Адрес: Дворцовая площадь, д.2 / Дворцовая набережная, д.38.
Как добраться: станции метро "Адмиралтейская" или "Невский проспект".
Время работы: с 10:30 до 18:00 (кассы работают до 17:00), понедельник - выходной день.
Стоимость колеблется в зависимости от посещаемых выставок (комплексный билет порядка 600 руб.).

Зимний дворец – потрясающее по размерам и красоте здание. Его богатый внешний облик очаровывает, и, кажется, дворец скрывает множество тайн. В сочетании с Дворцовой площадью образуется уникальный архитектурный ансамбль, имеющий огромное значение для ценителей объектов мирового туризма.

Исторические этапы строительства Зимнего дворца

История Зимнего Дворца многогранна и длинна – за века его существования сменился не один правитель государства. Здание дворца несколько раз полностью перестраивалось. Но обо всем по порядку.
Первое здание ("Зимний дом") возведено для Петра I в 1708 году. Сооружение возвели на земельном участке, расположенном на Милиционной улице около Невы. Конечно, его внешний вид был очень далек от современного. Он представлял собой деревянный дом в два этажа. Своеобразным украшением его стало крыльцо и крыша из черепичного материала. В 1712 году сооружены Свадебные палаты, подаренные Петру губернатором Петербурга.
Второй по счету Зимний дворец построен по указу Петра I в 1716 году, на месте пересечения Невы и Зимнедомного канала. Через несколько лет вся семья царя переехала сюда жить. Именно в этом здании в 1725 году Петр Великий умер.
После его смерти было решено достраивать дворец, возвести уже третий. Анна Иоанновна не была удовлетворена размерами здания, считая его слишком маленьким для проживания царских особ. Она одобрила проект перестройки, представленный известным уже в то время, талантливым архитектором Ф.Б. Растрелли. Однако, план строительства предусматривал приобретение нескольких домов на соседних территориях. Это было сделано очень быстро, дома знатных личностей куплены, снесены, после чего стартовало строительство огромного царского дворца. Ударными темпами за несколько лет стройка была закончена. В 1735 году Анна Иоанновна уже смогла переехать на постоянное место жительства в новое 4-этажное здание. Сооружение было действительно очень масштабным, в нем находились не только 70 парадных залов, более сотни спален с непохожими друг на друга интерьерами, но и помещения театра, галереи. Было много и служебных помещений – часть их отведена дворцовой канцелярии, часть – обслуживающему персоналу, караульной службе. Фасады здания выходили на несколько сторон: на Неву, здание Адмиралтейства, главную Дворцовую площадь. Немногим позже начали пристраивать еще несколько служебных помещений с луговой площади.
После кончины Анны Иоанновны руководство перестройкой дворца взвалила на свои плечи Елизавета Петровна. По ее решению, в 1752 году началось возведение новых пристроек. Выбранная для них территория принадлежала двум состоятельным господам, у которых в скором порядке земля была выкуплена. Строительство велось под руководством Растрелли, который считал уместным возведение пристроек в едином стиле с внешним видом всего дворца. В конце 1752 года у императрицы появилась еще одна мысль – изменить размеры дворца, сделав их более внушительными. Архитектор посчитал, что легче построить дворец заново в другом месте, чем выполнить пожелание Елизаветы. На первый взгляд, это не совсем логично, но такому решению есть объяснение. Елизавета Петровна однажды посмотрела на дворец со стороны и увидела, что он стал похож на курятник – обезображен выстроенными там и тут хозяйственными постройками. По мнению императрицы, главное предназначение дворца – демонстрировать мощь государства, это было неосуществимо имеющейся конструкцией. Поэтому был подписан проект, согласно которому предполагалось снести существующий дворец и на этом же месте построить новый.
В 1755 году возведен еще один дворец, который строился на время. Он был необходим для проживания императорского двора в период, пока шли строительные работы на берегу Невы. Временное здание появилось на пересечении Невского проспекта и набережной реки Мойки. Через 7 лет его демонтировали.
Современный дворец на берегу Невы – это пятый по счету Зимний дворец. Его строительство началось в 1754 году. Размеры очень внушительны. Площадь его составляла более 60 тысяч кв. метров, внутри располагалось полторы тысячи комнат и залов. За время строительства на престоле сменилось несколько правителей: началось оно при Елизавете, продолжилось при Петре III, завершилось при Екатерине II.
Освятили дворец в праздник Светлой пасхи, в 1762 году. В пасхальную неделю он стал основным местом пребывания императорского двора.
Вошедшая на трон императрица Екатерина освободила Растрелли от дальнейших работ, назначив главным зодчим Бецкого. Именно он руководил отделкой внутреннего интерьера.
В 1837 году произошел крупный пожар, который мог уничтожить уникальные ценности, в избытке находящихся здесь. С огромным трудом удалось потушить огонь и вынести царское имущество. Примерно два года продолжались ремонтные работы.
Вплоть до 1904 года основное предназначение дворца – использование в качестве зимней резиденции первых лиц государства. Николай II изменил этому правилу, пользуясь Александровским дворцом в Царском селе. В 1914 году основную часть экспонатов перевезли в Москву. Нетронутой осталась лишь Картинная галерея. Примерно в этот же период во дворце разместили военный госпиталь, а в период Октябрьской революции он стал местом дислокации войск восставших.
В 1920 году Зимний дворец и Эрмитаж назвали Государственным музеем революции. С 1941 года в подвалах здания оборудовали бомбоубежища, спрятали музейные ценности со всей ленинградской области, которые не смогли вывезти в Москву. Частично поврежденные залы еще долго восстанавливали, а часть дворца, наиболее хорошо сохранившуюся, уже в 1944 году открыли для посещения.
Сегодня Зимний дворец - один из лучших музеев мира. Здесь хранится огромное количество ценнейших произведений искусства, число экспонатов достигает трех миллионов единиц.

Архитектура Зимнего дворца

Зимний дворец – сооружение, являющееся ярким представителем традиционного русского барокко. Нарядное внешне, оно воспринимается со всей присущей к подобного рода зданиям торжественностью – и на расстоянии, и вблизи. Перед зодчими стояла важная задача – выполнить строительство уникального сооружения, которое будет доминировать в ансамбле центральной части северной столицы. Растрелли предложил проект здания, имеющего форму прямоугольника с открытым внутренним пространством – двором.
Каждый из четырех фасадов играл свою роль. Со стороны набережной Невы стена создает впечатление бесконечной, продольной колоннады благодаря выделению крайних частей от середины. Вход, расположенный в центре стены, особенно не выделяется, таким образом делается акцент на масштабность сооружения.  Противоположный, южный фасад, выглядит по-иному. Здесь зодчий главным образом выделяет вход – арку, являющуюся основным въездом во дворец. Колонны, расположенные между тремя арками, зрительно увеличивают их высоту и придают некое величие, подчеркивают торжественность. Фасад со стороны адмиралтейства слегка углублен, что делает его связующим звеном между двумя главными фасадами. С востока, по Миллионной улице, фасадом образован большой двор.

Внешне фасады искусно украшены всевозможными фронтонами, вазами, статуями. Окна обрамлены наличниками разнообразной формы, каждый из которых – уникален. Вся лепнина выполнялась вручную, прямо на месте. Расстояние между колоннами везде различно. Сделано это для того, чтобы придать «жизненности» фасадам, то зрительно удлиняя их, то укорачивая.
По всему периметру дворца расставлены изящные скульптуры и вазы. Первоначально они были изготовлены из камня, а на рубеже XIX-XX веков заменены на металлические копии.
Внутренние работы не были завершены на момент завершения строительства. Растрелли запланировал настолько изящное оформление помещений, что мастеров, способных выполнить его, не нашлось. Например, 27 узоров набивных полов, которые, по плану зодчего, должны были украсить 95 комнат, предполагали использование многих сортов ценной древесины, а найти их не представлялось возможным. С приходом к власти Екатерины Великой, Растрелли был освобожден от оформления внутренних помещений дворца.
Планировка претерпела некоторые изменения с момента постройки, но основная идея Ф.Б. Растрелли сохранена. Во дворце наряду с основными тремя этажами существует полуподвальный и антресольные. Первоначально перекрытия были деревянными, однако, в период реконструкции после пожара, их заменили на металлические. Для того времени было нонсенсом использование металла в таких огромных количествах в строительной отрасли. Кровля – луженая.
Цвет фасадов много раз изменялся, но всегда был ярким, привлекающим внимание. В 1934 году первый раз фасады окрасили масляной краской, но это вызвало порчу камня, пришлось удалять весь слой. Изумрудный оттенок с белой отделкой фасады приобрели в послевоенные годы. О внутреннем убранстве дворца стоит рассказать отдельно – оно роскошное, кричащее, рассказывающее о мощи российского государства.

Помещения и залы

К сожалению, большинство оригинальных интерьеров утрачены в 1837 году в результате пожара. Среди сохранившихся – лишь Растреллиевская и Иорданская полуколонны на первом этаже, несущие стены из кирпича.

Иорданская галерея

Первоначально она называлась главной, т.к. именно через нее все гости шли в Парадную. входили во дворец. Знаменита она тем, что через нее в Крещение верующие шли крестным ходом к купальне – иордани. Путь лежал по Иорданской лестнице к Неве. Сейчас ее не существует – творение Растрелли полностью выгорело при пожаре. Сегодня на ее месте находится совсем другая, в стиле классицизма. Изменен цвет, скульптуры и статуи, украшающие ее.

Фельдмаршальский зал

Это результат творческого труда Огюста Монферрана. В 1834 году, после завершения работ над интерьерной композицией, которая состояла из портретных ниш, они были заполнены. С портретов, словно живые, смотрят на экскурсантов российские фельдмаршалы разных эпох. Однако, одна из ниш осталась пустой. Пустует она и сейчас, после реставрации 2012 года.

Гербовый зал

Основное предназначение – проведение торжественных церемоний. Доминирующий декор – бронзовые люстры с изображениями гербов губерний. При входе расположены скульптуры древних воинов. В руках они держат знамена со щитками, на которых можно разглядеть гербы российских губерний.

Военная галерея 1812 года

Создавалась в память о победе русского народа над Наполеоном. Торжественное открытие произошло через год после знакового события. На приеме присутствовали не только первые лица государства, но и вся военная элита, начиная от генералов до простых солдат, ставших героями войны. Галерея уникальна – на ее стенах размещены 332 портрета русских военачальников, героически проявивших себя в битвах и походах 1812-1814 годов.

Большой тронный (Георгиевский) зал

Здесь с 1795 года проходили все торжественные мероприятия, церемонии, приемы. Автор проекта – Джакомо Кварнеги. По приказу Николая I во время реставрационных работ, зал был украшен итальянским белым мрамором. Над троном установили барельеф из мрамора, изображающий Георгия Победоносца, расправившегося с драконом. В годы советской власти трон убрали, а на его месте появилась уникальная карта из драгоценных камней (45 тыс. единиц) с изображением республик Советского Союза. Сейчас она находится в горном музее, а в зале снова установили тронное место.

Придворный собор Спаса Нерукотворного

Расположен в юго-восточном углу дворца. Сначала, в 1761 году, церковь освящена в честь Воскресения Христова, а через год - во имя Нерукотворного Образа спасителя. Внутреннее помещение церкви было богато украшено лепниной, трехъярусным иконостасом, живописью с сюжетами библейских сцен. В конце XIX века кровля была обновлена – здесь появилась звонница, с нее звонили 5 колоколов. Сегодня мало, что осталось от первоначального убранства церкви.

