Королевский дворец в Мадриде

Адрес: Calle de Bailén, s/n, 28071 Madrid, Spain.
Как добраться: станция метро "Opera" (линии - 2, 5, R).
Время работы: с 09:30 до 17:00 (с 01 октября по 31 марта);
                             с 09:00 до 18:00 (с 01 апреля по 30 сентября);
                             с 09:00 до 15:00 в воскресные и праздничные дни.

Королевский дворец в Мадриде – немой свидетель жизни монархов

Царица Пиренейского полуострова Испания давно стала Эдемом даже для наиболее взыскательных туристов. Здесь песчаные пляжи соседствуют с апельсиновыми рощами, изумрудные долины – с горными вершинами, Атлантический океан – со Средиземным морем, солнце, кажется, никогда не заходит, а звучание кастаньет и плач гитар опьяняет без вина. Сердце ее – Мадрид, темпераментный, гостеприимный, многоликий, как цветная мозаика, собранная из многочисленных культурных и архитектурных шедевров. Знакомство с ним лучше начать с резиденции королей, где перемешались в мудреном коктейле интриги, бурные любовные романы, бесконечные заговоры, где вершилась история…

Предания старины глубокой

Исторические корни величественного Palacio Real уводят далеко в прошлое. Эмир Мохаммед I для обороны от нашествий испанцев, исповедующих христианскую веру, возвел на берегу речки Мансанарес цитадель Маджерит (X в.). Однако, кастильскому владыке Альфонсо VI удалось ее покорить. Ходят слухи, что помог мальчишка, ненавидевший арабов. Избрав наивысший отрезок ограждения, считавшийся неприступным, поэтому слабо охраняемым, юный ловкач, выдолбив ножом небольшие отверстия в кладке, как обезьянка, быстро вскарабкался по ним наверх. Закрепив накрепко конец веревки, скинул ее поджидающим внизу бойцам. Благодаря авантюре укрепление пало.
Скоро бывшая мусульманская твердыня превратилась для помазанников божьих в охотничий дом Алькасара. Вокруг постепенно разрастался средневековый городишко, куда Филипп II из Вальядолида перевел столицу, решив перебраться лично (1561 г.). К его приезду неуютное жилье преобразили, произведя реконструкцию. Потолки покрыли позолотой, превосходной лепниной, наряженные обоями комнаты украсили полотнами прославленных художников, статуями. Невдалеке высадили саженцы, разросшиеся позднее в дремучий лес, куда запустили дичь. 
Следующую перестройку осуществлял Хуан Гомес де Мора (1626 г.). С его помощью обновился фасад. На входном портале появился герб, угловые башенки увеличились, потянулись к облакам остроконечные шпили. Сооружение приобрело воистину царственный облик, но 1734 г. принес нежданно беду. Накануне Рождества ночное мадридское небо озарилось зловещим огненным сиянием. Языки пламени уничтожали деревянное имение, вспыхнувшее, словно факел. Напуганный люд бросился спасать от разбушевавшейся грозной стихии самое ценное. Рискуя жизнью, жители выносили из пожара все, что могли, выбрасывали через окна, но до верха добраться не сумели. Слишком короткими были стремянки. Сгорели дотла редчайшие предметы, собираемые годами. Порядка 300 картин были уничтожены: произведения фламандского мастера Питера Пауля Рубенса, Якопо Робусти, известного, как Тинторетто, Паоло Веронезе, Хосе де Рибера по прозвищу Спаньолетто, Тициана, Леонардо да Винчи, Рафаэля. Исчезли работы, отбираемые непосредственно Веласкесом. Огонь поглотил все. Осиротевшей, обезглавленной выглядела столица. Царская семья вынуждена была переехать в усадьбу Буэн-Ретиро. Эпоха Габсбургов катилась к закату.
Потомок знатного рода Бурбонов, Филипп V, не привык сдаваться. Он надумал поставить на пепелище новый палаццо, да такой, чтоб затмил по красоте парижский Версаль, выстроенный его дедом. Для этого пригласил знаменитых итальянских архитекторов Дж. Сакетти, Ф. Ювара, Фр. Сабатини и местного зодчего Вентура Родригеса. В фундамент, освященный епископом, заложили на счастье свинцовую шкатулку с серебряными и медными монетами (1738 г.). Строительство, растянулось до 1764 г. Учитывая горький опыт, в качестве строительного материала вместо бревенчатого сруба взяли молочный камень из Кольменара и серый гранит, привезенный с холмов Сьерра-де-Гуадаррама.
Карлос III – первый поселенец в нововыстроенном дворце, хотя отделкой продолжали заниматься долгих четыре десятилетия. Результат превзошел ожидания. Постройка поразила роскошью даже Наполеона, навестившего брата в Мадриде (1809 г.). Увидев элегантные апартаменты, Бонапарт, не удержавшись, возбужденно воскликнул: "Вы тут квартируете комфортнее меня". 
Каждый из последующих повелителей вносил свою лепту в преобразование официальной и сегодня резиденции правителей. Последним из коронованных особ, проживавших здесь, был Альфонсо XIII. Нынешний глава государства Хуан Карлос I проводит тут исключительно служебные церемонии, дипломатические встречи, аудиенции, предпочтя жить с семейством в замке Зарзуела, поэтому здесь радушно распахнул двери широкой публике музей (1950 г.). Ежегодно его посещает более миллиона желающих. Доступ закрыт только в период проведения государственных мероприятий.

