...

Королевский монастырь босоногих монахинь в Мадриде

Адрес: Plaza de las Descalzas, s/n, 28013 Madrid, Spain. Tel: (+34) 91 542-69-47.
Как добраться: станции метро "Opera" (L2, L5, R), "Callao" (L3, L5)
или автобумасми № 3, 25, 39, 148.
Время работы: с вторника по субботу с 10:00 до 18:00 (перерыв с 14:00 до 16:00),
воскресенье и праздничные дни с 10:00 до 15:00.
Стоимость посещения: 7 EUR, льготым категориям граждан - 4 EUR.

Монастырь босоногих принцесс в Мадриде

Королевский монастырь босоногих монахинь в МадридеОднажды писатель интеллектуальной прозы Анатоль Франс сказал, что даже один день, проведенный в других местах, дает намного больше, чем 10 лет, просиженных дома. И он тысячу раз прав, поэтому собирайте чемоданы и – в путь-дорогу: к ласковому солнцу, живописным горам, в самую молодую европейскую столицу – Мадрид. Прочувствуйте на все 100 столичную мовиду, прославившуюся за пределами государства. Курсирующие автобусы-совы доставят в отдаленнейшие уголки города. Продегустируйте отменную кухню испанцев, а утром под звон колоколов направьте свои стопы к храму, вспомнив о быстротечности земного пути.

Маленькая хроника Европы времен Габсбургов

В сердце Мадрида на главной площади Пуэрта-дель-Соль располагается достаточно скромное внешне здание, принадлежавшее некогда Карлосу I. Приехав из Вальядолида, тогдашней испанской столицы, коронованная чета остановилась в мадридской резиденции (1535 г.), ожидая появления на свет ребенка. Изабелла Португальская родила здесь дочь, ставшую впоследствии основательницей монастыря “Босоножек” (1559 г.).

Красивая, умная, решительная Хуана Австрийская очень рано овдовела. Ее супруг Мануэль отошел в вечность, оставив жену, младенца Себастьяна, державу на попечение Господа да Филиппа II. Последний решил выдать замуж сестру за своего сына от первого брака, не совсем нормального, которого она же воспитывала. Инцест! Кровосмешение! Смертный грех!

Всеми фибрами души вдова воспротивилась страшному беззаконию. Обратилась за помощью к духовнику Борджиа, но он, к сожалению, не имел права вмешиваться в дела власть имущих, поэтому наставник переговорил с единомышленником Игнасио Лойола, отправившим в Испанию 30 монахинь в распоряжение отчаявшейся королевы.

Пообещав родственникам никогда не быть аббатисой, она основывает обитель клариссинок. С этой целью выкупает у бывшего придворного библиотекаря и казначея Алонсо Гутиереса дворец, где родилась, поручив Баутисту де Толедо улучшить фасад постройки, перестроить апартаменты. Хором, ризницей занимается Гомес де Мора. Дав обет полного отхода от мирского бытия, приняв нищенское существование, ограничение в одежде, еде, общении, гордая женщина предпочла стать затворницей, не покорившись, чужой, чуждой воле (1560 г.).

Жизнь потихоньку налаживалась – человек рано или поздно ко всему привыкает. В 1580 г. старшая сестра Мария с дочерью Маргаритой посещают беглянку. Монастырский уклад понравился юной Марго, девушка принимает постриг, становится наставницей, привносит щедрое приданое. С этого момента здесь находят приют многие особы королевской крови и аристократки знатных родов. Привозят с собой несметные сокровища: произведения искусства, деньги, элитные дорогостоящие украшения, однако, уставом им запрещено что-либо продавать. Они влачат дни впроголодь, в истощении, предпочитая добровольное заточение “золотой клетке” с нелюбимым. В Рождественскую ночь 1734 г. безжалостным пожаром владение Габсбургов было частично уничтожено. Весьма символично, что отстраивал его правитель династии Бурбонов.

Королевский монастырь босоногих монахинь в МадридеСтроение возведено в стиле платереско, вобравшем черты готики, раннего ренессанса, мудехара. Обилие фестонов, медальонов, геральдики, новых пространственных форм подчеркивает некую простоватость его снаружи. Стоит войти внутрь – впечатление резко меняется. Благодаря подношениям последовательниц Св. Клары дары заполнили подвалы, кладовки, стены.

