Собор Воскресения Христова на Крови

Адрес: набережная канала Грибоедова, д.2. Телефон: +7 (812) 315-16-36.
Как добраться: станции метро "Невский проспект", "Адмиралтейская", "Гостиный двор".
Время работы: ежедневно, кроме среды, с 10:30 до 18:00.
Стоимость посещения: 250 руб.

Санкт-Петербург богат уникальными по красоте сооружениями. В каждое из них непременно хочется зайти! Уникальный шедевр архитектуры – Собор Воскресения Христова на Крови. Это невероятно красивое здание, привлекающее внимание пестрящими оттенками, объемными рельефами, внушительными размерами. Жизнь Спаса-на-Крови довольно интересна, богата трагическими и радостными событиями.

История создания Собора Воскресения Христова на Крови

Идея создания возникла после трагических событий, произошедших 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала. Здесь произошел взрыв, учиненный народовольцем Гриневицким. В результате трагедии императору Александру II оторвало обе ноги, а через несколько часов после покушения он скончался. На следующий день после случившегося появилась идея поставить часовню на месте трагедии. 

Возведение часовни

2 марта состоялось заседание Городской думы. Получивший власть Александр III предложил построить церковь в память о трагедии. Однако, это предполагало проведение довольно долгих работ, поэтому решение было принято в пользу часовни. Над ее проектом работал Л.Н. Бенуа. Финансовую часть взяли на себя купцы Громов и Милитин. К середине апреля все было готово – часовню освятили и начали проводить в ней панихиды. Простояла она на своем месте недолго, до начала строительства собора. Место, где предполагалось возвести церковь, сразу же огородили, там круглосуточно стояли часовые. Часовню переправили на Конюшенную площадь, а немногим позже разобрали совсем.

Конкурс архитектурных проектов

Несмотря на то, что на берегу Екатерининского канала уже появилось сооружение для поминовения погибшего императора, Александр III все-таки не забыл о своем желании соорудить церковь. Сразу после трагедии был объявлен конкурс архитектурных проектов нового православного храма. Задача для архитекторов оказалась очень интересной и многие знаменитые зодчие стали участниками конкурса. Было подано 26 заявок, все они были анонимными, таким было условие конкурса. В первом заочном туре выбрали 8 лучших работ. Среди лидеров оказались проекты А.И. Томишко, И.С. Китнера и А.Л. Гуна и Л.Н. Бенуа. Именно они были презентованы Александру III. К удивлению многих, ни один из них не произвел впечатление на императора. Он хотел, чтобы построенный храм был образцом русской архитектуры XVII столетия, при этом одно из главных условий – наличие придела на месте трагедии. Был назначен второй конкурс. Количество участников, в том числе и именитых, возросло до 31. И снова никто не смог угодить императору. Лишь после разработки еще целого ряда работ была выбрана совместная работа зодчего Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия из Троице-Сергиевой пустыни. Несколько лет проект дорабатывался с участием профессора Д.И. Гримма и лишь в 1887 году окончательно согласован.

