Парк Буэн-Ретиро в Мадриде

Адрес: Plaza de la Independencia (площадь Независимости), 7, Мадрид, Испания.
Как добраться: недалеко от парка находятся станции метро Retiro (линия L2) и Ibiza (линия L9), 
а также остановки автобусов № 1,2,9,15,19,20,51,52,74,146, 202.
Время работы: с апреля по сентябрь ежедневно с 6:00 до 24:00, с октября по март ежедневно с 6:00 до 22:00.
Вход бесплатный

Зеленое море Мадрида – парк Буэн-Ретиро

Если хотите поднять планку жизнелюбия, повысить градус праздника в душе – поезжайте в Мадрид. Считавшийся некогда "гадким утенком" среди европейских столиц он, как в сказке, внезапно превратился в прекрасного лебедя – роскошнейший стольный град. Отбросив скуку, буквально наслаждается жизнью, будто именно там и поселилось счастье. Прогуляйтесь по лабиринтам улиц, полюбуйтесь площадями, приоткройте завесу тайн мадридского двора, затем нырните в приятную прохладу парка Ретиро, где когда-то веселились лишь короли. Изумрудный райский уголок, укрыв от полуденной жары, подарит умопомрачительные, незабываемые впечатления.

Немного истории

Ах, если б деревья могли говорить, как много удивительного поведали бы о судьбе зеленой гавани, блиставшей великолепием, затем угасавшей, позабытой, покинутой всеми, уничтоженной и вновь возрожденной. Помнит она элегантных светских дам, принимающих от идущих рядом кавалеров комплименты, многозначительные взгляды, слышала молитвы монахов, ведь до 1505 г. здесь располагался монастырь Св. Иеронима. Как зарождалось это диво?
Герцогу Оливаресу, королевскому любимцу, пришла заманчивая идея деликатно переключить внимание безвольного благодетеля Филиппа IV на празднества, отдалив от дел государственных (1632 г.). Рядом с монастырской обителью фаворит порекомендовал выстроить дворец, ставший второй резиденцией монархов. Разбить пышные сады поручили дизайнеру Косме Лотти. Поставили вольеры хищникам, клетки экзотическим птицам. Вокруг обустроенного пруда, где устраивали фееричные шоу, воздвигли статуи. Недалеко застыли каменные святые: Пабло, Антонио Флоридский, Хуан, покровитель мадридцев Исидор, Мария Магдалина. Фигурой Св. Бласа увенчана гора, названная его именем. Сюда уединялся кесарь. Даже сильным мира сего порой необходимо побыть наедине с собой. На лоне природы среди праведников государь, отдалившись от мирской суеты, всецело предавался молитвенному обращению к Господу, ведя с ним безмолвный диалог. Поэтому дал парковой зоне одноименное с дворцовым комплексом название – Буэн Ретиро, означающее в переводе "благое уединение". 
Каждый последующий властелин вносил свою лепту, улучшая, преобразовывая монаршее имение. Вспыхнувший в ночь накануне Рождества пожар, поглотивший крепостное владение Алькасара, вынудил Карлоса III, правившего тогда, перебраться с семьей сюда на 4года (1734 г.).
1808 г. ознаменовался нашествием французских захватчиков на столицу Испании. Неприятельские войска, руководимые Жозефом Бонапартом, использовали царские апартаменты под крепость, разрушив многие строения, безжалостно вытоптав ухоженные газоны, уничтожив насаждения. Усадьбу восстановить так и не удалось, посадкам повезло значительно больше.
Фердинанд VII после изгнания врагов, осуществив полномасштабную реконструкцию, создал ландшафт, отвечающий моде того времени (1814 – 1833 гг.). До наших дней дожили некоторые постройки: пригожий, причудливый домик рыбака для увеселений, хижина контрабандиста, холм кошек, специально сделанный для выгула животных, проживавших в зверинце. Кого здесь только не было: обезьяны, пантеры, грозные тигры, благородные олени, зубастые крокодилы – более 500 представителей фауны. Восхищал посетителей слон – щедрый дар филиппинского губернатора. Сейчас осталось только логово смешных бабуинов.
С 1868 г. гигантская садовая территория, расположенная на 120 га, перешла в распоряжение городского муниципалитета, предоставив возможность жителям проводить здесь свой досуг, упиваться экзотикой. У входа – ворота Алькала, построенные Карлом III в виде величавой триумфальной арки, служившей раньше въездом в город. 
Колоритное царство растительности вмещает более 15 тысяч разнообразнейших деревьев, доставленных со всех континентов. Кому не интересно взглянуть на земляничное деревце – символ Мадрида или ахнуть от изумления у вечнозеленого уникального хвойного гиганта – таксодиума мексиканского, посаженного почти 4 столетия назад, пережившего наполеоновскую оккупацию. Сколько же требуется людей, чтобы объять его? Достигая 50-метровой вышины, может похвастаться самым толстым на планете стволом диаметром 9 м. Округленные шишки, разукрашенные оригинальными узорами, смотрятся, как новогодние шары на елках. 
Сегодня – это великолепное место отдыха для местных и приезжих, где можно приобщиться к культуре, заняться спортом, послушать уличных музыкантов, посмотреть выступления клоунов, мага-чародея, удивляющего созерцателей на протяжении 20-ти лет. Гуляя по извилистым тенистым тропинкам, разбегающимся подобно солнечным лучам в различных направлениях, любуясь роскошными кленами, ливанскими кедрами, пальмами, эвкалиптами, магнолиями, забудете на какое-то время, что пребываете в гуще гулкого мегаполиса, отдохнете душой и телом, унося море восторженных эмоций.

