Монсеррат - Бенедиктинский монастырь

Бенедиктинский монастырь – духовная колыбель Испании

На планете существует множество дивных мест, влекущих к себе необъяснимой энергетикой. В 50-ти км от солнечной Барселоны находится овеянная туманами, мистикой, объятая облаками гора Монсеррат. Главное ее достояние – бенедиктинский монастырь, куда ежегодно направляются порядка 2 млн. паломников и не меньше туристов. И это не удивительно: на высоте более 700 м, где ветер, солнце и время придали скальным грядам замысловатые формы, природа и религия, слившись в единую музыку, приводят в трепетный восторг. Появляется уникальная возможность в полной мере ощутить биение сердца Каталонии.

Загадочное образование горного массива

Невозможно остаться равнодушным при виде округлых вершин, подпирающих небо. Обветренные веками голые скалы, тесно прижавшиеся друг к другу, напоминают застывших каменных исполинов. Проплывающие над ними тучи бросают на землю диковинные тени. От завораживающего пейзажа перехватывает дыхание, и начинаешь верить множественным легендам, окутывающим эту местность.
Одна из них гласит об ангелах, спустившихся однажды с небес. Резвясь, распилили они гору, дабы сделать ландшафт веселее. С тех пор стала называться она "Монсеррат" – расщепленная. Другое поверье говорит о могущественных магах, не позволяющих подняться ввысь обычным смертным, поэтому у подножия посадили заколдованное деревце. Стоило подошедшему путнику попробовать ароматный плод, он тут же превращался в камень, судя по их количеству, нетрудно догадаться, что желающих было немало.
Реальная версия, как сказка, о невероятной игре природных катаклизмов. Даже не верится, что здесь миллионы лет тому шумом огромных волн дышало море, брызжа шаловливо пеной. Однажды водная стихия разбушевалась не на шутку: из морского дна поднялся горный хребет. Сошедшие ледники образовали Пиренеи. Значительная часть, отколовшись, расположилась обособленно. Много веков с ней баловались ветры, поливали дожди, ласкали солнечные лучи, изменяя форму. Так и возникло здешнее чудо. Фантастично очерченные шпили с "шапками" на верхушке, будто прилаженными загадочными гигантами, вдохновляют художников и поэтов на творчество. А между сосен, дубов, вереска, растущих на склонах, встречаются дикие козочки, лисы, барсуки. Парят в вышине короли поднебесья – орлы, ястребы. Бесстрашным покорителям высот – настоящий рай.