Строительство Собора

Первоначально идея А. Парланда предполагала создание церкви с пятью куполами, а на другой стороне Екатерининского канала – возведение колокольни. Звонницу и храм хотели соединить галереей, имеющей вид крытого моста через канал. На территории храма планировалось возвести еще ряд сооружений: галереи с образами регионов, внесших свои пожертвования на строительство, в этих галереях должен был разместиться музей в память о погибшем императоре. Место его смерти зодчий хотел оформить сенью в виде балдахина с четырьмя колоннами в стиле традиционной русской архитектуры.
Руководителем Комиссии по возведению собора назначили великого князя Владимира. Работы выполняли многие известные архитекторы, Д. И. Гримм, Р. А. Гёдике, Э. И. Жибер, Р. Б. Бернгард, И. В. Штром. Строительство началось по еще не завершенному проекту, который дорабатывался несколько лет. Архимандрит Игнатий предложил назвать собор в честь одного из главных библейских событий – Светлого Воскресения Христова. Мероприятие, посвященное закладке первого камня, состоялось осенью 1883 года. Присутствовали не только простые люди, но и семья нового императора.
Первое, что сделали перед началом строительства – извлекли гранитную плиту и булыжники в мостовой, на которых сохранилось пятно крови, появившееся в результате ранения императора. Сняли и часть чугунной решетки около этого места. Их поместили в часовню, которая к тому времени располагалась на Конюшенной площади. Процесс строительства собора был очень долгим и невероятно сложным. Проблемы возникли уже на начальном этапе. Основная из них – рыхлость почвы из-за близости водоема. Единственно возможным вариантом стала установка свай. В непосредственной близости от Екатерининского канала забили 3 ряда свай, расстояние между которыми заложили качественной глиной. Она должна была выполнять функцию гидроизоляции. Под стенами здания соорудили деревянные перемычки, также соединив их глиной. Замок из глины создавал надежную защиту от попадания воды из канала, сточных и подземных вод в котлован. Именно такая технология позволила создать защитный барьер и существенно укрепить котлован для будущего грандиозного сооружения.
Парланд решил применить новую для того времени технологию – поставить сооружение не на свайный фундамент, а на бетонную площадку. Стены и пилоны выполнены из кирпича, цоколь снаружи облицован гранитом, а остальная часть – особым кирпичом, доставленным из Саксонии. Обустройство собора осуществлялось с учетом последних новинок науки и техники. К 1890 году планировалось достроить собор. Но этого не случилось. К 1893 году строители дошли лишь до создания сводов и арок. Шатер собора выполнен из металлического каркаса, конструкции куполов также имеют основу из металла. Купола и кресты изготавливались на фабрике в Москве. Впервые было решено покрыть главы пластинами из эмалированной меди. Цвета были выбраны самые яркие – желтый, голубой, белый и зеленый.
Фасады было решено украсить мозаикой. Однако, в группе архитекторов, строителей, работающим над собором, не нашлось опытных мастеров мозаичного искусства. Объявили конкурс. Среди участников оказались не только русские мастера, но и немецкие, итальянские специалисты. Исполнителем выбрали мастерскую А. Фролова. Конкурсная комиссия посчитала, что именно работы этого частного предприятия отличаются не только мастерством исполнения, но и высоким качеством, надежностью, короткими сроками изготовления и, самое главное – имеют минимальный вес. Мозаичные работы существенно задержали срок сдачи объекта. Выполнялись они около 10 лет.
Наряду с мозаикой, фасады украшены досками из специального гранита темно-красного цвета, на которых изобразили основные "громкие" дела императора Александра II. 20 изображений распределены по всему периметру здания.
В 1897 году на основной купол подняли крест. Его высота составляет 4,5 метра. Этому событию посвятили отдельное мероприятие. Митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Палладий провел обряд освящения креста, в этот же день состоялся праздничный молебен.
Через два года на звонницу подняли колокола. Отливали их в Финляндии, особенное участие в их изготовлении и настройке принял церковнослужитель из Ростова Аристарх Израилев (по слухам – ему очень доверял Александр III). Основной колокол весил более 1000 пудов, еще три колокола – чуть меньше, а также было несколько маленьких.
Уже было сказано, что одним из условий строительства храма было наличие оформленного места, где произошли трагические события – ранили императора Александра II. Проект Парланда предполагал установку сени из камня. Это должен был получиться настоящий шедевр в технике резьбы по камню. К моменту освящения собора сень еще не была установлена на свое место, однако, работы над ней были практически завершены.

Внутренние работы

Внутреннее убранство храма по-настоящему роскошно. Над ним трудились не только архитекторы, художники, скульпторы. Оказываясь внутри собора, любой человек не устанет восхищаться. Создается впечатление нахождения в волшебном месте. Окна в соборе раньше были выполнены из разноцветного стекла. Сверху – голубые, а ниже – прозрачные. Это создавало иллюзию всегда ясной погоды за стенами храма.
Спас-на-Крови называют "Музеем мозаики". Это неслучайно. Богатые мозаичные работы, которыми насыщено внутреннее убранство, по площади составляют более 7000 квадратных метров. Как показала дальнейшая история храма, именно мозаичный интерьер во многом послужил сохранению оформления в сложные для религиозных сооружений времена. Мозаикой украшены не только стены, но и подкупольные пространства. Среди изображений – множество библейских сюжетов. Особенностью росписи храма является то, что западная стена, расположенная со стороны участка набережной, где ранили императора, посвящена Александру III. Окно со обрамлено работами "Ангел Хранитель" и "Святой князь Александр Невский". Образы символизируют двух воинов, которые несут почетный караул.
Материалы для отделки изготавливались в лучших зарубежных и российских мастерских. В частности, иконостас и мозаичный мраморный пол были привезены из Генуи. Иконостас выполнен по проекту Парланда, работы над ним продолжались вплоть до 1907 года. При первом взгляде невозможно поверить в то, что выполнен он целиком из мрамора. Создается впечатление, что все узоры вырезаны из натурального дерева. Очень долго оформляли киоты – более 12 лет. Царские врата выполнены из драгоценных материалов, декор изготовили ювелиры из Москвы.
Несколько лет трудились над созданием уникального мозаичного пола. Его рисунок составлен из кусочков мрамора толщиной 5 мм самых различных оттенков. Чтобы обеспечить его идеальную сохранность, сразу после освящения собора, пол покрыли коврами.

