Дерибасовская улица в Одессе

Дерибасовская – королева всех улиц

Города, как и люди, все разные. Встречаются холодные и неприветливые, а есть уютные и теплые, как солнечная Одесса, куда постоянно хочется вернуться. Чтоб ее узнать, лучше побродить с человеком, любящим ее, попросив показать наиболее дорогие ему уголки. Если такового нет, станьте первопроходцем, начав знакомство с центральной улицы, таинственно властвующей над мегаполисом, отражающей его душу. Спросив у одесситов, как пройти на Дерибасовскую, в ответ прозвучит: "Ступайте прямо, она непременно вас пересечет". Сказано смешно, но точно. Каким-то загадочным образом она, действительно, притягивает.

Взгляд в прошлое

Как только ранее не звалась основная городская артерия: Ученическая, Садовая, Театральная. Наконец, ее справедливо переименовали в честь основателя – испанского дворянина Йосифа де Рибаса (1811 г.), европейски образованного, заслуженно считавшегося талантливым полководцем и государственным деятелем. Находившийся с 1769 г. на российской службе 20-летний бесстрашный испанец брал активное участие в вооруженных конфликтах России с Турцией, за взятие Измаила получил от государыни Екатерины II шпагу, инкрустированную самоцветами, поместье в Полоцкой губернии. Двумя десятилетиями позже в чине генерал-майора самостоятельно решился на штурм Хаджибейской турецкой цитадели Ени-Дунья. Крепость пала за 15 минут с минимальными потерями для русской армии: 5 убитых, 33 раненых, за что его удостоили звания вице-адмирала. Суворов шутил: "Если дать ему хороший полк, он захватит и Константинополь". С 1794 г. мудрому смельчаку поручили возглавить строительство нового городка на месте Богом забытого поселения Хаджибей, приобретшего чудное наименование Одесса-мама (1795 г.). Умный энергичный чужестранец с большой ответственностью взялся за доверенное дело. Центром культурного времяпровождения из множества других, не менее красивых, старожилы избрали короткую (800 м), как человеческая жизнь улочку, не спускающуюся к морю. Было в ней нечто особое, завораживающее, из-за чего признали главной. Еще с момента основания она обладала несравненным шармом, магнетически привлекая сливки общества. Пьянящим душистым ароматом дышал "Погребок французских вин", ванильный запах сдобы доносился от знаменитой кондитерской Адольфа Замбрини, магазинные прилавки ломились от заморских вещичек, элитные ресторанчики славились замечательной итальянской кухней. Салоны красоты переполняли элегантные барышни. Художники рисовали портреты. Все это было после того, как дорогу по совету инженера Франца Воллана вымостили темно-серой брусчаткой из лавы Везувия, доставленной из Неаполя, родины генерального застройщика. А до этого уличная мостовая, уложенная крошившимся ракушечником, после проливных дождей превращалась в сплошное месиво из воды и грязи. Существовала даже должность носильщиков, переносивших прохожих, вытаскивающих застрявшие повозки. Неимоверно прочные камни сохранились до сих пор.

Сегодняшний день Дерибасовской

Сейчас – это пешеходная зона, закрытая с XX ст. для проезда транспорта, исторический охранный ареал с витающим в воздухе духом старины, где новостройки строго регламентируются. Под ногами – хитросплетенный лабиринт катакомб суммарной протяженностью до 3000 км, окутанных целым ворохом легенд и мифов.
Вызывающий праздничное душевное состояние район, куда выносят шумные ярмарки, фееричные фестивали, Юморину – пульсирующее сердце столицы юмора. Здесь бисером рассыпаны кафе, ночные клубы. Зазывно сияют огнями ресторанные вывески, соблазнительно манят витрины модных магазинов. Скажете: "Ничего необычного…" Не торопитесь со скоропостижными выводами. Как поется в известной песенке Кима Литвака: "По Дерибасовской гуляют постепенно". Она удивит самого привередливого скептика.

