...

Херсонес Таврический

Адрес: Гагаринский р-н. ул.Древняя, д.1.
Стоимость посещения: дети с 6 до 16 лет – 50 руб.(с экскурсией – 80руб.); студенты – 70 руб. (с экскурсией – 100руб.); взрослые – 100 руб. (с экскурсией – 150руб.).

История Херсонеса Таврического

Херсонес Таврический

Херсонес Таврический

Уникальной достопримечательностью, которую можно увидеть в Севастополе, являются развалины древнего города, называвшегося Херсонесом. Его еще называют Таврическим, поскольку Таврией именовали Крым древние греки. Само название переводится с греческого как “полуостров”.

Он находится на Черноморском побережье, поблизости от Карантинной бухты. Жилые дома возникли здесь примерно в 422-421 годах до н.э. стараниями выходцев из Гераклеи Понтийской. Первоначально это была небольшая греческая колония, за 100 с немногим лет превратившаяся в большое поселение на полуострове, располагающемся между 2 бухт – Карантинной и Песочной.

Этот город-государство вначале развивался как рабовладельческая республика, где форма правления была демократическая. Основные решения принимались здесь народным собранием.

Херсонес Таврический

История Херсонеса, которому суждено было прожить более двух тысяч лет, богата всевозможными событиями. Об этом, наряду с упоминаниями в исторических источниках, свидетельствуют многочисленные находки древности. В его биографии выделяют эллинистический период (IV-I века. до н.э.), римский (I-V века. н.э.), периоды раннего и позднего средневековья (VI-X и X-XIV века). Каждая из этих эпох оставила свой след. И специалисты, ведущие раскопки на протяжении уже более 150 лет, продолжают делать здесь все новые открытия.

В эллинистическую эпоху здесь появились театр, античные храмы и статуи. В годы римского покровительства был устроен водопровод, галереи, места для занятий гимнастическими упражнениями. В IV веке на эту местность распространилось христианство, и вместе с ним появились христианские церкви и часовни. При этом объекты античного искусства без сожаления разрушались. В V в. город стал частью Византийской империи, и его теперь знали как Херсон. Кроме того, известны и иные названия старинного селения – Корсунь (так его величали восточные славяне) и Сары-Кермен, или “Желтая крепость” (имя, придуманное татарами).

Именно здесь, согласно летописным источникам, принял крещение киевский князь Владимир, принесший на Русь христианство. Перед этим он захватил Корсунь после девятимесячной осады, угрожая византийскому императору Василию II и желая получить в жены принцессу Анну.

Херсонес Таврический

Стоящий на пересечении торговых путей Херсонес достиг своего максимального расцвета в IV-III вв. до н.э. Но он периодически подвергался вражеским набегам и угрозам от различных племен (скифов, гуннов, печенегов, татар и др.). Горожане всегда восстанавливали его, но набег в 1399 г. монголо-татар во главе с ханом Эдигеем, оказался для поселения фатальным. После пожаров и разрушений, учиненных ими, город уже не смог вернуться к прежней жизни. Примерно к середине XV в. жители покинули его окончательно, и он оказался в запустении.

Первые археологические изыскания начались здесь с конца 20-х гг. XIX в., после основания Севастополя.

В наши дни останки древнего града занимают примерно 40 с половиной гектаров. Здесь можно обрести понимание о существовавшей тогда планировке. Улицы его были прямые, шириной 4- 6 м, перекрещивающиеся под углом в 90 градусов. Они образовывали кварталы, каждый из них включал 2 – 4 каменные жилые постройки. Их стены, выходящие на улицу, были глухими, а окна виднелись со стороны дворовой части. В центральной части была основная городская площадь – Агора.

Город стоял окруженный мощными крепостными стенами, длиной примерно 3 с половиной км. Толщиной они были около 3,5-4 м, а высотой – приблизительно 8-10 м. К ним также примыкали оборонительные башни, возвышавшиеся на 10-12 м. Сооружения были выполнены из каменных блоков, отесанных специальным образом, так что они крепко держались между собой, не будучи скрепленными раствором.

Около дорог за пределами городских стен лежали некрополи, где в могилах и склепах находили свое последнее пристанище умершие горожане. В местах захоронений ставили памятники в виде стел с указанием имени, а затем и возраста усопшего. Примерно в X-XIV столетиях уже принято хоронить почивших внутри города, чаще всего в часовнях, храмах или около них.

За двухтысячелетнее существование поселения облик его постоянно изменялся. Судить об этом сейчас помогают обнаруженные экспертами древние объекты, а также памятники истории, появившиеся здесь в более позднее время.

