Собор Святой Марии в Валенсии

Адрес: Catedral de Valencia, Plaça de l'Almoina, 46003 Valencia, Valencia, Spain.
Время работы: с 20 марта по 31 октября - с 10:00 до 18:30;
                             с 1 ноября по 19 марта - с 10:00 до 17:30;
в воскреснье с 14:00 до 18:30. 

Собор Святой Марии в Валенсии – хранитель Святого Грааля

Мир наполнен множеством тайн, будоражащих умы людей, не дающих покоя сотни, тысячи лет. Одна из них, неразгаданная доселе, – Св. Грааль, источник сверхъестественной, могущественной силы, объект непрекращающегося поиска. До сих пор никому не удалось дать достоверный ответ, что же он собой представляет. Согласно библейскому преданию – это чаша, из которой вкушал Иисус с учениками на роковой вечере. Правда ли это или всего лишь религиозный вымысел? Как бы ни парадоксально звучало она, действительно, существует, хранясь с 1437 г. в Кафедральном соборе Валенсии, куда устремляются паломники, праведники и грешники, верующие и неверующие, желая воочию увидеть загадочную реликвию.

Из страничек истории Кафедрального Собора Валенсии

В античные времена здесь стояло языческое святилище, возведенное древними римлянами во славу богини-охотницы Дианы. Завоевавшие город вестготы, разрушив культовое сооружение, установили на руинах христианскую церковь (413 г.). Сменившие их мавританцы переделали ее на мечеть (714 г.). Король Хайме I Арагонский, изгнав арабов (1238 г.), освятил мусульманскую святыню, преобразовав постройку для проведения католических церемоний, просуществовавшую 24 г. Затем патриарх Андреу д’Албалат отдал приказ ее снести, задумав построить там величественный храм на средства, выделенные местной аристократией, посвятив его Матери Божьей. Разработать проект поручили архитектору Арнау Видалю. Наконец, Его Святейшество лично заложил краеугольный камень в фундамент (1262 г.), и стройка стартовала.
Материал доставляли из каменоломен Бенидорма, Бурхасота, везли по морю. Поэтапное строительство длилось почти 2 века. Неоднократные изменения, расширение за счет возведения отдельных частей продолжались вплоть до XVIII в., поэтому не удивительно, что в едином калейдоскопе перемешались различные стили архитектуры: французская готика, ренессанс, неизменный барокко и степенный классицизм. Вырастающее строение красноречиво свидетельствовало о победе над исламскими завоевателями, утверждая на этой земле христианство.

