что есть истина?"
В Галерее хранится очень интересное с художественной точки зрения произведение – полотно Николая Ге "Что есть истина?". Главным изображением картины является Христос, общающийся с Понтием Пилатом. Изображение Христа абсолютно не понравилось царю Александру Третьему, чего не скажешь о других ценителях живописного искусства. Со временем краска на полотне стала трескаться, что потребовало проведения реставрационных работ. Специалисты были очень удивлены, когда принялись исправлять огрехи времени – под "Что есть истина?" находилась другая картина – "Милосердие", произведение, созданное в 1879 году художником и даже представленное на художественной выставке. Присутствующие на выставке критики настороженно отнеслись к произведению, раскритиковав его полностью. Через десять лет художником было принято решение использовать картину – как обычное полотно для создания нового своего произведения – картины "Что есть истина?". С течением времени слой красящих пигментов стал бледнеть, за счет появившейся прозрачности слоев картина "Милосердие" стала проступать поверх Христа и Понтия Пилата. Проведенные реставрационные работы по восстановлению полотна выявили еще один важный нюанс – под "Милосердием" ранее художник рисовал ранние свои варианты картины "Распятие".
Нелепость или намеренность? Что скрывает картина "Петр Великий…"?
Немало интересных моментов было и у картины "Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга", написанной Алексеем Венециановым. До 1986 года произведение висело на парадной лестнице Третьяковской Галереи. Немало ученых и историков обращали внимание на непропорциональность некоторых элементов на полотне, а также не характерные для Венецианова изображения: небо было изображено не в стилистике художника. Тоже самое касалось камня, на котором находился "Медный всадник" - валун был слишком мал в сравнении с оригиналом. В преддверии грандиозных по масштабу ремонтных работ полотно было решено перенести в депозитарий. Через двадцать лет в преддверии стапятидесятилетия со дня основания Третьяковки, картину было принято планово отреставрировать. Перед процедурой полотна обычно проходят рентгенконтроль, в ходе которого учеными был обнаружен второй слой на картине. Согласно рентгеновским данным камень на первоначально нанесенном слое был как оригинал, небо полностью "венециановское", да и глаза у Петра были совершенно другие. Проведенное экспертное исследование установило: во время очередной реставрации специалистом было повреждено полотно (произошел его разрыв). Поэтому, реставратор, никому ничего не сказав, практически полностью переписал картину на "свой вкус и цвет". 
Комиссия приняла решение восстановить первоначальный слой картины, что позволило называть ее подлинником Алексея Венецианова. 
"Утро в сосновом лесу" - кто на самом деле автор картины?
В Третьяковской Галерее находится занимательное художественное полотно – "Утро в сосновом лесу". Правда, мы привыкли называть данное произведение – "Три медведя" (хотя на деле медведя четыре). 
Почему три? Кондитеры, запуская в производство новую линейку конфет, приняли решение изобразить на их обертках репродукцию картины известных российских художников: Шишкина и Савицкого. Однако в силу ограниченного пространства изображения четырех медведей никак бы не уместились на обертке. Поэтому, дизайнеры приняли решение нарисовать только трех косолапых. 
Особенностью данной картины является не использование ее в качестве "лица" сладостей, а в авторстве. Дело в том, что произведение было создано двумя художниками: Иваном Шишкиным и Константином Савицким, первым рисовался таинственный лес и иная растительность, а вторым – собственно говоря, сами медведи. Однако, если присмотреться к полотну, внизу его стоит подпись только Шишкина Ивана. 
Оригинал картины, приобретенный в свое время Третьяковым, стал важным экспонатом в его Галерее. Третьяков решил удалить подпись Савицкого по одной простой причине – по его словам, абсолютно все художественное произведение было выполнено в "шишкинской стилистике", начиная от манеры и заканчивая методиками нанесения изображения. К слову, Савицкий абсолютно не был против передачи единоличного авторского права на произведение Шишкину, о чем не раз говорил в обществе.
Сменившая пол картина
Еще сорок лет назад любители искусства и живописи были очень удивлены известием, что произведение "Портрет неизвестного в треуголке" изображает не мужчину, как думалось ранее, а представительницу женской половины человечества. Под самым верхним слоем краски эксперты обнаружили декольте и брошку. Исследователи выяснили, что в свое время художнику Рокотову был дан заказ на написание портрета жены лучшего друга художника. Однако в скором времени супруга умерла, а мужчина женился снова. Чтобы не оскорблять чувств второй жены, а также иметь возможность любоваться своей первой женой в любой момент, приятель попросил Рокотова дорисовать и слегка видоизменить портрет так, чтобы только они могли понимать, кто на самом деле изображен на полотне. Художник дорисовал картину, сменив тем самым пол изображенного на ней персонажа. 
На основе реальных событий: "Неравный брак"
В 2002 году путем экспертных исследований удалось выявить предысторию картины "Неравный брак", написанной художником Василием Пукиревым. Работниками Третьяковской Галерее был обнаружен нарисованный карандашом портрет старой женщины, а внизу рисунка было написано, что именно с этой женщины сорок четыре года назад была написана картина Пукирева "Неравный брак". Также на рисунке было написано, что Варенцова Прасковья Матвеевна проживает в Мазуринской богадельне в Москве. Сотрудникам не составило никакого труда выяснить, что девушка, вышедшая замуж за богатого старика практически сорок лет назад, жила в старости в абсолютной нищете. Также удалось установить, что Варенцова Прасковья была никем другим как невестой художника Василия Пукирева! Рисуя картину, художник изобразил даже на ней себя. Мужчина, стоящий справа от старика и молодой девушки – это и есть Пукирев. Если присмотреться к глазам мужчины, становится понятно, почему они наполнены печалью и болью. Именно в этом произведении изображена личная драма автора картины, его страдания и печаль. Нарисована картина была в 1862 году. Прямо в этот же год Синод издал указ, запрещающий заключать брачные союзы между лицами с большой разницей в возрасте.
Самая растиражированная работа Саврасова
Картина Алексея Саврасова "Грачи прилетели", которая сейчас находится в "Третьяковке", была написана им после смерти маленькой дочери и тяжелой болезни жены. Художник позже пытался повторить свое произведение, но до оригинала копии не дотягивали. Позже, когда с финансами было совсем туго, Саврасов расписывал стены кабаков и трактиров, получая в качестве вознаграждения обеды и спиртное.
Сколько на самом деле "Черных квадратов"? 
Известный художник – Казимир Малевич создал четыре изображения черного квадрата. Версии отличались не только размерами, но и оттенками, рисунком и даже фактурой. Две версии находятся сегодня в Третьяковской Галерее, одна -  в Петербургском Эрмитаже, и еще одна – в "Русском музее".
Иконы в Третьяковской Галерее
Всего в Третьяковской Галерее хранится более шестидесяти икон и самой важной, таинственной из них считается Икона Божией Матери (Владимирская). Передали ее в 1999 году в храм Святителя Николая, находящегося при Третьяковке. Сегодня икона хранится в специальном коробе с пуленепробиваемым стеклом. Учитывая, что святыне более девяти веков, она не раз претерпевала реставрационные работы. Лакированный слой стал трескаться, а само изображение за столь продолжительный период претерпело структурные и цветовые изменения, однако любая реставрация, которая проводилась в рамках восстановления иконы, не касалась двух мест – лиц младенца и самой Божией Матери. 

Это интересно знать

В 1913 году одна из самых известных картин Репина, где изображен Иван Грозный со своим сыном, хранившаяся в Третьяковской галерее,  была изрезана ножом душевнобольным молодым человеком – иконописцем. Ответственный за сохранность полотен в Галерее – Е.М.Хруслов, был настолько поражен и расстроен содеянным, что решил броситься под поезд. Сильно испорченное полотно было решено восстановить, для этого специально в Москву пригласили самого Репина. Однако он в силу своих обновленных художественных взглядов, которые, к слову, значительно видоизменились за те прошедшие двадцать лет после написания "Ивана Грозного и его сына 1581 года", художник подкорректировал картину, нарисовав головы царя и его сына в лилово-розовой гамме, что абсолютно никак не вязалось с остальной цветовой гаммой полотна.  Для исправления уже ошибок самого художника были приглашены именитые реставраторы, которые полностью убрали внесенные Репиным правки и приводили картину в порядок, ориентируясь на сохранившиеся детальные фотографии, а также используя современные средства реставрации. Кстати, сам Репин после того как картина была восстановлена, абсолютно ничего не заметил.
Церковь Святителя Николая, находившаяся в Толмачах и закрытая для всеобщего пользования в 1929 году, служила своеобразным запасником Третьяковской Галереи. В середине XX века церковь и Галерею было решено соединить вместе. Для этих целей было построено двухэтажное здание: второй этаж предназначался для выставки картины "Явление Христа народу", созданной художником Александром Ивановым.
 
В 1892 году Павлом Третьяковым было внесено предложение Московской городской думе подарить созданную им личную картинную галерею. Торжественная передача Галереи, которая стала именоваться Третьяковской, произошла 31 августа 1892 года. И сегодня она является самым главным культурным символом Москвы, великой художественной ценностью для жителей города и его гостей.
Только вдумайтесь, в 1917 году коллекция состояла из четырех тысяч произведений искусства, в 1975 году – экспозиция включала 55 тысяч произведений! Ежегодно Третьяковская галерея пополняется все новыми и новыми произведениями, закупаемыми за государственный счет. На сегодняшний день в коллекцию Галереи входят произведения русской, европейской живописи, скульптуры, иконы, графика и ряд произведений, датированных XI-XII веками.

Видео
Карта
Комментарии