Адрес: Соборный двор, д.5. Телефон: +7-(4812)-38-07-57.
Как добраться: от пересечения ул. Соболева и ул. Большая Советская,
по последней нужно пройти в юном направлении 250 м.

Строительство Смоленского собора Успения Богородицы инициировал в 1101 г. князь Владимир Мономах. Спустя шесть столетий храм взорвали защитники Смоленска – когда город взяли в осаду польские войска. В результате подрыва нескольких пороховых погребов собор был практически весь разрушен, а прихожане (среди них было много детей, женщин и стариков) погибли. До середины 70-х гг. XVII столетия на месте бывшего православного храма находился католический костел, который был упразднен сразу же после освобождения Смоленска от поляков. В честь этого события князь Алексей Михайлович Романов решил восстановить древний храм из обломков. Зодчие, осмотревшие руины, доложили царю, что ремонт невозможен, поэтому было принято решение разобрать оставшиеся стены, чтобы потом приступить к возведению нового собора.

Смоленский Успенский собор в XVII - XXI вв.

В конце ноября 1676 г. в Смоленск приехал московский архиепископ Симеон, которому поручено руководить строительством соборного комплекса. Из столицы был прислан и архитектор-зодчий А. Корольков. Царь выделил на возведение храма огромную по тем временам сумму денег – около двух тысяч серебряных рублей и почти четыреста пудов железа.
Фундамент заложили в начале августа следующего года. Выделение средств из царской казны способствовало быстрому проведению основных каркасных работ, благодаря чему уже к концу 1678 г. возведены стены храмового сооружения.
Начиная с 1679 г., строительство надолго приостановилось из-за нехватки материалов, поэтому зодчий А. Корольков построил иконостас без четвертой стены, из-за чего он вышел не замкнутым, но с капитальными стенами. При возведении северной и южной стен иконостас стал отделяться от них. После этого все работы по возведению временно приостановлены. Только в 1712 г. преосвященный города Смоленска Дорофей добился от центральных властей разрешения продолжить строительство. Новая бригада строителей немного отошла от первоначального проекта Королькова, вследствие чего длина алтарной части была уменьшена на три сажени. Это привело к тому, что ширина и длина алтаря в конечном итоге получились довольно-таки непропорциональными.
После смерти Дорофея возведением храма стал руководить преосвященный Гедеон (с 1728 г.), при котором он был практически закончен. Главным архитектором на этом этапе строительства выступал Антон Шедель. Собор освятили в середине августа 1740 г., но уже через несколько месяцев он потребовал капитального ремонта – на потолке и сводах появились огромные трещины, стала протекать крыша, как следствие, перекрытие заменили на жестяное.
Еще через 20 лет – при управлении преосвященного Парфения – в соборе провалился центральный купол. Священник обратился за помощью к императрице Екатерине II, которая выделила почт 12 тысяч рублей на восстановление храма. Кроме того, Парфений собрал с прихожан пожертвования – почти 45 тысяч рублей. Средства были потрачены на обновление перекрытия, ремонтные работы, внутреннюю роспись, а также на перестройку пяти глав сакрального сооружения. Обвалившийся купол заменен новым, но уже деревянным. Для укрепления сводов подведены железные связи, опоры которых находились в подвале собора. Только к началу 70-х гг. XVIII века Смоленский собор был окончательно завершен.
Интересно, что Отечественную войну 1812 г. и Вторую мировую войну храм перенес без разрушений. Наполеон специально выставил в нем и около него охрану, которая не допустила разграбления. То же самое проделали немцы, захватив город в 1941 г. Войска же Красной армии получили от командования приказ не вести по собору никаких артобстрелов. "Война с храмами", которую проводили представители советской власти, прошла для Смоленского собора практически бесследно. Его на время закрыли, отдав городским властям под музей атеизма. Сейчас собор входит в состав Смоленской епархии, не являясь при этом центральным приходом области.

Архитектура храма

Собор строили почти 100 лет, поэтому архитектура имеет черты различных стилей. Доминирующим среди них является украинское барокко, которое оказывало в XVII - XVIII вв. влияние на всю архитектуру Смоленской области. Внутренняя площадь храма составляет 2 тысячи квадратных метров при высоте стен в 70 метров. В таком пространстве свободно поместился огромный иконостас, высота которого составляет 30 метров. Он имеет пять ярусов, покрыт позолотой, каждая его часть представляет собой уникальный образец декоративного искусства (резные детали).

Святыни Успенского собора

Главными сокровищами храмового сооружения являются сандалии, принадлежащие святому воину Меркурию (XIII в.), плащаница мастерских княгини Евфросинии, сшитая в XVI в. из золотой ткани, чудотворный образ иконы Божьей Матери "Одигитрия" (XVII в.).
Святыни от воина Меркурия попали сюда потому, что он был в XIII веке смоленским воеводой. Он долгое время защищал город от нападок монголо-татар, в результате чего сам и погиб около села Долгомостье. Его обезглавленное тело похоронено в первом Смоленском соборе Успения Богородицы, построенном еще Владимиром Мономахом. В собор перенесли его доспехи и оружие, которые в течение XIX - XX вв. были похищены (сначала копье, а потом и шлем). Еще раньше из собора во время нашествия поляков (ХХ в.) украли и сами мощи. Таким образом, на середину XX в. храм обладал только сандалиями воина Меркурия, который считается еще и покровителем города Смоленск.
Плащаницу изготовили в Москве в самом начале 1560-х гг. по приказу княгини Старицкой, которая помянула убитого брата Владимира. Святыню в 1812 г. попытались вывезти из России французы, но была отобрана и возвращена обратно. Учитывая заслуги Смоленской епархии перед православным миром, плащаницу оставили на постоянное хранение в храме.
Еще одной знаменитой в православии святыней является икона Божьей Матери "Одигитрия" - она почитается прихожанами и паломниками как чудотворная. Историки считают, что образ написан самим евангелистом Лукой, а в Смоленск его привез в начале XII века Владимир Мономах. С тех пор за иконой закрепилось название Смоленской, хотя дословно с греческого "Одигитрия" переводится как "путеводительница". Во время Отечественной войны икону перевезли в Москву, чтобы совершить крестный ход вокруг столицы государства. Также было сделано накануне Бородинского сражения. Потом икону вернули обратно в Смоленск, но оттуда она исчезла во время Второй мировой войны. Нынешняя икона – это список, подаренный собору Борисом Годуновым. Образ создан на основе иконы Владимира Мономаха. Его использовали еще два раза для проведения крестного хода – в 1912 и 2012 гг.

Видео
Карта
Новости
В Ельне установили памятник всем российским матерям 2015-12-14

Жители Смоленской области сами собрали необходимые средства

Читать

Яндекс.Метрика