Особенности экстерьера

По плану – это крестообразное трехнефное здание, увенчанное восьмиугольной башней-фонарем, взмывающей ввысь на 40 м. Сквозь стрельчатые окошки с тонкими филигранными переплетами проникают потоки мягкого дневного света. Воздушная, изящная конструкция выглядит невероятным архитектурным чудом. Фасады украшают многочисленные библейские персонажи, среди коих – фигуры 6-ти святых и Богоматерь, окруженная херувимами.
Вовнутрь ведут разительно отличающиеся между собой три входа, построенные в разные периоды. С востока находятся "Врата милостыни", направленные на Каабу в Мекке (XIII в.) поскольку в старину здесь был михраб. Название даровал соседствующий ранее приют для убогих, малоимущих. Оформление выполнено в романском стиле с восточными вкраплениями. Скорее всего, – это плод бурной фантазии зодчего из Лериды. Доказательство тому – установленные под карнизом изваянные головы (14) членов 7-ми леридских династий с высеченным именем соответственного рода. Его представители помогли образоваться Валенсийскому королевству, привезя для воинов правителя Хайме I триста очаровательных девушек из своего региона.
Дуги арочного прохода с изображением сюжетов из Книги Бытия поддерживаются колоннами. Слева – сотворение наших прародителей, Адама с Евой, искушение их змием-обольстителем, изгнание из Эдема, убийство Авеля братом Каином. Справа – эпизоды из Библии: явление Спасителя пред Авраамом, неопалимая купина, молящийся за родной народ Моисей, получение им 10 заповедей на Синайской горе. Декором служат растительные причудливые орнаменты с ангелочками. Вверху – два вытянутых витражных окошка с вышеупомянутыми на них портретами леридцев. Поглядывает с любопытством на толпу обосновавшаяся наверху странная горгулья с женской внешностью. Она поддерживает ладошками большую грудь, олицетворяя сладострастие, похоть.
К Соборной площади выходят "Апостольские врата", нареченные в честь 12-ти апостолов, статуи их поместили в нишах. Создателем якобы считается итальянец Николо де Анкона, не сумевший досконально разобраться в свойствах используемого камня. Допущенная ошибка привела в XV ст. к последующему разрушению его детища. Произведя реставрацию (1960 г.), полуразваленные фигурки заменили копиями, определив восстановленные оригиналы в музей. Заостренные кверху архивольты выступающего из стены портика декорированы скульптурами великомучеников, пророков (всего 48). Сверху, на тимпане, – Царица Небесная с младенцем на руках. Ей воздают хвалу восемь обворожительных поющих херувимчиков. Над дверью – гигантское круглое окно-розетка диаметром 6, 5 м с витражами, шестиугольной иудейской звездой, напоминающей о происхождении Богочеловека из рода Давида.
Притягивает взор великолепие расположенной рядом полукруглой трехъярусной галереи с открытой аркадой, опирающейся на колоннаду. Отсутствие крыши создает впечатление, что к церковному строению примыкает бесподобный римский амфитеатр, откуда почетные гости следили за происходившими публичными мероприятиями, праздничным шествием, наименовав творение XVI в. "Трибуной каноников".
Идеально дополняет соборный облик восьмигранная колокольня Мигелете, получившая имя от колокола Св. Михаила, одного из самых крупных в стране. Она была маяком, сторожевой башней, отсюда в дни празднеств пускали салюты. 50-метровую четырехъярусную конструкцию, сооруженную в 1425 г., в дальнейшем возвысила на 10 м достроенная звонница. Пробел над арочными оконными проемами усеян дивными каменными узорами. Сейчас желающие имеют чудесную возможность, преодолев 207 ступеней спиралевидной лестницы, подняться наверх, на смотровую площадку, откуда открывается фантастическая панорама: весь город, как на ладони. Спокойно плещется море. Солнечные лучи танцуют на белопенных волнах, ласкающих шелковистый прибрежный песок, а вдали – горизонт, где небо целуется с водой. Завораживающее зрелище! Получаются умопомрачительные снимки! Но пора сойти вниз, чтобы идти далее.
Постепенно приблизитесь к "Железным воротам" – центральному входу, огражденному ажурной вязью металлической решетки. Созданием его занялся немец Конрад Рудольф (1703 г.), прибывший на территорию Валенсии с австрийским эрцгерцогом Карлосом. Когда закончилась война за Престол, вернулся с хозяином на родину, поскольку был его придворным скульптором. Работы пришлось временно приостановить. Над завершением трудился Ф. Вергар, прозванный "Стариком", с наследником и каменотесами Х. Минесом и Д. Лавьеса (1713 г.).
Поражает невиданная смелость планировки. Возвышаясь на 36 м, портал, состоящий из трех ярусов, напоминает вогнутый алтарный иконостас. Нестандартное решение приняли с целью расширить визуально маленькое на самом деле пространство. На нижнем секторе – узорчатые столбы, обрамляющие дверной проем. Между ними в углублениях замерли каменные святые. Над величавой входной аркой ангелы держат барельеф, отображающий монограмму, представляющую переплетение литер "А" и "М" – начальных букв известной молитвы католиков "Ave Maria". Композиция окаймлена короной славы. Выше – бюсты римских пап: Каликста III, Александра VI. У их ног размещены аллегории основных добродетелей: Милосердие, Надежда, Справедливость и Могущество. В последней зоне – горельеф с Успением Пресвятой. На самом верху – бронзовый шар с закрепленным на нем крестом под охраной серафимов.
Безусловно, не только наружная красота влечет сюда ежегодно миллионы туристов. Большинство приезжих стремится посмотреть несметные богатства, бережно сохраняющиеся внутри на протяжении столетий.

