Адрес: Ayvansaray Mh., Kariye Camii Sokak, 26, Fatih, Istanbul.
Режим работы: с 15 апреля по 30 сентября - с 09:00 до19:00;
с 01 октября по 14 апреля - с 09:00 до 16:30.
Стоимость посещения: 15 TL.

Монастырь Хора - история жизни, застывшая в камне

В бушующем море жизни есть острова уединения, покоя. Это монастыри, служащие духовным маяком, прибежищем всем страждущим, бунтующим, потерявших самих себя. Они всегда были символом Града Небесного. Их атмосфера располагает к молитве, размышлениям о чести, смысле человеческого пребывания, предназначении на земле.
Отгороженные от мирской суеты высокими заборами, люди, живя по заповедям Божьим, стремились к нравственному совершенству. И Бог, невидимым образом являясь среди них, поселялся в их душах, словно в доме. Одним из таких мест есть затерявшийся в лабиринте стамбульских улочек, вдали от туристических троп, монастырь Хора - небольшой осколок византийского рая.

Заглянув в историю

В переводе с греческого Хора означает "сельский скит вне стен города". Никто не знает, кто и когда построил на окраине Византии маленький загородный монастырь с размещенным в центре древним, весьма скромным храмом. Во времена правления Юстиниана проживал в нем с учениками Феодор, дядя супруги императора, слава о святости коего распространялась весьма широко. Посвятив себя служению Господу, жил он с последователями тихо, целомудренно, благочестиво. Со всех сторон шли к провидцу верующие за благословением и советом.
В 557 г. землю всколыхнуло сильное землетрясение, ветхие монастырские постройки, не выдержав стихийного бедствия, рухнули. Не поселись там Феодор, строение могло бы прекратить существование, но по указу Юстиниана храмовый комплекс отстроили заново: расширили кельи, открыли приют для бездомных, убогих и престарелых, больницу, рядом - баню, в центре построили церковь Пресвятой Богородицы, украсив живописью и чудеснейшей мозаикой. Здание состояло из центрального нефа и двух нартексов. Основной свод поддерживался барабаном цилиндрической формы. Меньшие купола опирались на барабаны с множественными окошками, пропускающими свет. Это было лучшее сооружение Константинополя. Надежное ограждение отделяло владение монахов от мирского люда.
Жизнь готовила новые испытания горожанам в апреле 1204 г., Константинополь пал под натиском крестоносцев. Этот период отмечен массовым мародерством, убийством православных. Не пощадили варвары монастырской обители, беспощадно ограбив ее, вывезя мощи святых, надругавшись над верой, осквернив храм Божий. К восстановлению смогли приступить лишь после освобождения родного края, спустя 60 лет. Ослабленной империи не под силу было осуществлять активные работы по реконструкции. Но судьбе угодно было сохранить святыню, она не только возродилась, но и дождалась своего звездного часа.

Период расцвета

 

Через сто лет, при правителе Андроннике II, монашеское строение достигло пика процветания благодаря любимейшему советнику властелина, просвещенному того времени, удивительному богослову, признанному философу, замечательному поэту, попечителю искусств - Феодору Метохиту, вложившему собственные деньги в реставрацию. Церковь полностью перестроили, оставив от прежней постройки среднюю часть. Три небольших купола расположили асимметрично основному, с южной стороны возвели удлиненный неф. Основной храм приобрел крестообразную форму, видимую сегодня посетителями. Низ стен облицевали мрамором и камнем с витиеватой резьбой. По заказу Феодора создали уникальные мозаики и фрески, украсившие интерьер.
Возможно, этот человек и остался бы провинциальным эрудитом, если бы его не приметил Андронник II, объезжая однажды владения. Обратив внимание на красноречивого юношу, назначил его на пост великого логофета, проявив к нему абсолютное доверие. Оракул постоянно предупреждал императора о реальной угрозе со стороны турков, предрекая гибель Византии. Не предав господина и друга в трудную минуту, Метохит сделался первой жертвой внука правителя, наглеца, захватившего власть в 1328 г. "Тот, кто всем казался самым богатым после повелителя, мгновенно сделался нищим". Сначала его бросили в тюремные застенки, потом изгнали из града. Прошло время, изможденному, старому, больному, позволили вернуться, доживать в его же детище. Приняв монашеский обет, имя Феолепт, там и умер. Пророчества гениального мыслителя исполнились.

Превращение в мечеть

 

Все случилось, как предрекал мудрый провидец. Турки захватили Константинополь. Последним моментом жизнедеятельности тысячелетней Византийской империи стал наполненный ужасом день 29 мая 1453 г. - турецкое войско ворвалось в город. На протяжении трех суток лилась рекою кровь. Народ грабили, убивали, брали в плен, сжигали, разоряли жилища. Стоны, крики отчаяния, плач детей и матерей, проклятия отцов слышались отовсюду.
Непродолжительное время монастырь Хора оставался в качестве христианской обители, служившей потаенным местом встреч верующих, обдумывающих способы избавления от турецкого ига.
Боязид II, преемник, сын Мехмеда II,узнав об этом, приказал расправиться с неверными, направив туда янычар. Блокада продолжалась неделю. Захватчики, прорвав оборону христиан, не поверили увиденному - в святилище было совершенно пусто. Воспользовавшись подземным ходом, ведущим в район собора св. Софии, мужественные защитники бесследно исчезли.
Султана привело это в ярость, он тут же приказал превратить христианское пристанище в мечеть, переименовав в "Кахрие Аттык Али-паша Дамиси", впоследствии называли проще - Кахрие-джами. Преобразование выполнялось в короткие сроки, быть может, поэтому лики святых просто заштукатурили на быструю руку. Некоторые окна замуровали, великолепные полотна сбросили в пристройку. Хранившийся чудотворный образ Богоматери Одигитрии растоптали ногами, по утверждению некоторых его увезли в Венецию.

