Готический квартал Барселоны

Барселона - прекрасная столица Средиземноморья, распахнутая соленым ветрам с одной стороны, взятая в полукружие гор с другой, покрытая изумрудной зеленью садов, трепетно хранящая тайны минувшего, гордящаяся своим настоящим. Летят, плывут, едут со всех уголков земного шара туристы, чтобы полюбоваться изумительными творениями Гауди, сумевшего превратить родимый край в сказку, 83-метровой статуей мореплавателя, открывшего Америку, роскошными парками, погрузиться в тайны старины, пройдясь по гулким мостовым "соборного" квартала.

Немного истории Готического квартала

Словно паутина, плетутся улочки этого древнейшего уголка Каталонии. Здесь легко заблудиться, затеряться среди мрачноватых близко расположенных построек, где можно остановиться, замереть, прикоснуться к необычной кованой двери, которую открывали сотню лет тому, но она бесшумно работает и ныне.
Когда-то Рим владел Испанией, его останки возносятся коринфскими колоннами храма Августа (II в.). Изящные каннелюры придают им стройность, величие, архитравы будоражат воображение, дополняют утраченные, стертые временем детали. Каким же было строение, возведенное на вершине горы Табер, на недосягаемом плато, где некогда обосновалась колония "Барсино", давшая название городу?
После распада империи район утратил былую славу и влияние, но с новой силой возродился во времена Королевства Арагона. Большинство сооружений датируется XIV - XV вв. Здесь не ездят машины, время застыло на иконах, вмонтированных в стены домов, в диковинных оконных переплетах, огромных каменных глыбах, служащих фундаментом жилым строениям.
Уличные музыканты поют грустные песни, напоминающие шелест засохшего оливкового дерева. Где-то раздается звон кастаньет, а карманники делают свою черную работу. Нигде в Европе не сохранилось такое количество зданий эпохи Средневековья, как здесь, поэтому к началу XX ст. оно получило название Готический квартал. К его модернизации позднее приложили свой талант Ф. Марес, А. Гауди, Ж. Пуч-и-Кадафалк. Лабиринты улиц непременно выводят к площадям, одна из них - Королевская.

Пласа дель Рей

Небольшая квадратная территория, утопающая в пальмах и цветах, с фонарями по проекту строптивого вольнодумца и фантазера, каталонского архитектора Антонио, фонтаном "Три Грации" в центре. Доминантой ее является Королевский дворец, построенный еще в XI в. Педро Напыщенным, ставший позднее резиденцией графов Барселонских. Широкая лестница ведет к парадному входу - союза мавританской и испанской архитектуры: хитросплетение арок, многочисленные окна, великолепие, роскошь, размах. Чего стоит тронный зал с теряющимися на 12-метровой высоте сводами. 34 м длиной, 17 шириной - внушительные размеры, заставляющие подданных чувствовать себя ничтожными, беспомощными пред сильными мира сего. Именно здесь в далеком 1493 г. 3 апреля коронованная чета - Изабелла и Фердинанд Арагонский встречали Колумба, вернувшегося из дальнего плавания, открывшего земли Нового Света.
Эти своды помнят Великого инквизитора Томаса Торквемаду, ибо тут заседал святейший трибунал. Жестокий, неподкупный, неукротимый антисемит, страшный ненавистник мусульман, способствовавший восхождению на трон Изабеллы, мог решительным шагом войти, прервав прием, даже сделать замечание королю. Основная его забота – освобождение страны от еретиков, которых казнили прямо перед дворцовыми окнами.
Народ Моисея страдал от притеснений инквизиции, бедный люд имел в каждом жилище подземный ход, сохранившийся до наших дней. В случае опасности семья уходила в подполье. Однажды, собравшись на тайном совете, они решили предложить правителю баснословную сумму денег (30 тыс. гульденов) за послабление, снисхождение к их судьбам. Казна была пуста, поэтому Фердинанд решился принять просителей. Внезапно аудиенцию нарушил, ворвавшийся разгневанный Торквемада. Бросив распятие к ногам повелителя, громовым голосом произнес с укором, что Иуда продал Христа за 30 серебряников, а он - за 30 000.
На сегодняшний момент здесь находится музей Фредерика Мареса, подарившего горожанам необычную коллекцию, состоящую из разнообразных фигурок, использовавшихся в ритуальных действиях при жертвоприношениях. Португальская сбруя, трости разной величины с чудными набалдашниками, всевозможные швейные машинки, цветные эмали, замысловатые ключи: большие и маленькие. Но бесценный экспонат - чемодан, в котором он, колеся по всей земле, возил приобретенные удивительные находки.
В особняке Каса Клариана-Подейяс можно провести экскурсию под землей, рассматривая древние бани, руины и культуру различных пластов истории I - XVII вв. На 4-х тыс. м2 разместились фрагменты зданий, бассейны, вилла патриция и пр.
Вернувшись к солнцу и теплу под ясное барселонское небо, просто необходимо посетить часовню Св. Агаты, где хранится одно из чудес, созданное в 1465 г. Джауме Угетом - деревянный алтарь трех владык с прославленной картиной "Поклонение волхвов".

