Магический треугольник искусств – лучшие музеи Мадрида

На Земле существует масса сверхъестественных зон, обладающих колоссальной энергетикой, оказывающей сильное влияние на человека. Одна из них – в Атлантике между Майами, Пуэрто-Рико, Бермудскими островами. Здесь бесследно исчезают люди, корабли, самолеты. Много гипотез, ни одна не имеет подтверждения: просто дрейфуют суда без команды либо пропадают неизвестно куда. Есть и такие области, где путники, попав под влияние необычайной силы, теряются во времени надолго, но появляются обновленными, одухотворенными, обогащёнными новыми знаниями, эмоциями, по-иному оценивая жизнь вокруг себя. Такой магией обладает музейный треугольник в Мадриде, включающий в себя Прадо, выставочный Центр королевы Софии и знаменитый музей Тиссен-Борнемиса.

Магнетически притягательный район

Три главнейших музея объединены в единое целое, представляя неисчерпаемый, бездонный колодец – кладезь эстетики, блаженства, познания. Более семи млн. посетителей приходят сюда на протяжении года, растворяясь в мире прекрасного, ищут и находят лучшее, спрятанное глубоко под налетом обыденности, быта, суеты. Перед ними предстают произведения титанов живописи от предренессансной эпохи до безумного XX в. Изначально рекомендуется пройтись загадочными лабиринтами Прадо.

Мадридская сокровищница - Национальный Музей Прадо

Адрес: Museo Nacional del Prado Paseo del Prado, s/n, 28014 Madrid, Spain
Время работы: понедельник - суббота с 10:00 до 20:00; вскресенье и праздники с 10:00 до 19:00.

Главный архитектор столицы, непревзойденный Хуан де Вильянуэва, спроектировал это здание еще в 1787 г. по приказу короля Карла III. Строительство затянулось на 20 лет, зато город обрел настоящее чудо неоклассицизма в бело-розовых тонах. У него – два фасада: один выходит на центральную аллею, другой – в одноименный парк. 
Гармония цвета, изящество окон, аркад, колонн сочетаются с утонченностью вкуса, помпезностью, бросающейся в глаза роскошью. Прямоугольная форма строения, 200-метровая длина, обеспеченная легкостью конструкции, создают иллюзию воздушности, невесомости. Помещение расширялось, неоднократно перестраивалось. Последняя модернизация 2007 г. добавила отделку из мрамора, красного кирпича, множественных оттенков гранита, резьбу по дереву. К корпусу основной постройки присоединили дополнительную часть, бывшую некогда госпиталем, пробив под землей коридор между ними, увеличив тем самым выставочную площадь, составляющую сегодня 58 м2. На ней вмещается до 2000 экземпляров живописи, 400 скульптур, прописавшихся в 72-х залах (6000 пребывают в запасниках, 900 – по подсчетам очередной описи исчезли непонятно куда). 
Часть экспозиции – облики королей в тяжелых инкрустированных рамках. Карл IV, владея тонким чувством красоты, особо поддерживал и опекал Ф. де Гойю, чьи полотна принесли всемирную славу. С портрета королевской семьи проницательно взирает венценосец, находящийся в окружении детей, внуков. Гордая осанка, парадная одежда, атрибуты власти – все выписано до малейших подробностей, впрочем, как и на "Расстреле повстанцев 3 мая 1808 г.", на изображении "Графини Чинчон". 
Его "Зонтик" отмечен жизнерадостностью, красочностью, наполнен солнцем, счастьем, чувством влюбленности. Работа писалась для гобелена, который украсил бы столовую дворца. Зонтик и тонкое деревце, наклоненные в противоположные стороны, производят видимость движения, так же, как и руки дамы. Собачонка, свернувшаяся клубочком на платье красавицы, изумрудная трава, высокая синева неба, яркий свет – все подчинено теме любви в отличие от "Сатурна, пожирающего сына". Сцена из древней мифологии написана как фреска на стене виллы "Глухого", где автор проживал с 1819 г. по 1823 г. Уродливое, непропорциональное тело героя, рвущего на куски младенца, было продиктовано мрачным, удрученным настроением художника после поражения Испанской революции. Дом разрушили, а фреску удалось спасти: Сальвадор Кубельс переснял ее на полотно. 
Повышенный интерес вызывают картины-двойники: "Обнаженная маха" – "Одетая маха"; "Адам" и "Ева" ученика Рафаэля Менгса ; "Портрет Карла III" Д. Веласкеса и "Охотничий портрет Карла III" М. Вальехо; Евгения в одежде и без нее, написанная в придворной мастерской по заказу Карла II Хуаном Карреньо де Миранда. Увидев 6-летнего ребенка, весившего 54 кг, властелин приказал запечатлеть девочку-гиганта. Со слезами обиды "малышка" позировала, держа в одном случае яблоки, в другом – оливковую ветвь.
Где еще можно встретить вторую "Джоконду", копию которой создал приверженец Леонардо, творческий наследник Франческо Мельци? Тайну улыбки Моны Лизы можно разгадать, стоя пред ней в немом восторге. 
Удивит, вынудит задуматься триптих И. Босха "Сад земных наслаждений". Закрытая внешняя часть являет Землю во время ее создания: сфера прозрачна, полна воды, кое-где выступает поднимающаяся суша, а вверху, в темной мгле космоса – Творец, любующийся своим трудом, наблюдающий рождение жизни. На развороте справа – первые люди, наши прародители, в Эдеме среди цветов, диковинных птиц, животных. В центре – "Сад любви". Множество мужчин и женщин предаются любовным утехам беззастенчиво, сладострастно, в нереальных странных прозрачных шарах, водоемах, створках огромных раковин, кожуре невиданных плодов. Слева – Ад, где в геенне огненной страдают души грешников. Стоит присмотреться к его "Возу сена" с многочисленными персонажами, отображенными здесь. 
Выставлено большое количество трудов испанских живописцев от XIV до XIX века: настенная роспись, готика, ренессанс, реализм. Кроме этого порадуют гостей представители различных школ: Боттичелли, Рафаэль, Тициан, Рубенс, Эль Греко, Веласкес. Особенно много холстов последнего: "Эзоп", "Менины", "Распятие Христа", "Поклонение волхвов". Благосклонно осматривают проходящих "Аполлон и музы", созданные кистью Н. Пуссена; идеал классической прелести, гармоничной пропорции – "Адам и Ева" Дюрера восхищают.
"Троица" Эль Греко навевает мысль о тленности и бессмертии: окруженный сонмом ангелов Господь принимает сына, над телом которого парит Святой Дух в образе голубя. Противопоставляя холодные и теплые тона: синий, ярко-желтый, сочный зеленый, насыщенный пурпурный, живописец добивается идеальной чистоты, прозрачности красок, достигая мощного эмоционального напряжения. Со стены печально и сосредоточенно вглядывается в лица его "Иоанн Богослов". Всего за 8 евро пройдитесь по залам, полюбуйтесь знакомыми с детства картинами, а с 1800до 2000 сюда пропустят бесплатно. Спешите!