Многострадальная судьба обители

В 1025 г. на отвесном утесе, защищенном чередой каменных стражей, вырос мужской монастырь, поражающий не только красотой, но и таинственной историей возникновения. Произошло это в 880 г. Как-то раз местная детвора, выпасающая недалече скот, возвращалась затемно домой. Вечерний сумрак вдруг осветило яркое зарево, вспыхнувшее в лысых скалах, сопровождаемое неземным звучанием. Напуганные и очарованные увиденным дивом, маленькие пастушки рассказали о нем родителям. Скоро весть облетела округу, заинтересовав епископа. В сопровождении жителей он отправился туда, дабы разъяснить ситуацию. Приблизившись, горожане обнаружили пещеру со струящимся потоком света. Оказалось, что сияние исходило от стоящей там статуи Девы Марии с малюткой Иисусом. Священник предложил перенести неожиданную важную находку в церковь, но ее нельзя было даже приподнять, как будто неведомая сила держала, не отпуская отсюда. Приняв странное явление знаком свыше, фигурку решили оставить.
Объявив место священным, воздвигли вокруг 4 часовенки. Слухи о святыне распространились мгновенно, отдельные пещеры облюбовали отшельники, потянулась толпа паломников, чтобы помолиться Матери Божьей, помогавшей излечить, как душевные раны, так и телесные недуги.
Со скромной часовни Св. Искле и берет начало история монашеской обители, основанной аббатом Олибой Рипольским, считавшимся известным зодчим. Строительство архитектурного ансамбля продвигалось быстрыми темпами. К окончанию XII в. постройки практически были сформированы. Отгородившись от мирской суеты, долгие годы монахи проживали затворнически, дав обет послушания и безбрачия, соблюдая строгие правила. Уединенная, закрытая от людских глаз жизнь послушников прервалась с открытием первой в Европе, ставшей в будущем престижнейшей в стране, музыкальной школы для одаренных мальчиков 9 – 14 лет (1223 г.). Юные воспитанники проходили здесь обычную программу, кроме этого обучались игре на музыкальных инструментах, двух по выбору, вокально-хоровому искусству, давая концерты по Испании. Мастерство пения достигло заоблачных высот, заслужив мировую славу.
А фигурка Пречистой, появившаяся таинственным образом, непонятно внезапно исчезла, передав божественную энергию новой, вырезанной из дерева. Ее покрыли для сохранности специальным раствором, почерневшим со временем, из-за чего нарекли Черной Мадонной, простой люд прозвал ласкательно Смуглянкой. Слава о чудесных исцелениях распространялась со скоростью света. С различных уголков на поклонение приезжали многие личности, одаряя щедрыми пожертвованиями. Паломничество совершил и отец иезуитского Ордена Игнатий Лайола, получивший при франко-испанском сражении серьезнейшее ранение в ногу. Прогнозы врачей были, скорее, приговором. Неустанно молясь, он не сомневался в выздоровлении, причастился, после чего, на удивление лекарям, наступило улучшение, смертельная опасность отступила. Приехав поблагодарить Черную Деву за спасение, сбросил пред ней оружие, посвятив себя полностью религиозному подвижничеству. С годами монашеские владения процветали, количество обитателей возрастало. Отовсюду ехали верующие и неверующие, праведники и грешники, и не было им конца.
Беда пришла в 1811 г. Вторгшаяся армия Наполеона не пощадила служителей культа. Французы беспощадно грабили, убивали, разрушали, но защитники не сдавались, с неслыханным упорством обороняя святыню. Крутые склоны были усеяны трупами. После троекратного штурма захватчики, разместив в разных сторонах начиненные порохом бочки, решили взорвать отчаянных смельчаков. Прозвучал оглушительный взрыв, эхом разносясь на десятки километров. Содрогалась земля, казалось, стонала, взывая о помощи. Судьба не допустила уничтожения основного сокровища, его удалось надежно спрятать.
Восстановление строений было долгим и мучительным. Через несколько лет ждало очередное испытание, не менее страшное – гонение со стороны собственного правительства. Инокам пришлось покинуть привычные кельи надолго. 1844 г. – начало возрождения монастырских стен, продолжавшегося на протяжении почти столетия. В Гражданскую войну здесь располагались резиденция президента и госпиталь. И лишь после заключения мира монастырь, словно птица Феникс, восстал из руин окончательно, став действующим.
В 1940 г. сюда прибыл главный политический деятель Третьего рейха Генрих Гиммлер в поисках священной чаши Грааля. Согласно преданиям, перед Голгофой именно из нее пил Иисус, а после распятия туда собирали кровь из раны Спасителя. Немцы считали, что вместе с Мадонной здесь может оказаться и Грааль, необходимый Гитлеру для завоевания мирового господства. С Генрихом общался знавший немецкий язык святитель Андреу Риполь Нобле, сумев убедить правую руку фюрера в ошибочной версии, уговорил покинуть территорию. Ариец отправился искать копье Лонгина, проткнувшее бок Господа, но, видимо, так и не нашел, покончил с собой, выпив цианистый калий.