Памятник Хосе де-Рибасу

С него и начинается увлекательное путешествие. Создал его А. Князик (1994 г.), автор скульптур М. Горькому, Л. Толстому, А. Мицкевичу, В. Высоцкому. Свои творения ваятель выполнял с некой самоиронией, как бы играя. Вот и первого градостроителя изобразил в полный рост горделиво стоящим на пьедестале со схемой застройки в руке. Облокотившийся на вонзенную в землю лопату слишком изящный бронзовый адмирал во фраке с треуголкой на голове издалека вправду похож на кузнечика, как прозвали его острые на язычок горожане. Ох, и посмеялся бы потомок знатного рода Дункан, увидев себя с орудием труда, ведь кроме оружия и бокала с вином вовек ничего не держал. В письме к близким писал: "Я гибну от желания что-нибудь свершить..." Мечта осуществилась. Этим "что-нибудь" оказался славный южный портовый град на морском побережье.

Предмет гордости дома Илькевича

Как указывает мемориальная табличка, одну из квартир в военное время занимал немец по национальности, майор, Герой Советского Союза Н. А. Гефт, предотвративший при отступлении фашистских оккупантов уничтожение судоремонтного завода. О прославленном разведчике-нелегале снят фильм "Схватка", издана книга "Повесть о чекисте". Но не только им гордятся жильцы. Они утверждают, что их скромный дворик с загорающими на солнышке котами и развешенным на веревках постельным бельем – единственный на всем белом свете хранитель монумента творцу эсперанто Людвигу Заменгофу. "Но изобретатель никогда здесь не бывал", – возразит кто-то. Верно, зато во дворе была художественная мастерская Н. Баженова, относившегося с благоговением к языку-космополиту, призванному объединять народы, фактически объявленному вне закона при сталинизме. Заказавшие в 50-х гипсовое изваяние поляки по непонятным причинам не явились. Мастер поставил его на крышку колодца, объясняя с предосторожностью правящим кругам, что увековечил облик собственного отца.
Все течет и меняется. Спустя годы горсовет выделил на его реставрацию 100 тыс. гривен (2008 г.). Бюст гения, покрытый имитирующим мрамор составом, возвышается на облицованном мраморными плитами постаменте, огражденном ажурной металлической оградкой. Ежегодно его посещают иностранные делегации, местные эсперантисты.

Уникальность гостиницы "Московская"

Невозможно без восхищения созерцать изысканный пятизвездочный отель в стиле "модерн", построенный по проекту опытного архитектора Л. Влодека (1904 г.). Сооружение, изрядно пострадавшее в Великую Отечественную войну, обветшавшее окончательно к концу 90-х, после капитальной реконструкции вновь распахнуло двери пред клиентами, поражая первозданной роскошью (2012 г.). Английский путешественник небезосновательно подметил, что криволинейные очертания проемов и балконов чрезвычайно похожи на архитектурные фантазии Гауди в Барселоне. Изумляют украшающие фасадную часть затейливые узоры, маски мужских и женских лиц с правильными чертами, замершей полуулыбкой на губах – всего порядка 22 000 деталей декора. Над их воссозданием пришлось немало попотеть. Эскизы исчезли, но записи зодчего подсказали, что барельефы подсмотрены им из венской виллы Отто Вагнера. Приехавшим в Австрию реставраторам посчастливилось отыскать архивные фотографии. Четырехъярусное строение слегка вытянулось ввысь. С целью повышения комфортности сократили количество номерного фонда с 92 до 59. На мансардном ярусе разместился ресторан с видом на залив. Для обрамления кровли впервые применили титан-цинк, современный дорогостоящий материал, используемый для космических кораблей, обошедшийся в 20, 5 млн.$. На ней – 3-метровые хрустальные шары, поддерживаемые грифонами. Подсвечиваемые вечером, они сверкают разноцветными огоньками.

"На Дерибасовской открылася пивная..."

