Адрес: ул.Волкова, д.1.

Ярославцы – гордые люди.… Да ведь и есть чем гордиться! Такие эпитеты в превосходной степени, как "красивейший", "древнейший", "самый", "первый" – по праву относятся ко многим объектам архитектуры, историческим памятникам и современным реалиям Ярославля. Этот город – один из древнейших городов Руси, заложенный великим основателем Государства Российского Ярославом Мудрым. Ярославский кремль (Рубленый город), часть построек которого сохранилось и поныне, дает историкам и археологам богатейшие материалы для осмысления наших "начал". Спасо-Преображенский монастырь – культурный и духовный центр древнего поселения – это и сегодня готовый учебник древнего зодчества. А Волжская набережная? По красоте – ей нет равных среди прочих на Волге. И уж конечно, в ряду всех "первых" первейшим является Ярославский Академический театр драмы им. Волкова.

История создания Ярославского театра

Знакомое нам здание городского театра было возведено вначале XX столетия по проекту талантливого архитектора Н.А. Спирина. Без ремонтов и реконструкций с тех пор обойтись было невозможно, но внешний облик строения и украшения фасадов по эскизам автора сохранились полностью. Это величественное сооружение украшает город и поныне. Н. Спирин был автором еще одного театрального здания в Москве. Сегодня мы называем его филиалом Малого, что расположился на Б. Ордынке. Судьба архитектора, как и судьбы множества талантливых людей России, была трагичной. В кровавом 1938 году по ложному доносу он был репрессирован и расстрелян.
Но начинался Волковский театр отнюдь не в таких хоромах. Первое из представлений молодой энтузиаст и его товарищи дали в помещении кожевенного двухэтажного амбара, принадлежавшего отчиму – купцу и заводчику Полушкину. Известна даже ориентировочная дата первого представления – июнь-июль 1750. Знаем мы и название первой постановки: "Эсфирь" Жана Расина в переводе Волкова. Не знаем мы, только когда и каким образом подхватил купеческий сын Федор эту "неизлечимую болезнь" любви к искусству Мельпомены. Скорее всего, это произошло во время его московской учебы, куда отправил Федора отчим для постижения "заводческого" дела. Доподлинно известно только, что братья Волковы (старшие) к заводам после смерти отчима явно охладели и употребили доставшиеся им по наследству капиталы на развитие театра.
Театр в России тогда, конечно же, уже существовал, но несколько в ином формате. Имелась императорская труппа для узкого круга избранных, были свои крепостные театры у дворян – любителей прекрасного, разовые публичные представления давали иногда трупы заезжих актеров по случаю каких либо празднеств. Но именно Волковский стал профессиональным по своей сути, доступным для всех слоев населения, публичным, с постоянным и обновляющимся репертуаром русским театром. А уже через год после первой постановки состоялась премьера трагедии "Хорев" петербуржского придворного сочинителя А.П. Сумарокова в настоящем театральном здании. "Театральная хоромина" открылась 7 января 1751 на крутом Волжском берегу. Основная часть средств на постройку первого дома Мельпомены была вложена Волковым, часть удалось собрать по подписке среди состоятельных горожан. Помещение могло вмещать до 1000 зрителей. Для спектаклей шили костюмы, готовили декорации, артисты были "на жалованьи", зрителей пропускали по билетам.… Одним словом, это был профессиональный театр, очень близкий к нашим сегодняшним представлениям о нем. Репертуар составляли пьесы на церковные темы, трагедии Сумарокова, комедии Мольера и пьесы-комедии, написанные им самим: "Шемякин суд", "Увеселение московских зрителей о масленице", "Всяк Еремей про себя разумей".
Слухи о талантах молодого режиссера, а также по совместительству исполнителя, сценариста, художника-постановщика, достигли берегов Невы. Государыня Елизавета Петровна пожелала "лицезреть сие действо" и даже прислала за артистами подпоручика Сенатской роты Дашкова. На сборы актерам были даны сутки. А через неделю все "командированные" были уже в Царском селе, где велено им было дожидаться августейшей аудиенции.
Петербург и его владычица Елизавета, как и в Петровские времена, тяготели ко всему иностранному. Манера игры русских "комедиантов" показалась императрице непривычной и не произвела на нее впечатления. Да и сами исполнители – люди из низов, одетые небогато, не наученные изысканным придворным манерам – не пришлись ко двору. Провинциальных артистов в столице приняли неласково. Часть из них была отправлена домой, а четверо вместе с Федором Волковым определены на учебу в Кадетский корпус. Много тягот и лишений пришлось вынести пионеру искусства Мельпомены и его сподвижникам. Петербуржский период жизни Волкова – это время роста и становления его как великого актера, режиссера, и расцвета одновременно русского классического театра. Федор Волков достиг признания своих заслуг и от новой императрицы Екатерины II, был возведен в дворянское звание, ему было доверено проведение маскарада в честь коронационных мероприятий в Москве. Во время репетиций он простудился и умер. Это случилось на взлете его славы в сентябре 1763 года.
Но вернемся к Ярославскому городскому театру. После отъезда Волковской труппы в Петербург театр без своего вдохновителя умер. Но затем стали возникать ярославские частные театры: артистов в своем доме содержали губернаторы Мельгунов и Голицын, в отдельно построенных помещениях труппы были у князя Урусова и городского архитектора Панькова. Только к 1882 году театр в Ярославле вновь стал общегородским.

Театральное здание князя Урусова не сохранилось. Известно лишь, что оно стояло на Ильинке. Не дошло до нас и сооружение Панькова, но размещено оно было именно на Власьевской площади. Теперь она носит имя Ф. Волкова, где и располагается Ярославский Государственный академический театр драмы его же имени.


Галина Антонова специально для lions-guides.ru

Видео
Карта
Новости
В Ярославле определили лучшие туристические сувениры 2015 года 2015-12-03

Завершен всероссийский конкурс - Туристический сувенир

Читать
Синий камень в Ярославской области пытаются скрыть 2015-08-01

Языческую реликвию искусственно обходят вниманием.

Читать

Яндекс.Метрика