Адрес: Sultanahmet, Ayasofya Meydanı.
Время работы: вторник - воскресенье с 09.00 до 17.00.
понедельник выходной день.
Входная плата: 25 TL (8,5 EUR).

Храм божественной мудрости - Святая София

Человек заботится о чистоте тела, но задумывается ли о чистоте души? Возникнуть подобным мыслям помогали храмы, возводимые во всех уголках Земли. Храм Божий – это спасительный ковчег, место встречи человека и Бога, который есть Любовь, а ее так часто не хватает людям. Здесь каждому дано познать себя глубже, ощутить болевые точки собственной души и через покаяние, всепрощение обрести запас душевных и духовных сил. Храм - это Небо на земле.
Идут и идут паломники, преодолевая сотни, тысячи километров, в дождь и снег, в жару и ненастье. Стирая в кровь ноги, ищут святые места, чтобы припасть к ним израненным сердцем, выплакать, вымолить прощение, выстрадать раскаяние, ощутить покой и благословение. Одним из них есть собор св. Софии в Стамбуле - пророк, говорящий о вечности, чей зов раздается среди неугомонного шума нынешней цивилизации.

Рождение Айя-Софии

В IV веке великий полководец Константин возвел в граде Константинополе скромную базилику, дав имя св. Софии. Через какое-то время она стала мала: население увеличивалось, число желающих пообщаться с Господом возрастало, сын правителя, Констанций, расширил площадь. Здание неоднократно горело, но всегда восстанавливалось. Во время возникшего в 532 г. бунта его разрушили основательно. Правивший Юстиниан хотел бежать за пределы страны, но жена Феодора сказала, что лучше смерть, чем позорное бегство. Восстание быстро подавили, введя в город войска, погибло 35 тыс. человек.
Празднуя победу, повелитель решил возвести вместо прежней базилики, невзрачной по виду, "такой храм, какого не было со времен Адама и какого не будет никогда". Для осуществления грандиозного плана требовалась дополнительная земля. Властелину удалось ее купить, переговорив лично с каждым хозяином близлежащей территории. В воскресный день того же года, 23 февраля, народ, возглавляемый Юстинианом, отправился к месту будущей святыни. Впереди, неся Крест Господень, шел Константинопольский Патриарх. Прибыв туда, император, устремив взор к небу, обратился в молитве к Творцу, прося благословения, потом лично заложил в фундамент первый камень. Так началось возведение уникального строения.
Строительство поручили известным талантливым архитекторам, ученым, Анфимию и Исидору. Помогали сто зодчих, управляющих 10-ю тыс. рабочих. Трудную задачу поставили перед ними: церковь должна была стать воплощением рая на земле. Юстиниан не жалел денег и себя. Перевязав голову платком, надев простую полотняную одежду, ежедневно приходил наблюдать за ходом работ. Для сооружения здания собиралась дань со всех сословий сильной Византийской империи. Расходы на произведенные работы превысили пятилетний доход казны. Отовсюду доставляли мрамор, ценные остатки древних строений, принадлежащих бывшим языческим постройкам. Неоднократно из Эфеса, Афин, Рима привозили множество колонн, вызывающих восторг. Цветной мрамор предназначался для стен и потолков. В отделке использовали красивейшие, самые дорогостоящие материалы: золото, серебро, драгоценности.
Юстиниану хотелось все отделать золотом, но пророчество астрологов, предупреждающее, что в будущем сооружение захватят и разграбят, останавливало. Применялись уникальные технологии: для улучшения качества цемента вливали растительные масла, известь разводили в настоянной на ячменных зернах воде.
Самая большая трудность заключалась в установлении купола диаметром в 31 м. Под собственной тяжестью он мог раздавить стены. Внешне они должны были быть легкими, изящными, выдерживая при этом большую нагрузку. Создавались и раньше широкие купола, но устанавливались на круглую основу, а эта имела квадратную форму. Что было делать? Зодчие нашли выход из сложной ситуации: поставили по углам квадрата четыре массивных столба, объединив арками. Промежутки заполнили сводами, похожими на надутые паруса. Соединив верхние ребра, образовался круг, на который легло купольное основание, выложенное из особых пустотелых кирпичей, 12 облегченных кирпичиков по весу приравнивались к одному обычному. Настоящий архитектурный шедевр оставался непревзойденным более тысячи лет, пока Микеланджело не спроектировал подобное чудо для церкви св. Петра в Риме.
Пять лет ушло на строительство. Это были рекордные сроки. Поражают невероятные размеры: пространство может вместить более 100 тыс. прихожан. По величию собор превзошел Иерусалимский, возведенный самим Соломоном. Его освятили в декабре 27 числа 537 г. Перед входом нельзя не обратить внимания на изумительную мозаику с изображением повелителя Льва VI, преклоненного пред сидящим на престоле Иисусом. Входя вовнутрь, правитель положил меч в особую нишу, где потом оставляли оружие другие, пораженный великолепием, возведя руки, воскликнул в восторге: "Слава Всевышнему, избравшему меня для свершения этого величайшего дела. Я превзошел тебя, Соломон".