Описание исторических построек Херсонес

Одна из наиболее популярных местных достопримечательностей, поражающая туристов, – это базилика, открытая археологами под руководством Г.Д. Белова в 1935 г. Величественные колонны представляют собой руины средневековой христианской церкви, построенной предположительно в конце VI в. и просуществовавшей примерно до Х в. Ранее тут размещалась иная церковь, меньшая по площади. А потом в расположении центрального нефа базилики была выстроена небольшая часовня. Пол в нефе, находившемся посередине, был вымощен плитами из мрамора, на их оборотной стороне специалисты обнаружили рельефные отображения языческих богов, героев, моментов заупокойной трапезы и т.д. По предположениям ученых, эти плиты являются частями саркофагов римского периода, где покоились останки представителей местной знати.

Херсонес Таврический

Другое известное культовое строение – “базилика в базилике”. Это также религиозное сооружение эпохи средневековья, получившее свое наименование потому, что на одной площадке были построены 2 церкви. Первая из них (времен VI в.) была разломана, а вторая отстраивалась на том же месте из обломков предыдущей. Изначально базилика являлась трехнефной. В ней существовал пол, выложенный мозаичными узорами. Рисунки тут были различными в отдельных помещениях. Это и пересекающиеся окружности красного цвета по белому фону, и фигуры и линии геометрических форм, и символические изображения, относящиеся к христианству (канфары, птицы) и др. В купели из мозаики был создан павлин, символизирующий воскресение. Мраморные колонны святилища, украшенные резными крестами, по весу были около 350 кг.

Вторая, или “Малая”, базилика возводилась здесь в Х в. Она была более маленькой по сравнению со своей предшественницей и располагалась там, где находился ее центральный неф. Престол этой церкви соорудили из колонн предыдущей постройки. Примерно в XII-XIII столетиях культовое строение было разрушено пожаром и больше не восстанавливалось.

Есть на площади древнего Херсонеса и еще базилики, которых, по предположениям ученых, было не менее десяти.

Херсонес ТаврическийХерсонес Таврический

Интересный памятник древности эпохи раннего христианства – храм-мавзолей, расположенный под землей. Он также известен как “пещерный храм”. Посмотреть это уникальное сооружение можно на Главной улице города, в 3-м квартале. Помещения святилища прорублены в скальной породе. Культовое строение по форме является четырехугольником с 3 нишами-конхами. Попасть сюда можно было по лестничным ступеням, которые вверху также были выдолблены в скале, а внизу сделаны из дерева. Время постройки сооружения точно не определено. Некоторые ученые полагают, что это V в., кто-то склоняется к первым столетиям нашей эры, когда возникали тайные храмы, где собирались ранние христиане.

На этой местности находится античный театр – единственная подобная постройка, известная сегодня на территории СНГ. Период его строительства относят к рубежу IV-III столетий до н.э. В нем одновременно могли умещаться более двух тысяч зрителей. Помимо театральных представлений здесь предположительно проходили и выступления музыкантов, и состязания поэтов, проводились народные собрания, а в пору размещения здесь римских легионеров устраивались гладиаторские бои. С приходом христианства в IV в. театральные представления были запрещены, и театр был предан забвению. Затем здесь была возведена большая религиозная постройка, получившая от археологов название “Храм с ковчегом”.

Известно, что в эпоху расцвета Херсонеса здесь чеканили собственные монеты. Для этого существовал монетный двор, обнаруженный при раскопках 1904 г. Его возведение датируется IV-III столетиями до н.э. Располагалось строение на главной улице, ближе к центру. Сегодня можно увидеть подвальные помещения здания, объединенные длинным коридором. Подняться оттуда было возможно по двум лестницам. Одна вела во двор, другая – в одну из комнат первого этажа. Монетный двор был разрушен пожаром, а со временем тут построили жилую усадьбу.

Из более поздних местных построек можно назвать величественный собор, посвященный Святому князю Владимиру, крестителю Руси. Точка возведения была выбрана не случайно. Согласно летописным источникам, именно здесь крестился великий русский князь. На первом этаже святыни, возведенной в середине XIX в., сохранились остатки крестообразной церкви, в которой предположительно и произошло это знаменательное событие. Этот двухэтажный крестообразный храм, спроектированный Ф.И. Чагиным и Д.И. Гриммом, сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, но после был отреставрирован.

Излюбленное туристами и севастопольцами место – знаменитый колокол. Хотя непосредственно с историей старинного поселения он не связан. Колокол изготовлен таганрогскими мастерами в конце 1770-х гг. из пушек, взятых у турок в качестве трофеев.

По приказу царя Александра I его прислали в Севастополь для возводившейся там церкви во имя Святого Николая. Но Крымская война внесла свои коррективы. После поражения России колокол, наряду с иными трофеями, был отправлен на французскую землю и был размещен там в соборе Парижской Богоматери. Колокол возвратили на родину в 1913 г. и установили на колокольню, что была в Херсонесском монастыре. Когда в середине 1920-х гг. монастырь был закрыт, его колокола решено было переплавить. Но данному экземпляру удалось избежать столь печальной кончины. Его установили на берегу, чтобы, когда туман скрывал полуостров, он подавал сигналы проплывающим мимо судам.

Татьяна Матыцына специально для lions-guides.ru

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий