Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Адрес: Исаакиевская площадь, д.4.
Время работы: с 10:30 до 18:00, выходной день - среда.
Время работы:  "Колоннады" и "Смотровой площадки" - с 10:30 до 18:00; 
посещение "Вечерней колоннады" с 01 мая по 31 октября с 18:00 по 22:30.
Как добраться: станция метро "Адмиралтейская" или автобусами № 3, 22, 27, троллейбусы №5, 22.
Стоимость посещения: собор - 250 руб., колоннада и смотровая площадка - 150 руб.

Величественный, масштабный, необыкновенный по своим архитектурным формам Исаакиевский собор Санкт-Петербурга…Он потрясает до глубины души. Его история пронизана святостью, патриотизмом.

История создания Исакиевского собора

Исаакиевский собор – одно из самых крупных религиозных сооружений не только Петербурга, но и всей страны. История его создания довольно длинная.

Первая церковь в честь Исаакия Далматского

Первоначально неподалеку от места, где сегодня возвышается огромный собор, стояла небольшая деревянная церковь в честь Исаакия Далматского. Почему именно этому святому она была посвящена? А потому, что он является небесным покровителем основателя Петербурга Петра I. Именно по его желанию церковь и возвели в 1710 году. Находилась она на месте, где сейчас стоит Медный всадник. Ее внешняя простота была типична для города того времени. Она представляла собой обычный деревянный сруб. На крыше красовался высокий шпиль, выполненный по проекту голландского зодчего Х. ван Болеса. Церковь играла важную роль в жизни Петербурга. Именно здесь состоялась церемония венчания Петра I и Екатерины I. Чуть позже здесь стал проходить традиционный ритуал присяги для военнослужащих из Адмиралтейства и армии Балтийского флота. К 1717 году здание заметно обветшало. Появилась потребность либо ремонтировать его, либо строить новое.

Второй храм

Петр I принял решение о возведении нового храма, более масштабного, чем имеющаяся церковь. Он сам участвовал в церемонии закладки первого камня собора, который также должен был носить имя Исаака Далматского. Церковь внешне отличалась от первой. Она больше походила на Петропавловскую. Над проектом успели поработать трое известных зодчих. Стиль "Петровского барокко" начал воплощать Г.И. Маттарнови, после его смерти дело продолжил Н.Ф. Гербель. К сожалению, и второй архитектор не смог дожить до завершения работ, его очень скоро также постигла смерть. Работы по введению в эксплуатацию новой церкви проводил Яков Неупокоев. Она, несомненно была более изысканной по внешнему виду, нежели первая. Более внушительная по размерам, имела купол и колокольню высотой почти 30 метров. На колокольню повесили куранты, которые привез из Амстердама сам Петр I. Внутри храм украшал резной иконостас ручной работы, выполненный И.П. Запрудным. Через короткий промежуток времени стало понятно, что место выбрано не совсем удачно: близость воды оказала губительное действие уже через несколько лет после открытия храма. Фундамент размыло, кладка частично начала разрушаться. В 1735 году во время грозы церковь загорелась. После пожара она нуждалась в серьезном ремонте. Из государственной казны были выделены деньги и выполнен капитальный ремонт. Деревянные своды заменили на каменные, стены практически отстроили заново, заменили купол. Однако, все это оказалось бессмысленно, ведь осадка грунта под строением спровоцировала настолько серьезные проблемы, что церковь могла обрушиться в любой момент. Провели обследование здания и выявили, что его ремонт окажется очень дорогостоящим. Оказалось, что легче его снести и построить храм заново.

Третий Исаакиевский храм

В 1761 году Исаакиевский собор начинает строиться вновь. Однако, назначение архитектора, выделение средств не способствовало быстрому воссозданию храма. Закладка церкви состоялась лишь через 7 лет. За это время назначенный зодчий С.И. Чевакинский ушел в отставку и руководить строительными работами начал А. Ринальди. По существующему проекту, кровлю должны были увенчать пять куполов, в разработках был и план колокольни. Однако, работы так и не завершились. Достроив собор до карниза, Ринальди прекратил строительство из-за смерти Екатерины Великой, и уехал за границу. При Павле I возведение крупного сооружения продолжилось уже другим зодчим – В. Бренном. Подчинившись воле правителя, архитектор видоизменил проект. Из соображений экономии, на существующей мраморной нижней части возвели верхнюю из кирпича, а вместо пяти массивных колоколов выполнили только четыре. Получилось нелепое сооружение, которое вызывало массу насмешек и сочинительство иронических стихотворных строк. При Александре I кирпичную кладку частично разобрали, чем вновь вызвали вспышку недовольства людей и новых сатирических описаний этого действа. 30 мая 1802 года храм, наконец, освятили.

Современный Исаакиевский собор

Нелепое огромное сооружение в центре города не только портило его внешний вид, но и явно порочило честь государства и лично императора. В 1809 году император Александр I издал приказ об объявлении конкурса на создание нового храма при условии, что все три алтаря будут сохранены. Однако, все заявленные проекты не получили одобрения. Через девять лет был представлен проект О. Монферрана. Все условия были соблюдены – согласно предложенной идее, храм предполагалось видоизменить, а не строить заново. Именно этот проект император и утвердил. В июне 1819 года состоялась торжественная церемония начала строительства - закладка вновь строящегося величественного собора. Однако, через несколько месяцев возникли сложности: стало понятно, что проект Монферрана несовершенен и, если продолжить реконструкцию, может обрушиться купол. С 1825 года строительные работы начались вновь. Планировалось увеличить длину здания, сохранив при этом стены с южной и северной сторон. Высота сводов должна была остаться прежней, но колокольня и купола – в результате стать другими. При строительстве архитектор применял довольно сложные техники, чтобы конструкция в итоге оказалась прочной. Например, решили не менять фундамент, а укрепить существующий. Для этого в грунт под фундамент вбивались вертикальные сваи из сосны, а затем сплошной кладкой сооружался фундамент. Колонны изготавливались прямо на каменоломне из гранитного монолита. Особенности установки колонн из цельного гранита вынудили зодчего пойти против всех стандартных приемов архитектуры. Сначала возвели портики, а потом соорудили стены. Установка первой колонны сопровождалась целым торжеством, на которое прибыла царская семья, иностранные гости, знаменитые архитекторы. После установки всех колонн начали возводить стены, ширина которых в некоторых местах достигала 5 метров. С наружной и внутренней сторон они обрамлялись гранитом. Следующими этапами строительства стало возведение сводов, перекрытий, установка 24 верхних колонн, возведение купола. Чтобы максимально облегчить конструкцию купола, решено было сделать его из металла. Купола золотили методом огневого золочения, который оказался смертоносным для многих рабочих. В общей сложности в строительстве участвовали более 400 тысяч человек, среди которых были не только знаменитые архитекторы, строители, основная их часть – чернорабочие, крепостные крестьяне. Для многих из них участие в возведении крупнейшего сооружения оказалось трагичным: четвертая часть рабочих по разным причинам умерли - около 60 человек отравились парами ртути, часть лишились жизни вследствие заболевания, а некоторые стали жертвой несчастного случая. Церемония освящения вновь возведенного собора состоялась 30 мая 1858 года, через 40 лет после начала строительства. В качестве почетных гостей присутствовали Александр II и некоторые члены его семьи. Для зрителей специально соорудили трибуны, все близлежащие улицы были заполнены народом, пришедшим посмотреть на открытие нового красивейшего религиозного здания.

Архитектура Исаакиевского собора

Исаакиевский собор – неповторимое сооружение, расположенное в самой центральной части Санкт-Петербурга. Его высота – более 100 метров, длина и ширина – 111 и 97 метров соответственно. Барабан купола имеет довольно внушительные размеры - более 25 метров в диаметре. Внешне он неповторим: скульптурные композиции, фронтонные рельефы, 112 колонн, разных по высоте, барельефы не просто украшают, а рассказывают библейские, исторические факты.
На северном фасаде высечена надпись: "Господи, силою твоею возвеселится царь". Именно эта фраза является главной идеей постройки сооружения, причем начиная со своего первого прототипа – маленькой деревянной церкви. Тема оформления северной стены посвящена библейской истории о святом Воскресении Христа. В углах имеются высокие светильники, поддерживаемые ангелами. Раз в году, в светлый праздник Пасхи они зажигаются и возвещают всему городу о прекрасном событии. На фронтонах расположены статуи 12 апостолов, выполненные скульптором Витали. Ниши украшены произведениями различными произведениями скульпторов по библейским сюжетам.
Западный фасад оформлен сюжетами, повествующими о единстве двух составляющих власти – духовной и императорской. Здесь изображены Исаакий Далматский, который дает благословение правителю Феодосию. Неподалеку от этой сцены – образ архитектора, автора проекта воссоздания собора – О. Монферрана.
Южный фасад украшен барельефом с изображением Марии с малышом. Она сидит на троне, а перед ней – пришедшие волхвы. Слева расположена фигура старого человека, держащего на руках маленького ребенка с ларцом в руках. А рядом с самой Марией стоит Иосиф, приклоняя голову.
Восточный фасад обращен в сторону главного проспекта города. Скульптор Лемер изготовил барельеф с изображением сцены, когда святой Исаакий Далматский препятствует императору Валенте в желании пересмотреть христианское учение. Святой предсказал скорую гибель правителя. На барельефе также существует изображение Далматского со скованными цепью руками. Его заточили в подземелье, а вывел его оттуда следующий после Валенты, император Феодосий. Он был проповедником христианства.