Конная скульптурная композиция Альфонсо XII

Он был единственным сыном королевы Изабеллы II, взошедшим на престол после отречения от трона матери в его пользу (1874 г.). За миролюбие, умение примирить конфликтующие партии, сохранить спокойствие в стране, уставшей от революций, наречен был Умиротворителем. Среди радикально настроенных республиканцев не пользовался популярностью. Дважды на него совершали покушение, попытки закончились неудачей. Когда свирепствовала холера (1885 г.), принимал всевозможные меры по ее устранению, посещая госпитали, приободряя больных. Правил недолго, скончавшись от туберкулеза за трое суток до 28-летия (ноябрь 1885 г.). Все население искренне оплакивало кончину правителя.
Его памятник возвышается на берегу искусственно созданного водоема практически в центре лесопарка на высоком постаменте в окружении полукруглой колоннады. Королева-регентша Мария Кристина объявила состязание на лучший проект (1902 г.). Победа досталась Хосе Грасесу Риера. Зодчему не посчастливилось увидеть законченным собственное детище по причине смерти. Не внося кардинальных изменений, строительство продолжил Теодор Анасагасти. 20 скульпторов трудились над обрамлением. Наконец, 6 июня 1922 г. монумент открыли.
Он имеет достаточно внушительные размеры (86х58 м), подымаясь над водой на 30 м. На переднем плане – восседающий на коне вылитый из бронзы венценосец (автор Мариано Бенллиуре), бдительно наблюдающий за порядком. Под изваянием – барельефы, аллегории Прогресса, Мира, Свободы. Всадник на лошади будто бы движется к прозрачной зеркальной глади, находящейся под защитой 4-х мощных львов, соседствующих с бронзовыми молчаливыми сиренами. По два царя зверей с восхитительными Амурчиками заняли почетные местечки с боков. По обеим сторонам установили архитектурные ансамбли "Армии" и "Ла Марины". Внутренняя часть, направленная на пруд, украшена символическими фигурами: Науки, Сельского хозяйства, Искусства, Промышленности.
Здесь всегда многолюдно, играет профессиональный небольшой оркестр. Здорово сесть в лодку на весла и прокатиться по живописному озеру, где обитают жирные карпы. Чуют ли они, видят угощение? Набрасываются на еду, словно ловят последний шанс. Непонятно, кого веселое зрелище оживляет более: благотворителей или рыб. Солнце здесь не жжет, мягкие лучи нежно ласкают кожу. Приходит понимание, что не так уж и много надо для отличного настроения, разве что наличие 7,5 евро для оплаты 45-ти минут удовольствия.

