...

Ханский дворец в Бахчисарае

Ханский дворец в Бахчисарае

Крымский полуостров – поразительный дар природы, который называли и здравницей, и житницей, и многими другими красочными эпитетами. Но не только природными качествами славен Крым! Восхитительный Бахчисарай манит гостей на протяжении столетий: если 400 лет назад в него стремились заинтригованные послы-иностранцы, а 200 – представители монаршей династии России, то сейчас сюда с удовольствием едут туристы со всего мира. Но судьба Бахчисарая и Ханского дворца, как и самого Крыма, складывалась очень непросто, что наложило яркий отпечаток на его текущем облике.
Адрес: улица Речная, 133, Бахчисарай.
Телефоны: +7 (978) 701-38-44, +7 (978) 835-48-51.
Время работы: с 9:00 до 17:30.
Входная плата: для взрослых – 500 рублей, для учащихся – 250 рублей.
Как добраться: городской маршруткой №2, выйти на остановке “Ханский дворец”.

История строительства Бахчисарая и Ханского двореца

Бахчисарай в переводе с крымско-татарского означает “Сад-Дворец”, что полностью соответствовало действительности: резиденция хана, выстроенная в широкой долине, была окружена множеством деревьев и кустарников, а в самом дворце даже были висячие сады. Стройка была заложена в первых десятилетиях XIV века, потому как предыдущий ханский двор уже не вмещал в себя разросшийся двор, много знати и разнообразных слуг.

С выбором места строительства новой резиденции связана красивая легенда. В те времена между Ордой и крымскими татарами шел яростный спор о власти: Орда настойчиво пыталась подчинить себе местную знать, а крымские владыки упорно стремились к независимости. Бесконечные военные стычки опустошали крымчан, тогда как Орда не имела недостатка в притоке свежей силы.

Однажды молодой сын хана Менгли-Гирея поехал в степи поохотиться и в зарослях около реки случайно обнаружил двух борющихся друг с другом змей. Жаркая схватка закончилась безоговорочной победой одной змеи, а вторая, вся израненная, лежала недвижно.

Сын хана философски отнесся к этой сцене, решив, что здесь ему уготовано было увидеть грядущее, он воспринял бой змей как решающую битву между войском своего отца и ордынского хана. Причем ассоциации его касались именно побежденной змеи – так безрадостно юноша глядел в будущее.

Ханский дворец в Бахчисарае

Но вдруг жестоко искалеченная змея зашевелилась, с трудом подползла к берегу реки и тяжелым мешком свалилась в воду. Как следует нарезвившись в речке, побежденная она выбралась на берег и была уже без ран. Добрый знак увидел в этом сын Менгли-Гирея и во весь опор помчался к отцу рассказать о чудесном происшествии. Спустя непродолжительное время скороход крымского хана вернулся с поля боя, известив Менгли-Гирея о победе над ордынцами.

В память о божественном предупреждении и чудесной победе Менгли-Гирей решил строить новый дворец на месте, где боролись две змеи. Так восхитительно красивая долина стала домом для нескольких поколений крымских ханов, а украшающим Бахчисарай символом – изображение двух сплетенных змей.

На тот момент в Крыму было несколько дворцов для правящей семьи, но Сад-Дворец должен был стать самым величественным, большим и красивым сооружением.

Первоначально Бахчисарай даже не был обнесен крепостной стеной, на него не возлагалось никакой военной роли: только спустя несколько десятилетий, когда стычки между врагами начали подходить все ближе к ханской столице, вокруг Города-Сада появилась крепкая стена и несколько башен.

Ханский дворец в Бахчисарае

Ключевым моментом в понимании архитектуры Бахчисарая станет фраза “на века”. Другие дворцовые сооружения Крыма не сохранились, от них не осталось даже следа, но Ханскому дворцу была уготована другая судьба. Не в последнюю очередь именно потому, что здесь семья решила базироваться раз и навсегда. Не одно поколение Гиреев родилось и выросло здесь: каждый новый хан старался привнести в обустройство “царской” резиденции что-то от себя. Мода менялась, в том числе и на архитектурные сооружения, поэтому если в целом дворец Хана следовал идее восточного города, то единым ансамблем он не был.