Роскошь интерьера

Ступив под сень храма, чувствуется сила божьей милости, безграничной любви, при этом ощущается собственная ущербность в помыслах, словах, содеянных поступках. Тело обволакивает приятная прохлада. Стоящие длинные скамьи манят присесть, задуматься. Царящая тишина, нарушаемая только чарующими звуками органа, захватывает в плен, заполняя душу спокойствием, умиротворением. Просторный зал для богослужений потрясает величием, заставляя благоговеть пред памятью тех, кто возымел эту высочайшую мысль, приведя ее в исполнение.
Над купелью из мрамора – общеизвестная картина "Крещение Иисуса в реке Иордан Иоанном Крестителем" популярного живописца Висента Масипа (1535 г.), приверженца творчества Рафаэля. На крещенском обряде – церковнослужители и покупатель сего шедевра. Во время проводимого таинства разверзлись внезапно небеса, на крестимого снизошел Св. Дух, спустившись белым голубем. Затем присутствующие услышали громкий глас, провозглашающий: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в коем мое благословение".
Вызывает трепетные чувства богатое убранство заалтарного участка с расписными створками (ретабло), достигающего колоссальных размеров (75 м2). С обеих сторон каждой половинки запечатлены моменты из Евангелия, написанные масляными красками художниками Яньесом де ла Альмедина и Фернандо Льяносом, работавшем некогда с Леонардо да Винчи. На внешней левой части – "Поклонение пастухов" (1507 – 1510 гг.). Умиляешься, глядя на крошечного трогательного малютку, едва появившегося на свет ради спасения человечества. Пред ним склонились в молитвенных позах мать, пастыри. Здесь же – «Поклонение волхвов» и "Воскресение Христа". На правой ставне – "Успение Богородицы", где Пресвятая Дева предает душу в распоряжение Мессии, единственного сына своего. Рядом – "Вознесение Господне" и "Сошествие Св. Духа". Произведения настолько реалистичны, прекрасны, что Филипп II, обозревая алтарь, не сумев сдержать душевный восторг, воскликнул: "Пусть сделан он из серебра, но дверцы – настоящее золото".
Восхитительны фрески купольного свода: на фоне мерцающих звезд парят крылатые ангелы, музицирующие на лютне, арфе, бубне, трубе. Росписи, датируемые 1474 г., обнаружили под плотным слоем барочной лепнины случайно, производя реконструкцию (2004 г.), но как великолепно они сохранились!
Вдоль стен тянется деамбулаторий – обходная галерея. По ней миряне, не мешая ведению службы, могут тихонько осмотреть имеющиеся капеллы (их 8). Вначале встречается молельня Воскресения Христова, украшенная позолоченным барельефом, где видится воскреснувший Творец. Перепуганные стражники с ужасом наблюдают, как сопровождаемый серафимами, казненный покидает гроб (автор Бигерни). Заказчик – Родриго Борджиа, будущий понтифик Рима Александр VI. Здесь в раке лежат нетленные мощи мученика – рука Викентия Августопольского. Проповедуя христианскую веру в Сарагосе, он был схвачен. Благовестника подвергли нечеловеческим пыткам, после сожгли заживо (январь 304 г.). Невдалеке – гипсовая статуя Марии, сидящей с крошкой-сыном на золотистом троне. Вокруг головки малыша светится нимб.
Посетители замирают у боковой часовенки Франческо Борджиа пред знаменитыми холстами Гойи, посвященными этому бывшему вице-королю Каталонии (1788 г.). На одном – сценка прощания его с семейством, происходящая в герцогском дворце Гандии. С поразительной точностью мастеру кисти удалось передать эмоциональное состояние каждого члена семьи. На другом показан ритуал экзорцизма. У изголовья человека, лежащего на ложе, – оскалившиеся страшные дьявольские существа, изгнанные из несчастного. Подле страдальца – Борджиа, облаченный в монашеское одеяние. Он направил на искаженное желтовато-белое лицо крест, от которого исходит спасительный лучик. Генерал иезуитского ордена внешне невозмутимый, взгляд решительный, непоколебимый, над ним – сияющий ореол.
Здесь посетите гробницу любимого всеми каталонского поэта Аузиаса Марка, приближенного монарха Альфонсо V. В молодости стихотворец принимал активное участие в боевых сражениях на Корсике, севере Африки, близ Неаполя. Оставив военное поприще (1428 г.), отдался полностью лирике, повлиявшей на поэзию Испании эпохи Возрождения. В его честь назвали кратер на Меркурии. Надгробие обозначено строчкой его поэмы "Я тот, кто обрел в смерти усладу, ибо не страшусь причины ее прихода".
Поблизости располагается часовня блаженной Жозефины Наваль, с юных лет всецело посвятившей себя служению Богу, сделавшей много для духовного просвещения подрастающего поколения. Впервые знатную особу удостоили величайшего почета – быть изображенной на поверхности алтаря, откуда взирает она на прихожан своими огромными бездонными глазами, искрящимися жизнью.

