Площадь Девы Марии в Валенсии

Адрес: Plaza de la Virgen, Valencia
Как добраться: 
- автобусы 4, 6, 8, 9, 11, 16, 28, 70, 71, остановка Reina;
- метро - линия 3, 5, остановка Чатива (Xàtiva), линия 4, 6, остановка Понт де Фуста (Pont de fusta).

Что может быть лучше горных вершин, окутанных пеной облаков? А если к ним прибавить много солнца, бездонное ультрамариновое небо, безбрежную синеву моря, бархатные пляжи? Это и будет Валенсия – город грез и надежд с потрясающей аурой, будоражащий воображение невероятной архитектурой, где, забыв о мирских заботах, насладитесь прелестью жизни, распахнув свое сердце навстречу мечте. Если хотите закружиться в вихре ярких впечатлений, начните знакомство с хранительницы главных сокровищ, центра самого зажигательного праздника на свете Фальяс – Соборной площади.

Исторический центр Валенсии – площадь Девы Марии

Пожалуй, не отыскать в Испании второго такого уголка, где безумно приятно заблудиться среди узких улочек с разноцветными домами, вдыхая запах оранжевого апельсинового наслаждения. Нынешняя столица автономной области, пестрая, оживленная, занимающая по величине третье место (800 000 жителей) после Мадрида и Барселоны, нисколечко на них не похожа. Пройдя через нелегкие хитросплетения истории: расцветы и кризисы, бесчисленные завоевания и спасительные освобождения, сумела впитать в себя лучшие качества всех временных периодов и населявших народов, оставивших неизгладимый след: греков, карфагенян, римлян, вестготов, мавров. В едином букете в ней переплелись испанский модерн с дворцами эпохи Возрождения, средневековыми романскими церквями с едва заметными арабскими вкраплениями. Душа старинного града – Plaza de la Virgen, откуда начиналась его славная судьба.
В глубокую древность данную территорию занимал небольшой островок, омываемый непокорной речкой Турией протяженностью 280 км, где много веков назад римские завоеватели заложили форум. Все это кануло в лету. Речное русло пришлось перенести за городскую черту после сильнейшего наводнения. Бывший остров превратился в чудесную площадь, всегда многолюдную, объятую наиболее значимыми архитектурными шедеврами, находящуюся в гуще массовых событий, проводимых праздничных мероприятий.
Молчаливым напоминанием о протекавшей ранее речушке служит появившийся очаровательный фонтан овальной формы из дорогостоящего мрамора (1976 г.). В центре на возвышенности полулежит красивый вылитый из бронзы атлет, держащий рог изобилия. Его окружают обнаженные бронзовые девушки с кувшинами, с горлышек изливаются кристально прозрачные, сверкающие в солнечных лучах серебристые струйки. Частенько мускулистого бородача ошибочно принимают за владыку морей и океанов – грозного Нептуна, но автор композиции Мануэль Сильвестр Монтесинос аллегорически изобразил так Турию (река у испанцев – существительное мужского рода), а прелестные юные создания – ее притоки. Миллионы искрящихся мелких брызг дарят желанную прохладу, спасая от изнуряющей жары.
Здесь любят назначать свидания, проводить деловые встречи. Удобно расположившись за столиком перед кафе иль рестораном, попивая освежающий кофе со льдом, можно любоваться древними постройками. Отсюда стартуют все экскурсионные маршруты. Свое название плаца и одноименная с ней базилика получили в честь чудодейственной статуи Мадонны.