Правда, поскольку каждый новый хан хотел посильнее оставить о себе добрую память и как следует прославиться среди потомков, правители не скупились на архитекторов и зодчих, выписывая себе самых лучших мастеров со всего света. Над строительством дворца работали и крымские, и итальянские, и русские специалисты. Следовательно, разношерстность построек, связанная с различными модными изменениями, была аккуратно вписана в общую картину и не резала глаз, а наоборот, подчеркивала красоту себя и близлежащих зданий.

К сожалению, этой красоте не суждено было сохраниться до сегодня. После ожесточенных боев с крымскими татарами и в качестве мести за жестокость этого народа (в его привычке была кровожадная страсть с особым пристрастием уничтожать всех людей в захваченном поселении, а самых красивых и крепких угонять в рабство) фельдмаршал армии царской России Миних приказал сжечь дворец дотла в 1736 г.

Правда, прежде он сделал полное описание всех построек и покоев: видимо, даже огрубевшее войной и страданиями сердце смягчилось при виде невиданной красоты зданий внутреннего убранства. Когда во дворец вернулась семья ханов, его попытались восстановить и даже несколько перестроить, но былой красоты он так и не обрел.

Ханский дворец в Бахчисарае

После окончательного присоединения Крыма к Российской империи и подчинения крымских татар весь дворцовый ансамбль отошел в ведомство российских смотрителей, но удаленность от столицы, редкие (крайне редкие) посещения монаршей семьи Крыма и общая тяга к расточительству привели Ханский дворец в запустение и упадок. Правда, перед первым приездом Екатерины II и потом при визитах других Романовых постройки спешно старались ремонтироваться, но делалось это в стиле “потемкинских деревень”, то есть обновлялись лишь фасады и самые видимые части, да и то косметическим ремонтом, а настоящего восстановления зданий даже не подразумевалось. Вторым ударом стала недальновидность и узкое мышление спешно вызванных архитекторов, не старавшихся сохранить уникальный облик дворца и делавших ремонт “по шаблону” европейской моды. Красивые узоры на стенах замазывались краской, портики и барельефы снимались, перестраивалось внутреннее расположение комнат.

Лишь около 60 лет назад – в период правления советской власти – было принято решение максимально восстановить облик Бахчисарая в годы его полного расцвета. Для этого нашли подробное описание, сделанное фельдмаршалом Минихом, и воспоминания об убранстве дворца, сохранившиеся в архивах разных посольств. На основе этих документов и происходят восстановительные работы, но до окончательного триумфа реставраторов еще далеко.

Усложняют задачу и регулярные грабежи дворцовой утвари: начиная с 1736 г., когда хан в спешке бежал от регулярных российский войск, он успел забрать с собой все ценные вещи, но привез назад далеко не все. Что-то было уничтожено огнем, что-то – варварски разорено в период гражданской войны, особенно в годы Великой Отечественной. Немцы знают толк в красоте! После их оккупации в отдельных зданиях дворца остались лишь стены да потолок. Мраморные полы, витражи, детали интерьера – все было сорвано и похищено.

Ключевые постройки и достопримечательности Бахчисарая

Через Северные ворота, построенные в 1611 г., посетители попадают на Дворцовую площадь, композиционно объединяющую вокруг себя все постройки дворца. Сейчас на площади разбит сад, подчеркивая статус Бахчисарая как Города-Сада, но во времена ханов здесь не было ни каменной мостовой, ни деревьев – по засыпанной песком широкой площади скакали кони и передвигались воины хана. К тому же “голый двор” позволял окинуть взглядом все здания Дворца и вселял в гостей, которых принимали тут же, благоговейных страх перед могуществом и богатством Крымского хана.

