Адрес: Plaza de Toros de Valencia.

Валенсийская коррида – игра со смертью

Изумрудные шали парков, кружево архитектурных шедевров Сантьяго Калатравы, стрельчатые шпили величественных готических храмов, воркование голубей на площадях, запахи таверн, откуда доносятся стук кастаньет, плач гитар – все это, словно сон наяву, – сказочная Валенсия, где отчаянные смельчаки разыгрывают рискованную роль в непредсказуемой драматической пьесе, именуемой коррида. Кому-то – это шокирующая безнравственность, жестокость, для кого-то – искусство, мастерство. Можно презирать или восторгаться, но абсурдно игнорировать неотъемлемую часть вековой традиции, культуры, без которой Испания потеряла бы себя, став одной из типичных стран Европейского сообщества.

Краткий экскурс в историю корриды

Исторические корни корриды надо искать, погрузившись в начало новой эры. Населявшие глубокой стариной Пиренейский полуостров иберы считали быка священным, веря, что кровь его защитит их от злых потусторонних духов, наполнив силой, бесстрашием. Языческий жертвенный обряд, посвященный богу Посейдону, свершался исключительно жрецами.
Однако, к VIII ст. религиозный обычай жертвоприношения превратился в массовое развлечение. Когда разрозненные земли Испании объединились в единое государство (XVв.), первобытная ужасающая забава сделалась прерогативой высокопоставленных вельмож. После изгнания мавров героические воины, борясь, вновь могли показать храбрость, ловкость. Завершения смертоубийственной схватки с нетерпением ждали бедняки, для коих это было щедрым пиршеством, ведь им бесплатно раздавали бычье мясо. Для крестьян и прочих нищенствующих сословий – непозволительная роскошь. К XVI ст. коррида приобрела шальную популярность, никакое празднество без нее не обходилось, что вызвало негодование у высшего духовенства. Папа римский Пий V выдал суровый указ (1576 г.), запрещавший жуткое зрелище, грозясь отлучить от церкви нарушителей, но монарху Филиппу II удалось отменить эдикт. Венценосец полагал, что подобная феерия воспитает в соотечественниках главные черты характера – мужество, презрение к опасности.
Взошедший на трон (1700 г.) внук короля Солнца из династии Бурбонов – Филипп V, рожденный в Версале, воспитанный при дворе, считавшемся наиболее утонченным в Европе, просмотрев шоу, тут же наложил на него строжайшее вето, посчитав безумной дикостью, страшным варварством. Такого же мнения придерживались Карл III и Карлос IV. Вскоре старинная традиция перестала быть светской.
Спустя время ее подхватили простолюдины. Приобретая современные черты, она становится пешей, поскольку простой люд не имел скакунов. Обычный плотник из Рондо Франциско Ромеро – первый профессиональный тореро, придумал для противоборства шпагу и мулету – красную ткань для раззадоривания бычков. Ошибочно думать, что необузданный зверь, обезумев от огненного тона, кидается на все пурпурное. Ему безразличен цвет. Сильнейший раздражитель – развивающийся перед глазами силуэт материи. Алая расцветка придает всего лишь яркости постановке, скрывая кровавые пятна.
К средине XVIII в. тавромахия полностью возродилась, походя больше на классический балет с выполнением обязательных фигур, нежели на роковой, непредсказуемый поединок, в коем участвовали только профессионалы. О ней по-разному отзывались: французский поэт, критик Шарль Бодлер спел хвалебную оду, Гарсия Лорка нарек подлинной драмой, Маяковский относился с отвращением, жалея, что нельзя установить меж бычьих рогов пулеметы, Гойя написал серию картин, изобразив себя бесстрашным матадором. Для Пикассо образ чудовищного минотавра – символ разрушения.
Ежегодно открытие сезона, продолжающегося две недели, стартует с Валенсии 19 марта на Plaza de Toros, приурочив событие к празднованию дня Св. Иосифа. Основные сражения длительностью 2, 5 часа приходятся на июль, совмещаясь с проведением большой ярмарки, начинаются строго в 17:00. Великий завсегдатай выступлений Хемингуэй утверждал, что вовсе не туристам-чужестранцам (одноразовым зрителям) предназначен спектакль. Строптивые испанцы не будут во благо приезжих менять сценарий, упрощать, ограничивать. Так что идти иль отказаться – дело сугубо личное. Познать – значит лучше понять испанскую душу, взглянуть на державу, как бы изнутри, под иным углом, увидеть не такой, как на глянцевых открытках.