Происхождение культа Матери Божьей

В феврале 1409 г., направляясь на службу, отец Фрай Жофре заметил, как здешние мальчишки издеваются над психически нездоровым человеком. Заступившись, священник отправился читать проповедь. Однако, неприятный инцидент заставил прожить день в тяжелых раздумьях, наведя на мысль об организации приюта для несчастных. Это и привело к появлению больницы и братства, в задачу коих входила опека над немощными, сиротами, подкидышами, оказание моральной поддержки узникам, приговоренным к высшей мере наказания.
Согласно давнишнему преданию в 1414 г. сюда явились 3 паломника, попросив приютить на несколько суток. Пришельцам не отказали, препроводив их в L'Ermitage (скит). Спустя 4 дня, постучав к поселенцам, не услышав ответа, дверь взломали. Внутри было пусто, странные путники загадочным образом исчезли, словно растворились, оставив одиноко стоящее деревянное изваяние Пречистой с цветком лилии и младенцем-Иисусом, удерживающим детской ручонкой крест. Возможно, все бы позабылось, но произошло неимоверное: слепая, парализованная супруга одного из членов общины внезапно исцелилась. Решили, что только ангелам под силу сотворить чудотворную скульптурку, коей приписывали необъяснимое выздоровление, почитая с тех пор святой. Простой люд ласково в шутку прозвал ее Geperudeta (горбунья) из-за незначительной наклонности вперед.
Чудеса не прекращались. Полагают, что благодаря заступничеству Геперудеты Филипп IV одержал победу в сражении при Фуэнтеррабиа и Тортосе (1632 г.). Когда город захлестнула пандемия чумы (1647 г.), косившая население (18 тыс. жертв), люди денно и нощно взывали молитвой к Богородице, умоляя о помощи, и черная смерть отступила.
В апреле 21 числа 1885 г. согласно изданного понтификом Львом XIII акта, скрепленного металлической печатью, Богоматерь официально провозгласили заступницей Валенсии. С разрешения папы Бенедикта XY в мае 1923 г. провели церемонию канонической коронации, на которой присутствовали монарх Альфонсо XIII с королевой, архиепископ Бургос, кардинал Бенлох. После возложения мэром Хуаном Арталом на голову Пречистой короны, разукрашенной драгоценными каменьями, тишину разорвали пушечные залпы, исполнили Национальный Гимн. Для исключительно редких перемещений покровительнице придумали специальный автомобиль, нареченный "La Maremobile" с индивидуальным номером V-0085-GP.
При соблюдении обычных обрядов используют копию (133 см), выполненную ваятелем Октавио Висентом (1966 г.). Изначально оригинал хранился в капелле при госпитале (ныне здесь библиотека), потом его перенесли в собор. Затем приняли решение возвести базилику, служащую Небесной защитнице ковчегом, позволяя всем желающим поклониться ей. Важнейшим инициатором слыл чудом исцелившийся вице-король, граф Оропес.

Храм Девы Марии

Внешне здание трапециевидной конфигурации, увенчанное куполом с фонарем, не выделяется ни грандиозными размерами, ни роскошью фасада, но для горожан это намоленное место считается слишком важным культовым объектом. Строительство длилось 15 лет (1652 – 1667 гг.). Возглавлял его зодчий Диего Мартинес Понсе де Уррана, выбрав вначале строгий поздний ренессансный стиль, разбавив позже вычурным барочным.
Два одинаковых портала отделаны тосканскими декоративными колоннами. Декором проемов служат рельефные обрамления и фронтоны. На восьми бронзовых панелях одной из входных дверей изображены сюжеты, рассказывающие о возникновении магического изваяния (создатель О. Висент 2005 г.). В часы закрытия его можно разглядеть сквозь зарешеченное окошко.
Над интерьером в классической манере фантазировал мастер В. Гаско. Красочный купольный свод, расписанный живописцем Антонио Паломино, как бы расширяет замкнутое пространство. На фоне небесной голубизны пред Св. Троицей – Мария-Защитница, а в вышине парят среди пушистых облаков крылатые херувимы. Взирают с небес множество персонажей Ветхого Завета с великомучениками, апостолами, основателями религиозных орденов.
Из круглого зала ведут в разных направлениях шесть выходов. Арочные проемы направляют к часовенкам Св. Иосифа, Христа, Причастия. Бесценная реликвия располагается в нише алтарной части, окруженная  по бокам фигурами святых: В. Сарагосского и В. Феррера. 
Поднявшись по ступеням мраморной лестницы, можно преклониться пред скульптурным изображением Пресвятой. Утонченное лицо обрамлено длинными волосами, украшенными драгоценностями. С состраданием и любовью она смотрит на мирян огромными миндалевидными глазами, как будто бы вопрошая: "Вы холите тело, наряжаете, купаете в парфюмах, а как же душа? Очищаете ли ее словами молитвы, покаянием? Одеваете ли в одежды смирения? Согреваете ли теплом милосердия? Заботясь о тленном, забываете о бессмертном. Зачем нужна дорога, не приводящая к Творцу?". Пронзительный взгляд заставляет многих задуматься, переосмыслить жизненную позицию, выйти обновленным.