Пласа де Сан Жауме

Поплутав переулками, обязательно окажетесь на территории бывшего рынка, шумевшего и бурлившего когда-то в XIII веке. Две башни, оставшиеся со времен господства Рима, служившие опорой для стен, напоминают о незапамятном прошлом. Рядом - Епископский дворец, вступающий в существенное противоречие с современными постройками. Во внутреннем дворике - маленькая галерея и Музей религиозного искусства.
Дальше - Дом архидьякона (XII в.), но говорят, что первые камни заложили еще во II ст. Он пережил глобальные реконструкции, в результате из двух зданий получилось одно. В скромном крытом дворике порадует фонтан и терраса. Сейчас в этом особняке - архив, внутрь вход запрещен, но большое удовольствие доставит прогулка по красивейшему в духе Ренессанса патио, украшенному очаровательными изразцами, так любимыми испанцами. У ворот - уникальный почтовый ящик из мрамора: вверху - ласточки, стремительно летящие, внизу - неповоротливая черепаха. Возможно, фигурки символизируют надежду на быстрый ответ и чрезвычайную медлительность доставки. А, может, это символ скорости, с которой летит правдивая молва и косность законов.
Извилистая улица за углом восхитит мостиком Вздохов Жоана Рубьо, построенным по его эскизам в 1913 г., гармонично вписавшимся в архитектуру старины. Крытая галерея соединила правительственную резиденцию с жилищем каноника, выросшем на фундаменте времен Римской империи, задуманном как богадельня. Отовсюду бездомные, нищие стекались сюда на благотворительные обеды, начиная с 1450 г.
Сегодня здесь трудится президент. Сооружение закрыто для посещений, но, побывавшие там, судачат, что строгое внешне, оно поражает небывалой роскошью интерьера: настенной живописью, сиянием люстр, блеском драгоценных металлов. Под сводом Золотого зала глава Каталонии неустанно ведет дискуссии с министрами, решая вопросы жизнеобеспечения граждан. По воскресеньям жители приходят на площадь, чтобы слиться воедино в национальном зажигательном танце сардана.
Поражает смешением стилей стоящая недалече мэрия: неоклассицизм, неоготика, готика - все присутствует. Пройти внутрь можно исключительно на праздник Св. Георгия (23 апреля), когда очередь желающих вытягивается длинной лентой. Лепнина над главной дверью - в виде герба Барселоны. На постаментах застыли изваяния Жауме I, учредителя городского совета в XIII ст. и Ж. Фивельера, принудившего здешнюю знать к оплате налогов. Внутри - лестница почета, "Зал Ста", куда входили наиболее знатные соотечественники.

Уникальность Кафедрального собора

Безусловно, гордостью этого лабиринта является храм Св. Креста и Св. Евлалии - символ мистической необъяснимой тяги человеческой души к загадочному, неведомому поднебесью, памятник дерзновенному порыву и безропотному смирению. Он соединяет в себе мечтания и реальность, желание приблизиться к Богу и невозможность оторваться от земной тверди.
Средневековые мастера, жившие под мрачным давлением инквизиции, лелеявшие надежду на счастливое будущее, любили яркие звучные краски. Предпочитали сквозные галереи, увеличивающие пространство, громадные оконные проемы с непревзойденными по мастерству росписи витражами, сочными миниатюрами, фресками.
Строительство началось в XIII в., посвящаясь 13-летней девушке, жившей в IV в., мученически умершей под издевательством язычников, не сумевшим отвернуть ее от преданности Христу. Над центральными дверьми - помпезная розетка. Стройные колонны, шпили-башенки, устремленные в бесконечность, завораживают.
Внутри - 29 капелл с готическими и барочными алтарями. Просторный неф вмещает красивейшие резные хоры XIX ст. В центре - скульптура Иисуса, выточенная из дерева, изогнутая в форме латинской буквы "S". В битве с турками при Лепанто (1571 г.) она украшала галеру Хуана Австрийского и приняла на себя удар ядра, поэтому искривилась, но сберегла моряков от гибели.
Изящные опоры расширяют и так немалое внутреннее пространство (93х40 м), уходящее на головокружительную высоту (93 м). Витиеватые шпили увенчаны гербами и знаменами самых прославленных европейских фамилий. Одна из капелл посвящена 930-ти служителям культа, погибшим в смутные годы Гражданской войны. Неповторимым звучанием умиротворяет душу волшебная музыка органа.
В крипте, расположенной под алтарем, - надгробье из алебастра (1320 г.) с мощами Св. Евлалии - покровительницы барселонцев, а в клуатре, в зеленом садике с фонтаном и пальмами - 13 белоснежных гусей - напоминание о количестве лет, прожитых страдалицей среди злобы, хаоса, ненависти; о ее чистоте, невинности, силе веры.
Этот собор - резиденция архиепископа. В помещении церковных собраний, декорированном пурпурным бархатом, витиеватой резьбой по потемневшей от времени древесине, хранится знаменитая "Пьета" Бартоломео Бермехо. В честь великомученицы ежегодно шумно отмечают праздник Феста Майер. В других молельнях - останки элиты, графов Беренгер, основателей святыни. Их прах находится в деревянном полуразрушенном саркофаге, покрытом росписью и остатками каталонского стяга, стариннейшего в Европе.
Хотите увидеть город с высоты птичьего полета, замереть от восхищения? Поднимайтесь на смотровую площадку под куполом, а уходя, оглянитесь. Львы, слоны, горгульи, ангелы, сирены обращают к вам свой взор. Древние мастера в изобилии расселили их на шпилях, крыше, над окнами. Храм – это особый мир, полный драматизма, но не уныния, живой, нетленный.
Если очень устали, хотите вкусно перекусить - к вашим услугам обилие ресторанов, кафе, баров, где сможете отведать испанскую кухню, насладиться фужером шампанского, чашечкой душистого кофе, расслабиться под задушевные звуки гитары.