История давит и восторгает: женское мужество заставляет по-иному взглянуть на окружающий мир. Здесь и сегодня живут монашенки: ходят в легких сандалиях, соблюдают строгие посты, молятся Всевышнему за оставленных родных, близких, знакомых и незнакомых, вымаливают прощение, сострадание, милосердие.

В 1960 г. Папа Римский позволил перепрофилировать часть сооружения в музей. Полились денежные реки благодаря множественным туристам (группы не более 20 человек). Экскурсия проводится только на испанском, всего 1 час. Если не знаете языка, будет слишком проблематично, обязательно покупайте путеводитель.

Величие внутреннего убранства

Королевский монастырь босоногих монахинь в МадридеУже вестибюль поражает фресками Бартоломео, представляющими на обозрение небесное воинство – архангелов. Горделиво смотрит победитель Сатаны отважный Михаил. Начальник над духами Гавриил выискивает среди толпы нуждающихся в помощи мирян. Просите, непременно поможет. Утешение страждущих – блистательный Рафаил. К Задкиилу взывайте о благодушии. Варахиила благодарите за ангела-хранителя, оберегающего от немощи и бед. Святые выписаны на фоне нереальных пейзажей, краски не поблекли, не потемнели, все так же ярки и сочны. Одухотворенные лица, проникновенные взгляды.

Рядом с ними, на балконе, собственной персоной – Филипп IV с Марианной, детьми. Сидя в креслах, опираясь о перила, семейство монарха внимает проповеди, поглядывая на прихожан. Ощущение присутствия владыки настолько правдоподобное, что так и хочется замереть в полупоклоне. Напротив четы расположены “Страсти Христовы” Антонио де Переда, напоминая о бренности жития, прегрешениях, прощении.

В алтаре 1-го этажа – 4 полотна Диего Урбино на библейские сюжеты: “Святое семейство с Анной и Иоакимом”, “Поклонение пастухов”, “Молящийся в саду”, “Слава”. Художник создал невероятно реалистические образы, обдумывая каждую мельчайшую, казалось бы, незначительную деталь. 

Сидя в трансепте – корабле церкви, пришедшая на проповедь паства каждый раз застывает от восторга: вместе с ней справляет требу Отцу Небесному семья венценосца, Иисус, ангелы. Купол расписал Коэлье, перенесший сюда небеса обетованные, пронзенные солнечными лучами.

Бесценные сокровища молелен

Широкая, из розового мрамора величественная лестница поднимет посетителей на 2-ой ярус, где разместилась галерея с многочисленными часовенками. Великолепно убранные, декорированные скульптурами, холстами гениальных творцов, они нехотя открывают двери пред праздным людом, не желая до конца раскрывать все тайны. 

Королевский монастырь босоногих монахинь в МадридеВолевое, очаровательное лицо родоначальницы обители, необыкновенной женщины, внимательно смотрит на любопытствующих. Особо впечатляет вырезанная по дереву работа Педро де Мена, запечатлевшая Матерь Долороса. Руки сложены в молитве, глаза устремлены ввысь. Податливый материал, задержав тепло резчика, отдает его посетителям. Изумляют цвета: не вылиняли, не померкли – так же колоритны одеяния, свеж и глубок пейзаж.

Наиболее богатая часовня – Девы Марии Гваделупской: алтарь покрыт бронзой, зеркальным узором, позолотой. В центральной части – Пречистая, окруженная крылатыми ангелочками. Узнаваемы сцены из притч Ветхого Завета, Библии. Все отмечено изысканным вкусом, роскошью, красотой.

В комнате гобеленов – 10 шикарных полотен по рисункам Рубенса. Их заказала в Брюсселе Изабелла Клара Евгения. Для ткачества использовали шерсть, шелк, серебряные и золоченые нити. “Триумф Евхаристии” и ныне манит поклонников искусства, демонстрируя пышные женские формы. Монументальные, непревзойденные творения сначала рисовались на картоне, оцененном сейчас дороже конечного продукта – чудесного гобелена. Яркость, размах, броское великолепие стиля барокко надолго удерживает у не потерявших прелести холстов. 