Верный страж священного Грааля

Украшением площади, несомненно, является еще один шедевр – Кафедральный собор, завораживающий монументальностью пафосной архитектуры, вобравшей в себя готику, неоклассику, барокко. С базиликой он соединяется крытым освещаемым тремя оконцами переходом, сооруженным в 1660 г. Костел венчает Симборио, разместившийся непосредственно над алтарем, возвышающийся на 40 м восьмиугольной призмой с 16-ю стрельчатыми окнами, позволяющими проникать дневному свету. Изящная кружевная конструкция кажется невесомой, прозрачной.
Уникальность замечательного сооружения в том, что, храня исторические и культурные ценности, не стал освященным музеем, сберег ощущение присутствия в доме Божьем. На плацу из 3-х существующих обращены богато декорированные Апостольские врата с 12-ю статуями апостолов, отсюда и наименование. На готических арках – 48 фигурок праведников и ангелочков. Над входом – гигантское окно-розетка диаметром более 6 м, переплетенное в виде звезды Давида. Привлекает внимание трехуровневая арочная галерея с открытой верхней аркадой, поддерживаемой колоннадой, сильно напоминая древнеримский амфитеатр, откуда приглашенные высокопоставленные гости наблюдали за прохождением празднеств.
Интерьер поразит многочисленными настенными росписями XV ст., созданными местными мастерами кисти и намеренно вызванными с Рима папой Александром VI. Надолго замрете возле уникальных картин Гойи, восхитительных скульптурных оформлений часовен, например, молельни Воскрешения. Если захотите поставить зажженную свечу, нужно всего лишь бросить монетку, вспыхнет электрическая.
Преодолев 207 ступеней крутой винтовой лестницы, можно свершить незабываемый, ошеломительный подъем на 68-метровую вышину звонницы Мигалете, верхний ярус коей украшен ажурной каменной вязью. Со смотровой платформы открывается захватывающая панорама: под ногами – дивный град с изумрудными цитрусовыми рощами, вдали – морское побережье, горные хребты.
Отнюдь не внешняя и внутренняя красота – основная причина, по которой тысячи устремляются сюда. Больше всего путешественников притягивает жгучее желание увидеть лично чрезвычайно почитаемый артефакт – таинственную, мистическую чашу, обладающую мощной божественной силой. Из сосуда накануне казни мог вкушать Иисус, собравшись с учениками на тайной вечере, найти ее грезили доблестные рыцари короля Артура, охотились нацисты. Кубок, датируемый первым веком, передал на хранение Альфонсо V Арагонский (1436 г.).

Дворец правительства (Palacio de la Generalitat)

Это очень старое двубашенное здание – детище известного архитектора Пере Конте, основанное еще в XV в. Раньше оно было в распоряжении комиссий, контролирующих процессы налогообложения граждан, неоднократно изменялось, расширялось, чем объясняется смешение стилей: классического, позднеготического, эрререско, отличающегося аскетической строгостью. С годами правая башня, завершающаяся балюстрадой, разрушилась. В средине XX ст. проводя очередную реконструкцию, благодаря поднятым чертежам ее восстановили, придав первозданный вид.
Сейчас – это резиденция представителей власти, о чем свидетельствуют развивающиеся флаги и таблички. Со сменой предназначения в 1982 г. произвели модернизацию: поставили лифт, обеспечили запасными лестничными маршами.
Центральный вход, ведущий во внутренний дворик, расположен со стороны улицы Кабальерос. Через него можно пройти в залы. Каждый имеет только ему свойственную изюминку. Золотой построен в 1534 г. Гиннесом Линаресом. Он оформлен расписным потолком, соответствующим в полной мере эпохе Ренессанса с изумительной позолоченной лепниной. Над ним трудились многие знаменитые художники того времени.
Минуя арочный проход с великолепным фризом, попадете в Королевский салон. С портретов, развешанных на стенах, сурово посматривают на пришедших некогда царствовавшие самодержцы: от Хайме I, венценосного правителя Арагона до деда Хуана Карлоса I – цесаря Альфонсо XIII. Здесь и сегодня ведутся торжественные приемы. Рядом находится маленькая каплица с алтарем, где государи просили у Всевышнего благословения, замаливая грехи. Здесь можно залюбоваться превосходной работой Франциско Рибальта "Распятие Христа".
Нова палата или Salón de Cortes, где заседал испанский парламент, потрясает сногсшибательным кессонным потолком, фризовыми изразцами, роскошными хрустальными люстрами. Можно часами рассматривать фрески, посвященные ведомствам Кортесов. Заглянув в галерею, поразитесь выставке женских бюстов, скульптурам растительного и животного мира. На протяжении недели (кроме выходных) предоставлена возможность осматривать все до мельчайших подробностей.