Музей Тиссена-Борнемисы - подарок с барского плеча

Адрес: Thyssen-Bornemisza Museum Paseo del Prado, 8, 28014 Madrid, Madrid, Spain.
Время работы: воскресенье - четверг с 10:00 до 19:00; пятница, суббота с 10:00 до 21:00

Частная коллекция, наибольшая на планете до 1993 г., является великолепным дополнением Прадо, представ государственной картинной галереей. В отличие от неоспоримой классики своего собрата, здесь мирно уживаются импрессионисты, экспрессионисты, модернисты всех течений, постмодернисты – гениальные мастера ХХ ст.
В самом начале прошлого века промышленник Генрих Тиссен-Борнемиса решил вкладывать деньги в нетленное имущество: выкупать холсты у богатых американцев, сраженных к этому моменту Великой депрессией. Барон приобрел у Отто Кана изображение человека в полный рост, считавшееся первым на Западе, – "Портрет рыцаря" Витторе Карпаччо, П. Морган продал ему "Джованну Торнабуони" (автор Доменико Гирландайо).
Дальше – больше: коллекционер скупал шедевры у друзей, родственников, приятелей. Отдавая предпочтение работам творческих личностей XIX – XX вв., размещал в летнем домике у Луганского озера. Ганс, его наследник, дал объявление о поиске помещения для своей коллекции, так как в прежних апартаментах она уже не помещалась (1986 г.). Баронесса Кармен, некогда титулованная "мисс Испания", уговорила мужа уступить стране, в которой родилась, собранные холсты за мизерную, смешную плату. Супружеская чета получила 44100 млн. песет плюс признательность и любовь соотечественников.
Европейские творения 8-ми столетий собраны под этой крышей. Ранние итальянцы, фламандцы, голландцы, немцы заняли надлежащие места. Древние треченто, кватроченто соседствуют рядом с Дуччо, Яном ван Эйком, Дюрером, Гольбейном, Рафаэлем, Тицианом, Рубенсом. Импрессионист Клод Моне рядом с Огюстом Ренуаром, Винсентом Ван Гогом. Недалеко – Пикассо со своим кубизмом, поздний Пит Мондриан, Караваджо. 
"Туалет Венеры" Рубенса по-прежнему удерживает много народа: заманчиво глядеть на пышные формы богини, размышляя при этом, что и мы не лыком шиты. Пухленький Амурчик держит зеркало, облик прелестницы отражается в нем. Она как бы сетует, устав от постоянных восхищенных взоров. Здесь поселились полотна Марка Шагала, Василия Кандинского, Казимира Малевича.
Но самое популярное, влекущее к себе фантастическое творение – "Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната", детище фантазера Дали. Глубочайший подтекст, много разнообразных символов, деталей; немыслимая динамика, пластика некоторых элементов, образов, поражающая воображение. Восхищайтесь, если сумеете понять!