Посещение храма

Сегодня к вершинам добираются фуникулером. Всего недолгих 15 минут, но зато каких! Захватит дух, выглядывая из окошка вагончика: внизу – игрушечные домики, громадные проспекты, как ниточки с передвигающими живыми точками (людьми), впереди – молочное облако, где ничего не видно. Кто-то выберет для подъема узенькие тропки, которые и сейчас предпочитают преодолевать верующие.
При подходе к церкви минуете Священную дорогу, где познакомитесь с 14-ю скульптурными композициями, выполненными по эскизам архитектора Антонио Гауди, демонстрирующими крестное восхождение сына Божьего к Голгофе. На площади внутреннего дворика – "Круг силы". Встав в него, замерев на минутку, получите заряд жизненной энергии. На фасаде – скульптуры Христа и 12-ти апостолов, огромное окно-розетка и часы (XX в.).
Внутри – сотни горящих свечей. Живые огоньки – это людские просьбы, надежды, благодарности. Пресвитерий поражает модернистскими настенными росписями, помещенными между пилястрами. Вверху – пещера с обнаруженной чудотворной статуей, написанная Александром де Рикером, Жуакимом Вансельесом. На полотнах – сцены из земного бытия Богоматери (Жуан Льимон, Деонис Башерас).
Приковывает взор 8-тонный алтарь, установленный на постаменте, вырубленный из огромного целостного камня. На фронтальной части – сюжет Тайной вечери, ангелы, размахивающие кадилом (1928 г.) По центру – распятие, сделанное из слоновой кости (детище Лоренцо Гиберти).
Базилика гордится двумя органами, старым и новым. Последний, размещенный сбоку от нефа, наибольший в Каталонии, насчитывает 4230 труб, целых 63 регистра, 4 мануала и 1 педаль. Под волшебные звуки происходят богослужения, звенящими голосочками поет детский хор. Церковное многоголосное песнопение, начинающееся по будням в 13:00, будоражит душу, завораживает, останавливает беспрерывно бегущий поток мыслей, вызывает настоящий трепет, заставляя испытывать редчайшие моменты единения с верой, почувствовать неразрывную связь человека с Богом. В праздничные и выходные хористы в завершении службы исполняют "Ave Maria".
Слева от нефа расположено 5 капелл. В ближайшей от алтаря – скульптура Св. Схоластики Нурсийской, работа Энрика Кларасо и Агапита Вальмиджана. Следующая, отделенная прозрачной перегородкой, предназначена индивидуальному общению с Всевышним. На бронзовых перилах выгравировали изображения, олицетворяющие Жизнь и Смерть, между ними – молитвенное обращение к Св. Георгию о недопущении смуты в государстве. Дальше увидите большой холст "Бегство в Египет" (Жузеп Кузакс). Живописец изобразил серафимов, помогающих перебраться семейству Йосифа в безопасную местность. За картиной – изваяние распятого Господа, подаренное послушникам в 1933 г. (автор Жузеп Льимон). Завершающая капелла повествует о непорочном зачатии.
Справа от входа – бронзовая фигура Св. Петра с мемориальной доской, напоминающей о приезде папы Иоанна Павла II (1982 г.) Далее – изображение Св. Игнатия де Лойоле, репродукция оставленной им шпаги (художник Рамир Лоренсаль-и- Рогент). За ним – изваяние Св. Мартина, отдающего половину своего плаща нищему. Лицо бродяги – автопортрет скульптора Ж. Льимона. Не отпускает от себя картина со святым Бенедиктом, держащим созданный им Устав, написанная М. Гудиоль – первой женщиной зачисленной в Каталонскую Академию искусств.
В этих стенах проводят торжественный обряд венчания. Молодоженам следует за пару лет до назначенной даты свадьбы занять очередь, желающих – тысячи. Под чарующие звуки органной музыки отец подводит невесту к жениху и ожидающему священнику. Невероятно красивая церемония, где союз влюбленных благословляется Небесами.