Его Величество, увековеченный в бронзе

Чтобы белоснежное исполинское строение предстало пред взором во всем величии, снесли базилику, пару монастырей, 56 жилищ, разбив на освободившейся территории площадь (Пласа де Орьенте), где по указу королевы Изабеллы II установили конную статую Филиппа IV (XIX в.). Это – первый в мире монумент, запечатлевший всадника на вздыбившемся жеребце, прочно удерживающемся на задних ногах. Создатель Пьетро Такка для обеспечения устойчивости коня руководствовался мудрыми рекомендациями Галилео Галилея (1640 г.). Два фонтана декорируют гранитный пьедестал, по углам – отлитые из металла скульптуры царя зверей (4 шт.). Чудесная композиция объята квадратными скверами, где под сенью деревьев застыли 20 каменных испанских владык.

Экстерьер дворцового ансамбля

Прямоугольное здание в стиле барокко и неоклассицизма с плоской кровлей, расположенное в глубине просторного двора, занимая 100 000 м2, состоит из 5-ти ярусов (2 цокольных), смотрится величаво и празднично, отличаясь благородной строгостью, сдержанным богатством декоративного оформления. Имеет более 3000 шикарных комнат (для осмотра предложены 50), 110 дверей, 44 лестничных марша, через 870 окон льются потоки света. За ним, словно вечные стражники, виднеются горы.
Центральный фасад увенчан аттиком с часами и гербом Бурбонов. Верхнюю фасадную часть окаймляет рельефный карниз с балюстрадой. Там выстроены бесподобные скульптуры венценосцев с женами: по краям – Филипп V и Мария Луиза Савойская, посредине – Фердинанд VI с Барбарой Португальской. Четыре тосканские великолепные колонны подпирают большущий балкон, заменив фигуры императоров: Флавия Августа, Феодосия Великого, Траяна и Андриано, стоящих ранее у центрального входа, выходящего на Оружейную площадь. Здесь можно пронаблюдать, как торжественно проходит Большая Почетная смена караула с участием 400 гвардейцев, сотни лошадей, а если повезет, лицезреть прибытие в старинном экипаже коронованной четы.

Изумляющая роскошь интерьера

Самое любопытное, захватывающее зрелище ждет внутри. Над убранством, поражающим импозантностью, неустанно трудились лучшие искусники минувших веков. Напротив матовой фешенебельной лестницы – каменный Карлос III, встречающий гостей, одетый в доспехи римского генерала (автор Пьер Мишель). Поднимаясь по пологим ступеням, залюбуетесь мраморными мускулистыми львами, изваянием восседающего на царственном троне Карлоса IV, выполненного Рамоном Барба. Купольное перекрытие, разрисованное итальянцем Коррадо Джаквинто, знакомит с сюжетом "Религия под защитой Испании". На медальонах – основополагающие элементы Вселенной: земля, вода, воздух и огонь. Над перилами – аллегории: Справедливость, Мир, Изобилие, Великолепие. 
Пора заглянуть в господские покои. Необыкновенно изысканным считается колонный зал, где проводились празднества, устраивались балы. Дамы демонстрировали дорогие наряды, драгоценности, звучала музыка, кружились в танцах пары. Восхищает роспись купола с изображением Золотого Руна, произведенная живописцем Сабатини (1761 г.). Гиакуинто написал на своде силуэт государя в образе Аполлона. Вдоль завешанных гобеленами (XVII в.) межкомнатных перегородок – бюсты императоров Рима. Восторгает начертанный неподражаемый ряд планет. Здесь сочетался браком Альфонсо XII (1879 г.). На каждую Пасху, в чистый четверг, свершали необычайную церемонию "омовения": придворная свита, монарх омывали ноги нищим, бродягам (конечно, символически), смывая таким странным способом собственные накопившиеся тяжкие грехи, раздавали благотворительное пособие. Здесь подписали акт, подтверждающий присоединение королевства к Европе (1985 г.).
Ничем не уступает предыдущему чуть меньший тронный зал, отображающий вычурный рококо с обилием причудливых компонентов, напоминающих игру карнавала. Изящная меблировка сверкает янтарным блеском. Огромнейшие зеркала в золотом обрамлении (12), огоньки канделябров приумножают нарядность свисающих изумительных хрустальных люстр. Стены, драпированные алым бархатом, совпадают тональностью с престолами, находящимися под надежной охраной 4-х могучих золоченых львов. По обоим бокам тронных кресел – символы Благоразумия и Правосудия. Завораживают разноцветные ковры, гобелены, доставленные сюда из брюссельских мастерских (XV – XVI ст.), холсты Караваджо, Гойи, Веласкеса. Королева София с Хуаном Карлосом всегда встречают пришедших, стоя на нижней ступеньке, подчеркивая этим, что они – на едином уровне с народом.
Очаровывает салон Гаспарини, именованный в честь своего творца из Неаполя. В его облачении ощущаются экзотические китайские мотивы: по обшитым шелком стенам змейками извиваются, ползут серебряные нити, образуя замысловатые узоры. Декор в стиле шинуазри выполнил Матиас Гаспарини. Со вкусом подобрана соответствующая мебель. Особенно привлекательно выглядит столик с мозаичным узором на толстой ножке, закрепленной в круглом основании, на котором клюют зерно золотистые птицы, расправившие крылья, как для полета. Над ним свисает громаднейшая сверкающая люстра из хрусталя. Витиеватые подсвечники, статуэтки, придают истинно королевский шарм помещению, где ежедневно свершался в присутствии свиты утренний туалет кесаря, позаимствованный у французов.
Выделяется помпезностью обширная столовая, открытая в 1879 г., рассчитанная на 145 персон. Их размещали за длинным столом на мягких стульях с узорчатыми спинками. Именно здесь состоялся свадебный пир Альфонса XII со второй супругой Кристиной Габсбургско-Лотарингской. Повсюду расставлены перламутровые вазы из Китая различных размеров, сосуды с тонким, длинным горлышком. Радуют взгляд фрески Антонио Васкеса, расписанные киноварью, "Аврора на колеснице" и "Колумб пред Испанскими монархами". Существующая обстановка говорит о пристрастии властелинов к роскошной жизни. Здесь до сих пор устраивают приемы.
Заслуживает посещения часовня, возведенная по проекту Родригеса (1759 г). На полукруглом куполе, венчающем основную часть, изображена "Коронация Богородицы" К. Джоаквинто. 16 черных мраморных колонн с позолотой поддерживают свод. С восточной стороны – алтарь с Евангелием, над ним – сцена "Сан Мигель, торжествующий над демонами" (Рамон Байеу). Напротив – орган, сделанный Бернатом, чуть дальше – атриум. Взирают отовсюду на посетителей крылатые ангелы, сотворенные Ф. Кастро. В застекленной нише покоятся останки Св. Феликса. Здесь не только отдавали хвалу Богу, прося у Всевышнего благословения, но и отпевали умерших членов монаршей фамилии.