Внутри дома Господнего

 

Над проходом, ведущим в нартекс, находится полотно, показывающее Богоматерь в окружении Константина, держащего модель основанного им града, Юстиниана с макетом Софии.
Огромнейшее пространство (100 х 69,5 м) залито светом. Больше всего поражает купол с 40 окошками, пропускающими солнечные лучи. Раньше его украшала мозаичная картина с изображением лика Христа. Купол возведен на такой головокружительной высоте (55 м), что проходящий свет, сливаясь в едином потоке, создает впечатление, будто бы он парит в воздухе, свисая с неба на золотом канате. Приводит в неистовый восторг необыкновенная роспись мозаичного пола. "Вступившему под своды св. Софии может показаться, что он вступал на усыпанный цветами луг", описывал летописец.
По обе стороны от главного входа расположили два шара из мрамора, привезенные из Бергама султаном Мурадом. Слева можно увидеть "Плачущую колонну", где всегда очередь. Иногда люди видят медленно стекающие "слезинки". Вставив палец в отверстие завитка, повернув его на 1800, загадывают желание, и оно сбывается. Прикоснувшись к колонне больным участком тела, боль утихает.
С трех сторон пространство под сводом окружено хорами, галереями. По пологому пандусу в окружении фрейлин поднималась наверх императрица. Напротив алтаря обозначен квадрат, где находился ее трон. Некогда все галереи были укрыты росписями. Красивейшей была "Деисус", означающая моление, где матерь Божья с Иоанном Крестителем молят сына Божьего спасти род человеческий. Отсюда великолепно просматривается участок, принятый считать центром Вселенной, где проходила коронация восточно-византийских императоров.
Множественные мозаики, составляющие внутреннее убранство, не сохранились до наших дней. Апсида украшена изображением Богородицы, сидящей на троне, держа на руках младенца, маленького Иисуса. Возле нее стояли архангелы, из всего сохранилось лишь изображение Гавриила. Двенадцать фигур украшали свод: среди них пророки, святые, восстановить удалось лишь три. В северной галерейной части видится портрет владыки Александра, окруженный надписью "Господи, помоги слуге твоему, православному благоверному императору".
Восхищают люстры, спускающиеся вниз на тросах, словно паучки на сплетенных паутинах с сияющими капельками на конце лапок. О несметном богатстве сложено много легенд. Одна из ризниц содержала 40 тыс. фунтов чистого серебра. Свод над амвоном сделали золотым, инкрустированным драгоценностями. Увидев церковь, поэт Корипп назвал ее "чудом света, которое, затмевая другие подобные, представляет точное отображение самого Неба".

Принятие христианства на Руси

 

В этом христианском святилище приняла крещение великая княгиня Ольга. Византийский правитель Роман, очарованный красотой и умом женщины, влюбился в нее и предложил стать его женой. Мудрая княгиня ответила, что сначала надо ей окреститься, попросив стать его крестным отцом, только потом решать вопрос свадебный. После произведенного обряда она ему отказала. Объяснение нашла простое, но убедительное: христианские законы запрещают заключать брак между духовными родственниками, коими теперь они являются. Изумленный Роман не сумел сдержаться: "Перехитрила ты меня, Ольга".
Спустя много лет ее внук, князь Владимир, посетивший собор, обратил Русь в христианскую веру. Его подданные, изумленные увиденным, произнесли: "мы не помнили себя, где стоим – на небе или на земле, веруем, что с этими людьми сам истинный Бог живой". Благодаря восторженным впечатлениям решилась судьба нашего Отечества.

