Адрес: улица Ильича, д.26. Телефон: +7 (816 2) 77 37 38.
Время работы: с 10:00 до 17:00, выходные – вторник, среда и первый четверг каждого месяца.
Входная плата: для взрослых – 60 рублей, для студентов – 30 рублей, для детей до 16 лет – отсутствует.
Как добраться: от площади Карла Маркса на автобусе №1А, №20, №27А или №4,
на маршрутке №53 – выйти на остановке "Большая Московская улица", пройти в южном направлении 1,2 км.

Новгородская архитектура до XVII века возводилась по собственным канонам зодчества, созданными мастерами на рубеже X -XI вв. Ситуация изменилась в XV -XVI вв. – когда Новгород потерял свое экономическое и торговое значение. Большую роль в этом сыграли Ливонская война и захват города шведской армией. Под влиянием иностранных захватчиков внутреннее развитие города и прилегающего к нему региона изменилось. Традиции политической и экономической независимости был положен конец. Это проявлялось во всем: в общественной жизни, в проведении внешней и внутренней политики, в культуре и архитектуре. В частности, особенности новгородского зодчества были навсегда утеряны для будущих поколений архитекторов. Самым показательным в этом отношении является Знаменский собор, архитектура которого резко контрастирует с традиционным новгородским зодчеством.

Храм иконы Богородицы Знаменской

На так называемой Торговой стороне в XIV веке построен небольшой каменный храм, названный в честь иконы Знаменской Богоматери. По своей форме строение было кубическим, внутри которого располагалось четыре столпа. На них положен световой барабан, поддерживающий купол. В храме находилась всего одна апсида и глава. В таком виде он просуществовал до начала 1680-х гг. – когда его полностью разобрали. Нетронутым осталось только основание, где через несколько лет построили новый собор. Как и первый храм, он назывался Знаменским.
Икона с древних времен почиталась и князьями, и простым населением. Существует легенда, согласно которой, образ Знаменской Богоматери спас город от армии владимиро-суздальского князя. Осада Новгорода обещала быть довольно-таки длительной и с большим количеством жертв, поскольку население не имело достаточно сил и ресурсов для обороны. Тогда архиепископ Илия взял в руки икону и поднялся с ней на стену Спасской церкви. Богоматерь на образе сама отвернулась от нападающих, что вызвало в стане врага слепоту.
Легенда рассказывает также о том, что именно в этот момент из глаза святого лика потекла слеза. Один из воинов выстрелил в икону и попал под левый глаз Богоматери. Считается, что на иконе этот след видно и сегодня. Таким образом, благодаря защите Знаменской Богоматери жителям Новгорода удалось победить противника. С тех пор ее и святой образ стали считать покровителями и защитниками города. Долгое время икону хранили именно в Знаменском храме, но потом ее передали в Собор святой Софии.

Строительство соборного комплекса

Именно на месте первого Знаменского храма и был построен современный собор. Его сооружение началось практически сразу после того, как разобрали первую церковь. Уже в 1682 г. по инициативе городского митрополита Корнилия, на основе древнего фундамента стали возводить собор. Датой завершения строительства считается 1688 г.
Все работы были профинансированы Софийским домом, откуда представители княжеской династии периодически брали деньги на собственные нужды. Подобное произошло и во время строительства храма, когда два брата – Петр и Иоанн Алексеевичи – взяли деньги на ведение военных походов. В результате этого все строительные работы были приостановлены, поэтому митрополит попросил помощи у бывшего настоятеля Софийского собора, и тот выделил деньги из новгородской казны.
В архитекторскую бригаду, трудившиеся над сооружением храма, входили зодчие из Новгорода, Балахны, Колмова, Поволжья. В 1680-е гг. построены сам собор, колокольня, постройки вокруг них. В начале XVII века территория построек была окружена забором с воротами, в северной части комплекса возведены также корпуса. Через 100 лет выстроен еще один корпус, но уже на западной части соборной территории.

Особенности архитектуры

Второй храм по размерам гораздо превосходил первый. Здание собора является четырехстолпным, с тремя апсидами и тремя галереями, которые имеют по два яруса каждая. Кроме того, оно имеет пять куполов, центральный из них – световой. Некогда на этом барабане находилось богатое декоративное украшение, выполненное в виде многочисленных ангелов-херувимов. Центральный барабан также покрыли неповторимой растительной росписью, раскрашенной в желтые и синие цвета.
Архитекторы построили здание собора в два этажа. Первый представляет собой довольно-таки широкий подклет, использующийся как хозяйственный отдел. Второй этаж представлен галереями, куда можно было попасть через три лестницы-крыльца. Все они расположены симметрично – с севера, с запада и с юга. Они выполнены в традиционной для Новгорода архитектурной манере. Лестницы расположены между столбами, соединенными арками. К сожалению, до сегодняшних дней сохранилась только западная лестница: северную перестроили в ходе ремонта и реконструкций, а южная была разрушена.
Стены сакрального комплекса сделаны гладкими, каждая из них разделена на три части-прясла лопатками, которые вверху переходят в полуколонны. Фасады на самом верху имеют по три полукруглых ложных закомара. Над ними находится фриз, созданный из лекального кирпича и покрашенный в зеленый цвет. Окна в здании украшены наличниками, сделанными в виде полуколонок. Они между собой соединены перехватами и подвышениями, имеющими килевидную форму. Полуколонки раскрасили в три цвета – синий, зеленый и красно-коричневый. Крыша сначала была щипцовой, а позже заменена на четырехскатную.

Художественное оформление

В самом начале 1690-х гг. митрополит Иов пригласил в собор мастеров для создания иконостасов и внутренней росписи храмового сооружения. Зодчие создали резные иконостасы, украшенные растительным узором. Сверху орнамент был покрыт позолотой. Сам храм внутри расписали многокрасочной стенописью, имевшей праздничный и торжественный характер. Из сохранившихся икон можно выделить лишь образы Знамения Божией Матери в чудесах и Спаса Эммануила.
В течение XVII - XX вв. собор несколько раз горел, что привело к утрате иконостасов, росписей, архитектурных частей здания. Периодически проводились работы по его восстановлению, самые масштабные из которых начались в 50-е гг. XX века. Сначала инженеры и строители восстановили здание, сделав капитальный ремонт. Лишь потом архитекторы и художники приступили к реставрационным работам. Им удалось восстановить монументальную настенную живопись, своды, галереи и окна.

Видео
Карта

Яндекс.Метрика