Храм Святого Семейства в Барселоне

Адрес: Carrer de Mallorca, 401, 08013 Barcelona, Spain.
Как добраться: станция метро "Sagrada Família".
Время работы: ежедневно с 09:00 до 20:00 - в летнее время, (зимой до 18:00).
Стоиость посещения: взрослые - 13,5 EUR,
дети - 8 EUR.

Искупительный храм Святого Семейства в Барселоне

Когда Иисус находился в пустыне 40 дней, ему повстречался одинокий путник. "Что ты делаешь здесь? - полюбопытствовал он. "Молюсь", - прозвучало в ответ. Человек, удивившись, спросил: "Какая необъяснимая сила заставляет пребывать среди раскаленных песков без воды и пищи, где обрести ее?" Спаситель приставил под углом ладонь к отпечатку собственной стопы, указав на получившийся храм, сказал, что найти его каждый должен в себе самом. Многие пытались отыскать, возводя по всей планете соборы. Один из них – Саграда Фамилия – символ святости, незыблемости Веры, расположенный в красочном уголке Испании - Барселоне, где такое синее небо, солнце невероятно солнечное, воздух самый воздушный и ласковое манящее море.

Длительная история рождения

Однажды каталонский торговец книгами Жузеп Бокабелья, глубоко верующий, основатель "Общества почитателей Св. Иосифа", возвращаясь из поездки по Италии, надумал заглянуть в небольшой городишко Лорето, славившийся необыкновенно красивой базиликой и домиком, где проживали согласно мифам Иосиф с женой и младенцем Иисусом. Очарование, богатство бесподобной святыни зародило мечту создать на родине нечто подобное. Приехав домой, он обсудил идею со священником Маньяне. Приняли совместное решение осуществить ее на средства, пожертвованные мирянами в доказательство истинной любви к Господу.
Собрав достаточную сумму (1032 евро), купили участок в скромном районе Эшампле. Пригласили известного опытного архитектора Франциска Вильяра, выбравшего для совершенно стандартного проекта стиль неоготики. В марте 19 числа 1882г. на месте застройки собралась городская знать. Архиепископ произнес возвышенную речь: "Да проснутся спящие сердца, да восторжествует милосердие, и помилует Бог эту страну". После чего лично заложил начало фундамента, благословив зарождение будущей церкви в честь Святого Семейства. Так все и началось.
Приступили к строительству крипты, оказавшейся спустя год яблоком раздора между мастером и заказчиком. Будто бы черная кошка пробежала между ними, да такая, что Вильяр неожиданно для окружающих отказался сотрудничать. Пришлось срочно искать ему замену. Выбор пал на молодого (31 г.), но довольно талантливого Антонио Гауди. Когда книготорговец встретился с новым зодчим, сразу припомнил слова десятилетней давности, произнесенные родственником: "Возведением собора займется голубоглазый архитектор". Тогда не придал значения, посмеялся, потом позабыл, а теперь, глядя на огненно-рыжую шевелюру и глаза цвета неба, оцепенел. Вот они, превратности судьбы.
Антонио выглядел настоящим денди, этаким щеголем, одетым по последней моде. Да и религией интересовался постольку поскольку, скорее, был противником ее. Приняв предложение, вначале продолжил дело предшественника: возвел подземную часть, увеличил размеры.