Эту песню не раз исполнял неутомимый собиратель шансона Аркадий Северный. Посвящена она легендарному "Гамбринусу". Заведение приобрело широкую популярность после выпуска одноименного смелого рассказа, написанного Александром Куприным (1907 г.), отрицавшим национальную рознь. Тогда кабачок состоял из двух удлиненных достаточно низких залов, где денно и нощно горели газовые рожки, ибо окна отсутствовали. В густом табачном дыму едва просматривалась настенная живопись: пирующая компания молодчиков в охотничьих куртках, сюжет светского пикника. Справа от входной двери на возвышенности – крошечная эстрадная площадка. С Молдаванки, Слободки, Пересыпи съезжались представители вольной богемы не только ради того, чтоб выпить кружку-вторую хмельного янтарного напитка, но и послушать виртуозного скрипача Сашку-еврея. Великий классик познакомился с ним здесь, потрясенный невероятной игрой, обессмертил имя музыканта, сделав главным персонажем своего произведения. И пусть на страничках весельчак несколько иной, но писатель уловил, правдиво описал основное – непревзойденный его талант. Неказистого плешивого артиста маленького росточка, никогда не терявшего чувство юмора, публика обожала, и было за что. Часами, безо всякого перерыва, бился в умелых руках обезумевший смычок. Смеялась и рыдала скрипка, выворачивая наизнанку душу, казалось, со струн "плакала древняя, как земля, еврейская скорбь", заставляя даже камни обливаться слезами. Здесь по-прежнему столы со стульями заменяют дубовые бочки и махонькие бочоночки. Играет живая музыка. Уникальный бар радушно встречает гостей, предлагая более 10 сортов отменного охлажденного пива, а к нему – жареные бычки, раки, щучья икра, мидии, копченый сулугуни и прочие исконно одесские блюда. Жаль только, что былая атмосфера все же утрачена, да и публика уже не та.

Сладкий вкус жизни

Равнодушно миновать здание под №14, где сравнительно недавно (2011 г.) расположился музей "Шоколяндия", – непростительная ошибка. Осмотр вкусной продукции, заполнившей три экспозиционных зала, подарит море незабываемых положительных эмоций, обволакивая с порога аппетитным запахом. Чего здесь только нет, все – шоколадное: 3-х килограммовая Эйфелева башня, мультяшные герои, солдатики, кораблики, машинки и мотобайки, игральные карты, компьютерная мышка и бутсы на футбольном мяче, молочная Венера Милосская и даже картины. Особенно заинтересовывает выписанный с удивительной точностью, будто масляными красками, оперный театр. Яркое украшение одной из комнат – громаднейший змей весом 100 кг, сформированный из цельного куска. За ним – изумительный замок с башенками. К нему несется сказочная карета, запряженная четверкой лихих коней. Умиляет колоритная композиция на сельскую тему: обычное украинское подворье с сидящими крестьянами и разлегшейся на переднем плане откормленной свиньей. Отдельный отсек отведен индейской тематике, ведь благодаря ацтекам и ольмекам из Центральной Америки мир узнал лакомый десерт. Фигурки, выполненные вручную искусными мастерицами-шоколадницами, от переохлаждения делаются хрупкими, при высоких температурах тают, поэтому в помещениях стабильно поддерживается определенный температурный режим. Драгоценные шедевры, сохраняясь на протяжении 10 лет, несъедобны по истечению срока годности. К ним не позволено прикасаться, тем паче пробовать. Зато предоставляется возможность отведать при выходе чашечку горячего шоколада, содержащего гормон счастья, и конфеты 64-х разновидностей. Здесь же приютился магазинчик, где продаются сладостные сувениры.