Валенсийская арена 

Круглое гигантское 4-этажное сооружение высотой 17 м, диаметром 52 из красного кирпича, обвешанное снизу плакатами, расположено близ Северного вокзала. Пред ним застыл на пьедестале вылитый из бронзы красавец-тореадор. Проект разработал известный архитектор Себастьян Монлеон Эстеллес. Строительство великолепного здания в неоклассическом стиле вместимостью 16 тыс. персон длилось почти десять лет, закончившись в 1860 г. Глядя на него, возникает чувство, что оказался внезапно в Древнем Риме, поскольку формой строение напоминает общеизвестный Колизей, где в античности проводились бои гладиаторов. Присутствие дорических орнаментов в архитектуре придает потрясающую схожесть с древнегреческими постройками. Внешние галереи насчитывают 384 арки, огражденные балюстрадой из ряда фигурных столбиков молочной белизны, создающих контраст стенам. Четыре яруса посадочных мест вокруг песчаной площадки отделяются колоннами. Нижние арочные проемы прикрыты ажурными стальными решетками.
Билеты надежней купить заранее, поскольку разлетаются мгновенно, как на футбол. Их стоимость (от 5 до 250 евро) зависит от расположения местечка и известности выступающего, ведь идут на конкретного исполнителя. Это, как на концертах, проходящих здесь в межсезонье с участием звезд мировой эстрады, когда приходят на долгожданную встречу с кумиром. Не ориентируясь в именах, посоветуйтесь со знатоками или хотя бы с билетными продавцами. Естественно, цена теневых мест (sombra) дороже, солнечных (sol) – дешевле. Скамьи представляют твердые ступени из камня с обозначенным номером, ведь все свершается под открытым небом, рассчитывать на комфортные кресла – полное заблуждение, зато выдаются мягкие подушечки. Многотысячная публика сидит тесно, становясь целостным организмом, бурно реагирующим на происходящее.

Музейные сокровища

На территории функционирует занявший два этажа музей, радушно распахнувший двери перед посетителями (1929 г.). Его основатели – Луис Пейро и Хосе Бадил, не пожалевшие денежных средств и накопленных годами собраний для создания ценной коллекции (2500 экземпляров). Загляните, непременно откроете много интересного, неизвестного, захватывающего, возможно, посмотрите на все под другим ракурсом. В собранных экспонатах – вся история тавромахии XIX –XX вв.
Останавливает, завораживает бронзовый бык Мариано Бенлиуре. Здесь – множество гравюр, орудий убийства, традиционных костюмов именитых тореро, расшитых золотистыми и серебряными нитями, хранящих любопытные факты, развешано огромное количество разнообразных афиш с изображением остросюжетных боевых сцен.
Фотографии, рекламные ролики помогут разобраться, как выращивается бойцовая порода, по каким критериям ведется отбор диких сердцем животных с яростным, агрессивным от рождения нравом, нападающих, будто дьяволы во плоти, на все, что только попадается в поле их зрения, способных даже самосвал перевернуть. Нередки случаи, когда молодые телята буквально забивают своих же собратьев. Взрослые особи достигают веса 600 кг и более, разгоняются до скорости 30 км/час, подпрыгивая до 2-х м.
Просматривая документальные фильмы, сможете ненадолго побыть свидетелем сурового спектакля, хотя ощущения эти далеки от реальности, все равно, как высказывание о елочных украшениях, слышали?

– Эти новогодние игрушки смотрятся как-то фальшиво.

– Но почему же? Они ведь такие яркие, блестящие, переливающиеся.

