Одесский театр оперы и балета

Адрес: Украина, Одесса, переулок Чайковского, д. 1.
Как доехать: маршрутки № 9, 117, 137, 145, 175, 220а, 221, 223; троллейбусы № 1, 9
Время работы: кассы с 11:00 до 19:00, выходной — понедельник

Оперный театр – визитная карточка Одессы

Нити человеческого интеллекта и любознательности опутывают весь земной шар, не оставляя практически белых пятен на просторах планеты. Они тянутся в самые отдаленные уголки, вызывая желание постигнуть тайну древних цивилизаций, множества рас, религий, менталитета каждой нации. Причин, разделяющих народы, есть масса, но объединяет единственное – искусство мимики, танца, дивное звучание мелодии. Если захочется побывать в сакральном месте единения, отправляйтесь в Одессу. На берегу Черного моря высится один из красивейших театров мира, не уступающий собратьям из Вены, Милана, Парижа, вошедший в число одиннадцати достойнейших памятников Европы.

История создания  

Более 200 лет тому назад в молодом поднявшемся из ракушечника городке герцог Ришелье, умный, тонкий политик, дипломат, государственный муж, принял решение построить величественный храм искусства. Его миссия – объединить у подмостков разноязыкий многонациональный люд, населяющий портовый городишко.
Воплотить замысел Дюка предложили знаменитому архитектору Франческо Фраполли, много сделавшему на почве градостроения: порт, торговые ряды Греческого базара, медицинское училище и прочее. Проект был неплохим, однако, требовал незначительной корректировки для гармоничного вписывания в ландшафт. Изменения внес Тома де Томон. В1810 г. белоснежное сооружение торжественно открыли. 800 почитателей комфортно устраивались в роскошных креслах, а на ярусах, в полукружиях огромных помещений, еще порядка 700 граждан созерцали стоя спектакль, уподобляясь давним римлянам.
Восковые и сальные свечи в канделябрах, закрепленных снаружи лож, освещали зал. Специфическим, характерным его ароматом стала смесь из парящего в воздухе благоухания женского парфюма и свечного запаха. В свете лампад труппа Фортунатова отыграла отрывки из оперы "Новое семейство" С. Вязьмитинова и водевиль классика драматургии Я. Княжнина "Траур или утешенная вдова". Овации присутствующих долго не отпускали артистов.
Договор, заключенный с дирекцией князем А. Шаховским, позволил его актерам поработать в юном южном граде. По прошествии 11-ти лет пальма первенства досталась антрепренерам И. Замбони, Дж. Монтовани, предприимчивому Г. Буановолио. И "язык Италии златой" зазвучал со сцены. Произведения Россини, Чимарозы, Доницетти, Верди, Беллини заполнили столицу юмора. Отдельные арии перепевали на свой лад жители еврейского, польского, российского кварталов.
Одесские зрители, отличавшиеся чрезмерной привередливостью, умели так же страстно и любить. Дебютировавшая здесь Елизавета Лавровская, будущая знаменитость, исполнив партию Вани в "Жизни за царя" сумела произвести такой фурор, что вечером покоренные талантом горожане впряглись в упряжку кареты вместо лошадей, доставив актрису до двери гостиницы "Петербургская".
"Но уж темнеет вечер синий, пора нам в оперу скорей…", – писал в "Евгении Онегине" великий классик Пушкин, вспоминая, что эти посещения вдохновляли, обновляли, облагораживали.

Восставший из пепла

Судьба зданий, как и людей, бывает счастливой либо печальной. Городской театр, к сожалению, не избежал горькой участи. Пожар, вспыхнувший ночью от загоревшегося газового рожка, уничтожил его дотла, оставив к утру дымящуюся груду развалин, не подлежащих восстановлению (1873 г.). Библиограф Александр Дерибас, внучатый племянник Йосифа де-Рибаса, в книге воспоминаний об этом событии рассказывал, как катились по площади опоры, как бы догоняя зевак, а вырвавшееся наружу пламя бушевало с такой неистовой силой, что находиться близко было небезопасно. Жадно собирали золу фанаты-театралы, смачивая слезами, завязывали в памятные платочки, бережно хранили за образами.
Муниципальные власти вскоре объявили конкурс на проект нового здания, соответствующего лучшим европейским образцам. Победителем оказался творческий союз опытных застройщиков Ф. Фельнера и Г. Гельмера, имевших богатый опыт в строительстве подобных объектов (Австрия, Германия, Хорватия, Болгария, Словакия и др.). Все детали проработали до мельчайших подробностей и доморощенные зодчие Ф. Гонсиоровский, Ю. Дмитренко, А. Бернардацци приступили к работе. Условия контракта выполнили стопроцентно в назначенный срок, потратив баснословную на тот момент сумму (1,5 млн. руб.). Впервые провели паровое отопление, электричество.
Приехавший по завершению стройки автор, вручая городскому голове Г. Маразли ключ-символ в металлической шкатулке, воскликнул с гордостью, что это строение – наилучшее из всего, сотворенного им ранее. Ларец замуровали у основания бесподобного зеркала с западной стороны постройки. Открытие возрожденного из пожарища храма состоялось 1 октября 1887 г.
Кантата Г. Лишина понеслась вверх к самому своду, наполняя радостью сердца поклонников Мельпомены. Зрелищное учреждение не пустовало никогда. На постановку "Пиковой дамы" приехал сам Чайковский, раздавал ценные советы исполнителям, дирижерам. Слишком скромный по своей натуре маэстро не очень любил публичные выступления, позирования, но талантливый художник Кузнецов успел все же сделать несколько набросков. Портрет Петра Ильича и ныне украшает одну из стен фойе.
Следующее испытание огнем произошло в марте 1925 г. после пьесы "Пророк". Сгорели костюмы, декорации. Большой урон потерпело хранилище нот, а наиболее невосполнимая утрата – расписанный Франсуа Лефлером занавес с изображением эпизода из поэмы "Руслан и Людмила". Но спустя 12 месяцев жизнь на подмостках забурлила с удвоенной энергией.

Военное лихолетье

Во время Второй мировой войны большее количество труппы эвакуировалось, многократно выступая на передовой, даровав бойцам более 150-ти концертов. Захваченный румынами и фашистами город жил, боролся, творил. При отступлении (1944 г.) враги хотели взорвать изумительное сооружение, но свершилось чудо – партизаны вовремя обезвредили мину. Постройка пережила и многочисленные реставрации, о чем записано латиницей на фронтоне.

"Дающий стимул ко всему доброму и благородному"

Архитектурный стиль барокко заставляет одесситов и приезжих восторженно замирать, глядя на творение человеческих рук, разума, любви. Нижние этажи украшены колоннами, придающими ощущение фундаментальности, прочности, непоколебимости. Легкие ажурные арки третьего яруса, ионические пилястры с утонченной отделкой создают иллюзию невесомости, некоего парения над землей. Особо эффектно выглядит портик, довершает ансамбль купол.
Фасад венчает необыкновенная по красоте скульптура Мельпомены, матери сирен, восседающей на колеснице, в которую запряжены укрощенные дикие кошки (пантеры). Муза приручила их, ибо только поющей дочери Зевса и богини Мнемосины дано было обуздать ничтожные мелочные страсти, обратив душу к немому созерцанию прекрасного, созданного покровительницей театрального мастерства.
На портике с одной стороны – мифологический Орфей с кифарой услаждает чистым звучанием и мягким тембром струн старого кентавра. С другой – Терпсихора, покровительница танцев и хорового пения, обучающая девчушку танцевальной магии. На балюстраде расположились в разных позах 16 милых путти. Если быстро на них смотреть, кажется, что амурчики пляшут.
По бокам главного портала – олицетворение Комедии и Трагедии (сюжеты из произведений Аристофана "Птицы" и Еврипида "Ипполит"). Бюсты гениальных прозаиков, драматургов, композиторов установлены в круглых нишах, увенчанных лавровыми ветвями, напоминающими о бессмертии их творений. Н. Гоголь, А. Пушкин, М. Глинка, А. Грибоедов взирают свысока на подошедших гостей, приглашая войти внутрь.

Внутреннее убранство

Блеск червонного золота (более 10 кг) в бесконечных изгибах множественных скульптурных групп, сияние ламп в уникальных подсвечниках сразу берут в плен, обещая душевный праздник. Вьются по стенам виноградные лозы: все листочки, завиточки, гроздья, цветы вылеплены мастерски, не повторяясь между собой. Доминирует ракушка, напоминающая о близости морской стихии. Свет, отражаясь в изысканных зеркалах, визуально увеличивает, расширяет пространство. Обезоруживают даже последнего циника, зашедшего из праздного любопытства, великолепный мрамор, пунцовый бархат, наборный паркет.
Подковообразный зрительный зал уставлен шикарными креслами, испещренными тончайшими узорами, где в едином порыве, восторгаясь и умиляясь, могут разместиться 1590 посетителей. Людовик VI, при котором модным был рококо, мог бы позавидовать гигантскому размеру механизированной сцены, занимающей площадь 500 м2, богатству, нарядности, изяществу, царящему здесь. Взгляд публики скользит по невесомой аркаде на галерке, обилию нимф, оккупировавших ложи, устремляясь к волшебному цветку, переливающемуся всеми цветами радуги, – красавице-люстре, являющейся финальным аккордом красоты интерьера. Сотни, тысячи хрусталиков мерцают в девятиметровом диве диаметром 4 м, весом около 2 тонн. В сказочных переливах – картины Лефлера, обрамленные вычурными рамками-медальонами. На них – изображения из Шекспировского "Гамлета", "Зимней сказки", "Сон в летнюю ночь".
Органная музыка, хореография, драма – все отдается на суд зрительской аудитории, на любой вкус, за умеренную плату (3-15 $). Елена Образцова, неоднократно исполнявшая здесь арии, считала сей шедевр архитектуры безукоризненным, в частности из-за акустики: даже шепот со сценических подмостков слышен везде, а разговор соседей – нет. Здесь помнят выступления Айседоры Дункан и Майи Плисецкой, завораживали вокалом легендарные Энрико Карузо и Титт Руффо, Леонид Собинов и Соломея Крушельницкая, Муслим Магомаев и Федор Шаляпин.

Безусловно, Костю-моряка, рыбачку Соню благодаря незабвенному Утесову знают все, но не это отличает Одессу от других мегаполисов. Центром ее притяжения есть Национальный академический театр – воплощенный в камне добрый дух чарующей оперы и балета, где в огнях рампы под упоительные звуки оркестра свершаются чудеса: стираются все различия между людьми, объединяются сердца.

Видео
Карта
Комментарии