Великолепие торгового комплекса

Заприметив бесподобные формы архитектуры красавца-пассажа, вмещающего отель со162-мя комфортными номерами, у туристов непроизвольно вырывается восторженное "Вау!". Драматургу Л. Славину он напоминал огромное пирожное с кремом. Авторство дива, заказанного купцом высшей гильдии М. Менделевичем, принадлежит союзу высококлассных специалистов: Влодеку, Фишелю, Мильману. Торжественное открытие состоялось в 1900 г. Местечки для торговли разобрались мигом задолго до завершения стройки.
Давным-давно на его месте располагался доходный дом предпринимателя Крамарева, где квартировал Левушка, как ласково величали его друзья, белокурый братишка гениального лирика А. Пушкина, проживший там до кончины (1852 г.). Отличался остроумием, сочинял неплохие стихи. Не будь родней выдающейся знаменитости, возможно, его поэзия заслужила бы всеобщее признание. Работал он на таможне, заболев водянкой, скончался в возрасте 47 лет. Погребен на старом христианском кладбище, уничтоженном в 1935 г. На выровненном участке появился сквер с развлекательными аттракционами, танцплощадкой, тиром, а позже и зоопарком. Так уж вышло, что здешний край по-разному выразил отношение к кровным братьям: одному не сохранил могилу, другому воздвиг памятники.
Пассаж, коему уже более века, изначально оборудованный по последнему слову техники: электрифицированный, оснащенный лифтом, паровым отоплением, пережив пожар (1901 г.), как Феникс, восстал из пепла, продолжая и теперь приводить в восторг посетителей.
Справа от портала – опирающаяся на рукоять молота атлетическая фигура древнегреческого бога Аполлона. Слева – олицетворение Изобилия в виде прелестной обнаженной девы, прижимающей к груди сноп пшеничных колосьев. Между ними разбросаны растительные орнаменты, цветы подсолнухов. Милый ангелочек вверху освещает вход, защищает от напастей зловещая львиная пасть. Внизу в овальном окаймлении – надпись "Пассажъ". Некоторые балкончики поддерживают драконы. Крышу венчают прибывшая на судне Фортуна, поднявшая факел удачи, и Меркурий, сменивший крылатые сандалии (неотъемлемый атрибут) на паровозик.
Зайдя под сень коридора со стеклянным покрытием, взор устремляется к скульптурам, прописавшимся с обеих сторон меж окошками 2-го яруса. На балконном заграждении восседают неотразимые нимфы. Струится из лежащего кувшина застывший водный поток, символизируя бесконечное движение денежного капитала. За ним зорко следит Гермес, заступник коммерции, ловкости, хитрости. Взирающие свысока мифические существа, как бы призывают зашедших заглянуть в мини-магазинчики: книжный, цветочный, детский, ювелирный, галантерейный, посудный. Насладившись богатейшим выбором товара, обязательно что-то купить.

Зеленый оазис парка

Его разбили по просьбе Феликса Дерибаса, пожертвовавшего для благоустройства территории собственный земельный надел (1806 г.). Главенствовавшие ранее акации и плодовые деревца ныне заменили кленами, каштанами, липами, елями. В 1999 г. на аллее образовалась круглая небольшая площадь Остапа Бендера. На ней красуется странный монумент – дань прикольным шуткам из незабытого старого фильма, снятого по сценарию остросатирического романа-фельетона И. Ильфа и Е. Петрова. Натуральной величины бронзовый стул на мраморном постаменте, отполированный до золоченого блеска, – копия того самого12-го, где прятались в сиденье бриллианты мадам Петуховой, так и не доставшиеся литературным героям. Рассыпанные отлитые монетки различных стран рождают желание их поднять, настолько естественно выглядят. Спинка исписана крылатыми фразами типа "Киса и Ося были здесь". Если посидеть на творении ваятеля Гамбса, сбудется задуманное. Вот только не следует загадывать плохое ближнему иль злобному начальнику, себе же дороже будет. Выстраивается очередь из жаждущих обрести счастье.
Открытое здесь в феврале 2006 г. трехметровое романтическое изваяние диковинного дерева – магнит влюбленным. Его крона – большое сердце, усыпанное плодами – 210-ю махонькими сердечками. На 65-ти языках написано на стволе единственное слово – "любовь". Обняв древо, сотворенное Михаилом Ревой, молодежь надеется укрепить вспыхнувшее чувство.
Пройдя вдоль вытянутого газона, нельзя не заметить деревянную скамейку, где, расстегнув небрежно плащ, присел отдохнуть, очевидно, после закончившегося концерта запечатленный в бронзе улыбающийся Леонид Утесов – король джаза, актер до последнего вздоха. Исполнявшиеся им песни не повторял разве что глухонемой. И сегодня в трудные моменты кто-то напевает: "Ты ж одессит, Мишка, а это значит, что не страшны тебе ни горе, ни беда…". Подле скамьи – телефонная будка. Бросив монету, набрав указанный номер, из трубки польется бархатный узнаваемый голос: "А жизнь остается прекрасной всегда, хоть старишься ты или молод…"
В тени густых ветвей – беседка, где по воскресеньям частенько звучит мелодия симфонического оркестра. Недалече – танцующий фонтан. По вечерам освещенные прожекторами хрустальные струйки воды, переливаясь всеми цветами радуги, пляшут в такт дивной музыки.
Привлекает внимание скульптурный ансамбль льва и львицы, созданный на 99,7% из чистой меди. Вокруг бегают детишки, фотографируются приезжие, а хищники, не замечая окружающей суеты, заняты привычным делом. Царь зверей, как настоящий глава семейства, придерживает лапой принесенную им добычу. Самка охраняет детенышей, как подобает матери. В дикой природе кормилица – она, именно ей приходится охотиться, обеспечивая едой всех, что, впрочем, нередко случается и в семьях людей.

Кинотеатр "Уточ-кино"

Постройка, не восторгающая эксклюзивным оформлением фасада, прославилась тем, что связана с именем С. Уточкина, которого знает любой уличный мальчишка. Был он не просто спортсменом – замечательным велосипедистом, фехтовальщиком, боксером, футболистом, автомобилистом, парашютистом. Корней Чуковский называл его "академиком спорта". Головокружительные трюки, демонстрирующие им на Потемкинской лестнице, завораживали и ужасали оцепеневших от изумления зрителей. Сергей пересчитывал ступени, съезжая до портовой эстакады на обычном (не горном) велосипеде, гоночном автомобиле, мотоцикле.
В рекордсмене сочеталось несочетаемое: врожденный боец и романтик, мечтатель. Он спешил распорядиться отпущенным судьбой жизненным сроком, будто боялся чего-то не успеть. Живя на краю риска, всегда отстаивал справедливость, не единожды заглядывая костлявой старухе в пустые глазницы. В период спровоцированного полицией еврейского погрома, закрыв грудью старика-еврея от разъяренной толпы, собравшейся учинить над беднягой самосуд, получил ножевое ранение. Деньги, предложенные делегацией именитых иудеев, явившихся отблагодарить, наотрез отказался взять.
Безумно увлекшись авиацией, посвятил занятию всего себя без остатка. Она его и погубила. Свершив за карьеру 150 полетов, крайне сложный перелет Петербург-Москва оказался роковым (1911 г.). За Новгородом пропеллер самолета разлетелся буквально на куски. При катапультировании его задело крылом падающей машины. Подоспевшие селяне вытащили из речки бесчувственного, доставили в лечебницу, но выявленные увечья были чрезвычайно серьезны: перелом ключицы, руки, ноги, тяжелейший ушиб головы, повреждение грудной клетки.
Для облегчения страданий изувеченному летчику доктора вводили морфий. Выписавшись из больницы, он не смог уже обходиться без наркотиков. Пришлось выдержать удар и от желанной женщины, жены, променявшей его на успешного финансиста. 31 декабря 1915 г. 40-летнего всеобщего любимца не стало. Сначала сообщили, что причина смерти – воспаление легких, потом выяснилось, что умер от кровоизлияния в мозг.
Собрав средства, соотечественники попросили А. Токарева сделать статую почившему кумиру. Несколько мучительных месяцев скульптор провел в поисках наиболее подходящего образа для экстремала, искателя приключений, решив, наконец, изобразить мечтательным парнишкой, каким его помнили сослуживцы, товарищи, родные. С 2001 г. на площадке между лестничными маршами "Кино-Уточкино" навеки замер юный мужественный авиатор. Задумчиво вглядываясь в проплывающие пушистые облака, запускает в небо бумажный самолетик.

По Одессе надо прогуливаться пешочком, не торопясь, дабы ощутить ее магию. Она владеет уникальными свойствами: восполняет недостающую энергию, возвращает утраченные надежды, вызывая жажду жить, творить, любить. Жемчужина у моря не признает долгих грустных расставаний. Произнеся на прощанье ей дружеское "Пока!", возможно, повезет услышать летящий вдогонку едва уловимый шепот: "Возвращайся…"

Видео
Карта
Комментарии