Популярное арткафе

Известнейшим, сохранившим память о многих гениальных личностях, бывавших там, окажется ресторанчик со смешным названием "Четыре кота" в честь друзей: Пере Ромеу, карикатуриста Рамона Казаса, постмодерниста Сантьяго Рузиньола, художника и театрала Микеля Утрийо. Открывая его в 1897 г., в манифесте, опубликованном к знаменательной дате, провозглашалось о том, что это приют людям, потерявшим себя, уютное местечко нуждающимся в тепле. Искателям просветленности - музей. Для истомленных, требующих отдохновения - радушный уголок, оазис тепла и гармонии, где можно полюбоваться тенями порхающих мотыльков, побаловаться отменным терпким вином, излечить душевные раны, обрести друзей.
Под тусклым освещением массивных люстр, за тяжеловесными столами, созданными по проекту Пуч-и-Кадафака, гостей ждала услада для глаз и желудка, вдохновлял рифмованный девиз: "Человеку для жизни, собственного удовольствия вполне достаточно иметь хорошую еду, заправленную смехом" и впечатляющий рисунок, изображающий двух заядлых приятелей, едущих на велосипеде тандем.
В густом табачном дыму слезились глаза, раздавалась громкая речь, рождались новые идеи. Именно здесь 19-летний Пабло Пикассо открыл первую выставку. А обложка меню и доныне передает настроение живописца и эпохи, выполненная в стиле арт-нуво. Его работы в карандаше возвращают к минувшим временам, передавая веселую атмосферу богемы. Представления проходили под началом Утрийо. Звучала живая задушевная музыка. Завсегдатаями были Исаак Альбенис, Льюис Мильет, Энрике Гранадос, Рубен Дарио. Пикассо часто приезжал сюда из Парижа, чтобы отдохнуть, пообщаться с друзьями.
Хозяин заведения, Пере Ромеу, был добрым человеком: радушным, открытым, но плохим бизнесменом. Поэтому финансовые проблемы с открытием предприятия не уменьшились, а лишь увеличились. В 1903 г. жалкие, обтрепанные, похудевшие коты сидели перед закрытым заведением, жалобно мяукая, не умея прочесть, что оно выставлено на продажу. Их кормилец вскоре умер от туберкулеза, а Рузиньол с привкусом горечи заметил: "Жизнь, как лестница в курятнике: коротка, но вся в дерьме".
Покидая Барселону, позвольте возразить великому художнику, поэту, юмористу, оспорив его слова. Жизненный путь, действительно, быстротечен, наполненный порой печалью, заботами, тревогами, болью потерь и обид, но сколько загадок, несметных открытий, чудес и любви он хранит… Надо торопиться узнать, как можно больше, накопить радость от познанного, увиденного, раскрытого, бережно сохранить лучшее и передать идущим позади.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

Видео
Карта
Новости
В Испании развивают направления семейного туризма 2015-11-26

К этим направлениям добавился Кастельдефельдс

Читать
Статьи
Театр-Музей Сальвадора Дали и замок Пуболь

Познакомьтесь с жизнью и творчеством великого Дали!

Читать

Яндекс.Метрика