Вскоре работа поглотила его целиком. Он осознавал, что достичь результата можно при единственном условии, если отдашь затее всего себя без остатка. Был уверен: чтобы выстроить настоящий храм Божий, необходимо попытаться как-то почувствовать существование Всевышнего, попробовать найти в себе его частичку. И он искал. Вселенная уменьшилась до размеров стройплощадки. Читая взахлеб по ночам теологическую литературу, через несколько лет из почти атеиста превратился в глубоко верующего католика. Ему хотелось приблизиться к божественному, соединить, насколько возможно, небесное с земным. Интерес к проекту Вильяра окончательно пропал. Изменив его до неузнаваемости, задался целью создать христианскую поэму в камне, оставив нетронутым лишь основание в виде латинского креста, 5 продольных, 3 поперечных нефа. Ведущий мотив этой уникальной музыки во плоти, вмещающей 14 тыс. прихожан, отдал апостолам, евангелистам, Богоматери, Христу. Расширяя архитектурные рамки до невиданных пределов, уверенно двигался вперед, зная чего хочет.
Взявшись за дело предыдущего проектировщика, Гауди сначала надеялся закончить его лет за 10-14. Принявшись за возведение собственного шедевра, прекрасно знал, что для завершения недостаточно и двух жизней. Поставив ближайшую задачу построить полностью одну часть, начал формировать сооружение по вертикали, оказавшееся самым вертикальным на планете. Он торопился, желая успеть полюбоваться творением. Сердце трепетало от счастья, услышав однажды слова каменщика, очарованного величием устремляющейся в небеса башни, напоминавшей сталагмит: "Какая красота!".
С головой погрузившись в работу, мастер забыл свой дом, переселившись в крипту. Стал похожим на бродягу, настолько сильно истрепалась одежда. Люди, знакомые с ним ранее, видели его гением и безумцем одновременно, заболевшим своей мечтой.
Наконец, он почти справился с обещанием. В 1925 г. ноябре месяце с восточной стороны величественно поднялась первая башенка Св. Варвары. Устремив к вершине взгляд, Гауди воскликнул непроизвольно: "Это копье соединило небо с землей!". Но деньги закончились, а через год по округе пронеслась печальная весть о его гибели. В больничное отделение для бедняков был доставлен 73-летний старик, угодивший под трамвайные колеса. Только благодаря горожанке, неожиданно узнавшей в несчастном нищем знаменитейшего зодчего, прах перенесли в крипту, захоронив там, где прожил 43 года, плодотворно трудясь.
Преданные друзья и соратники Доменек Суграньес и Лоренсо Матамала подхватили начатое им строительство, остановившееся вновь во время гражданской войны (1936 г.). Братоубийственная бойня уничтожала все подряд, не щадя церковных служителей. Беда коснулась и Саграды. От пожара погибло много из наследия гения: эскизы, чертежи, макеты. Лишь по счастливой случайности уцелели стены, уже заминированные. Они оказались великолепной стратегической точкой зенитчикам, поэтому взрывать передумали.
Проходит все. Утихли военные страсти, но стране, находившейся в разрухе, было явно не до стройки, надо было зализывать раны. На протяжении долгих лет апсида со шпилями походила на жалкие руины, служа надгробием огромнейшему духовному и архитектурному замыслу, где детвора весело играла в прятки, карабкаясь, находила надежное укрытие между статуй. Посетивший в 1954 г. Барселону бизнесмен с Мексики был шокирован увиденным зрелищем. С его пожертвования началось воскрешение Sagrada Familia, растянувшееся на годы. Власти пообещали народу полностью закончить строительство к 2026 г. В ноябре 2010 г. приехавший из Рима понтифик Бенедикт XVI освятил церковь, признав ее пригодной для проведения служб.

Уникальность экстерьера

Почему-то, оглядывая собор издалека, его хочется сравнить с большущим песочным замком, выстроенным на берегу пляжа. Помните, как легко он делается? Набираете в ладошку мокрый песочек, разведенный водой до жидкой кашицы, приподняв, маленькой струйкой медленно выпускаете его из сжатого кулачка. Вытекая, он образовывает причудливую горку. Затем берете еще, прибавляя высоту, а потом снова…и, наконец, вырисовывается неземной силуэт башенки…
Приближаясь ближе к постройке, изумляешься ее величием, приходит ощущение человеческой незначительности пред Отцом Небесным. Очевидно, так и задумано. Здание по плану должны окружать 18 остроконечных башен, уходящих в поднебесье. Наиболее высокая из них Христова (170 м), она всего на 1 м уступает наивысшей городской вершине. Тем самым Антонио подчеркивал, что рукотворное людское творение не может превышать божественное.
Конструкция состоит из 3 удивительных фасадов, рассказывающих об основных жизненных моментах Иисуса: рождении, распятии и воскрешении. Они настолько разные, как рождение и смерть. Вход с севера обрамлен слишком наклоненными колоннами, похожими на гигантские берцовые кости или громаднейшую ладонь с расставленными массивными пальцами, упирающимися прямо в землю, словно преграждающими путь. Вверху располагается Крест, ниже - пустующая гробница с отходящими от нее столбами. Композиция наталкивает на размышления о кровавом искуплении грехов человечества и предоставленном шансе вечной жизни души. На лестничных маршах застыли, сочувственно взирая на грешников, пророки и патриархи.
Фасад Страстей выполнил Й. М. Субирачес в 80-х г. XX ст., специально лишив орнаментного декора, чтобы сосредоточить внимание на скульптурных группах, демонстрирующих последний день Господа пред крестным путем к Голгофе. Каменные фигуры выглядят грубо вытесанными. Жители в шутку назвали их "Звездными войнами". Тем не менее, именно в этом проявилась гениальность автора, передавшего таким нестандартным способом чудовищные, жестокие события, отсутствие духовности, безнравственность, примитивность, бесчеловечность совершаемого зла.
Слева - сюжет Тайной вечери. Под ним выдержка из Евангелия "Что собираешься ты сделать, делай быстрее", обращенная к Иуде. На лицах учеников – смятение и страшное отчаяние. На стене - изображение магического квадрата. Цифры, складываясь, составляют число33, срок земного бытия Иисуса. Дальше - искушенный сатаной Иуда свершает предательство поцелуем. Внизу - 5-метровая мраморная скульптура бичевания Христа. Если хорошенько присмотреться, заметна окаменелая пальмовая ветвь на плите. Таким обнаружили мрамор, так и оставили, посчитав это знаком свыше. Сзади - альфа с омегой, означающие первую и последнюю буквы греческого алфавита, символизирующие изречение "я есть начало и конец".
Справа - любимый ученик Петр среди женских фигур, стыдливо прикрывшись покрывалом, не спешит открыть лицо, осознав проявившееся малодушие: троекратное отречение от учителя.
В заключительной группе данного уровня видится Господь, окруженный стражниками, голову венчает терновый венец, дальше - умывающий руки Пилат, мучающийся сомнением. Не желая решать судьбу осужденного, обращается к толпе: "Что делать с Ним?"
Показано восхождение Спасителя с крестом на Голгофу, падающего под тяжестью ноши раз, другой. Находившиеся в стороне женщины, взирающие на страдания, не выдержав душевной муки, рыдают. Среди наблюдателей - фигура безликой святой Вероники с плащаницей. Ваятель сознательно не показал ее лица, дабы подчеркнуть значимость лика Сына Божьего.
Затем увидите статую Лонгина, римского воина, пронзившего своим копьем тело распятого. Сидя верхом на лошади, прокалывает острым орудием стену, представляющую аллегорию торса Творца. Чувствуя тяжесть греховного поступка, позднее он принял христианство.
На кресте - распятый Христос. (Местные жители из-за его наготы требовали отстранить Субирачеса). Пала на колени пред замученным, растерзанным сыном убитая горем мать. Наименьший Апостол, юный Иоанн в ужасе обхватил руками голову. Находящийся рядом Адамов череп - символ смертности человека. Зависшая вверху луна говорит о тьме, спустившейся на грешную землю, когда остановилось дыхание Спасителя. Представлена сцена погребения. Никодим вместе с Иосифом Аримофейским направляются к усыпальнице, неся завернутое в саван безжизненное тело. Взгляд Марии устремлен ввысь. Над ней - яйцо, являющееся олицетворением святости и будущего воскресения.
Приводит в безумный восторг фасадная часть Рождества, усыпанная щедро изваяниями христианской добродетели - Веры, Надежды, Милосердия. Взору предстает безумная эйфория, насыщенная неописуемой радостью, всепоглощающим счастьем! Абсолютная противоположность предыдущей.
Здесь рассмотрите сцену венчания Девы с Иосифом, их благословляет священник. Природа ликует в ожидании появления Мессии, о чем извещают всему миру трубящие ангелы, стоящие на основаниях, удерживаемых черепахами. Умиляет бытовая сцена купания новорожденного. Нежные материнские ладони поддерживают ребенка над купелью. Радость материнства поглощает полностью Марию, глава семейства, склонившись над ними, замер, переполненный чувством любви, немого обожания. Над портиком Милосердия - древо жизни с вечнозелеными листьями и сидящими на ветках голубями - мирянами, пришедшими к Господу. Под деревцем устроился пеликан, символизируя причащение. В чудесном живописном саду - звери, птицы, херувимы. А дальше идут повседневные занятия Творца: помощь отцу в плотницких делах, беседы с мудрецами и пр.
Фасад Славы закрыт, его достраивают. На бронзовой табличке - полный текст молитвы "Отче наш" на всех существующих языках. Здесь отобразятся главные человеческие пороки, грехи, благие поступки, жизненные сюжеты, начиная от Адама и Евы до Второго Пришествия.