Работы по созданию внутреннего убранства

Внутри собор необычайно красив. Среди всего многообразия отделочных материалов особенно выделяются мрамор, бронза с позолотой, мозаика, лазурит. Многие известные деятели художественного творчества работали над внутренним убранством храма.
Здесь находятся три алтаря. Первый, самый главный из них, посвящен святому, в честь которого и возведен сам собор – Исаакию Далматскому. Украшен он витражом, что совсем не типично для христианских церквей. Такое убранство, в основном, можно увидеть в католических религиозных сооружениях. Помещение витража стало своего рода образцом взаимодействия разных религиозных культур – христианства и католицизма. Исаакиевский собор стал первым, но уже совсем скоро – не единственным храмом, в котором оформление выполнено в этой технике.

- Второй (левый) алтарь возведен в честь Великомученицы Екатерины. А третий (правый) посвящен Александру Невскому

Собор уникален не только по варианту внутреннего оформления. Здесь находится огромное количество произведений монументальной живописи, датированной началом XIX столетия. Более полутора сотен картин, панно и других видов росписей известных художников украшают стены храма. Контроль за всеми работами, производимыми внутри, осуществляли не только профессионалы и те, кому по должности приходилось делать это. Особенное внимание к работам проявлял сам император.
Работы по оформлению храма долго не начинались по простой причине: нужно было правильно подобрать технику исполнения. Все знают, каким капризным является климат Петербурга. Если не взять это во внимание, сохранить и даже выполнить до конца оформление храма не удастся. Первый вариант, предложенный Кленце, о применении техники энкаустики, был отвергнут. Над росписью храма трудились лучшие художники того времени: Брюллов, Бруни, Басин. Было решено утвердить вариант создания росписей масляными красками на основе из специального грунта. Образа выполнялись на бронзовых основах. Работы по внутренней обработке стен продвигались очень медленно, постоянно возникали сложности с созданием стойкой основы из-за постоянного негативного действия внешней среды. Стены обрабатывали штукатуркой, затем тщательно зачищали пемзой, и несколько раз наносили мастику. В некоторых местах художникам из-за несостоятельности подготовленного слоя и неспособности его противостоять неблагоприятным воздействиям, приходилось по нескольку раз переписывать картины. В 1851 году было принято решение больше не использовать такой прием росписи. Начали создавать панно из мозаики, которые изготавливались в мастерской Академии художеств вплоть до начала Первой мировой войны. Сейчас более 60-ти мозаичных полотен украшают собор внутри. Одной из первых икон, выполненных в технике мозаики, стало изображение святой Екатерины. Можно удивиться количеству скульптурных композиций внутри. Они очень гармонично сочетаются с мозаичными и художественными полотнами.

Исаакиевский собор сегодня

В послереволюционный период храм разорили и закрыли. Чуть позже здесь открыли музей, пропагандирующий атеизм. В конце XX века его отреставрировали. Была сооружена смотровая площадка, расположенная очень высоко, на самом куполе, созданы тематические экскурсии для взрослых и детей. В праздничные дни в соборе проходят богослужения.

Светлана Воробьева специально для lions-guides.ru

Видео
Карта
Новости
Самый популярный город в Рождество - Санкт-Петербург 2016-01-09

Россияне выбрали для празднований город на Неве!

Читать
Статьи
Что посмотреть в Санкт-Петербурге (часть 1)

Музеи, храмы, театры и просто интересные места города!

Читать
Что посмотреть в Санкт-Петербурге (часть 2)

Музеи, храмы, театры и просто интересные места города!

Читать
Что посмотреть в Санкт-Петербурге (часть 3)

Музеи, храмы, театры и просто интересные места города!

Читать
Тайны Зимнего дворца

Мистические истории и исторические факты

Читать

Яндекс.Метрика