Аллея статуй

Она заслуживает невероятного восхищения. Вечными стражниками стоят на пьедесталах каменные самодержцы, зорко следя за отдыхающими: Гундемар, Хинтила, Раймон Беренгер IV, донья Уррака, Энрико II, Карос I и другие, вершившие историю испанского королевства. Изначально всем им предназначалось быть украшением карниза резиденции. Однако, пришедший к власти Карлос III отказался от затеи, считая ее лишней. Скульптуры сделали в 50-х годах XVIII ст. разные мастера под руководством Хуана Оливьери и Филиппа де Кастро. Сначала их распределили по столичным районам и провинции, потом решили собрать в едином пространстве, прописав в царстве зелени.

Пленительность розария

Испокон веков царицей цветов считалась роза. О ней, как символе любви и грации, слагали легенды, писали романсы, ей посвящали сонеты. Прелестными бутонами украшались храмы богини Афродиты. Еще в Средневековье восхищенные очаровательными цветками французы стали культивировать их. 
Столичный мэр Карлос Пратс загорелся желанием обустроить розовый сад в Retiro наподобие парижского, раскинувшегося среди Булонского леса. За опытом и разнообразными сортами С. Родригес отправился в Париж. Садовника застала на чужбине разразившаяся первая мировая война. С неимоверными трудностями возвращался на родину, выполнив поставленную задачу. 
Прошло время, на клумбах, окаймленных аризонскими кипарисами, раскрылись сотни неотразимых горделивых красавиц, робко улыбающихся прохожим, источая утонченный сладостный аромат, проникающий в каждую клеточку естества. Гражданская смута (1936 г.) не пощадила садовых аристократок. Бунтовщики затоптали, сровняли все с землей. Для восстановления высадили 4000 новых кустов (1941 г.). Обворожительная представительница элиты, как и прежде, радует путешественников. Желтые, пурпурные, белые, розовые, сиреневые бархатные лепестки, скрывающие капельки утренней росы, как магнит приковывают взор. Увитые вьющимися побегами перголы – само очарование. Воздух насыщен их томным, упоительным благоуханием. Защищая от зноя, они пленяют, окуная в загадочный мир Востока. Красота неземная…

Симфония воды и камня

Затеряйтесь между обширных стезей и серпантинов узких дорожек, где свежо, зелено и так легко дышится. В каком бы направлении не пошли, выйдете к чему-нибудь захватывающему, например, к фонтану "Падший ангел", поселившемуся среди яркого калейдоскопа цветущих растений. Даже не верится, как такая конструкция смогла появиться в государстве, католическом до мозга костей? Талантливый мастер Рикардо Бельвера сотворил ее бронзовой (1878 г.), проникшись прочитанной поэмой Мильтона "Потерянный рай", развивающей сюжет первой книги Торы, повествующей о человеческом грехопадении, образовании Ада. В ней рассказывается о Сатане, взбунтовавшемся задолго до сотворения Земли, восставшем в непомерной своей гордыне против Отца Небесного, за что низвергнут из рая в кромешную тьму и хаос – Преисподнюю. 
Вначале скульптурный шедевр украшал Прадо. Директор Национального музея, Бенито Мурильо, предложил переустановить его, утверждая, что только там, под открытым небом, перед широкой публикой, он сумеет в полной мере продемонстрировать огромнейшее значение грехопадения. Так и оказался здесь.
По центру фонтана (10х10х7 м) – гранитное основание в форме усеченной пирамиды, вокруг него разместились пресмыкающиеся, рогатые демоны. Выпучив глазища, выпускают чистые струйки из безобразных пастей. На основе – постамент, вершину коего венчает лежащий на скале херувим (2, 65 м) с распростертыми крыльями. Вокруг молодого упругого тела извивается большая змея. Лицо искажено, в глазах – возмущение и протест. Неправда, что аналогичных памятников не существует нигде. Подобный можете найти в Турине (Италия) и не только, а вот с тем, что этот – наиболее известный, действительно, не поспоришь. 
Однажды по требованию жителей величественное творение чуть было не снесли. Поскольку изваяние размещено на участке высотой 667 м над уровнем моря, сатанисты усмотрели в нем знак дьявола. Расхождение с бесовским числом 666 на единицу не смутило. Они собирались здесь, свершая страшные ритуалы (30-40 гг.). Сектантам запретили сборища. Привлекательная внешность Люцифера, запечатленного в момент падения – напоминание об ангельском происхождении заблудшей души, не смирившейся с поражением, не раскаявшейся, возжелавшей быть не слугою Неба – владыкой Ада.
Пройти равнодушно мимо Галапагосского фонтанчика, подарка ко дню рождения принцессы Изабеллы II, не получится. Наилучшие символы-пожелания предназначались новорожденной. Ладони сами тянутся к студеным серебристым струйкам, изливающимся в ракушки из открытых ртов лягушек, помощниц рожениц, черепах, символизирующих долголетие. Водную фантазию, обвитую водорослями, дополняют четыре милых резвящихся ангелочка, оседлавших дельфинов, воплощающих море, свободу, благородство, рассудительность. Вверху, на мраморном круге – улитка. Вода – источник всего живого на планете, поэтому и присутствует морской мотив, представляющий плодовитость. Возведением трехуровневой конструкции руководил Хосе де Мариатеги (1832 г.). 
Неподалеку находится еще одно фонтанное чудо, олицетворение весны, – "Артишок", появившийся здесь в 1880 г. (создатель Вентура Родригес). У колонны восседают морские божества, держащие мадридский герб и корону: Тритон, сын могучего Посейдона и нимфа Нереида, дочь Нерея. Сверху над ними, посреди огромной круглой чаши – малыши, поддерживающие блюдо с артишоками, ценимыми за медицинские качества и тонкий вкус. Завораживает звон падающих вниз хрустальных брызг, переливающихся миллионами мельчайших радуг. Здесь любят развлекаться детишки, родители – сидеть на парапете, а для вездесущих голубей – это личная замечательная поилка. И все довольны, никто никому не мешает.