– Да, это так, но эмоций не вызывают…

Экран тоже не может передать достоверно зажигательный, зашкаливающий накал атмосферы, той особой, ни с чем не сравнимой вибрации, переполняющей воздух, поэтому впечатления – неполные.
Целый зал отведен портретам, биографиям настоящих героев, неустрашимых, сделавших фееричную карьеру, не менее популярных, чем прославленные футболисты. Например, Эль Хули, получающий за выход 270 тыс. евро. Еще мальчишкой, увлекшись нешуточным занятием, в качестве подарка на свой день ангела упросил родителей записать его в специальную школу. В 1996 г. у него на счету значилось 100 триумфальных схваток. К 2005 г. его годовой доход составлял 7 млн. €.
Хосе Игнасио Уседа впервые вышел на арену с отцом 4-летним ребенком, сразившись с годовалым теленком, после чего юный смельчак даже не сомневался в выборе профессии, в коей были задействованы родственники. Многие помнят смешной поступок Черного Папы. 1910 год, жара стояла невыносимая. Вытащив платок, лихач вытер вспотевший лоб, затем, подойдя неспешно к мощному 4-ногому участнику, заботливо, с нежностью протер ему морду. Достижения Хуана Бельмонте до 1965 г. никому не удавалось побить кроме Х. Ортега, носившего прозвище Хоселито. Именно он вдохновил Хемингуэя на написание романа "Смерть после полудня", где в одном из персонажей писатель изобразил храбреца, к сожалению, умершего от нанесенных смертельных ран быком по кличке Танцовщик.
Кого не удивит капитан ВВС Роман Карпухин, первый на планете русский, ставший тореро? Военный летчик, увлекаясь серьезно бальными танцами, создал собственную студию. В период произошедшего на родине кризиса, уволившись, подался в далекое королевство, опоясанное Средиземным морем, преподавать танцевальное искусство. Случайное знакомство с местным матадором в корне изменило всю жизнь. Его результаты удостоились чести быть занесенными в Книгу рекордов Гиннесса.
Большинство воспринимает весьма небезопасный труд чисто мужским увлечением, грозная борьба – не для хрупких созданий. Однако мало мужчин могут конкурировать с женскими качествами: артистичностью, невероятной грацией, изяществом, проявившимися в единоборстве с могучим свирепым чудовищем. Звездой прошлого века назвали женщину-матадора Мартину Гарсиа. Аристократка до кончиков ногтей Кончита Синдрон доказала, насколько представительницы прекрасной половины бывают не робкого десятка.
Здесь же находится тематическая библиотека, насчитывающая порядка 4000 томов и специализированная школа, где опытные тренеры обучают на тренажерах странному ремеслу – красиво убивать. Подобные заведения есть практически в любом городке. Учеников набирают с 10 лет. К концу обучения они – пластичные, стройные, с устойчивой психикой, горячим темпераментом, свойственным будущему чемпиону, готовому рисковать, поставив на карту все, даже саму жизнь, чтоб однажды проснуться знаменитым и неимоверно богатым.
Туристам предоставлена уникальная возможность выйти на мелкий "золотой" песок, постараться представить остропротекающий сюжет разыгрываемого действа. Как же все выглядит на самом деле?

Виртуозная игра со смертью

Председатель (мэр или другой представитель власти) подает сигнал. Публика умолкает. Воцарившуюся тишину внезапно разрывают звуки страстного, родственного фламенко, истинно испанского танца пасодобль, в движения которого заложен сюжет предстоящих трагических событий, и начинается пышный парад (пасельо). Гордо, задрав подбородки, торжественно шествуют все участники театрализованного представления с назначенным смертельным финалом, где каждый исполнит только ему предначертанную роль. За отказ, трусость – наказание, вплоть до тюрьмы.
На песочном поле – тореро с ассистентами. Пестрым водоворотом лихорадочно бурлит толпа. Через распахнувшиеся ворота стремительно выскакивает громадный рогатый боец с налитыми яростью глазищами, несется, поднимает копытами облако пыли, настроенный все сокрушить на своем пути, говоря устрашающим видом: "Что ж, теперь берегись, царь зверей – человек!".
Первостепенная задача помощников – предельно измотать чудище, разозлить до потери пульса, заставить следовать установленным правилам. Наряженный, будто доблестный рыцарь со времен Дон-Кихота, выезжает пикадор, спрятав ноги вместо стремян в толстые железные совки. Глаза лошади закрыты повязкой, в ушах – вкладыши (беруши), защищающие от шума и попадания посторонних предметов, корпус накрыт крепкими доспехами, смягчающими допускаемые удары рогами, настолько сильные, что могут пробить броню или свалить коня, подмяв под него всадника. Когда рассвирепевший зверюга бросается, наездник, воспользовавшись ситуацией, вонзает ему пики прямехонько в бугор перекатывающихся мышц. Если он не изморит ожесточенного соперника, недостаточно выпустит крови, тореадор – покойник. Во второй части на помощь спешит бандерильеро. Его цель – воткнуть в холку несколько небольших копий (бандерилий), украшенных разноцветными ленточками. Животное не слабеет, делаясь только злее, активней.
Дальше тореадор остается наедине с разъяренным противником. Наступает решающий кульминационный момент, определяющий: быть ему победителем либо побежденным. Напряжение достигает апогея. Застывшая на посеревшем лице главного персонажа улыбка похожа, скорее, на гримасу боли. Стараясь грациозно уклониться от нападок, он максимально близко подпускает к себе гневную до безумия махину, размахивая пред мордой малиново-серебристым плащом, словно дразнит фортуну, что очень опасно: достаточно малейшего неверного шага…
Трибуны замирают в ожидании смертоносного удара, промаха не простят, с позором освищут, закидают пивными банками. Шпага должна попасть точно в сердце. Если сразу не получается, повторная попытка, нареченная милосердной, повреждает спинной хребет, облегчая предсмертные муки. Народ, возбужденно машет белыми платочками, бросает цветы, шляпы, ликует: "Vivat, toreador, Vivat!!!"  Награда триумфатору – отрезанное ухо, хвост. Туша забитого рогатого существа передается поджидающим снаружи мясникам.
Случается, хотя и нечасто, что, проявив ошеломительно высокие бойцовские свойства, животное переигрывает опытнейшего мастера, уходя живым. Ему никогда не позволят больше состязаться, потому как, запомнив технику боя, не забудет вовек, приберегают, как отличного производителя, передающего навыки достойному потомству. Завидной участи удостоился бычище, нареченный «Отважным» (2011 г.). Хозяин Альваро Нуньес, вырастивший его, совместно с питомцем царственно свершил круг почета. Возглавляемое им скотоводческое хозяйство продает воспитанников по 13 000 € за особь.