Праздник очистительного огня – Las Fallas

Ежегодно, начиная с 15 марта, полностью замирает на улицах автомобильное движение. Московские пробки на дорогах по сравнению со здешней, почти недельной, – это просто мелочи. Испанцы находятся в преддверии традиционного фестиваля Фальяс, знаменующего о наступлении весны, как Масленица на Руси.
Издавна люди верили, что, избавившись от всего плохого, ненужного, на смену непременно придет удачное, доброе, многообещающее. Говорят, сия традиция произошла от ремесленников, считавших плотника Иосифа своим покровителем. С окончанием долгой зимы труженики сжигали собравшийся хлам, надеясь на щедро оплачиваемые следующие заказы. Пару столетий назад какой-то весельчак, шутя, сделал из выброшенной коряги пугало: вместо рук закрепил веники, голову заменил тыквой, приделав табличку с надписью "губернатор". Невинное шутовство понравилось, прижилось, послужив наглядным образцом для сатирических кукольных карикатур, обличающих политиков, чиновников и прочую аристократию. Так и появились на свет куклы, целые композиции из папье-маше, картона, фанеры и другого легко воспламеняющегося материала, символизирующие людские пороки, предающиеся сожжению.
Положительных героев здесь не встретите. Изображаются, вывертываются наизнанку любые изъяны. Замучила теща? Пускай сгорают ее незаслуженные упреки и язвительные подвохи. Достал сварливый сосед? Пусть горит синим пламенем. В сценке обыгрываются Каталония, решившая отделиться, придирчивые чрезмерно начальники, бестолковые политические деятели, неверные супруги и просто злые сказочные персонажи.
Основная задача праздничного действа – гармонично связать искусство с критикой и шуткой. Для этого местные умельцы (художники, скульпторы, дизайнеры, столяры) готовят взрослые объемные фигуры, достигающие порой высоты 5-этажного дома, детские маленькие скульптурки (falla infantil). Присоединиться разрешено всякому желающему. 1954 г. запомнился огромным числом приверженцев Сальвадора Дали, стремившихся взглянуть на представленное творчество короля сюрреализма.
На нескольких участках размещают на неделю до 800 экземпляров пестрой человеческой фантазии. Для установления некоторых требуется помощь подъемного крана, так они велики. Объявляется конкурс на интереснейшую работу. До оглашения результата всенародного голосования можно наслаждаться красочной выставкой. Победительница-файя, отмеченная большинством голосов, будет помилована, передана в музей (Мuseo Fallero), остальные сгорят.
В это же время на площади занимаются возведением исполинского пятнадцатиметрового каркаса для Царицы Небесной. Ее оденут в красивейший наряд из живых цветов (более 50 000 шт.), придуманный живописцами. Вокруг установят корзинки с розами, орхидеями, лилиями, жасмином. Это и есть благоухающее неземным ароматом жертвоприношение защитнице обездоленных.
Букеты несут на протяжении двух дней девицы-красавицы в старинных платьях, расшитых позолоченными нитями, приготовленных специально для этого случая, малышки в очаровательных чепчиках, мамочки с малютками в колясках, бабушки, дочери. Идут с молитвой на устах, просят слезно даровать благополучие семье, здоровья, счастливой судьбы. Нет сомнений, что мольба будет услышана, просьбы исполнены. Женскую "реку" с трибуны приветствуют мэр и кардинал в пурпурной шапочке.
В ночь с 18 на 19 все вокруг сияет, бурлит, превращаясь в кратер разбушевавшегося вулкана, зажигая всех без исключения. Гремят барабаны, начинается факельное шествие. Выезжает огненная колесница с колышущимся светящимся чудищем, за ней шагают монстры, великаны, жонглирующие пылающими факелами. Все, кому только не лень (а не ленится никто) бросают под ноги петарды, сверкают тысячи бенгальских огоньков, задействована куча пиротехники, освещающей чудную фантасмагорию. Кажется, что земля содрогается от грохота, а воздух переполняется пороховым туманом. Неописуемое зрелище, вызывающее феерию чувств!
Наконец, небосвод озаряется багровым заревом от гигантского костра, где поднявшееся пламя поглощает скульптуры, а с ними – недостатки, несовершенства, весь негатив. Все заканчивается ослепительным фейерверком. Для горожан готовится громаднейшая паэлья, продаются пончики с шоколадной начинкой. Народ гуляет до рассвета. Разве такое забудешь?

Пройдут месяцы, может, годы, в душу закрадется невыносимая ностальгия по милому городу со страстным темпераментом, ощутимо пахнущему апельсинами и улыбкой. Внезапно вновь нахлынет безумное желание отправиться туда, где в лицо настолько резко ударял запах близкого моря, что грезилось, будто буквально за поворотом нежданно вспенятся, заколышутся соленые безбашенно игривые волны, где так запросто удается взлететь, ощутив вкус счастья. Выйдя на перрон, непроизвольно сердце прошепчет: "Ну, здравствуй, Валенсия, краса ненаглядная!".

Видео
Карта
Новости
В Испании развивают направления семейного туризма 2015-11-26

К этим направлениям добавился Кастельдефельдс

Читать
Статьи
Театр-Музей Сальвадора Дали и замок Пуболь

Познакомьтесь с жизнью и творчеством великого Дали!

Читать

Яндекс.Метрика