Свидание с Моренетой Монсерратской

Любой посетитель мечтает о подобной встрече. Для оформления помещения, хранящего бесценную реликвию, пригласили талантливейших живописцев, ювелиров, ваятелей. Туда ведет просторная лестница, заканчивающаяся алебастровым порталом, напоминающим триумфальную арку. Ангельские врата украшают барельефы с библейскими сюжетами. Проход окружен фигурками музицирующих ангелочков, отсюда и название ворот. Поднявшись по ступеням, окажетесь в комнате для приношений, где расположен фонтан. Изображения на нем рассказывают о чудесах Творца, связанных с водой: обуздание бури, богатый улов. (Шарль Колле). На полотнище – Пресвятая с новорожденным (Карл Маратта). Росписи на стенах повествуют о выдающихся женщинах, упоминаемых Библией.
Основное сокровище находится за дверью из благородного металла. Тронный зал декорирован мерцающей мозаикой. Различные комбинации узоров восхваляют Матерь всего человечества. Трон сделали на народные пожертвования в 1947 г. На нем – Мадонна (95 см), прозванная за темную окраску "Чернушкой" (La Moreneta). На коленях сидит маленький Иисус. Скульптурку покрывает золото, кроме рук и лиц. Увенчанная короной женская головка, плечи покрыты короткой вуалью, называемой по-гречески "мафорион". Утонченный слегка вытянутый нос, изящная шея, мягко очерченные губы, создают нежный облик. Разглядывая с одной стороны, кажется, что она грустит, с другой – улыбается.
В правой руке – сфера, олицетворяющая всеобъемлющую власть. Левой она по-матерински прикрывает родимое дитя. На ногах, стоящих на позолоченной подушечке, надета простенькая обувь с заостренными концами. Трапециевидный престол поддерживается 4-мя колоннами (XVI в.).
Сидящий малыш приподнятой ручонкой благословляет подошедшего, во второй – шишка. Широкий лоб, большие выразительные глаза, прямой носик и легкая улыбка на устах. Из-под одежды выглядывают очаровательные детские босые ножки. Происхождение черноты толкуют по-разному: многочисленные прикосновения, окисление лака, копоть от свечей и ламп. Чудотворную статую прикрывает стеклянный колпак. Выстояв очередь, замрите на минутку, поклонитесь защитнице рода людского. Прикоснувшись к выступающему наружу шару, попросите о свершении самого сокровенного, оно сбудется, не сомневайтесь.
Почитателями Монсерратской Мадонны были святые, коронованные особы, литераторы: проповедник, философ Винсент Феррер, педагог Хосе де Каласанс, основатель конгрегации кларетинцев Антоний Мария Кларет, любимый испанский писатель Мигель де Сервантес, драматург и прозаик Лопе де Вега, немецкий естествоиспытатель, поэт Иоганн Вольфганг Гете.
Сын Фердинанда III Кастильского Альфонс X Мудрый посвятил ей несколько энциклопедий. В сентябре 11 числа 1881 г. ее короновал понтифик Леон VIII, объявив заступницей Каталонии. В честь нее написан гимн «Виролай», слова Жасинта Вердагера, музыка Джузепеа Родореда. Архитектор Гауди не начинал строить без ее позволения. Король Испании Филипп II, отходя в вечность, до последнего дыхания зажимал свечку, освященную здесь.

Знакомство со Святой Пещерой

Туда может доставить фуникулер, но лучше им воспользоваться обратно. С горки спуститься гораздо приятней пешочком, любуясь безумно красивой панорамой. Обратите внимание на канатную дорогу. Плывущие кабинки смотрятся довольно живописно. Впереди – расстилается долина речки Льобрегат. Над тропинкой, словно сказочные существа, внимательно наблюдающие за путешественниками, нависают округлые горные шапки. Завораживающее зрелище! Получаются фантастические снимки зеленых расщелин, низин, умопомрачительно крутых обрывов.
Среди бескрайнего пейзажа встретится застывший в камне Св. Доминик. Дальше вьется тенистая дорожка, на строительство коей потрачено баснословные средства и усилия. Из-за дороговизны в народе ее прозвали "серебряной", оплачена была маркизой Гертрудой де Кампоррель.
Отсюда начинается знаменитый Путь Молитв, служащий духовной подготовкой пред посещением часовенки. Разбавленный рукотворными шедеврами, он необычайно притягателен. Идя, желательно, произносить молитвенные слова. Каждая из 15 скульптур, сотворенных в течение 20 лет братьями Вальмиджана, Жузепом Льимоном, Гауди, посвящена радостным и скорбным жизненным событиям Марии и Христа.
Первым встречным таинством будет мраморный монумент в окружении двух канделябров со свисающими цепями – "Благовещение Богородицы", где ангелы радостно сообщают Деве благую весть о зачатии ребенка, божественном его предназначении (1896 г.).
Следующие композиции расскажут о жизни Спасителя от рождения до восхождения на Голгофу, последующем воскрешении, появлении пред учениками. Особый интерес вызывает скульптурный ансамбль, примыкающий непосредственно к скале, – "Увенчания терниями". Солдаты Рима надевают на голову Господа терновый венок. О драматизме ситуации говорит отрешенное выражение лица обреченного на казнь богочеловека, мужественно переносящего нечеловеческие страдания (1937 г., автор Ансельм Ногес).
Большое впечатление производит мемориал Успение Богоматери (Жуаким Кодина). В нише – фигура Пречистой, выше – вознесенный Христос, принимающий ее в Царствие небесное (1900 г.). Основание украшено веточками чертополоха и ириса, выкованными из металла.
Наконец приблизитесь к гроту, где некогда обнаружили непонятное свечение от статуи, с чего все и завязалось. На ее месте поставили часовню, имеющую форму греческого креста. Небольшое сооружение накрыто полусферическим куполом со световым люком, пропускающим солнечные лучи. В алтарной части – уменьшенная копия Девы, открытая, можно смело дотронуться. Над ней – парящая в воздухе фигура распятого Христа (1997 г.).
Жители относятся к ценности с невероятным почтением, принося море цветов, зажигая свечки. Отведена специальная комнатушка для даров в благодарность за услышанные обращения, исполненные желания. Оставленные подношения служат доказательством реально оказанной помощи. Некоторые кладут подробное описание происшедшего чуда, оставляют предметы, например, ненужные уже костыли. Приводит в восхищение внутренний дворик с колодцем, в который заглядывают могучие валуны. Бесподобное местечко!