Превращение Айя-Софьи в костел и мечеть

 

Гигантское строение было вершиной замысла Юстиниана и фантастическим достижением архитектурного искусства. Не менее значимой считалась массивная ограда, окружавшая город. Она была настолько укреплена, что жители были уверены в ее вечности, думая, что, если когда-то случится ей упасть под натиском врагов, наступит апокалипсис, настоящий конец света. Почти 1000 лет она надежно защищала град.
Горе пришло в 1204 г., когда Константинополь пал под натисками крестоносцев. У захватчиков перехватило дыхание при виде несметного количества сокровищ, имевшихся в стенах Айя-Софьи, куда ворвались. Такого изобилия роскоши им не доводилось видеть дома, ценнейшая церковная утварь играла множественными переливами. Навьюченные ценностями лошади увозили их на чужбину. Некоторые из них хранятся сейчас в базилике Сан-Марко в Венеции. Патриарха заменили епископом. Святое место христиан превратили в католический храм.
Но на этом беды не закончились. Наступил грозный 1453 год. Турецкий султан Мехмед II, возглавив 200-тысячное войско, напал на Константинополь. Он предложил сдаться, пообещав взамен оставить всем жизнь. Властвовавший Константин XI готов был дать любую дань, но сдать город отказался. Византийские воины мужественно сражались до последнего, но силы были не равны. Дни Византии были сочтены. Когда уничтожили последних сопротивляющихся защитников, Мехмед с триумфом въехал в покоренный город, направившись на своем скакуне к святыне, где спрятался перепуганный до смерти люд, моля Господа о помощи. Отовсюду раздавался плач, слышались крики детей, проклятия матерей и отцов, лилась рекою кровь. Невозможно описать бедствие несчастных. Убитого Константина XI удалось отыскать среди трупов только по сапогам с орлами. Отрубленную голову мужественного полководца по приказу Мехмеда выставили на обозрение на ипподроме, а тело по-царски предали земле. Пленных, порядка 60 тысяч, словно животных, погнали по улицам, начался грабеж. Сбылись пророческие слова астролога: забрали много золота, жемчуга, серебра, украшений, ценных сосудов. Когда нечего было брать, сломали статуи, уничтожили картины, бросив на пол, топтали ногами, священными ризами накрывали лошадей вместо попон, их швыряли на землю вместо ковров. По описанию историка Франтца "Многое совершилось в этот день, что возмутило бы душу любого и исторгло слезу"…
Легенда гласит, что турки хотели забрать в плен священника, служившего летургию, но тот таинственным образом исчез в распахнувшейся стене, прихватив святые реликвии. Турецкие солдаты бросились за ним, но проход быстро закрылся.
Мехмеда II настолько покорило великолепие сооружения, что он отдал приказ устроить здесь мечеть. Крест сняли, заменив полумесяцем, к зданию пристроили минареты. Иконы христиан заменили исламскими символами и текстами. Возле двери, предназначенной султану, проделали "Холодное окно", откуда тянет даже в жару ледяным холодом. Ислам не допускает изображение живых существ, поэтому на мозаики нанесли слой штукатурки. Молитвенную нишу повернули лицом к Каабе в Мекке. Уже на третий день после захвата звучала здесь мусульманская молитва. Взойдя на минбар с саблей в руке, султан прочитал Котбу. На 5 столетий Айя-София превратилась в мечеть.

Рождение музея

 

Казалось, утрачены навеки христианские ценности, но в средине прошлого столетия правящий султан приказал отреставрировать мечеть. Обнаружив лики святых, он пожалел, что его религия не позволяет подобной роскоши. Не поднялась рука уничтожить святую красоту, велел слегка закрыть, но так, чтобы при случае можно было открыть.
И такое время наступило. В 1934 г. Кемаль Ататюрк, являющийся первым президентом современной Турции, принял решение сохранить для человечества музеем величественное сооружение, послужившее двум великим религиям.

Тайны подземелья

 

Предания о растворившемся священнике не давали покоя. Спустя годы при ремонтных работах здесь, действительно, обнаружили потайную дверь, ведущую к маленькой часовне с прикрепленной простенькой лестницей.
Гоксел Гуленской с командой решили обследовать территорию под церковью. Они обнаружили достаточно длинный тоннель (488 м.), ведущий в потайные комнаты. Обследовать их было непросто, рискованно, поскольку слышался запах метана, пустоты заполнены скорпионами и змеями, существовал большой риск обвала. Но участники команды не сомневаются, что там были захоронения. Об этом открытии в 2014 г. намеревались выпустить документальный фильм, знакомящий с лабиринтом подземных мавзолеев.
Так человеческие распри сделали святыню музеем, в котором можно задумать заветное желание, как это делает большинство туристов, сфотографироваться на память в замечательных ее уголках, а можно подумать о Вечности, о том, что было до нас и что останется после…

Путеводитель по Стамбулу на нашем сайте познакомит Вас с этим городом.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

Новости
Некоторые районы Турции станут более доступными 2015-10-01

В Турции должны появиться выделенные туристические зоны.

Читать
В Турции неудачно отреставрировали старинный замок 2015-09-03

В социальных сетях жители высказывают свое недовольство

Читать
Статьи
Достопримечательности Турции

Турция - страна с богатейшим культурным прошлым.

Читать

Яндекс.Метрика