Музейные экспонаты

Коллекция, насчитывающая 90 предметов средневекового искусства, занимает 4 небольших комнатушки. В первой выстроились в шеренгу отреставрированные подлинные фигуры апостолов, украшавшие некогда портал Пуэрта-де-лос-Апостолес. Как указывалось ранее, из-за плачевного вида их убрали. Теперь есть счастливый шанс рассмотреть вблизи уникальные давнишние скульптуры, сравнив их с копиями. Здесь же – изумительное деревянное произведение, художественная выдумка резчика Алехо де Ваиа "Успение Марии", покрытая позолотой (1490 г.). Стены увешаны картинами по дереву испанских живописцев XV в. Жауме Басо по прозвищу Жакомарт, Жуана Решака.
Продвигаясь дальше, полюбуетесь полотнами раннего Ренессанса Р. Осона и П. Леокадио. Привлекает внимание изваяние в полный рост Св. Иакова (XVII ст.), являвшегося пред бойцами при битве с маврами (исполнитель неизвестен). Многие женщины приходят сюда преклониться прелестной Деве, ждущей ребенка. Прикасаясь к ее округленному неподвижному животу, они умоляют наградить их великим счастьем материнства.
Кому интересно проследить тонкости построения базилики, можно взглянуть на макет, наглядно демонстрирующий все этапы воздвижения, познакомиться с барельефными украшениями прежнего органа. Путешественники останавливаются в изумлении пред грандиозной четырехметровой дарохранительницей. Над изготовлением 14 лет работал ювелирных дел мастер Франсиско Суай совместно с другими ювелирами (1940 – 1954 гг.). На нее ушло 600 кг серебра, 8 кг чистого золота. Значительный вклад внесли жители, несмотря на сложный послевоенный период. Разукрашенная драгоценными каменьями, жемчугом, звенящими колокольчиками (71 шт.), скульптурными выпуклыми рельефами (44), изображающими отрывки из Священного Писания, 48-ю гербами, 159-ю гравюрами, она потрясающе красива. Ее выносят раз в году на праздник Тела Христова. Во главе со священнослужителями и епископом шесть юношей, наряженных в бархатные и шелковые костюмы XVI в., несут ее по историческим городским местам. На праздничную процессию, кружась в безумном танце, сыплются с балконов жилых домов мириады нежных лепестков роз, образуя на улицах нереально сказочную благоухающую метель.

