Мосты Санкт-Петербурга

О чем невольно вспоминаешь, услышав о Санкт-Петербурге? Сфинксы, Нева, Петергоф? Возможно! Но это далеко не все, что буквально трогает за душу в этом прекрасном городе. Есть в Петербурге и такие достопримечательности, подобные которым в других городах являются всего лишь переправой. Речь идет о мостах, таких разных и похожих друг на друга, больших и маленьких, широких и узких, деревянных и каменных. Вряд ли найдется человек, попадающий на ленинградскую землю, который вскользь не задаст себе вопрос о том, сколько же мостов в Петербурге.
Мосты Петербурга уже давно перестали быть лишь переправами: каждый из них представляет огромную ценность в сохранении и становлении истории этого замечательного города. Описать все мосты Санкт-Петербурга не представляется возможным. Давайте совершим виртуальную прогулку лишь по самым популярным из них.

О мостах в цифрах

Реально ли сосчитать все мосты, расположенные в самом Петербурге и его пригородах? Это очень сложно. Город богат реками и каналами – в общей сложности их протекает около сотни. Кроме того, существуют пруды и искусственные водоемы. Через каждый, даже очень небольшой ручей, перекинуто множество мостов. К примеру, в Петербурге и пригородах насчитывается около 800 мостов, более 300 из них расположены на территории города. 30 мостов Петербурга охраняются государством, представляют определенную ценность. Мосты и облаченные в гранит берега придают городу невероятную аккуратность, чистоту, грациозность и величие. Гости города сразу это замечают. В это трудно поверить, но общая протяженность берегов, имеющих гранитное покрытие, составляет почти 150 километров. Обустроены 53 набережных для прогулок горожан и туристов.
Самые знаменитые мосты Петербурга – разводные. Их насчитывается 17, однако регулярно разводят только 14 из них. Еще 3 моста поднимают лишь в особенных случаях, по заявкам судовладельцев.

Мосты-рекордсмены

Среди огромного количества мостов в Петербурге вряд ли удастся найти два одинаковых: каждый уникален, имеет свою историю, выполняет одну или несколько функций и является настоящим украшением города. Существует несколько мостов, которые по праву можно назвать рекордсменами. Критерии первенства абсолютно разные.

Большой Обуховский мост

Самым длинным считается Большой Обуховский мост, являющийся переправой через Неву. Это одно из самых красивых современных сооружений, его возведение началось в 2001 году и продолжалось около 3 лет. Название мосту дали сами петербуржцы посредством рейтингового голосования. Мост – вантовый, неразводной. Общая протяженность его – 2 км 824 метра. Это расстояние состоит из судового пролета длиной 382 метра и съездов. Мост никоим образом не препятствует свободному прохождению судов по Неве, однако после его введения в эксплуатацию разрешенные максимальные габариты проходящих судов были уменьшены с 40 до 30 метров. Из истории создания сооружения особенно примечателен факт устройства прямо на стройплощадке "Музея вантового моста". Эта идея стала поистине оригинальной, ведь подобного музея одного строительного объекта в мире еще не существовало. Позднее музей перенесли в Красное Село.

Мост Александра Невского

Среди разводных мостов тоже существует свой "рекордсмен". Это мост Александра Невского, соединяющий два берега Невы. Его длина – 906 метров, а если не учитывать длину береговых пандусов – 629 метров. Мост является разводным, однако, в его конструкции присутствуют ванты – металлические тросы, служащие креплениями основных частей моста. Само сооружение состоит из 7 пролетов, два из них находятся над набережной и пять – над водой. Центральный пролет, длина которого 50 метров, разводится. Два крыла, каждое по 25 метров длиной, приводятся в действие за счет устройства с гидравлическим приводом за временной отрезок всего в 2 минуты. Построен мост в 1960-х годах, хотя место под него было отведено в плане города еще задолго до войны. После ввода в эксплуатацию мост в полном объеме служил недолго: были выявлены множественные нарушения технологических норм. Через два года осталась исправной лишь небольшая часть металлических тросов. Движение по мосту было парализовано, осталось лишь троллейбусное сообщение. До 1980-х годов внимание властей Петербурга к состоянию моста было нулевым. Это стало причиной обрушения противовеса левого крыла в воду и привело к полному закрытию движения. Лишь в 2002 году удалось в полной мере восстановить проезд транспорта после реконструкции.