Центр искусств Софиду

Адрес: Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía Calle de Santa Isabel, 52, 28012 Madrid, Spain.
Время работы: вторник - выходной, воскресенье с с 10:00 до 14:00, остальные дни с 10:00 до 21:00.

Третий угол треугольника называют Рейна – "Королева". Его основная цель – демонстрация авангардизма ХХ в. Это далеко не всегда понятно и приятно, как писсуар Марселя Дюшана, но он есть, занимая определенную своеобразную нишу в духовном развитии общества. Здесь ранее выставлялись скульптуры из разного материала: металла, камня, гипса. 
"Путь испанского народа ведет к звезде" Альберто Санчеса – это устремленная вверх стела, венчающаяся звездой. Очаровательно, мило, странно… "Пронзительная песнь" Эдуардо Чильида выражает субъективное восприятие творцом окружающего его пространства. Здесь находится компьютер, следящий за освещением, влажностью воздуха, температурой, заодно – за безопасностью. 
На 2-ом, 4-ом, 5-ом этажах расположились передвижные выставки. На 3-ем – национальные мастера. В комнате №206 выставлена широко известная "Герника" (3,5 х 7,8 м) П. Пикассо, выполненная в стиле кубизма: умирающая лошадь с оскалом в виде человеческого черепа, изуродованная в жутком крике мать с мертвым сынишкой на руках. Павший солдат, из меча которого растет цветок. Отдельно – ноги, руки, лампочка-глаз из камеры пыток. И над всем этим – символ смерти, безжалостности, войны – бык-минотавр, равнодушно взирающий на происходящее. Написанная в черно-белой гамме картина переполнена негативом, от нее исходит парализующая энергия беспомощности, ужаса, насилия, нечеловеческого страдания. Живописец работал по 10-12 часов, пораженный тем, что 6-тысячный город басков фашистские бомбы уничтожили полностью, стерев с карты Европы.
Когда студию художника в Париже посетили гестаповцы (1940 г.), Пикассо не оказал пришедшим радушия. Рассматривая репродукцию "Герники", один из фашистов спросил, не он ли сделал это? Знаменитый авангардист, намекая на разрушительную силу фашизма, ответил: "Нет, это сделали вы". Смело! Откровенно! Достойно уважения! В этом же стиле и "Монументы испанцам, погибшим за Францию 1946-47 гг". Автор упрекает французское правительство за капитуляцию перед Гитлером во Второй мировой войне. В "Художники и модели" (1963 г.) отображена любимая жена и муза – Жаклин Рок. Если нравится кубизм, обязательно посмотрите Хуана Гриса, Жоржа Брака, Жана Миро.
Толпы поклонников идут к произведениям Дали. Особенно привлекает большое количество людей сюрреалистическая феерия "Великий мастурбатор". Сугубо личное, интимное переживание Сальвадора, сложное к пониманию и постижению, но многие, как ни странно, приходят смотреть именно этот экспонат.
Музей открылся в 1986 г., с 1988 он носит свой нынешний статус, официально распахнув дверь в 1992 г. Над ним много работали: достраивали, перестраивали. Полномасштабная реконструкция 2005 г. увеличила размеры более чем на половину: расширила окна, обновила лестницы, обойдясь в 30 млн. евро, зато добавилась библиотека на 40000 томов, уникальный лифт, выведенный наружу. Поднимаясь им, можно любоваться зеленью парков, разбитых рядом, деревьями-долгожителями, которые не вырубали, а бережно сохраняли. 
Хотите затеряться в мире чудес, красок, ощущений – поезжайте в Мадрид. Чудодейственный треугольник искусств возьмет вас в плен, обезоружит, но непременно отпустит восвояси с тем, чтобы снова однажды вернуть. Заставит вновь пережить сильнейшие эмоции, ощутить волнение первооткрывателя творческого наследия гениев кисти; поможет переосмыслить сегодняшнюю жизнь, увидев ее сквозь призму мировоззрения необъяснимых, непонятых авангардистов.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

Видео
Карта
Новости
В Испании развивают направления семейного туризма 2015-11-26

К этим направлениям добавился Кастельдефельдс

Читать
Статьи
Театр-Музей Сальвадора Дали и замок Пуболь

Познакомьтесь с жизнью и творчеством великого Дали!

Читать

Яндекс.Метрика