Адрес: улица Сергея Орлова, 15, Вологда, Россия.
Телефон: +7 (817) 272-22-83.
Режим работы: с 10:00 до 17:00, понедельник и вторник – выходные.
Как добраться: любым городским транспортом, идущим до остановки "Улица Ленинградская".

Еще во времена Ивана Грозного в Вологде было построено крупное сооружение, ставшее Софийским собором. Оно служило людям в качестве православного храма, но сегодня является музеем. Впрочем, здесь отлично сохранились иконостас и разные фрески, созданные много веков назад.

История Софийского собора

По некоторым данным, Иван Грозный хотел иметь в Вологде образец Успенского собора, находившегося в Москве. Он лично наблюдал за строительными работами, много времени проводил в городе. Основное строительство закончилось в 1570 г., но тогда царь уехал из Вологды и собор был заброшен. Лишь спустя 17 лет его начали доделывать. После Смуты в XVII столетии здание было разгромлено, крыша и главы сгорели.
Уже в 1612 г. храмовый комплекс отреставрировали и вновь освятили. Сделали это в честь Софии Премудрости Божией Слова, поскольку ее олицетворяли с мудростью Бога. Такое посвящение являлось традиционным еще со времен Византии. Во многих городах мира были Софийские соборы. Возможно, таким образом хотели продемонстрировать некую независимость Вологды от Великого Новгорода.

Архитектурные особенности

Софийский собор в Вологде имеет вид прямоугольника с шестью столпами и пятью главами. Каждая из них накрыта серебристым куполом. Колокольня имеет высоту больше 75 м, что делает ее высочайшим зданием в местной епархии.
Что касается внутреннего устройства, то храм разделен на 3 нефа с помощью столпов, имеющих крестчатую форму. Главы с крестовыми сводами дают упор на подпружные арки, находящиеся между столпами. Освещение обеспечивается окнами, расположенными в два яруса. Все они практически одинаковы по ширине, отличаются лишь высотой.
Находящиеся на верхнем ярусе окошки установлены на достаточно большой высоте. Окна в барабанах также дают свет, что делает верхнее освещение лучшим, нежели нижнее. Войти в здание собора можно по открытым порталам и через двухарочное крыльцо.

Реставрация храма

За свои годы Софийский собор пережил множество переделок. Например, самыми значительными стали изменения в покрытии кровли и растеске оконных проемов, но их снова сделали оригинальными во время реставрации, проведенной в ХХ веке. Считается, что главы в самом начале были шлемовидными, но после пожаров они переделались на лучинистые, с железным покрытием.
1670-е гг. ознаменовались установкой новых глав, покрытых чешуей, но уже в конце столетия им вернули былую форму с большими размерами. В результате этого центральная глава несколько осела, чем повредила другие главы. После восстановления меньших глав, их больше не меняли.
Еще при советской власти велись работы по восстановлению входов, отремонтирована штукатурка снаружи, стены побелили, а внутри собора закрепляли старинную фресковую живопись. В начале XXI века снова началась комплексная реставрация. Лицевая кладка восстанавливалась, цоколь обработали влагонепроницаемыми материалами. Собор теперь имеет теплые полы с вентиляцией. Не оставили без внимания и иконостас.

Стенная роспись

Такой вид оформления был впервые использован в Вологде именно в описываемом Софийском соборе. Случилось это в 1686 г. – под руководством Дмитрия Плеханова. Площадь под роспись составляла около 5 тысяч кв. м. Интересно, что над этим работали люди, отвечающие за отдельные этапы: процарапывание росписи на еще влажной штукатурке, нанесение рисунка на стенах, пр.
Разные специалисты писали одеяния святых, рисовали растительность, наносили надписи и орнаменты. Над созданием ликов трудился личник. Все это заняло два года, но практически через 200 лет все фрески решили обновить и дополнить, что сильно изменило внутренний вид храма. В 1963 г. начали устранять неудачную переделку и восстанавливать первоначальную роспись.

Гордость Собора - фреска Страшный суд

Фреска с таким сюжетом на стене Софийского собора является самой большой во всей России, занимая 400 кв. м. Вверху создан образ Бога, как Вседержителя, совершающего Суд. Ниже можно увидеть сцены, где на весы возлагают грехи и добрые деяния человека.
Слева изображены праведники с апостолом Петром, у которого есть ключ к вратам рая. Грешники стоят с правой стороны, около них вьется змей с пороками и грехами. Огромная по размерам композиция свидетельствует о высоком статусе сакральной достопримечательности.

Побывать в Софийском соборе сегодня представляется возможным в качестве посещения музея. Службы же здесь проводятся достаточно редко – на большие религиозные праздники и только в летний период.

Видео
Карта

Яндекс.Метрика