Благовещенский мост

Самый старый мост Петербурга – Благовещенский. На протяжении всей истории существования, с 1850 года, он сменил несколько названий. На этапе строительства его назвали "Благовещенским", т.к. находился он неподалеку от одноименной площади. Затем его именовали Николаевским, мостом Лейтенанта Шмидта, и лишь в 2007 году вновь вернули первоначальное название. Это первый капитальный мост через главную водную артерию Петербурга. Известно, что разработкой проекта занимались ученые, архитекторы, мостостроители, техники. Только официально обнаруженных проектов существовало около 60. Основной материал для строительства моста – чугун. Из него были выполнены пролетные арки, решетчатая система над арками, плиты основной проезжей части. Размеры моста довольно существенные - его длина без малого 300 метров, он долгое время оставался самым длинным чугунным мостом в мире. Сооружение получилось удивительно гармоничным: правильно подобранные пропорции арок и по-настоящему королевский декор моста вызывают восхищение. В 1854 году мост был украшен часовней святителя Николая Чудотворца. Простояла она до 1930 года. К этому времени мост нуждался в реконструкции. Это было связано не только с почти 100-летним возрастом строения, но и с изменяющимися потребностями петербуржцев. В частности, в несколько раз увеличилось количество наземного транспорта и крупногабаритных судов, передвигающихся по Неве. Это требовало новых подходов к изменению конструкции. В 1938 году открыли обновленное сооружение. Были увеличены ширина проезжей части и тротуаров, длина, в то же время существенно уменьшен вес конструкции за счет замены чугунных элементов на металлические. Реконструкция моста позволила существенно изменить сложившиеся принципы мостостроения. К примеру, для соединения различных частей применили электросварку вместо привычных заклепок. Испытания проводили методом водяных статических нагрузок, который заключался в создании специальных резервуаров, наполненных водой. Впервые в стране был применен способ бетонирования под водой.
К XXI столетию ресурсные возможности моста практически исчерпали себя. Появилась необходимость вновь проводить ремонтные работы. Чтобы не потерять переправу между Васильевским островом и центром города, было решено возвести временный мост чуть выше по течению. В середине августа 2007 года по реконструированному мосту пошел наземный транспорт, а временное сооружение разобрали. Построенный мост имеет длину 331 метр, ширину – 37 метров, дорожки для пешеходов шириной 3 метра, 8 полос для транспорта. Были сняты трамвайные пути, разводной пролет сохранили в центре моста.

Зеленый мост

Самый древний мост из чугуна – Зеленый (в разные годы именовался Народным, Полицейским). Является переправой между Казанским и 2-м Адмиралтейским островами. В годы, когда Петербург только начинал строиться, была проложена "Першпективная дорога" (сегодня – Невский проспект). Два берега реки Мойки соединял деревянный мост, который выполнял роль границы города. На нем собирали подати за проезд. Деревянный мост прослужил почти век, пережив несколько реконструкций и ремонтов. Название "Зеленый" появилось в 1735 году, когда строение выкрасили в зеленый цвет. В начале XIX века решено было построить через Мойку более мощную и прочную переправу. Архитектор Вильям Гесте предложил использовать в качестве основного материала чугун. В 1808 году был впервые возведен чугунный мост в Петербурге. Конструкция свода состояла из чугунных блоков, скрепленных между собой болтами. Дорожки для пешеходов выложили гранитом, отделив их от проезжей части прутьями из металла. В качестве декора использованы литые ограды-перила и золоченые гранитные обелиски. Несомненным достоинством Зеленого моста являлась легкость конструкции. Неслучайно проект признали удачным и сделали его типовым для возведения в будущем других переправ через Мойку. В 1840-х годах конструкцию немного видоизменили: возникла необходимость расширить проезжую часть. Для этого решено вынести тротуар на консоли из металла. Дорожное покрытие уложили из асфальтовых кубиков. В начале XX века мост еще раз расширили во время прокладки трамвайных путей. Увеличили размеры опор, добавили несколько рядов арок. Внешний декор моста слегка был изменен: поменяли фонарные столбы, повесили стеклянные фонари.