Пикетный зал

На месте этого зала первоначально размещались 2 маленьких комнаты и лестничная площадка. Здесь проходил развод пикета (так называли внутренний караул). После пожара комнаты объединили и получился зал, рассказывающий историю армии России. Оформление его пронизывает военная тематика. На рельефах стен расположены контуры всевозможной воинской символики – медальоны, доспехи, орудия. В конце XX века зал закрыли и использовали как склад для экспонатов, а в 2004 году здесь вновь приняли посетителей.

Александровский зал

Проект выполнил А. Брюллов, предполагалось оформить интерьер в память об императоре Александре I. Сегодня здесь выставлена экспозиция серебра западной Европы XVII - XVIII. Большие шкафы совершенно искажают и портят впечатление от обстановки зала. Изначально с северной стороны установили огромный, во весь рост, портрет императора. Портрет был обрамлен красивым позолоченным подрамником, расположенном на фоне малиновой материи с вышивкой изображения двуглавого орла.

Золотая гостиная

Проектировалась для Марии Александровны, когда еще та была княгиней. Автор проекта – А.П. Брюллов. Завершена отделка была не сразу, а лишь через 20 лет А. Штакеншнейдером. Здесь до наших дней сохранена мебель, специально выполненная для гостиной. Настенные панели утратили тот лоск, которым они были отделаны первоначально. Сейчас барельефы имеют сплошное золочение, а раньше оформление их было более сложным, расположенном на беломраморном фоне. Именно в этом помещении решалась судьба реформ в стране императором Александром II.

Будуар

Очень оригинальное помещение, похожее на изящную табакерку. Архитекторы, выполняющие оформление комнаты (в разные годы это были А.П. Брюллов и Гаральда Боссе), старались стилизовать ее в стиле рококо, добавив роскошности зеркалами, барельефами, узорами, текстильными элементами и оригинальной мебелью.

Николаевский зал

Очень внушительный по размерам, появился в конце XVII века вместо трех залов Растрелли. Его площадь более 1100 квадратных метров. После кончины Николая I здесь установили его портрет, украшенный большой рамой с двуглавым орлом. Куда делся портрет в 1930 году, неизвестно. К сожалению, сейчас насладиться великолепием интерьера получается редко: с советской эпохи его стали использовать для проведения временных и передвижных выставок, чем вызывают порчу внешнего облика. К тому же, зал часто закрывается для посетителей, его отделку порой разглядеть невозможно за фанерными стеллажами и перегородками с экспонатами.

Концертный зал

Сооружен по проекту зодчего В. П. Стасова в период реставрации после пожара. Оформлен в тематике искусства: стены украшены множеством статуэток муз и богинь античного периода. Сегодня здесь находятся ценнейшие экспонаты традиционного русского серебра, включая знаменитую серебряную раку Александра Невского.

Малахитовая гостиная

Была любимой комнатой супруги Николая I. Название говорит само за себя – интерьер оформлен натуральным малахитом. После пожара проведена реконструкция, в результате которой колонны были сдвинуты из центра помещения ближе к стенам, что послужило зрительному увеличению пространства. Во время проведения пышных церемоний и балов в Николаевском зале, отсюда к гостям выходил император с приближенными. В 1917 году здесь заседало Временное Правительство.

Светлана Воробьева специально для lions-guides.ru

Видео
Карта
Новости
Самый популярный город в Рождество - Санкт-Петербург 2016-01-09

Россияне выбрали для празднований город на Неве!

Читать
Статьи
Что посмотреть в Санкт-Петербурге (часть 1)

Музеи, храмы, театры и просто интересные места города!

Читать
Что посмотреть в Санкт-Петербурге (часть 2)

Музеи, храмы, театры и просто интересные места города!

Читать
Что посмотреть в Санкт-Петербурге (часть 3)

Музеи, храмы, театры и просто интересные места города!

Читать
Тайны Зимнего дворца

Мистические истории и исторические факты

Читать

Яндекс.Метрика