Необычность интерьера

Даже у последнего скептика замрет сердце при взгляде на центральные врата. Вспомните фразу: "Вначале было слово, и слово было у Бога…" Она воспроизведена здесь, сможете обозревать собственными глазами текст из Евангелия! На двери разместились знаки, отлитые из бронзы (8 тыс.), а между ними - символы, многочисленные! И ключи от рая, и облик Христовый! Фантастично!
Войдя внутрь, понимаешь, что даже незавершенное храмовое пространство выглядит неземным, волшебным. Где еще увидите древовидные колонны, превратившиеся по мере приближения к своду в ветвистые деревья, заполняющие громадный каменный лес? Потрясающее зрелище! Колючие звезды на потолке, кругом лепнина, мозаика, фрески, спускающиеся низко люстры-канделябры, листва и проникающий спокойный, мягкий дневной свет, обеспечивающий по задумке Гауди душевный покой. Он хотел, чтобы освещение не превышало нужного, ведь обстановка требует особой собранности, ничего не должно отвлекать от личного диалога с Богом.
Восхищает черное изваяние Св. Георгия, защитника Каталонии, но особенно завораживает необыкновенностью алтарь с парящим в воздухе Иисусом. Переднюю часть апсиды часовни заполнит Успения Пресвятой Богородицы, почитаемой испанцами. На пяти параболических щитах читается "Аминь", на внутренних опорах рассыпаны буквы, соединив их воедино, получите "Аллилуйя". С окон взирают на прихожан святые: Иоанн Боско, Сан-Жозеф Ориоль и др. На верхних - "Воскресение", притча "Я есьм свет, истина и жизнь", несложно догадаться, кому она принадлежит. Привлекают внимание разноцветные расписанные витражи, выполненные Джоан Вила-Грау.
Впервые в католическом соборе отсутствуют привычные колокола. Вместо них установят трубчатые, звенящие при малейшем порыве ветра совместно с органами (5) и церковным хором, расположенным по обе стороны нефа, донося дивную музыку Вселенной.

Сокровищница архитектурного гения

В 1961 г. в подвальных помещениях базилики открыли выставочный зал, посвященный Гауди. Инициаторами создания были художники и просто интеллектуалы во главе с Фолч-и-Торрес Хоакином, директором художественного музея. Собрали все существующие материалы, связанные с его работой. И теперь посетители могут поближе познакомиться с этим непревзойденным талантом. На фотографиях полюбуетесь необычайными домами, отличающимися неординарным, диковинным видом, превратившим город в чарующую сказку, подсмотренную у матушки-природы. Восхититесь гипсовыми скульптурами, узнаете, как они создавались. По проволочному макету сумеете узнать принцип построения сооружений, посмотреть фоторепродукцию задуманного им Страстного фасада и многое другое.

Волшебство светового представления

Популярная канадская фирма "Moment Factory" из Монреаля, приглашенная в Барселону городскими властями, сумела с помощью прогрессивного достижения техники "оживить" библейские сюжеты, раскрасить во все цвета радуги изумительные росписи базилики "Sagrada Familia". Когда темная вуаль госпожи ночи окутывает мир, зрители получают уникальную возможность быть свидетелями настоящего светового шоу. Под направленными лазерными лучами, словно живые, предстают герои Библии. Завороженно, не сдерживая слез, следят присутствующие под магическую мелодию за разворачивающимся таинством давно минувших дней. И божья благодать, обволакивая, открывает сердца, наполняя их умиротворением, радостью, сопричастностью к происходящему. Всего 15 минут длится фееричный, впечатляющий мини-спектакль, заканчивающийся сыплющимся сверху "золотым дождем". Вовек не забыть!

Барселона у ваших ног

Не простите себе, если не подниметесь на смотровую площадку. Лифт вознесет ввысь лишь на 65 м, а дальше ждут 426 ступеней по извилистой узенькой, винтовой, слишком крутой лестнице, но испытания окупятся с лихвой. Подъемы на разные башни закручены по-своему, поэтому, если взглянуть вниз, кажется, что здание растет у вас на глазах, постоянно возвышаясь. Интересное впечатление!
Оказавшись здесь, воспользуйтесь счастливым шансом пройтись по замысловатым коридорам из одной башенки в другую. Из окошек откроется панорама, заставляющая на миг замереть: отовсюду выглядывают чудные шпили, чем-то похожие на леденцы, с различных уголков наблюдают строгие лики святых. А под вами - изысканная, зажигательная, немного сумасшедшая, любимая Барселона Антонио Гауди с высоты основного детища всей его жизни.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

Видео
Карта
Новости
В Испании развивают направления семейного туризма 2015-11-26

К этим направлениям добавился Кастельдефельдс

Читать
Статьи
Театр-Музей Сальвадора Дали и замок Пуболь

Познакомьтесь с жизнью и творчеством великого Дали!

Читать

Яндекс.Метрика