Казанский мост

Самый низкий мост над уровнем воды – Казанский. По названию нетрудно догадаться, что мост расположен рядом с Казанским собором. В разные годы его именовали Рождественским, Плехановским. Мост возведен через канал Грибоедова в 1766 году. Имеющуюся деревянную переправу пришлось снести во время проведения работ по облицовке гранитом набережной. Сооружение из камня – однопролетное, с фасада имеет гранитную облицовку, украшено резными чугунными перилами. Мост представлял собой арку, подъем на него был довольно крутым. Предусмотрели спуски к воде, которые при реставрационных работах в начале XIX столетия убрали. После расширения ширина составила 95 метров (третий по ширине в Санкт-Петербурге) при длине всего в 17 метров. Произвели отделение пешеходной дорожки от проезжей части с помощью гранитных плит. Мост считается очень низким, под ним запрещено движение любых плавсредств.

Эрмитажный мост

Самый первый мост из гранита – Эрмитажный. Это один из немногих мостов, сохранивших свой внешний вид за долгие годы своего существования. Расположен между зданиями Эрмитажного театра и Старого Эрмитажа, проходит над Зимней канавкой. Первоначально, в 1720 году возвели трехпролетную переправу из дерева. Центральный пролет был подъемным. В 1760-е годы берега Невы обрамлялись гранитом. Параллельно решено было возвести через Зимнюю канавку гранитный мост вместо изрядно устаревшего деревянного. Новый мост стал однопролетным. Сегодня основа арочной конструкции – железобетонная. С тротуаров на мост ведут ступени, ограждения выполнены из сплошных гранитных плит.

Тройной мост

Самым оригинальным мостом может по праву считаться переправа в месте соединения реки Мойки и канала Грибоедова. Масштабная конструкция состоит из трех мостов, поэтому и называется он внегласно Тройной, Трехарочный или Трехколенный. История начинается в далеком 1716 году, когда через Мойку возвели деревянный Мало-Конюшенный мост. Немногим позже появились еще два моста. В начале XIX века встал вопрос о замене переправ из дерева на современные металлические или каменные. Однако, средств на это не находилось. Проект начал воплощаться, когда знаменитый К.И. Росси начал строить дворец для Михаила Павловича, родного брата Александра I. Первоначально планировалось заменить Театральный и Мало-Конюшенный мосты на чугунные и соединить их единой аркой (в роли которой должен был быть Пешеходный мост). Однако, ряд архитекторов были категорично против, ведь "перемычка", которой пришлось бы заложить пролет моста, стала бы причиной заиливания русла реки. В итоге решено создать единый ансамбль, соединив имеющиеся переправы третьим "ложным" мостом. Исторический облик обновленных мостов, открытие которых состоялось в 1832 году, практически не изменилось.
Мостовая конструкция состоит из пересекающихся Театрального (длина – 18 метров), Мало-Конюшенного (длина – 23 метра) и Пешеходного (соединяет два предыдущих) мостов. Она уникальна в своем роде, подобия данного зодчества нет нигде в мире. Декор в стиле позднего классицизма всех трех сооружений гармонично соединяет их воедино, легко и непринужденно это делают идентичные по размеру и материалу перила, ограждения с растительным орнаментом, торшеры. В центральной части каждого моста расположены эгиды. Фонари, имеющие светильники круглой формы завершают декор.
Мост имеет огромное значение для горожан и гостей города. По сложившейся вековой традиции, молодожены обязательно должны посетить это место и посмотреть с моста на свое отражение в Мойке и канале Грибоедова. Это станет залогом долгой семейной жизни и благополучия.

Синий мост

Самый широкий мост – Синий. Расположен неподалеку от Исаакиевского собора. Название сооружение получило по цвету окраски конструкций. За счет ширины почти в 100 метров внешне мост воспринимается частью площади, поэтому иногда его называют мостом-площадью. Первая переправа в данном месте появилась в начале XVIII века. Первоначально сооружение было из дерева, имело разводной механизм. Позже его несколько раз реконструировали, однако, внешний облик почти не изменился. На набережной Мойки имеется оригинальное сооружение: водомерный столб. Служит он для того, чтобы контролировать уровень подъема воды в реке. На нем нанесены отметки о данном показателе во время наводнений, которые происходили в Петербурге в разные годы.

Конечно же, рассказать про все мосты Петербурга в короткой статье просто невозможно. Каждый из них имеет свою "изюминку", захватывает внимание и поражает воображение. Оригинальный декор, нестандартная конструкция, редкий механизм разведения, система освещения, размеры и история - это элементы, которые отличают каждое отдельное сооружение-переправу. Найти два одинаковых моста в Петербурге не получится, поэтому стоит потратить время и изучить их как можно больше.

Видео
Карта
Комментарии