"Грудью вставшие на защиту гуманности"

Странно назвать жестокое лицедейство веселым, радостным времяпровождением. Скорее – это держащая в сумасшедшем напряжении разыгрывающаяся трагедия, вряд ли ее нам понять. Неимоверно сложно разделить ликование, наблюдая умирающего в конвульсиях несчастного животного, пускай самого свирепого. Как ни суди, свершается убийство. До сих пор ведутся непрекращающиеся споры о том, имеет ли право на существование кровожадное представление в современном мире.
С 1995 г. от него навсегда отреклись на Канарах, в 2012 г. отменили каталонцы. В Португалии после вступления в силу меморандума Кампильо убивать запретили, дозволив бескровную тавромахию. Принять строгое решение заставила беда, произошедшая с племянником португальского правителя (XVII ст.). Юноша трагически погиб в поединке, нанося кинжалом завершающий удар (подобная забава – привилегия дворян). Сейчас бедное парнокопытное по окончании дуэли отправляют на бойню, ведь дважды его перебороть невозможно. Так в чем же проявилось милосердие португальцев?
Не торопитесь клеймить позором чужую, непонятную традицию, чтоб не вышло, как с невидимым бревном в собственном глазу. Вспомните любимейшие увлечения венценосцев Франции, России и др. Не охота ли на дичь? Главная цель – добыча пропитания? Увы, всего лишь хобби, преуспевающее, к сожалению, и сегодня. Спросив любого заядлого охотника, зачем отстреливает благородных оленей, волков, лисиц, кабанов, 99% ответят: "Страсть, азарт, одержимость".
На виду многотысячной толпы быки погибают, но как? Красиво, мужественно, дерзновенно сражаясь в бою, порой побеждая. Единицам, продемонстрировавшим исключительную смелость, даруют жизнь. Существует хоть малейший шанс выжить живности, привезенной на скотобойню? Ноль. Ее ждет неминуемая гибель. Сходите, посмотрите, как катится у коровы слеза. Обожая пикники с аппетитными шашлыками, наслаждаясь хамоном, уминая за обе щеки сосиски, не способствуете ли процветанию мощной индустрии смерти? Где же тогда скрывается добросердечие, забота о братьях наших меньших, желание не обидеть? Только на словах. Не кривите душой, господа "защитники". Настоящее осознание, приведшее к искреннему благодушию, состраданию – поступок матадора Альваро Мунеро.
Не испугавшись угрозы судебного разбирательства, однажды храбрый колумбиец прервал единоборство (1984 г.). Причиной содеянного послужил молчаливо застывший израненный бык, смотревший без всякой попытки нападения, как сама невинность. Во взгляде – мольба о пощаде, взывание к справедливости. Глаза, будто кричали: "Хочешь, добей, отказываюсь дальше драться". Крах звездной карьеры Муньеро прокомментировал так: "Почувствовав себя худшим дерьмом на земле, я прекратил сражение. Когда умер тореадор, родился вегетарианец".
Осуждаете или нет, коррида – важная частица исторических ценностей. Король Хуан Карлос заявил, что стоит Евросоюзу выдвинуть ультиматум против древнего обычая, Испания немедленно покинет его состав. Возможно, благодаря пусть и бездушному зрелищу жизнелюбивые испанцы научились жить насыщенно, вдохновенно, не цепляясь за прошлое, не заглядывая в будущее, не сожалея ни о чем, проживая каждый день, как последний.
Безмерно желанная, страстная царица Средиземноморья всегда найдет, чем удивить. Никогда не раскрываясь полностью, как истинная женщина, приберегает сокровенные тайны, служащие магнитом для следующих свиданий. Не хватит жизни, чтоб узнать ее до конца. Она – непостижима.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

Видео
Карта
Новости
В Испании развивают направления семейного туризма 2015-11-26

К этим направлениям добавился Кастельдефельдс

Читать
Статьи
Театр-Музей Сальвадора Дали и замок Пуболь

Познакомьтесь с жизнью и творчеством великого Дали!

Читать

Яндекс.Метрика