Сокровища мадридского двора

Предоставлена уникальная возможность познакомиться с эксклюзивными вещицами, ставшими реликвиями. Можно полюбоваться национальным достоянием – царской короной, усеянной драгоценными каменьями (1775 г.), скипетром, заканчивающимся шаром из замечательного хрусталя. С 1833 г. венец ни разу не возлагали на голову вновь провозглашенного управителя, используя лишь символично.
Ослепляют гламурные ювелирные украшения: диадемы, камеи, изделия тончайшей ручной работы с топазами, изумрудами, сапфирами, бриллиантами – собственность Елизаветы II, инфанты Исабель Клары Эухении.
Предоставлено на обозрение большое количество художественных ценностей: труды П. Пикассо, Дж. Тьеполо, А. Менгса, Караваджо и др. Вызывают неистовый восторг коллекционные музыкальные инструменты, среди них – пять струнных, сделанных А. Страдивари.
Ярчайшее воспоминание остается после осмотра оружейной палаты с собранной коллекцией доспехов. Более всего трогают за душу маленькие, детские латы, принадлежащие некогда наследникам престола, которых с детства обучали военному ремеслу. Здесь сохраняется немалое собрание пушек, рапир – излюбленного оружия, относящегося к средине XVII в., легкого, смертоносного, предназначенного для самообороны.
Антикварными являются музейные экспонаты аптеки с древними рецептами, коими пользовались доктора, лечившие господ голубых кровей. На стеллажах полно стеклянных баночек, фарфоровых пузырьков с целебными снадобьями. Создается впечатление, что пребываете в лаборатории средневекового алхимика.
Более утонченной формой искусств тогда значились часы. Самодержцы были просто одержимы их коллекционированием. Здесь сберегается почти 700 их видов. Основателем собрания считают Фердинанда VI. Он слыл человеком нерешительным буквально во всем, кроме искренней любви к супруге и увлечения хронометрами, пытаясь заполучить гениальнейшие творения. Это было довольно прибыльным делом для часовых мастеров, но одного из них едва не погубило. Им оказался швейцарский часовщик Пьер Жаке-Дро, придумавший сказочный, необычный механизм, показывающий не только время. В нем – 8 разных славных мелодий, меняющихся автоматически. Не имитирует, а играет на настоящей флейте симпатичный пастушок, слышатся звонкие птичьи трели, лает собака, катаются на качели детишки. Фернандо чрезмерно обрадовался изобретению, но его советники-католики не разделили восторженного отношения. "Ожившие" фигурки показались им дьявольским представлением. Чтобы избежать угрожающей инквизиции, молодому Дро пришлось вскрыть механизм, доказав, что не бесовское колдовство им движет, а меха, шестеренки, проводки. Сейчас – это музейная жемчужина.

