Палаты угличских князей
Адрес: 152615, г. Углич, Кремль, д.3.
Время работы музея: с 9.00 до 18.00, летний период: без выходных,
зимний период: понедельник, вторник – выходные.
Цены: посещение одной выставки: для взрослых – 65 руб., для студентов – 55 руб., для детей – 45 руб.; 
посещение двух выставок: для взрослых – 95 руб., для студентов – 85 руб., для детей – 75 руб.;
 участники ВОВ, инвалиды 2 гр., члены многодетных семей – бесплатно.

История княжеских палат

Палаты угличских князей, или, как иногда их называют, Палаты царевича Дмитрия, - не только старейшее строение города, но и наиболее древний памятник гражданской архитектуры в России в целом.
Здание, сооруженное в 80-х гг. XV столетия, было частью княжеского дворца и входило в ансамбль местного Кремля. По большей степени дворцовые составляющие, установленные на подклет, строились из дерева, но дошедшее до нас сооружение было отстроено из большемерного кирпича. Инициатором возведения каменной резиденции стал князь Андрей Васильевич (Большой), приходившийся родным братом Ивану III, восседавшему на престоле в Москве. По тем временам жилые сооружения из камня были редкостью как в удельных землях, так и в самой столице. Даже московские каменные дворцы появились на несколько лет позже. Углич же в тот период переживал свой расцвет.
Примерный облик существовавшего архитектурного ансамбля, куда также входил Спасо-Преображенский собор, ученые пытаются восстановить по результатам археологических раскопок. Предполагается, что собор и ныне существующие Палаты стояли по разным сторонам двора-курдонера. Объединялись они возведенными в ряд помещениями, протянувшимися параллельно берегу Волги, вдоль северной кремлевской стены. Рядом с храмом находилась постройка, напоминающая Палаты. Был тут и укрепленный внутренний двор, из которого через "красное крыльцо" можно было попасть сразу в верхние парадные залы дворца. Фасады были декорированы керамическими изразцами и балясинами, оконные проемы закрывали слюдяные оконницы. Внутри дворцовые интерьеры украшала фресковая роспись. К сожалению, тяжкие испытания в русской истории не позволили сохраниться всей этой красоте.
В 90-х годах XV столетия княживший в городе Андрей Васильевич попал в немилость и скончался, находясь в заключении. Та же участь постигла и его сыновей. В XVI столетии жильцами дворца становились последующие князья и наместники. А с 1584 года, после кончины царя Ивана (IV) Грозного, здесь поселили малолетнего царевича Дмитрия вместе с родными и многочисленной свитой. Но прожил тут последний наследник рода Рюриковичей недолго. В 1591 году он был найден мертвым на внутреннем дворе. Это событие стало толчком к началу Смутного времени на Руси.
В 1601 – 1605 гг. в Палатах проживал шведский принц Густав. Его загадочные увлечения алхимией и фармацевтикой сделали его в глазах местных жителей чернокнижником, хотя к нему и обращались порой за лечением. Страшные испытания выпали на долю угличан в период польской интервенции. Спасаясь от врага, жители укрылись под сводами дворца и Спасо-Преображенского собора, но мощные стены не уберегли их. Судя по летописным источникам, ворвавшиеся захватчики жестоко расправились со своими жертвами, так что кровь рекой текла через порог, а подвалы наполнились телами убитых. Княжеское жилище было уничтожено огнем, а его останки пребывали в забвении на протяжении XVII столетия.
В правление Петра I приняли решение возродить собор Спаса Преображения. Для этого по кирпичам разобрали руины дворцовых помещений. Осталась нетронутой только престольная палата. Существует предание, что три раза поднимались на ее стены работники, чтобы разобрать их, и трижды неведомая сила отбрасывала их назад. Объятые страхом отступили тогда от строения, решив оставить все, как есть. В первое десятилетие XVIII века жители обращались с прошением о восстановлении Палат, но просьба была отклонена. В 50-х гг. того же столетия известный архитектор Д.В. Ухтомский предлагал разобрать здание, ввиду невозможности его ремонта. Но постройку сохранили, покрыв новой деревянной крышей. К концу века она обвалилась, и сооружение, фасады которого начали трескаться, оказалось в совсем уж плачевном состоянии.
В начале XIX столетия городской купец А.В. Кожевников решил восстановить строение на собственные средства. В ходе работ кровлю сделали железной, пристроили новый крыльцовый вход в северной части, наверху установили двуглавого орла. Палаты окружили оградой на колоннах, а интерьер верхних залов преобразили с помощью новых росписей. О самых древних фресках теперь напоминает только лик Спаса Нерукотворного на южной стороне верхнего этажа.

Палаты Князей в наше время

Большую, правда, не во всем удачную, реставрацию здания провели в 90-92 годах XIX века, к 300-летию со дня трагической гибели царевича Дмитрия. Работами руководил архитектор Н.В. Султанов. С его подачи было пристроено новое крыльцо с массивными столбами и шатровыми навершиями в стиле построек XVII века. Свод парадного зала изменен на крестовый, что повлекло за собой и смену формы кровли, которую теперь сделали из меди. С внешней поверхности убрали древнюю известковую обмазку, обнажив кирпичную кладку. В июне 1892 года в Палатах была открыта музейная экспозиция.
Дошедшее до наших дней строение представляет собой башнеобразную постройку, разделенную внутри на три яруса. Когда-то оно возвышалось на каменном подклете, но сегодня этот ярус почти ушел в землю. На втором ярусе размещается несколько помещений - это был жилой этаж. Третий - парадное помещение - бесстолпный свободный зал. Оконные проемы узкие, похожие на крепостные бойницы. Над ними сделаны пояски-бровки. Входы закрывают кованые двери. Высокие стены украшены только в верхней части. Орнамент составляют узорные линии поребрика, бегунца, керамические плиты и балясины, напоминающие белокаменные детали.
Сегодня в Палатах располагаются музейные выставки, связанные с историей и культурой старинного города - "Угличский край XVI - XVIII вв." и "Сокровища древнего Угличаъ". На первой показаны экспонаты эпохи Средневековья и правления Петра I. Среди них - подлинный угличский герб, весовые меры и меры объема, используемые в качестве образцов, чеканные цеховые знаки местных мастеров, примеры старинного вооружения и одежды и др. Вторая выставка посвящена декоративно-прикладному творчеству. Для нее собраны многочисленные образцы деревянной скульптуры, а также вещи, связанные с православием (кресты и иконки, сосуды и оклады на Евангелия - в большинстве своем вклады представителей царствующей династии). Широко представлено лицевое и орнаментальное шитье, являющееся неотъемлемой частью церковных интерьеров и использовавшееся во время торжественных процессий.

Татьяна Матыцына специально для lions-guides.ru

Видео
Карта
Новости
В Ярославле определили лучшие туристические сувениры 2015 года 2015-12-03

Завершен всероссийский конкурс - Туристический сувенир

Читать
Синий камень в Ярославской области пытаются скрыть 2015-08-01

Языческую реликвию искусственно обходят вниманием.

Читать

Яндекс.Метрика