Крест Св. Михаила

На скалистом уступе в километре от церкви поставлен величественный памятник покровителю горы. Расположенная здесь смотровая площадка никогда не пустует. С головокружительной высоты предоставляется великолепная возможность оценить в полной мере девственную красоту природы. Подобных пейзажей не отыщете больше нигде в целом свете. Тянутся к звездам замысловатые "пальцы" скал с диковинными наименованиями: Мумия, Хобот слона, Брюхо епископа, а внизу – бездна.
Радушно приглашает ресторанчик над пропастью, где можно продегустировать 4 вида ликера, созданного послушниками по древним рецептам: "60 трав", "лесной орех" и др. Всего за 15 евро на двоих предложат разнообразнейшее меню национальной кухни, на рынке попробуете натуральный высокогорный мед, козий сыр.

Загадки лестницы Познания

Она совершенно невысокая, но с глубоким смыслом. Монахи, среди коих много историков, филологов, альпинистов, спасателей, музыкантов, настойчиво советуют заглянуть сюда. Здесь насчитаете всего восемь ступеней. Почему именно столько? Что они скрывают? Каждая что-то олицетворяет. На самой нижней лежит каменная глыба. Следующие занимают флора и фауна, на шестой – человек, а в самом верху – Бог, всевидящий, справедливый. Надо помнить, что все мы только гости в этом бренном мире. Наступит время предстать пред судом, вот только с каким багажом за душой? Никто не должен забывать об этом, каждому воздастся по делам его.

Библиотека и музей

Библиотечный фонд насчитывает порядка 300 000 томов. Здесь столетиями сохраняются инкунабулы (400), египетские папирусы (220). Архив наполнен пергаментами (6 000), рукописными изданиями (10 000). Особенно дорог античный манускрипт, датируемый XIV в., содержащий более 10 песен эпохи Средневековья на религиозную тематику. Для науки, истории, искусства – большущая ценность. Не прошло и 50-ти лет после изобретения Гутенбергом печатного станка, как он появился здесь (1490 г.). Однако, попасть сюда без разрешения, к сожалению, невозможно. Доступ имеют лишь выдающиеся ученые, исключительно представители мужской стати.
А вот осмотреть музейные экспонаты позволяют всем. Познакомитесь с археологией, культурным наследием Ближнего Востока, богатейшей коллекцией православных икон, драгоценными украшениями, изваяниями и живописью XV – XX вв. Надолго задержитесь у полотен непревзойденного Микеланджело, скандального сюрреалиста Сальвадора Дали, гениального Пабло Пикассо, иконописца Эль Греко и других замечательных мастеров кисти.
Покидая Монсеррат, понимаешь, почему сюда едут, летят, спешат, неоднократно возвращаются. Здесь находят понимание, помощь, утеху, защиту. А что касается желаний – возникает единственное: навестить священную обитель вновь, коснуться потемневших тоненьких пальчиков Смуглянки и поверить, что все будет замечательно, вдохнуть полной грудью пьянящий аромат жизни, изумляясь волшебным слиянием природы и человеческой гениальности.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

Адрес: 08691 Monistrol de Montserrat, Barcelona, Spain.
Как добраться из Барселоны: автобус отправляется с Plaça dels Països Catalanes,
с 09:15 до 17:00, стоимость проезда - 4,70 EUR;
или на электропоезде - линия R5.
Время работы: с 07:00 до 20:30 летом, 07:00 до 19:30 зимой.
Видео
Карта
Новости
В Испании развивают направления семейного туризма 2015-11-26

К этим направлениям добавился Кастельдефельдс

Читать
Статьи
Театр-Музей Сальвадора Дали и замок Пуболь

Познакомьтесь с жизнью и творчеством великого Дали!

Читать

Яндекс.Метрика