Зеленое обрамление дворца

Испокон веков элита окружала апартаменты лесопарками, рощицами, сквериками. Не удивительно видеть их здесь. В западном направлении за белокаменной стеной раскинулся на 20 га Кампо-дель-Моро, означающий в переводе "поле мавров". Название закрепилось благодаря мавританцам, разбившим здесь лагерь (1109 г.) в надежде отобрать у неверных бывшую их крепость. Попытка не удалась, живописное пространство осталось за испанцами. На выровненном рельефе оборудовали арену, где проводились рыцарские поединки. 
В XIX ст. королева Мария-Кристина приказала обустроить лесной массив с плодовыми посадками для прогулок знатных особ, развлечения маленьких преемников. Перестройку, соответствующую английской моде, осуществил Рамон Олива из Барселоны (1868 г.). Современный облик ландшафту, видимому сейчас, сумели придать к 1890 г. Озелененный романтический уголок города причислили к объектам Культурного наследия (1931 г.), распахнув ворота для свободного посещения. Пропуск временно закрыли в период правления диктатора Франко, возобновив с 1983 г. Отличительной чертой красочного мира зелени является наличие аллей с одинаковым видом насаждений: тропа каштанов, боярышников, гигантской секвойи, целая цепочка пальм, живая изгородь из неприхотливых кустов бирючины, благоухающих роз, что вполне достойно внимания художника-пейзажиста. Из 70-ти разновидностей флоры встречаются 150-летние долгожители. 
Размещенные на лужайках фонтаны "Тритон", "Дюймовочка" изливаются кристально чистыми струйками. Шаловливый ветерок теребит звенящий каскад брызг, переливающихся всевозможными оттенками. По сочной траве вольготно разгуливают абсолютно ручные павлины, не страшась отдыхающих, позволяют угостить себя. Распушив веером фантастически очаровательные хвосты, самцы заигрывают с самками. Прохаживаются по газонам пестрые попугаи. В водоемах плавают гордые лебеди. Сказка, да и только. Дойдя до конца, увидите сюрприз – музей Карет, достояние многих царских династий. 
Спустившись по монументальной лестнице, находящейся с севера, попадете в сады Сабатини, сформированные на месте старых королевских конюшен во славу построившего их зодчего, предложившего планировку будущего участка. Заложил садово-парковый надел Фернандо Маркадаль (1933 г.). Естественней назвать бы его именем создателя, но король решил иначе, ему не перечат. Среди могучих деревьев, возвышающихся, как сказочные исполины над окружающим простором, снисходит чувство умиротворения, спокойствия, единения с природой.
По центру расположен прямоугольный пруд с белоснежными лилиями, плавающими дикими утками, журчащими фонтанчиками. На дорожках по периметру замерли статуи венценосцев из молочно-белого известняка. Оказавшись слишком тяжелыми для дворцовой крыши, прописались здесь, охраняя владения. Вокруг водной глади посажены кустарники самшита, подстриженные на французский манер ровно, будто под линейку, создавая настоящий загадочный лабиринт.
Растут кипарисы, кедры, пушистые сосны, имеющие настолько чудную конфигурацию, что, скорее, походят на пришельцев с чужих планет. Мимо них проходило множество путешественников, наслаждаясь, фотографируя на память, а сколько еще пройдет… Минуют годы, пышные шапки крон будут по-прежнему утопать в солнечных лучах, впитывая в себя мудрость столетий. Есть и лиственные деревца. В прохладной тени раскидистых ветвей удачно устроились удобные манящие скамейки. Приятно присесть, укрывшись от изнуряющей жары, выпить прохладительный напиток, послушать разноголосые трели пернатых, помечтать или погулять по ухоженным ленточкам тропинок, забыв обо всем на свете, раствориться в неземной красоте вечнозеленой обители, раскрывающей объятия любому путнику, позволившей поселиться горлицам, голубям, фазаном. 
Когда распускаются нежные бутоны истинной аристократки растительного царства, парковая зона погружается в мягкие волны дурманно-пьянящего пряного аромата. Родина ее – Япония, Китай. Приправленная ноткой восточного колорита легенда знакомит с трогательной историей рождения восхитительного чудо-дерева. В глубокую старину злодеи-хунхузы, напав на мирных поселенцев южного края, истребили мужчин, детей, стариков, забрав в плен девушек. Ежедневно, поглумившись, убивали по одной невольнице. Последняя жертва, напуганная смертью подружек, взывала молитвой к Господу, умоляя защитить ее. Утром мучители вместо пленницы обнаружили незнакомое древо. Рассвирепев, разбойники разрубили ствол на мелкие кусочки, разбросав по предгорью. Где падали волшебные частицы, вырастало дивное растение, покрывавшееся весной ослепительными бело-розовыми цветами, – воскресшими девичьими сердцами. Нарекли его магнолия.
Пребывая здесь, не заметите, как уставшее солнце, уступая господство царице-ночи, посылает сумрачной земле свой прощальный поцелуй. Думаете, Мадрид уснет? Напрасно. Ему не до сна, спеша жить в темпе зажигательного фламенко, заразит вас бешеным ритмом, атмосферой праздника, счастья, увлечет до рассвета, заставив влюбиться в него безоглядно, страстно, навсегда. Когда вновь возникнет вопрос, куда ехать отдыхать, произнесете, не сомневаясь: "Испания!"

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

Видео
Карта
Новости
В Испании развивают направления семейного туризма 2015-11-26

К этим направлениям добавился Кастельдефельдс

Читать
Статьи
Театр-Музей Сальвадора Дали и замок Пуболь

Познакомьтесь с жизнью и творчеством великого Дали!

Читать

Яндекс.Метрика