В часовенке “Кандилон” молятся об усопших, а со стен внимают духовным песнопениям короли и королевы кисти Коэльо и Моралеса. Зал, завешанный снизу доверху портретами венценосных особ, приглашает к аудиенции с каждым в отдельности. Особенно запоминаема “Сестра Анна Доротея” Рубенса: круглолицая, румяная, далеко не смиренница. Под черной ризой видны черты волнующего тела. Можно пополнить знания, читая генеалогические древа монарших семей и тут же их созерцать.

Фламандская живопись в колекции монастыря

Помещение заполнено художественными произведениями, но более всего ошеломляет “Корабль дураков” Иеронима Босха (скорее всего, копия). Изображение шокирует: все находятся на борту одного судна, которое уже давно никуда не плывет: мачта пустила побеги, покрывшиеся листвой, обросла кроной, где в центре – череп. Безумная пирушка слуг божьих: пение, возлияние, любострастие – человеческие пороки, выставленные напоказ. Вместо людей – жалкое подобие. Только их признаки: ноги, руки, головы, орущие, жующие челюсти. Масса, плывущая в страну глупцов. Обжорство, разврат, похоть, а венец – жареный поросенок под черепом Адама. Уродство в неприкрытом жутком виде. К чему стремятся? Чего хотят? Сытой жизни, минимального комфорта, ничего не делать, ни над чем не задумываться – ужас! Непредсказуемый, парадоксальный Босх ужалил, укусил, предсказал безрадостное будущее, предупредил потомков, что жить так нельзя. Член общества Свободного Духа, он отправил послание бездуховным, идущим следом в грядущие века.

Королевский монастырь босоногих монахинь в МадридеВ зале испанских, итальянских живописцев блистают Караваджо, Сурбаран, Эль Греко, Тициан. Великий мастер Возрождения на “Динарии кесаря” показал убожество, низость фарисея, изображенного в сумрачных темных тонах и величие духовного мира Иисуса, написанного в светлой теплой гамме. Белая нежная кисть Христа на фоне красного хитона особенно четко противостоит темной грязной ладони злоумышленника на синеве плаща. Мнимо верующий хотел унизить, оскорбить Господа. Протягивая серебряную монету, пытался вопросом загнать его в тупик. Не прикасаясь к серебру, прозвучали знакомые слова: “Богу – богово, а Кесарю – кесарево”. Посрамленным удаляется маловер восвояси.

В келье “Успения” волнует уникальная роспись потолка (Джордано), но более всего восхищает деревянная статуя Богородицы с 12-ю апостолами, Св. Павлом, херувимами, стоящими у ложа, скорбно склонившими головы. Работа настолько тонкая, что появляется желание прикоснуться, убедиться, что это, действительно, скульптурная композиция. Искусно подобраны краски, распятие – из богемского хрусталя, украшенное драгоценным металлом. Мраморные гробницы Марии, Маргариты, фигура лежащего Спасителя (Гаспар Бисера) удержат надолго, не позволяя покинуть удивительное намоленное место.

При монастыре – небольшой внутренний дворик с пальмами, цветущими розовыми кустами, фонтанчиком, ровно подстриженными зелеными газонами. Здесь легко дышится и думается. Все увиденное, узнанное добавляет знаний о XVI в., расцвете Испании, ее баснословном обогащении. Вспоминается и юная Хуана, замуровавшая тут заветные желания, страсть, ум, но не предавшая память мужа. Ее усыпальницу, находящуюся здесь же, украшает изваяние коленопреклоненной инфанты, талантливо выполненное Помпео Леони. 

Дескальсас-Реалес наравне со знаменитыми музеями Земли звучит, как песня. Днем, вечером приходите сюда, приезжайте: картины, драгоценности ждут восторженных взоров, а если интересуетесь нумизматикой, возможно, повезет приобрести монету в 5 евро (13, 5 г) тиражом всего 7000. На аверсе – корона, на реверсе – монастырский фасад – национальное наследие, гордость и память свободолюбивого жизнерадостного народа. 

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий