Адрес: улица Лаврская, 15, корпус №42, Киев.
Телефоны: +38(044)254-33-90, +38(044)379-34-05.
Как добраться: нужно доехать до станции метро "Арсенальная",
а потом идти в южном направлении по ул. Ивана Мазепы.

Киево-Печерская лавра – это одна из важнейших достопримечательностей Киева и всей Украины, это истинная святыня для православных верующих всего мира. Ежегодно тысячи паломников и туристов приезжают сюда, чтобы прикоснуться к древней славянской истории. Независимо от убеждений, вероисповедания, возраста или образования, каждый сможет вынести что-то свое из посещения этой памятки.

Краткая история Киево-Печорской лавры

Едва ли не первый монастырь Руси, самый крупный на Украине, был основан при Ярославе Мудром в 1051 г. Заслугу эту приписывают монаху Антонию, пришедшему из города Любеча, и его ученику Феодосию. Плато на правом берегу Дуная, находящееся над пещерами, даровал для строительства князь Святослав Ярославович, там и началось возведение келий, храмов, колоколен и всего того великолепия, что дошло до сегодня или сохранилось только в летописях.
Место это и до того времени не пустовало. Известно, что еще в первой половине XI века Илларион, служивший священником Спасской церкви в селе Берестово, выкопал в одном из местных холмов пещеру для молитв в одиночестве. Позже именно его назначил князь Ярослав митрополитом Киевским. В XII монастырь получил статус Лавры. Так называют крупные общины, фактически отдельные городки, "лавра" переводится с греческого как "улица".
Изначально все монахи жили под землей, в пещерах. Вместе с преподобным Антонием это были всего 13 насельников. Но очень быстро община разрослась настолько, что подземелья перестали ее вмещать. Тогда началось строительство на поверхности. Первые постройки – кельи для братии и церковь Божией Матери Рождества. Позже появились церкви Успения Богородицы и Троицкая, Успенский собор. Основной архитектурный ансамбль Лавры сложился уже в XII столетии. В подземных же лабиринтах хоронили умерших в течение семи веков.
Киево-Печерская Лавра была центром развития культуры и просвещения. Здесь трудились знаменитые иконописцы, писатели, летописцы, ученые и врачи. Монах Нестор в 1113 г. закончил здесь первую летопись из своей "Повести временных лет". В 1615 г. открылась типография, объединившая видных художников, писателей и богословов своего времени. В свет вышли жития святых с великолепными гравюрами, роскошные Евангелия, Псалтири, труды по церковной истории и буквари.
Монастырь делится на Верхнюю Лавру и Нижнюю. Верхняя – это музейный комплекс, а в Нижней до сих пор живут монахи и находятся пещеры – Ближние и Дальние.

Достопримечательности Киево-Печерской лавры

Троицкая надвратная церковь

Она является древнейшим храмом домонгольской эпохи, сохранившимся на территории монастыря. Церковь Святой Животворящей Троицы находится над главными из четырех врат в Лавру – Святыми. Она строилась с 1106 по 1108 гг. потомком Ярослава Мудрого, князем Чернигова Святославом Давыдовичем. Позже он принял монашеский постриг, стал жить в обители и зваться Никола Святоша. Несколько лет он служил хранителем этих самых врат, а после был погребен в пещерах.
Врата еще назывались Царскими, потому что до определенного времени пройти через них имели право только высокопоставленные особы, остальные же люди пользовались калитками, не сохранившимися до сегодня. Бытовало поверье, что грешникам во время прохода через Святые врата прощалась половина грехов, а вторая – после спуска в пещеры, но только если человек не споткнется. Въезжать верхом или в повозке запрещалось, несмотря на статус гостя и его общественное положение. Над Святыми вратами находилась древнейшая чудотворная икона на Руси – образ Успения Божьей Матери. Согласно преданию, Мария сама передала ее в руки строителям крепостной стены.
Троицкая церковь исполнена из традиционных для своего времени материалов – камня и плинфы, тонкого кирпича. Она некогда играла роль сторожевой башни. Интересно, что со времен постройки она не переделывалась сколько-нибудь существенно, так что можно судить по ней о домонгольской архитектуре. А вот внутреннее убранство претерпело немало изменений.
Изначально храм был оформлен очень скромно. Фрески на библейские темы появились на его стенах только в XVIII веке. А в начале XX столетия был расписан фасад, соединенный с каменной кладкой стены. Главное украшение интерьера – позолоченный резной иконостас из трех ярусов. Пол тут выложен чугунными плитами с брянского завода промышленника Демидова, которому за это пожертвование были отпущены все совершенные и даже будущие грехи.

Успенский собор

Главный храм Киево-Печерской Лавры, величайшая церковь обители и святыня для всего православного мира – Успенский собор. Он являет собой первое каменное сооружение монастыря. За многовековую историю он подвергался разрушениям и разграблениям, многократно перестраивался, но неизменно вновь и вновь возрождался из пепла. То здание, которое туристы видят сейчас на центральной площади Лавры, было отреставрировано в 2000 г. К сожалению, Великий Печерский собор был полностью уничтожен взрывом в ходе Великой Отечественной войны. Обстоятельства этой трагедии так и не выяснены до конца.
Согласно летописям Нестора, храм был заложен по благословению преподобного Антония в 1072 г. Множество знамений, по преданию, предшествовало строительству. Сама Богородица явилась в Царьград и выбрала византийских мастеров для этой работы. А место под фундамент указали небесный огонь и роса.
Внутри храм был украшен мозаикой и фресками. В росписи участвовали не только приглашенные греки, но и учившийся у них киевский мастер Алипий. Позже к шестистолпному сооружению высотой в 43 м была пристроена церковь Иоанна Предтечи. Архитектурные решения Успенского собора стали образцом храмового строительства на несколько веков в разных городах России.
В 1718 г. произошел крупный пожар, после которого храм подвергся серьезной реконструкции. Он значительно вырос в объеме и превратился в семикупольного гиганта. Его оформили в воздушном барочном стиле, а на фресках появились не только святые и библейские персонажи, но и портреты русских князей. В XIX веке были созданы новые фрески – В. Верещагиным и Г. Поповым.
В Великом соборе хранились самые важные святыни. Здесь находился ковчег из серебра с главой князя Владимира, крестившего Русь, и мощи первого митрополита Киева Михаила, который крестил сыновей Владимира и других киевлян, частица мощей Иоанна Предтечи и икона Николая Чудотворца. Множество князей, священнослужителей, воевод было захоронено под плитами здешнего пола.

Пещеры Киево-Печерской Лавры

Подземелья обители впервые упоминает Нестор в одной из летописей. Система пещер, Ближних и Дальних, - это сложный лабиринт, протянувшийся на 313 и 293 м соответственно. Точная их площадь неизвестна, но есть мнение, что коридоры намного длиннее и соединяются с подземными ходами близлежащих монастырей.
Изначально монахи использовали их в качестве келий. Они укрепляли и расширяли своды пещер. Когда же община разрослась и перешла к наземному строительству, здесь начали хоронить усопших: старцев монастыря, подвижников, известных личностей культурной и церковной жизни. Тут покоятся и летописец монах Нестор, и художник Алипий, расписывавший Успенский собор, и врач Агапит, и Симон с Поликарпом, написавшие "Патерик Печерский".
В пещерах есть несколько церквей, где до сих пор совершаются богослужения. Паломники могут поклониться нетленным мощам святых обитателей Лавры. Сохранены окошки келий, где жили в уединении монахи-затворники, посвятившие время молитвенному смирению, безмолвию и аскезе. Такие отшельники по доброй воле на много лет лишали себя света солнца и уходили в подземелья. Некоторые буквально хоронили себя заживо, запираясь навсегда в крошечных кельях. Таким подвижникам приносили святую воду и немного еды специальные иноки. Если приношение оставалось нетронутым, человека считали умершим и уже отпетым. Тело оставляли на том же месте.
Считается, что традицию погребения в пещерах принес из Тмутаракани игумен Никон, но вероятнее всего, что она появилась раньше. Умершего заворачивали в ткань, клали на открытую доску и закрывали в специально вырытой нише. Если по истечении трех лет тело истлевало, то кости и черепа перезахороняли отдельно друг от друга. Если нет, ждали еще два года и причисляли монаха к лику святых.

После всех потрясений, выпавших на долю Киево-Печерской Лавры – землетрясений, пожаров и войн, она все равно осталась оплотом просвещения, православной веры и символом несгибаемости славянского духа. Тем, кто приезжает в Киев, стоит посетить этот неповторимый древний памятник!

Видео
Карта
Статьи
Отдых в Закарпатье

Отдых среди гор и красивейшей природы!

Читать
Санатории Трускавца

Уникальный курорт в окружении Карпатских гор!

Читать
Горнолыжные курорты Закарпатья

Лучшие горнолыжные курорты Закарпатья ждут Вас!

Читать

Яндекс.Метрика