Спасо-Преображенский кафедральный собор в Одессе

Адрес: Одесса, Соборная площадь, 3.
Телефон: +380 (48) 729-36-60.
Как добраться: на трамвае № 3, 10; на автобусе № 146, 121, 198, 195, 208, 241 до остановки "Ул. Греческая".
Вход бесплатный.

Тропинки, трассы пересекают землю вдоль и поперек. Человек выбирает чаще дорогу торную без ухабов, ям, препятствий. Радуясь и печалясь, смеясь и рыдая, шагает по жизни. Иногда растерянно останавливается на перепутье, и тогда с неприглядного заросшего узенького пути Господь протягивает руку, зовет неразумное чадо присоединиться к нему, дабы, преодолев тернии, выйти к свету, осознанию истины. Раскаиваясь, раздумывая о бессмертии души, иной принимает помощь, отправляясь вслед за Творцом, посещает его земной дом, прикипая к нему сердцем. Одним из таковых, где поселился Создатель, является Спасо-Преображенский собор Одессы.

История Спасо-Преображенский кафедрального собора

Судьба намоленного места тяжкая, наполненная испытаниями, как и становление, утверждение, падение, укрепление христианской религии. Освятив город (1794 г.), герцог Ришелье в мае 1795 г. совместно с митрополитом Гавриилом торжественно заложили краеугольный камень в постройку церкви Николая Чудотворца, небесного покровителя града (проект В. Вонрезанта). Франц Фраполли представил на бумаге будущую колокольню (1825 г.), а спустя 16 лет оба здания соединили трапезной при участии архитектора Д. Гейденрейха.
В дальнейшем здесь неоднократно проходили частичные ремонты, реставрации, нужную сумму на которые собирали всем людом: помогали, чем могли, верующие; большую лепту вносили богачи, среди коих сохранились фамилии помещиков Иванова и Шлегеля. На проведение капитальной реконструкции, предполагающей устранение архитектурных недостатков фасадной части, переустройство интерьера, из городской казны выделили 220 тысяч рублей (1903 г.).
Под сводом храмового пространства находили утешение скорбящие, воздавали славу просящие, обретали умиротворение добродетельные – всем здесь были рады. С верой, любовью, надеждой прихожане преклоняли колени, приносили подношения к высокочтимым реликвиям: старинному образу Н.Мирликийского, "Троице", изображенной известным живописцем Полем Леруа, чудотворной иконе Касперовской Богоматери (XVI в.), ежегодно доставляемой 25 сентября из деревеньки Касперовка. Здесь она сберегалась до пасхальных праздников. Склоняли голову пред алтарным крестом, отлитым из медных грошей, пятаков, пожертвованных солдатами, уходившими на Крымскую войну.
Вечный покой здесь обрели светлейший князь Воронцов, полномочный наместник Бессарабской области, с верной супругой Елизаветой. Были захоронения архиепископов: Иоанникия (1877 г.), Дмитрия (1883г.), Никанора (1890 г.), усыпальница преподобного Иннокентия, названного впоследствии "Русским Златоустом" за неимоверный проповеднический талант. Благодарные жители нередко вспоминали осаду с моря (1854 г.) во время Страстной седмицы, посвященной последним дням земного бытия Иисуса, Крестной смерти на Голгофе. Проводя богослужение, святитель неистово молился, прося Всевышнего о ниспослании соотечественникам защиты. И случилось диво дивное. Когда враги намеревались открыть смертоносный огонь, внезапно их накрыло таким густым туманом, что они не видели скрывшуюся за дымкой прибрежную полосу, хотя на городских улицах была вполне ясная погода. Паля из орудий, недруги поражали собственные корабли. Вражеский военно-морской флот отступил.
К сожалению, так уж произошло, что сакральное строение недолго простояло спокойно, распахивая двери пастве. Грянули сложные годы революции, кровавой гражданской бойни, поголовного безверия, разброда, небывалого разгула бандитизма, насилия.

Разрушение святыни 

Приход вскоре закрыли (1932 г.), но этого оказалось недостаточно – необходимо было уничтожить даже саму мысль о православии. Новые живые идолы требовали жертв, воздаяния молитв. Подорвать культовое сооружение побоялись, решили подложить взрывчатку под колоколенку, которая, падая, разрушила бы и церковь. Так и сделали. Был снят колокол (18 тонн), призывный глас коего слышала вся округа, спеша на службу. Сотни мирян пришли в тот скорбный день посмотреть на него, сиротливо стоявшего поодаль, издававшего протяжный, казалось, отчаянный предсмертный стон.
Все варварски расхитили. Мощи генерал-губернатора и его жены осквернили, выбросили из саркофагов. Ценное оружие, ордена, драгоценности отобрали у мертвецов. Скелеты отвезли в Красную Слободку, свалили под изгородью кладбища и забыли, что когда-то их предки, обожая градоначальника, говорили: "До Бога высоко, до царя далеко, а Воронцов умер". Но нашедшиеся решительные энтузиасты, помнящие добро, тайно перезахоронили супругов на краю погоста, поставили памятный знак, убрали цветами могилку, положили просвирку, ухаживали, надеясь на лучшее грядущее.
Акт вандализма состоялся согласно преступному плану: со всей своей вышины упала колокольня, подкошенная взрывом, рухнула на соборное здание, разметая вокруг мощные стены, выстроенные на яичной кладке на века. Воришки растянули каменные блоки, уцелел лишь фундамент, позволивший позднее восстановить постройку. Но и это еще не все: измываться, так уж до беспредела. Там, где некогда был алтарь, вздумали устроить общественный туалет, унижая, добивая этим горожан. Однако академик-офтальмолог В. П. Филатов не допустил скверны, установив на собственные средства там бесподобный фонтан в виде прекрасного белоснежного цветка, "дабы не топтали святейшего места".
Стоявший рядом монумент обожаемого градоправителя обвязали стальным тросом, закрепили к трактору, потянули, желая низвергнуть его с пьедестала, погубить дорогую память. Неожиданно металлический жгут разорвался, машину по инерции понесло вперед, а оставшийся бронзовый граф умными грустными глазами наблюдал за безумством глупцов. Там он и поныне находится.

Воскрешение собора 

Рано или поздно люди возвращаются к своим истокам, спасительным словам молитвы, пониманию присутствия божественной силы. Просьбы одесситов правительство услышало. Кабинетом Министров был принят указ о включении стоящего на Соборной площади крупнейшего православного храма в "Программу воссоздания выдающихся утраченных памятников истории и культуры Украины" (апрель 1999 г.). Тогда же бережно и трепетно поместили у основания новой звонницы капсулу с нетленными останками великомученика Георгия Победоносца. В основу святыни замуровали послание потомкам.

Подземный ярус

Его создавали на глубине шести метров. Помимо хоров и двухсветного молельного зала он имеет помещения для администрации, священнослужителей, трапезной, складов и воскресной школы. Стенки укрепили толстым слоем водостойкого гипсокартона, затянув холстом, приклеенным специальным клеем животного происхождения. Израсходовали около 1 млн. гривен на сусальное золото (25000 книжечек), ни копейки не позаимствовав из государственного бюджета. "Черноморский Православный фонд" занимался благотворительным сбором. С каким нелицемерным счастьем на лицах несло население денежные сбережения, украшения, гордясь сопричастностью к великому праведному делу. Принесший копилку десятилетний мальчишка стеснялся, боялся, что не возьмут, стыдливо поставил ношу на стол, а в детских глазенках застыла мольба. Взяли.
Александр Рудой, местный уроженец, иконописец, проживающий в Питере, приехал на родину для выполнения настенной росписи. Создавалось ощущение, будто мастер писал лики не кистью – душой. 17 святых, композиционные сюжеты из Евангелия написаны в удивительном, очень сильном в энергетическом плане византийском стиле. Величественные образы проникают глубоко в человеческую сущность, заставляют думать, каяться, созидать. Школа Палеологов, культура Византии имели огромное влияние на творчество А. Рублева, а современный художник как бы подхватил оброненные творцом кисти и краски, исключительно натуральные. Резчики по дереву из Печерской лавры Киева изготовили неотразимой красоты иконостас. В 2005 г. провели обряд освящения в честь одесского чудотворца Иннокентия. Здесь может теперь вместиться 1500 желающих.
10 ноября при тысячном стечении народных масс от Воронцовского дворца прошло шествие до любимой Соборки. На катафалке – два гроба. Траурная процессия медленно передвигалась по Приморскому бульвару в сопровождении военного караула, дипломатов, депутатов горсовета, представителей общественности. Вот и настала долгожданная минута торжества справедливости над мракобесием, ложью, беззаконием. Графскую чету вернули на изначальное место погребения, поскольку внутренний стержень губернатора – незамутненная любовь к Отечеству, неугасимый огонек благочестия были близки и понятны жителям приморского края.
Под синим сводом, декорированным позолоченной сеткой с восьмиконечными звездами, мерцающими в отблесках горящих свечей и лампад, установили саркофаги. Объемный орнамент украшает балки, сходящиеся к центру, увенчанные 40-а иконами канонических святых.

Надземная церковная часть 

Основное сооружение с тремя нефами приобрело крестообразную форму, как в седую старину, указывая на мощь православия. Доминирующий в архитектуре исконно русский классицизм гармонично сочетается с элементами греческого зодчества и европейским мотивом в стиле ампир, отличающимся парадностью. На восточном фасаде – благословляющий Христос-Вседержитель. Автор Андрей Чаркин кропотливо трудился, подбирая для панно кусочки смальты, стараясь воспроизвести утраченное былое умиление (2004 г.).
Внутри просторно, поражает обилие льющегося из окон светового потока, веет прохладной свежестью. Праведники выписаны в иконописной манере XIX ст. Пол, выложенный искусственными мраморными плитами светлого тона, изящные колонны, сотворенный руками умельцев из серо-молочного полированного каррарского мрамора изумительный иконостас: все сияет белизной и златом. Впечатление – потрясающее, словно от созерцания очаровательной невесты в снежно-белом наряде, ожидающей прихода жениха.
Из далекой Греции доставили небольшие звоны (23 шт.). Когда на таможне заказ мучительно долго не пропускали, фирма-изготовитель сделала благородный жест – подарила его епархии. Объяснение поступку простое: неважно, какого вероисповедания человек, ведь Отец Небесный – единый для всех, как бы его не называли в разных религиях.
Издалека слышно звучание маленьких и главного красавца-колокола, 14-тонного гиганта, тяжелейшего и наибольшего в державе, водруженного на прежнюю высоту, составляющую 24 м (2008 г.). Отлили его на колокололитейном заводе Анисимова в Воронеже за счет пожертвований граждан, собравших 305 тысяч гривен. Помимо денег старожилы сносили медные, латунные, серебряные изделия, металлолом. Общий вес скопленного металла равнялся приблизительно1300 кг.
Управление 77-метровой звонницей осуществляется с помощью созданной местным программистом К. Пивоваровым компьютерной программы, несущей в себе более 100 различных мелодий, предназначенных индивидуально каждой службе. Исцеляющая колокольная музыка, подчиненная воле талантливого звонаря, пронзая магической энергией, вынуждает любого остановиться, отрешившись от обыденной суеты, хотя бы ненадолго задуматься о возвышенном.

Сурово и проникновенно взирает с воскресшего Храма Преображения на грешников Спаситель мира, обещая прощение, оберегая от пороков, ханжества, бед. Радушно с раскрытыми объятьями примет духовно осиротевших, всех, кто ищет спасения, невзирая на цвет кожи, говор, менталитет. Отыщите его сначала в себе, и этот едва заметный язычок пламени укажет верное направление, не позволит остаться на обочине вечности.

Видео
Карта
Комментарии