Сакральное храмовое сокровище

Со всех уголков планеты едут, летят, стремясь увидеть божественный артефакт, хранимый капеллой Санто-Калис, построенной в готическом стиле по проекту архитектора Андреу Хулиа (1359 г.). Изначально она была отдельной постройкой, прослужившей 150 лет усыпальницей духовенству, залом заседаний коллегии священников, кафедрой теологии. Создатель шелковой биржи Пере Компте присоединил ее к собору посредством крытого коридора (1496 г.). В небольшом вестибюле, декорированном настенной росписью, деревянным распятием и ныне находятся пять саркофагов, где нашли вечный покой отцы церкви. Миновав его, попадете в пространство хранительницы легендарного интригующего музейного уникума.
Квадратное помещение, облицованное кирпичом темного цвета, увенчано сводом с восьмиконечной звездой. В его ключах – фигурки божьих посланников. В главном – эпизод коронования Богородицы после вознесения на Небо. Через круглые оконца приникает слабый солнечный луч. Царящий полумрак придает атмосфере некую таинственность.
По центру – алтарь из алебастра, сооруженный под руководством А. Дальмау и Х. Флоренти (1446 г.). По бокам его окружают 16 мучеников, стоящих рядами в 2 этажа, разделенные 12-ю барельефами, воспроизводящими некоторые моменты Ветхого и Нового Заветов. Здесь – Моисей, выставляющий среди пустыни разуверившемуся, напуганному люду медного змея. Иона, выброшенный из чрева большущей рыбины на берег морской живым и невредимым на третьи сутки. Самсон, срывающий ворота вместе с опорами и замками, показан фрагмент сошествия грешников в преисподнюю и прочее.
На постаменте под стеклянным пуленепробиваемым колпаком стоит бесценная реликвия, ставшая феноменом, взбудоражившим мир. Божественный кубок состоит из трех половинок. Верхняя диаметром 9, 5 см, сделанная из агата, полудрагоценного гладкого, словно стекло, камня, абсолютно лишена украшений. Нижняя часть представляет овальный перевернутый сосуд, где сверкают огнями два больших рубина, столько же изумрудов неимоверной ценности, 27 жемчужин. Чаша, выполняющая первичную, значимую роль, соединяется с основанием гравированным жезлом длиной 7 см, обрамленным золотом, драгоценными каменьями и ручками.
Профессор, преподававший археологию в Университете Сарагосы, Антонио Белтран, обследовавший сию ошеломительную находку, вынес заключение, описанное на страницах изданной им книги. Он уверяет, что верх изготовлен на Востоке: в Египте, Сирии или Палестине не ранее IV века до н. э. и не позднее первого нашей. Поэтому ею мог пользоваться Иисус на прощальной последней вечере, а Иосиф Аримафейский собрать туда капли пролитой на Голгофе крови Спасителя. Декор относится к более позднему периоду, когда кубок стал объектом поклонения. Ученого полностью поддержала американская исследовательница Дженис Беннет, опубликовавшая об этом книжку на английском языке (2002 г.). Однако прямых доказательств использования ее Господом нет.
Римско-католическая церковь официально признала чудодейственный сосуд величайшей христианской святыней. Посетивший Валенсию папа Павел II, обозначил ее, как след пребывания Христа на земле (1982 г.). Присмотревшись внимательно, заметите едва приметную трещину – результат падения, произошедший Страстной пятницей 1744 г., когда реликвия случайно выпала из рук Висенти Брисуэла при проведении службы, разлетевшись на куски. Ее немедленно восстановили. Поговаривают, что спустя пару недель после неприятного инцидента архидиакон неожиданно скончался. Теперь ее используют исключительно для особо торжественных случаев.
История появления здесь неземной драгоценности весьма сложная, чрезвычайно запутанная, полна противоречий. Одна версия повествует о доставке ее в Рим Св. Петром, проповедовавшим Христово ученье. Порядка двух столетий святую вещь берегли римские митрополиты, пока при императоре Валериане не начались массовые гонения христиан. Лежа на смертном одре, понтифик Сикст II поручил Св. Лаврентию увезти ее подальше, надежно спрятав на территории провинциального городишка Уэска. При арабском владычестве ее укрывали в монастырской обители Сан-Хуан-де-ля-Пейя. И лишь изгнав мавританцев, венценосец Альфонсо V вернул сокровище духовникам валенсийского храма.
Угроза потери магического чуда нависала дважды. При нашествии наполеоновских захватчиков престарелому служителю божьему удалось вывезти его тайно в городок Алеканде (1808 г.). Кровавые события Гражданской войны заставили прятать близ расположенной деревеньки.
Мысль о священном Граале лишала сна многих искателей со времен крестовых походов. За ним охотились рыцари короля Артура, искал Гитлер, веря, что обладая им, обретет бессмертие, несметные богатства, прощение греховных поступков, укрепление мифа о непобедимости нацизма. Все терпели фиаско. Грезят отыскать его и сейчас. Зачем? Каждый преследует личную цель.
Современный динамический мир погряз во лжи, корыстолюбии, бесчестии. Люди, следуя законам, навевающим обыденность, любыми методами спешат накопить вещественные блага, стремясь возвыситься. Может, поэтому жаждут найти Грааль? Что, если он не предмет, а состояние души, внутренний поиск? Возможно, это знак свыше, указывающий на дверь, соединяющую небесное с земным, духовное с материальным. Открыть ее – значит плыть по океану жизни, огибая рифы грехов, шипы соблазнов, творя добро, наполнив чашу сердца состраданием, вселенской любовью. Розыски продолжаются, но только Небеса определяют, кто смеет ведать о Граале.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

Видео
Карта
Новости
В Испании развивают направления семейного туризма 2015-11-26

К этим направлениям добавился Кастельдефельдс

Читать
Статьи
Театр-Музей Сальвадора Дали и замок Пуболь

Познакомьтесь с жизнью и творчеством великого Дали!

Читать

Яндекс.Метрика