Адрес: улица Большая Московская, д.60. Телефон: +7 492 232-24-67.
Время работы: понедельник и четверг с 11:00 до 17:00,
вторник, среда, пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 18:00.
Как добраться: на автобусе №12С, №15, №22, №25, №26 или №28;
на троллейбусе №1 или №5 - выйти на остановке "Соборная площадь".

В период феодальной раздробленности, которая в XI веке охватила Киевскую Русь, удельные княжества стали укрепляться, создавать собственные династии и проводить самостоятельную внешнюю политику. На северо-восточных рубежах тщательному переоснащению поверглось Владимиро-Суздальское княжество, которым с 1176 по 1212 гг. правил Всеволод Большое Гнездо. Княжеский трон он унаследовал от отца Юрия Долгорукого и брата Андрея Боголюбского, после смерти последнего и начал править в княжестве. При нем Владимиро-Суздальское княжество достигло пика расцвета и развития. Связано это с удачными внутренними реформами и военными походами против внешних врагов. Историки считают, что князь в честь своих успехов во внутренней и внешней политике решил построить церковь. Хотя новое сооружение возводилось не для массового посещения, а только для княжеской семьи и ее приближенных. Следовательно, место для нового сакрального сооружения выбиралось недалеко от резиденции князя, близ древнего Успенского собора.

Собор в честь святого Дмитрия

Точная дата начала строительства церкви не установлена. Историки - благодаря архивным документам и археологическим данным - установили, что приблизительно в середине 90-х гг. XII столетия был заложен первый камень. Новый храм получил имя святого Дмитрия Солунского, в честь которого назван сын князя Дмитрий, да и сам Всеволод при крещении получил это же имя.
Святой Дмитрий являлся реальной исторической личностью, погиб в борьбе с язычниками. Он был схвачен во время обороны города Солуни (нынешние Салоники) во время нападок варварских племен. В тюрьме его убили из-за проповедования основ христианской веры. Его останки похоронили недалеко от города, позже на этом месте императором Константином была основана небольшая церковь. Князь Всеволод лично ездил на место погребения, привез оттуда икону и часть одежды святого. Считается, что образ создавался прямо на гробе Дмитрия, поэтому является чудодейственным.

Особенности архитектуры

Дмитриевский Собор строился по канонам византийских храмов, что нашло отражение во внешнем и внутреннем оформлении. Его здание имеет четыре столпа, три полукруглых апсида, купол из золота и крест, сделанный из меди. Наверху последнего находится небольшой флюгер, который представлен фигуркой птицы мира - голубя.
Фасад храма имеет три яруса, каждый из которых уникален по-своему. Самый нижний ярус вообще не имеет никакого оформления- только порталы, украшенные резьбой. Второй оформлен в виде арок, опирающихся на колонны. Между ними находятся вырезанные из камня фигуры и орнамент. На самом верху - на третьем ярусе - расположены узкие окна и уникальный резной орнамент.
Купол довольно-таки пологий, сделанный как шлем воина-дружинника. Он был позолочен, как и крест, который его венчает. На южном фасаде здания вырезана картина, которая рассказывает о вознесении на небеса Александра Македонского. В своих руках царь держит львят, за которыми охотятся грифоны. Северный фасад также украшен нетипичными для православия сюжетами из светской жизни. Здесь вырезан сам князь Всеволод с сыновьями.
Внутри сакральный комплекс имеет довольно высокие своды и арки, поддерживающие купольный барабан. В отличие от богатой наружной резьбы внутри он практически был не украшен. К сожалению, до наших дней сохранились лишь фрагментарные части фрески про Страшный суд.
Изначально архитекторы сделали вокруг храма крытые галереи, соединившие его с княжеской резиденцией. Во время татаро-монгольского набега, во время которого в 1240 г. был разрушен Киев и другие города, Дмитриевский собор также сильно пострадал. Реставрация храма началась в конце 1830-х гг. - по приказу Николая I. Тогда же разрушены галереи, а орнаментальные картины сильно повреждены. Их частично восстановили после повторной реставрации.

Византийские и балканские мотивы

Князь Всеволод для возведения собора пригласил искусных зодчих, которым помогали лучшие мастера из Болгарии, Сербии, Далмации и Греции. Благодаря этому в архитектуре и художественном оформлении Дмитриевского храма появились византийские мотивы, нехарактерные для православных религиозных объектов. Кроме того, балканские мастера придали строгости строению, сосредоточившись на духовном содержании фресок и резных композиций. Они инициировали появление фигуры царя Давида на каждом фасаде. Зодчие считали, что князь Всеволод воплощал мудрость и силу этого библейского героя.
Всего на внешних фасадах балканские и владимирские мастера создали свыше 560 резных орнаментов. Зодчие соединили христианские мотивы с мифологическими и литературными элементами, поэтому вокруг святых были созданы животные и растительные образы. Интересно, что вся резьба выполнена на белом камне, из которого возведен собор. Орнаментальное украшение Дмитриевского собора является всемирным достоянием, поскольку находится под эгидой ЮНЕСКО.

Видео
Карта
Новости
3 ноября 2015 года пройдет фестиваль Ночь искусств 2015-11-02

Во Владимиро-Суздальском музее ждут много гостей!

Читать

Яндекс.Метрика