Романтические постройки

Гениальные архитекторы, раздвигая рамки обыденности, разрушая привычные стереотипы, реализовывают оригинальные, безумно смелые фантазии. Благодаря им рождаются необычные, изумительные, порой сумасшедшие, ни на что не похожие сооружения. Загляните в Паласио де Кристаль, спроектированный Рикардо Веласкесом. Дух захватит – это просто фантастика! Пафосное сложное строение возвели из металлического каркаса и стекла (1887 г.). Такой материал в непромышленных целях использовался впервые. За образец взяли выставочный комплекс Лондона. Декором занимался мастер кисти Даниэль Сулоага. 
Расположившись среди платанов и сосен, Хрустальный замок выглядит, будто декорация к волшебной сказке "Аленький цветочек": изящный, невесомый, переливающийся на солнце всевозможными красками. Зайдя в светлый просторный зал с круглыми рифлеными колоннами, видя сквозь прозрачный купол высотой 22 м игру солнечных зайчиков, слыша чарующие звуки музыки, ощущение нереальности усиливается. Кажется, раздастся из глубины громкий голос Чудовища, и сказочное представление начнется. Везде уютно, расставлены кресла-качалки, можно присесть, порелаксировать или просто помечтать.
В 2006 г. художница Кимсуджи ради усовершенствования интерьера устелила пол одной из комнат зеркалами, стены покрыла пленкой с дифракционной эффективностью отражения, предоставив возможность гостям почувствовать себя внутри радуги. Более того, находчивая кореянка усилила эффект звуковым сопровождением, записав собственное дыхание в неоднородном ритме, позволяя таким способом ощутить посетителям различные эмоциональные состояния.
Изначально здесь демонстрировали экзотическую тропическую флору из Филиппин. Теперь часть помещения отведена оранжереям, в арочных галереях периодически выставляются картины из коллекционного хранилища королевы Софии. Широкая лестница ведет к славному искусственному озерцу, создавая чувство, будто бы здание однажды поднялось с его дна. Словно столб пены взмывает ввысь небольшой фонтанчик, на берегу по уступам каскадом струится мини-водопад. Идеальное место для фотосессии, избранное белыми и черными лебедями, утками, водяными черепашками. Из зарослей выскакивают прямо под ноги юркие белки, раздается пение птиц – райский уголок.
Неподалеку – следующее произведение архитектурного новатора, названное его именем – дворец Веласкеса Боско, выстроенный в 1883 г. Его назначение – удивлять разнообразными временными выставками. Первая была посвящена металлургии, горнодобывающей промышленности. Сейчас здесь экспонируют свои работы живописцы, скульпторы, фотографы. При построении элегантного павильона среднего размера (73,8 х 28,75 м) в неоклассическом стиле использовали красный кирпич 2-х видов для двухцветной кладки. Перекрытия из арок поддерживают стеклянную куполообразную крышу. Фасад декорирован керамической плиткой с затейливым восточным орнаментом, дивной лепниной. Вход охраняют два преданных стража – мифические грифоны. По всему периметру – живая изгородь из подстриженных ровно, как под линейку, кустарников и шарообразных деревьев. Сегодня – это собственность Министерства Культуры.

Роща умерших

Ее высадили в честь неповинных жертв теракта, произошедшего в марте 2004 г. 11 числа. Тот день, возможно, был таким же ясным, многообещающим, но стал самым трагическим в стране, погрузив ее в траур. Трагедия случилась недалеко от вокзала Аточа. Семь террористов-смертников взорвали 4 пригородных электропоезда. Результат – убитых 191 человек, 2050 раненых. Может, кто-то так же ехал отдыхать, кого-то ждали любимые, друзья, но никого из них не защитила вдали обещанная встреча. Пострадавшие иностранцы получили испанское подданство. О погибших указывают выросшие 21 олива и 170 кипарисов (по одному саженцу каждому мертвому), как свечи, устремленные в небо.
Нужно ли подобным посещением омрачать полученные доселе восхитительные впечатления? Да! Чтобы помнить, не допустить впредь. Что послужило причиной зверства? Межнациональные распри. Боже правый, это же верх человеческого безумия! Абсолютно верно утверждение, что на свете существуют лишь две национальности: порядочные добрые люди и нелюди. Когда же это поймет человечество?

Чем дальше углубляетесь, тем парк все больше напоминает естественный, обычный лес, вполне подходящий для пикников. Прилягте на густую сочную траву, как делают испанцы. Вдыхая благодатный аромат душистых растений, глядя на проплывающие пушистые облака, слушая шепот ветра, приходит понимание: Мадрид подарил главное – умение радоваться жизни. Если она покажется когда-то серой, стряхните с нее накопившуюся пыль и возвращайтесь в Испанию.

Тamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

Видео
Карта
Новости
В Испании развивают направления семейного туризма 2015-11-26

К этим направлениям добавился Кастельдефельдс

Читать
Статьи
Театр-Музей Сальвадора Дали и замок Пуболь

Познакомьтесь с жизнью и творчеством великого Дали!

Читать

Яндекс.Метрика