Открытие музея Кахрие-джами

 

Султан Абдул-Аизе считался большим ценителем искусства. При его правлении многие изображения освободили от штукатурки. С 1948 г Хора открыли в качестве музея для туристов. Восстав из времен запустения, освободившись из-под слоя затирки, потрясенному миру предстал настоящий шедевр мастеров мозаики, доступный для всех желающих всего за 15 лир.
Картины, выложенные из мельчайших частичек, в основном передают в подробностях моменты земного бытия Матери Божьей и Христа, рассказывают о многочисленных чудесах, им сотворенных. "Оживают" иллюстрации к страницам Библии. Создается впечатление, что разница длиной в тысячелетия, отделяющая нас от этих событий, куда-то исчезает, растворяется, путник непроизвольно становится свидетелем давно минувших дней. Некоторые сюжеты взяты из тайного Евангелия, не признанного церковью. Пусть неизвестны имена мастеровых, выкладывающих кусочки смальты, глядя на них, понимаешь: только духовно богатые люди способны сотворить подобное.
Чтобы не потерять последовательность, лучше рассматривать все в том же порядке, в котором расположил мудрец Метохит, а размещение эпизодов таково, что Господь встречает входящего, а Богородица провожает.
Войдя на территорию обители, в глаза бросается изображенный на наружном нартексе церкви Христос. В левой руке держит Священную книгу, правой благословляет человечество. На нимбе написано: "Иисус Христос - прибежище живых". Рядом - молящаяся Богоматерь. Она вмещает внутри себя целую Вселенную, все мироздание, ибо в ней живет и бьется кровь и дух Творца всего сущего. Вокруг парят ангелы. Надпись гласит: "Богоматерь - вместилище невместимого".
Над воротами западного направления - изображение коленопреклоненного Феодора, преподносящего Господу макет Хора. Дальше - св. Петр, держащий от рая ключи. Рядышком – апостол Павел с книгой, благословляющий народ.
Северный экзонартекс посвящен появлению на свет сына Божьего, его детству, на склоне свода видятся ситуации юношеских лет, искушение сатаной. Написан диалог, состоявшийся между дьяволом и Христом. Представлены рисунки проводимых Господом чудес: преобразование воды в вино, излечение прокаженных, немощных, хождение по водной глади и другие.
На куполе перед сводом абсциссы - сцена Страшного суда. По центру восседает Христос. С одной стороны стоит Пречистая Дева, с другой - Иоанн Предтеча, молящие о прощении всего человечества. За ними - серафимы, по бокам - апостолы. Одной рукой Творец указывает дорогу наверх праведникам, другой направляет грешников в ад, в огненную геенну. Слева ангелы взвешивают на весах души людские. От ноги Спасителя течет раскаленная лава, растекаясь горящим озером, к которому направляются безбожники.
Восточная часть посвящена жизненному пути Девы Марии с самого рождения. Туристы видят облик серафима, сообщающего Анне о том, что мольба ее услышана, и она родит. Чуть поодаль - новорожденная с родителями, над головами находятся нимбы. Показано Марию, делающую неуверенные шажки. На следующей картине - трехлетняя девочка подымается по храмовым ступеням, уверенно входит внутрь и остается там, отказавшись возвращаться домой. Анна, обещавшая отдать ребенка Богу, со слезами уходит одна, осознав правильность выбора, предугадывая будущность дочери. Настоятель, на удивление всем, проводит девчушку через царские врата в место, не оскверненное женским присутствием. Тайно наблюдает общение малышки с ангелами, кормящими ее манной небесной. Так постепенно прослеживается весь жизненный путь: выбор мужа, встреча с Иосифом. Ярко выделяется эпизод, когда Гавриил сообщает Марии о святом зачатии.
Жизнь Богородицы - величайший подвиг матери, находившейся рядом с сыном до последней минуты, до Голгофы, где у нее на глазах умирало на кресте ее распятое дитя. Приняв смерть, уверовала в воскрешение, понеся в народ великую христианскую идею - спасение души, дарованное ей бессмертие.
Предстающие пред взором сюжеты переворачивают душу, и уже не знаешь: на небе ты иль на земле. Глядя на полотна, возникший вначале восторг сменяется желанием, встав на колени, склонить голову в молитве. Какая-то таинственная мощная сила, необъяснимая, неземная побуждает задуматься о собственном духовном начале, праведности поступков. Намоленное пространство не отпускает, призывая поразмыслить о главном, истинном, вечном.

Путеводитель по Стамбулу на нашем сайте.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

Новости
Некоторые районы Турции станут более доступными 2015-10-01

В Турции должны появиться выделенные туристические зоны.

Читать
В Турции неудачно отреставрировали старинный замок 2015-09-03

В социальных сетях жители высказывают свое недовольство

Читать
Статьи
Достопримечательности Турции

Турция - страна с богатейшим культурным прошлым.

Читать

Яндекс.Метрика