Оснащение собора

При строительстве собора были продуманы даже такие особенности, о которых раньше архитекторы не задумывались. В частности, выполнен громоотвод, представляющий собой заземление с южной и северной сторон колокольни, идущее от купола (креста) центральной части и самой звонницы.
В храме работала уникальная система отопления. Представляла она собой паровую систему. В стенах имелись несколько каналов, которые позволяли теплому воздуху из паровых котлов, расположенных в подвальном помещении, проходить в интерьер самого собора. Внутри собора в стенах имелись квадратные отверстия, оформленные декоративно специальными решетками. Именно через них тепло проходило в основной зал собора. Вытяжки были предусмотрены под скамьями из камня, расположенными вдоль стен.
Своя система обогрева имелась и внутри куполов. В самом крупном куполе тепло подавалось через паропровод, сделанный из меди, который проходил сквозь большую апсиду и завершался чугунной батареей. В системе было продумано все до мелочей. Дым, получающийся в результате топки котлов, уходил через специально сооруженное котельное здание, находящееся в Михайловском саду. Подвал собора и это здание были соединены трубопроводом. В этом же здании была предусмотрена специальная емкость, в которой хранили нефть.
Отдельно следует отметить решение архитектора относительно создания водоотводной системы. На крыше собора сооружены специальные желоба, через которые вода и снег должны поступать в специальные чаши в углах кровли. Далее вся вода стекала вниз по медным трубам и поступала в водоотводный коллектор в тротуаре.
Внутри храма существовала еще одна интересная система – система отведения конденсата. Зодчий уделил свое драгоценное время и этому важному делу: под окнами он расположил специальные емкости для сбора жидкости, образовывающей в результате конденсации. Из этих резервуаров влага уходила все в тот же трубопровод, ведущий к водоотводным коллекторам.
На чердаке подкупольного пространства предусмотрено сооружение для закрепления люльки, чтобы можно было выполнять различного вида работы – мыть окна, стены, менять лампочки в огромных люстрах. Это доказывало, что Парланд с душой подходил к строительству собора, обратив внимание даже на такие, казалось бы, мелочи. Освещение внутри храма было решено сделать электрическим, что в то время считалось роскошью и принципиально новой технологией. После проведения работ в соборе включались более 1500 лам. Освещение разделили на три типа: праздничное, обыденное и дежурное. В обычные дни церковных служб в соборе включали несколько светильников: 6 больших люстр и по 4 бра и фонаря. В большие православные праздники богослужения проводили при включенном парадном освещении, основное внимание уделяли подсветке чтимых образов и алтарных апсид.

История действующего собора

Долгожданное освящение собора состоялось 19 августа 1907 года. На церемонии присутствовала семья императора Николая II, великие князья, представители ведомств, министерств и Высшего духовенства. Простых людей внутрь не пропускали.
В Петербурге было всего 2 собора, находящихся на полном государственном обеспечении – Исаакиевский и Спас-на-Крови. Последний не принимал прихожан – для основной массы людей он был закрыт. Здесь совершались проповеднические службы, а также поминовения умершего Александра II. В 1917 году финансирование из государственной казны прекратилось. Настоятель Петр Лепорский был вынужден просить о помощи народ. Все желающие смогли оказать посильную помощь. Храм никогда не был приходским, однако в 1920 году, вопреки мнению настоятеля, он становится таковым. В разные годы храм принадлежал к старообрядческому, иосифлянскому течениям в Русской Церкви.
В 1930 году его закрыли. Несколько раз обсуждалось предложение о том, чтобы разобрать собор. Но в данном случае верна поговорка "Не было бы счастья, да несчастье помогло". В 1938 году решено начать разбирать по частям сооружение. Однако, скорое начало Великой Отечественной войны помешало этому. Такое масштабное сооружение повышенной прочности могло пригодиться городу. В военные годы здесь был морг, куда свозили умерших людей.
В послевоенные годы здание отдали в аренду Малому оперному театру, который использовал его как складское помещение.
В 1961 году произошло непредвиденное событие, которое могло в одночасье лишить Ленинград великолепного памятника архитектуры. В главном куполе обнаружили огромный фугасный снаряд. По-видимому, в одну из бомбежек в годы войны он попал сквозь своды купола внутрь и остался в стропилах. Невероятно опасные работы проводились осенью 1961 года. Рискуя жизнью, мастера-верхолазы и саперы извлекли снаряд, вывезли его за городскую черту и уничтожили. В 1970 году храм передан музею "Исаакиевский собор". С этого времени у него начинается новая жизнь. Сразу планируется проведение реставрационных работ как внешних фасадов, так и внутреннего убранства. В 1997 году состоялось «второе рождение» собора – через 90 лет после церемонии первого освящения, его открыли вновь. Теперь сюда могут зайти все желающие. Сейчас в соборе проводят церковные службы.
Побывать в Санкт-Петербурге и не побывать в музее-памятнике "Спас-на-Крови" - настоящее преступление! Невероятной красоты мозаичные шедевры, богатый внешний декор выделяют храм из миллионов других, поэтому зайти сюда нужно обязательно!

Светлана Воробьева специально для lions-guides.ru

Видео
Карта
Новости
Самый популярный город в Рождество - Санкт-Петербург 2016-01-09

Россияне выбрали для празднований город на Неве!

Читать
Статьи
Что посмотреть в Санкт-Петербурге (часть 1)

Музеи, храмы, театры и просто интересные места города!

Читать
Что посмотреть в Санкт-Петербурге (часть 2)

Музеи, храмы, театры и просто интересные места города!

Читать
Что посмотреть в Санкт-Петербурге (часть 3)

Музеи, храмы, театры и просто интересные места города!

Читать
Тайны Зимнего дворца

Мистические истории и исторические факты

Читать

Яндекс.Метрика