Ханский дворец в Бахчисарае

Большая Ханская мечеть располагается восточнее Северных ворот. Она считается первым из зданий, построенных на новом месте, является одной из крупнейших в Крыму. Строительство было завершено в 1532 г. и впоследствии не раз дополнялось, надстраивалось и укреплялось благодарными потомками. Благодаря постоянной реконструкции она – несмотря на свой внушительный возраст – выглядит вполне современно и ее легко представить на улицах какого-нибудь арабского города, настолько органично храм вписывается и в ансамбль Ханского дворца и выглядит сама по себе. В годы советской власти мечеть не функционировала, но сейчас снова играет немалую роль в религиозной жизни крымских татар и является духовным центром. Два красивых минарета устремляются ввысь, напоминая о бренности всего сущего и об истинной цели жизни на земле.

Баня Сары-Гюзель – ровесница описанной выше мечети, построена в том же 1532 г. по принципу турецких бань. Несмотря на интригующее название (“Сары-Гюзель” переводится как “желтая красавица”), здание отнюдь не выглядит красивым, а напоминает скорее каменную коробку. Впечатление приземистости дополняет отсутствие окон: свет в помещения бани попадал сквозь специально пробитые отверстия в виде звезд. Однако по сохранившимся воспоминаниям обустройство бани было очень удобным и мыться в ней действительно было приятно. Здание находится восточнее Ханской мечети, а свою гигиеническую функцию оно несло вплоть до 1920-х гг.

Ханское кладбище примыкает к Большой мечети с южной стороны. Первое захоронение среди обнаруженных относится к XVI веку. Здесь захоронены ханы, их семьи и местная знать. Украшением кладбища являются надгробия, выполненные в едином стиле, и две дюрбе (мавзолей, склеп) – высокие восьмигранники, внутри которых так же находятся захоронения ханских семей.

Ханский дворец в Бахчисарае

Отдельного внимания заслуживает Дюрбе Биляры-Бикеч – потому что находится вдалеке от кладбища, в углу прекрасных садовых террас, своей архитектурой, более воздушной и изысканной, чем ханские дюрбе, и историей, связанной с его возникновением. По преданию, именем Биляры-Бикеч (прекрасной невесты) называлась девушка, захваченная в плен во время очередного набега хана на польские земли. Жестокий и властный правитель не смог устоять перед необычайной красотой полонянки и не только не продал ее в рабство, но и сам полюбил по-настоящему, сделав своей женой. Однако это не растопило сердца девушки, и она зачахла от горя. По другой версии, была убита ревнивой соперницей, ранее служившей любимой женой хана. Молодая и красивая девушка умерла во цвете лет, а безутешному хану лишь оставалось увековечить память о любимой, построив красивое дюрбе и украсить его Фонтаном Слез.

Фонтан Слез – очередная достопримечательность дворца – раньше питался от родника, находившегося рядом с Дюрбе Биляры-Бикеч, но когда тот иссяк, источник был перенесен ближе к ханским покоям, к новой водоносной жиле. Фонтан этот воспет Пушкиным в одноименном стихотворении, но обычно читатели представляют себе несколько иное строение, чем то, что является фонтаном на самом деле. Замысел архитектора, талантливого иранского зодчего Омера, представляет собой глаз, из которого сочится скупая, но не пересыхающая слеза.

Капли воды по одной стекают в чашу и, наполняя ее, разбиваются на две струи, которые капают в боковые чаши. И этот ритм повторен несколько раз, символизируя горе хана, которое то увеличивается, то уменьшается, чтобы затем снова стать большим – до бесконечности. Действительно поэтичная и философская постройка!

Ханский дворец содержит в себе немало других удивительных построек: остатки Гарема, внутреннюю Мечеть (исключительно для хана и его семьи), прекрасные сады и террасы, Портал, Конюшни, башни и беседки. Пусть отдельные здания не производят должного впечатления, они хранят в себе память о долгих столетиях и являются свидетелями многих событий. Чтобы как следует прочувствовать красоту, уникальную атмосферу и смысл величественного Города-Сада, лучше пройтись по нему с экскурсоводом, прекрасно знающим каждый секрет и тайну этого удивительного места.

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий